Авторы: Спицына Татьяна Рафаиловна, Дьячкова Ирина Юрьевна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Старые книги читаем по новому
Раздел: дошкольное образование
Старые книги читаем по-новому
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС)
предусматривает создание в образовательном учреждении условий,
которые способствуют формированию активной творческой личности,
успешно социализированной в обществе. Педагогу нужно предложить
детям такой вид деятельности, в рамках которой стимулируется
познавательный интерес, развиваются творческие способности,
ребенок учится выражать свое мнение и принимать точку зрения
окружающих. Таким видом деятельности нам представляются игровые
сеансы клуба "Почитай-ка", которые проводятся с дошкольниками 6-7
лет.
Основа игрового сеанса - знакомство с произведениями
классической детской литературы, но старые книги с современными
дошкольниками нужно читать по-новому. Дети не хотят быть
пассивными слушателями, им необходимо выражать свое мнение,
взаимодействовать со сверстниками, выражать свои эмоции в каких-то
творческих видах деятельности.
.
.
Предлагаем вашему вниманию один из способов прочтения с детьми
рассказа Н. Носова " На горке".
Как обычно, мы знакомим детей с автором рассказа, вспоминаем уже
знакомые произведения Носова.Начинаем читать, попутно разъясняя
значения непонятных ребенку слов, например "дворницкая".
Дочитываем до кульминационного момента в рассказе:
- Это кто здесь напортил?- закричали они.-Кто горку песком посыпал?
Ты не видел, Котька?
На этом мы прерываем чтение и спрашиваем у ребят: "Как вы думаете,
что ответил Котька?". Предположения детей внимательно
выслушиваем. Они могут сказать, что Котка признался или свалил вину
на кого-то или просто сказал:"Не знаю".Предлагаем узнать, как же
поступил Котька, и дочитываем рассказ до конца. Потом обсуждаем
развитие разных вариантов событий, которые предлагали ребята.
Какой ход событий им нравится больше и почему?
Обсуждение должно прийти к вопросу:"Как вы думаете- Котька плохой
или он совершил плохой поступок?" Обязательно акцентируем
внимание ребят на том, что он честно сознался, что испортил горку
нечаянно, что сам все исправил и даже приделал ступеньки к горке.При
доверительном ходе беседы ребята очень активно высказывают свое
мнение, даже могут привести примеры из своей жизни и достаточно
легко вместе со взрослым приходят к выводу, что каждый может
ошибиться и нечаянно совершить какой-нибудь плохой поступок.
Главная мысль, к которой мы подводим ребят,- нужно признавать и
исправлять свои ошибки.
После этого спросите:" Как вы думаете, ребята правильно поступили с
Котькой? Почему?" Вместе со взрослым ребята проигрывают другой
вариант развития событий: Котьку прогоняют с горки.Под
"проигрыванием" подразумевается инсценировка этого варианта с
распределением ролей и реплик
.В итоге - горка испорчена, ребята расстроены, Котька
обижен.Приходим к выводу, что в рассказе ребята поступили
правильно, потому что дали возможность Котьке исправить свою
ошибку .А так ребята с Котькой не поссорились,а научили его строить
горку и от этого всем только лучше.
Закончить обсуждение предлагаем вопросом:"Можно ли назвать
ребят и Котьку друзьями? Почему?" Активно участвуя в чтении и
обсуждении, дети достаточно легко делают выводы и приводят свои
доводы. После этого можно предложить нарисовать иллюстрацию к
рассказу и прокомментировать свой рисунок, что позволит каждому
ребенку еще раз вспомнить рассказ, определить свои чувства к героям
и визуализировать свои переживания.Результатом проведенного
игрового сеанса является заполненный рисунками детей лепбук. Он
состоит из нескольких универсальных разделов: "Мне понравилось",
"Меня огорчило" и "Я понял". Каждый ребенок кладет свой рисунок в
выбранный им самостоятельно раздел лепбука,ориентируясь на свои
переживания. Заполненный лепбук выставляется для ознакомления
родителям, что позволяет их тоже сделать участниками обсуждения и
дает возможность ребенку поделиться с ними своими эмоциями.
Таким образом, взрослый не только читает детям рассказ, но и делает
их активными участниками обсуждения, помогает научиться
сопереживать героям, вживаться в их роль, самостоятельно делать
выводы.
Данный метод позволяет детям переключаться с одного вида
деятельности на другой. Они не просто сидят и слушают взрослого, а
обсуждают, играют роли, рисуют.Планомерная и систематическая
работа по предложенному методу может способствовать созданию
условий для всестороннего развития личности дошкольника.
Воспитатель группы
№
5 МБДОУ
№
140 Спицына Т.Р.
высшая квалификационная
категория.