Напоминание

Старые книги читаем по новому


Авторы: Спицына Татьяна Рафаиловна, Дьячкова Ирина Юрьевна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Старые книги читаем по новому
Раздел: дошкольное образование





Назад




Старые книги читаем по-новому

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС)

предусматривает создание в образовательном учреждении условий,

которые способствуют формированию активной творческой личности,

успешно социализированной в обществе. Педагогу нужно предложить

детям такой вид деятельности, в рамках которой стимулируется

познавательный интерес, развиваются творческие способности,

ребенок учится выражать свое мнение и принимать точку зрения

окружающих. Таким видом деятельности нам представляются игровые

сеансы клуба "Почитай-ка", которые проводятся с дошкольниками 6-7

лет.

Основа игрового сеанса - знакомство с произведениями

классической детской литературы, но старые книги с современными

дошкольниками нужно читать по-новому. Дети не хотят быть

пассивными слушателями, им необходимо выражать свое мнение,

взаимодействовать со сверстниками, выражать свои эмоции в каких-то

творческих видах деятельности.

.

.

Предлагаем вашему вниманию один из способов прочтения с детьми

рассказа Н. Носова " На горке".

Как обычно, мы знакомим детей с автором рассказа, вспоминаем уже

знакомые произведения Носова.Начинаем читать, попутно разъясняя

значения непонятных ребенку слов, например "дворницкая".

Дочитываем до кульминационного момента в рассказе:

- Это кто здесь напортил?- закричали они.-Кто горку песком посыпал?

Ты не видел, Котька?

На этом мы прерываем чтение и спрашиваем у ребят: "Как вы думаете,

что ответил Котька?". Предположения детей внимательно

выслушиваем. Они могут сказать, что Котка признался или свалил вину

на кого-то или просто сказал:"Не знаю".Предлагаем узнать, как же

поступил Котька, и дочитываем рассказ до конца. Потом обсуждаем

развитие разных вариантов событий, которые предлагали ребята.

Какой ход событий им нравится больше и почему?

Обсуждение должно прийти к вопросу:"Как вы думаете- Котька плохой

или он совершил плохой поступок?" Обязательно акцентируем

внимание ребят на том, что он честно сознался, что испортил горку

нечаянно, что сам все исправил и даже приделал ступеньки к горке.При

доверительном ходе беседы ребята очень активно высказывают свое

мнение, даже могут привести примеры из своей жизни и достаточно

легко вместе со взрослым приходят к выводу, что каждый может

ошибиться и нечаянно совершить какой-нибудь плохой поступок.

Главная мысль, к которой мы подводим ребят,- нужно признавать и

исправлять свои ошибки.

После этого спросите:" Как вы думаете, ребята правильно поступили с

Котькой? Почему?" Вместе со взрослым ребята проигрывают другой

вариант развития событий: Котьку прогоняют с горки.Под

"проигрыванием" подразумевается инсценировка этого варианта с

распределением ролей и реплик

.В итоге - горка испорчена, ребята расстроены, Котька

обижен.Приходим к выводу, что в рассказе ребята поступили

правильно, потому что дали возможность Котьке исправить свою

ошибку .А так ребята с Котькой не поссорились,а научили его строить

горку и от этого всем только лучше.

Закончить обсуждение предлагаем вопросом:"Можно ли назвать

ребят и Котьку друзьями? Почему?" Активно участвуя в чтении и

обсуждении, дети достаточно легко делают выводы и приводят свои

доводы. После этого можно предложить нарисовать иллюстрацию к

рассказу и прокомментировать свой рисунок, что позволит каждому

ребенку еще раз вспомнить рассказ, определить свои чувства к героям

и визуализировать свои переживания.Результатом проведенного

игрового сеанса является заполненный рисунками детей лепбук. Он

состоит из нескольких универсальных разделов: "Мне понравилось",

"Меня огорчило" и "Я понял". Каждый ребенок кладет свой рисунок в

выбранный им самостоятельно раздел лепбука,ориентируясь на свои

переживания. Заполненный лепбук выставляется для ознакомления

родителям, что позволяет их тоже сделать участниками обсуждения и

дает возможность ребенку поделиться с ними своими эмоциями.

Таким образом, взрослый не только читает детям рассказ, но и делает

их активными участниками обсуждения, помогает научиться

сопереживать героям, вживаться в их роль, самостоятельно делать

выводы.

Данный метод позволяет детям переключаться с одного вида

деятельности на другой. Они не просто сидят и слушают взрослого, а

обсуждают, играют роли, рисуют.Планомерная и систематическая

работа по предложенному методу может способствовать созданию

условий для всестороннего развития личности дошкольника.

Воспитатель группы

5 МБДОУ

140 Спицына Т.Р.

высшая квалификационная

категория.



В раздел образования