Напоминание

Башкирский национальныйкостюм


Автор: Кузеева Расима Фаниловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филиал СОШ с.Алкино-2-ООШ с.Аминево
Населённый пункт: С.Аминево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Башкирский национальныйкостюм
Раздел: дошкольное образование





Назад




Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя

общеобразовательная школа имени Рустема Абзалова с.Алкино-2 муниципального района

Чишминский район Республики Башкортостан – Основная общеобразовательная школа

с.Аминево муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

для старшей группы

"Башкирский национальный костюм".

Подготовила воспитатель: Кузеева Р.Ф.

2019 г

«Башкирский национальный костюм»

Задачи: 1.Ознакомить воспитанников с башкирским национальным

костюмом, орнаментом, традициями.

2. Развивать у воспитанников умение увидеть практичность, красоту

национальных костюмов.

3.Способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям.

Воспитывать нравственное отношение через одежду воспитывать

чувство гордости за свою родину.

Дидактический материал и оборудование:картинки башкирских

национальных костюмов, куклы в башкирских национальных костюмах;

раскраска с башкирскими национальными элементами одежды; видеоролик с

башкирским танцем; аудиозапись башкирской музыки; ноутбук, магнитная

доска, посылка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций,

изображающих людей в национальных костюмах; альбом по аппликации

«Башкирский национальный костюм».

Словарная работа:камзул, елян, бишмет, салбар, тюбетейка, башмак,

кулдек, камзул.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как ваши дела? Сегодня мы

поговорим и рассмотрим башкирский национальный костюм. Но для начала я

задам вам несколько несложных вопросов о нашей Родине:

1.

Что такое Родина?

Дети: Родина – это место, где мы родились.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хороший ответ.

2.

В какой республике мы живем?

Дети: В Республике Башкортостан.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы живем в Республике

Башкортостан.

3.

Какая у нас республика?

Дети: Красивая, богатая, щедрая…

Воспитатель: Ребята, молодцы, ответили на мои вопросы.

Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду

тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей родины Уфа. Наша

республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и

татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть

свои обычаи, традиции, любимые танцы. А теперь перейдем на основную

тему нашего занятия «Национальный костюм башкир».Традиционный

костюм – яркий определитель национальной принадлежности человека.

Состав одежды, ее покрой, характер декора складывались в течение многих

веков и были обусловлены хозяйственно-бытовым укладом народа, его

культурно-историческим развитием.(Просмотр видеоролик танца в

башкирских национальных костюмах «Семь девушек»; вывешивается

картинка женского и мужского национального костюма).

Башкирский мужской костюм был однотипен во всех регионов.

Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная

рубаха. Поверх рубахи носили безрукавку камзул. При выходе на улицу

обычно надевали халат из темной ткани елян, бишмет. В холодное время

башкиры носили овчинные шубы и суконные халаты чекмень. Мужские

штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили

меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры

носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские

сапоги – итэк .

Женская одежда была наиболее разнообразной. Нательной одеждой

башкирок были платья кулдек. На платье одевали приталенную

безрукавку камзул.Женские платья вышивались бисером и стеклянными

пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками.Украшали

платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная

повязка (кукррэксэ) – прикрывала грудь.

И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были

также суконные халаты – сэкмэн. У женщин были очень красивые головные

уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем

вокруг отверстия(кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это

головной убор – кумьяулын платок- покрывало.

Сильными «знаковыми» элементами костюмобладал орнамент, который

у всех народов размещался по единым принципам, согласно традициям,

восходящим к языческим представлениям о защитных свойствах одежды,

оберегающей от злых сил. (Детям для более углубленного познания и

рассмотрения раздаются куклы, одетые в башкирскую национальную

одежду).

Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравился мой рассказ о

национальном башкирском костюме?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я сейчас вам раздам раскраски «Национальные

башкирские костюмы» и вы их раскрасите.Основными цветами

национальных башкирских костюмов являются: красный, белый, синий и

желтый.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане,

познакомились с костюмами. Давайте ещё раз повторим названия деталей

(называют). Молодцы!



В раздел образования