Напоминание

"Готовность к школе, как условие успешного обучения и развития ребенка"


Авторы: Мельчакова Оксана Витальевна, Шишкина Галина Алексеевна
Должность: учитель-дефектолог, педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ школа №3, центр диагностики и консультирования
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Готовность к школе, как условие успешного обучения и развития ребенка"
Раздел: среднее образование





Назад




Готовность к школе, как условие успешного обучения

и развития ребенка.

До сих пор в психологии отсутствует единое и четкое определение понятия

«готовность ребенка к школе». Свидетельством тому определение этих

понятий разными и весьма авторитетными специалистами в этой области.

Вот некоторые из них:

Готовность ребенка к школе - это «овладение умениями, знаниями,

способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального

уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками»

считает Анна Анастази.

Готовность ребенка к школе - это достижение такой степени в развитии, когда

ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении

полагает чешский психолог Й. Шванцара.

Л. И. Божович дает следующее определение:

Готовность ребенка к школе складывается из определенного уровня развития

мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к

произвольной регуляции поведении.

Готовность к школе можно определить как комплекс психических качеств,

необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе; она включает

несколько компонентов:

1) мотивационная готовность (положительное отношение к школе и

учению);

2)

волевая

готовность

(достаточно

высокий

уровень

развития

произвольности поведения);

3)

интеллектуальная,

или

умственная,

готовность

(наличие

определенных умений, навыков, уровня развития познавательных процессов);

4) социальная, или нравственная, готовность (сформированность тех

качеств,

которые

обеспечивают

установление

взаимоотношений

со

взрослыми

и

сверстниками,

вхождение

в

жизнь

класса,

выполнение

совместной деятельности и т. п.).

Психологическая

готовность

к

школе

находится

в

тесной

связи

с

физическим

и

морфофункциональным

развитием

ребенка.

Это

умение

различать

звуковые

сочетания,

наличие

необходимой

двигательной

координации,

умение

сосредоточенно

работать

в

течение

определенного

времени,

уровень

психической

активности

и

концентрации

внимания,

памяти.

Психологическая готовность к школьному обучению заключается не в

том,

что

у

ребенка

к

моменту

поступления

в

школу

складываются

п с и х о л о г и ч е с к и е

ч е р т ы ,

к о т о р ы е

о т л и ч а ю т

ш к о л ь н и к а .

Диагностическое

обследование

позволяет дать максимально адекватную

оценку уровня развития ребенка, степень сформированности его социальных

и других (в том числе интеллектуальных) навыков.

Есть

ли

критерий,

который

позволяет

адекватно

оценить

степень

подготовленности ребенка к школьной жизни? Такой критерий есть, и в

п с и х о л о г и и

о н

п о л у ч и л

н а з в а н и е "школьная

з р е л о с т ь ",

или психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Под

школьной

зрелостью

понимается

достижение

ребенком

такого

уровня

психического развития, когда он оказывается способным принимать участие

в

школьном

обучении.

Можно

выделить

три

основных

направления

психологической готовности ребенка к школе, на основе изучения которых

можно

сделать

вывод

о

школьной

зрелости:

психофизиологическое,

интеллектуальное и личностное.

Психофизиологические

особенности. К

семи

годам

достаточно

сформированы структура и функции мозга, близкие по ряду показателей к

мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей в этот период составляет 90

процентов

веса

мозга

взрослого

человека.

Такое

созревание

мозга

обеспечивает

возможность

усвоения

сложных

отношений

в

окружающем

мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач.

К началу школьного обучения у ребенка достаточно развиты тормозные

реакции,

которые

помогают

ему

управлять

своим

поведением.

Слово

взрослого и его собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение.

Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными.

Костно-мышечный

аппарат

отличается

гибкостью,

в

костях

много

хрящевой

ткани.

Развиваются,

хотя

и

медленно,

мелкие

мышцы

руки,

которые

обеспечивают

формирование

навыков

письма.

Моторика

руки

у

детей шестилетнего возраста развита хуже, чем у семилеток, поэтому дети

семилетнего возраста более восприимчивы к письму, чем шестилетки.

В

этом

возрасте

дети

хорошо

улавливают

ритм

и

темп

движений.

Однако движения ребенка недостаточно ловки, точны и координированны.

Все перечисленные изменения в физиологических процессах нервной

системы позволяют ребенку участвовать в школьном обучении.

Познавательная

сфера. К

шести-семи

годам

от н о с и т е л ь н о

сформированы все анализаторы коры мозга, на основе которых развиваются

разные виды чувствительности. К этому возрасту улучшается острота зрения,

точность и тонкость цветоразличения. Ребенок знает основные цвета и их

оттенки.

К

н а ч а л у

ш к о л ь н о г о

о б у ч е н и я

у

р е б е н к а

сформированы пространственные

отношения.

Он

может

правильно

определить положение предмета в пространстве: ниже - выше, впереди -

сзади, слева - справа, над - под. Наиболее сложными для усвоения являются

пространственные отношения "слева - справа". Сначала дети устанавливают

связь между направлением и частями своего тела. Они различают правую и

левую

руку,

парные

органы

и

стороны

своего

тела

в

целом.

Задачи на глазомер дети хорошо решают в случае больших различий между

предметами, могут выделить такие отношения, как "шире - уже", "больше -

меньше",

"короче

-

длиннее".

Дошкольник

может

правильно

разложить

палочки, ориентируясь на их длину: найти самую длинную, самую короткую,

расположить палочки по мере возрастания или убывания их длины.

Восприятие

времени старшего

дошкольника

еще

значительно

отличается

от

восприятия

взрослого.

Дети

понимают,

что

время

нельзя

остановить, вернуть, ускорить или замедлить, что оно не зависит от желания

и воли человека. Во временном пространстве ребенок старшего дошкольного

в о з р а с т а

о р и е н т и р о в а н

н а

н а с т о я щ е е

“ з д е с ь

и

т е п е р ь ” .

Воспринимая форму предметов,

ребенок

старается

ее

опредметить.

Например, глядя на овал, он может сказать, что это часы, огурец, тарелка.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте включает в себя:

- развитие органов чувств;

- овладение сенсорными эталонами (цвет, форма, размер, фактура),

- усвоение способов обследования предметов (восприятие предмета в

целом, выделение основных частей, мелких деталей и соотношений между

ними, нахождение отличительных признаков).

К

н ач а л у

ш ко л ь н о го

о бу ч е н и я

у

р е б е н к а

д о с т а т о ч н о

развита произвольная

память.

Совершенствование

этого

вида

памяти

связано с развитием умения ставить цель запомнить что-либо и применить

способы запоминания.

В

старшем

дошкольном

и

младшем

школьном

возрасте

хорошо

развита двигательная и эмоциональная

память,

а

также механическое

запоминание. В

шесть-семь

лет

воспроизводит

после

произнесения

взрослым 4-8 хорошо знакомых слов и 1-2 не знакомых.

К шести-семи годам у ребенка достаточно большой словарный запас -

около 14 000 слов. Речь ребенка отличается употреблением слов, связанных с

движением и деятельностью. Очень мало в речи детей прилагательных. В

шесть-семь лет увеличивается количество обобщающих слов.

В

шесть

лет

все

реже

ребенком

используется

ситуативная речь.

Появляется

контекстная

речь,

связанная

с

сообщением

о

ситуациях

и

явлениях, которые в данный момент ребенок не наблюдает. Постепенно речь

ребенка становится связной, развернутой, логичной, понятной слушателю.

К семи годам дети говорят четко и внятно. Ошибки бывают в ударении

словесном.

Дети

правильно

изменяют

и

согласовывают

слова

в

предложении,

могут

образовывать

трудные

грамматические

формы

существительных,

прилагательных, глаголов. Самостоятельно образовывают слова, подбирая

однокоренные. Дети критически относятся к ошибкам, стремятся к точности

и правильности. Они используют в речи сложные (союзные и бессоюзные)

предложения.

Словарь

детей

насыщен

обобщающими

существительными,

прилагательными.

Дети

обозначают

свойство,

названия

действий

и

их

качеств. Они используют активно синонимы и антонимы, они в состоянии

объяснить неизвестные значения знакомых слов, сочетать слова по смыслу.

Дети осознанно употребляют родовые и видовые понятия.

У детей хорошо развита диалогическая речь: отвечают на вопросы

,подают реплики ,задают вопросы. Свободно пользуются интонациями. Дети

способны

построить

краткие

сообщения.

Дети

умеют

оформить

монологическую речь грамматически правильно, последовательно и связано

точно

и

выразительно

строить

свои

высказывания

в

пересказах

и

самостоятельном

рассказывании,

имея

представления

о

композиции

литературного произведения и языковых средствах художественной речи

К

шести

годам

постепенно

развивается произвольное

внимание,

которое

выражается

в

умении

выполнять

что-либо

по

правилу

или

инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети могут

продуктивно

заниматься

одним

и

тем

же

делом

в

течение

10-15

минут.

Правда, такие свойства внимания, как распределение (сосредоточение сразу

на нескольких существенных объектах) и переключение (способность быстро

сосредоточиться на другом объекте или задании), развиты пока недостаточно.

К началу школьного обучения у ребенка развит кругозор. Он владеет

многими

представлениями,

связанными

с

окружающим

миром.

От

единичных

понятий

переходит

к

более

общим,

выделяя

при

этом

как

с у щ е с т в е н н ы е ,

т а к

и

н е с у щ е с т в е н н ы е

п р и з н а к и ,

Систематическое школьное обучение приводит к постепенному овладению

ребенком

абстрактными

понятиями,

усвоению

родо-видовых

отношений

между предметами.

Ребенок использует пример как основную форму доказательства на

первых этапах обучения в дошкольном детстве и начальной школе. При

объяснении чего-либо все сводится к знакомому, известному.

В мышлении дошкольника можно выделить следующие особенности.

Во-первых, для детей характерен анимизм (одушевление неживой природы,

небе сных

тел,

мифиче ских

суще ств).

Во-вторых,

с и н к р е ти зм

(нечувствительность к противоречиям, связывание всего со всем, неумение

отделить

причину

и

следствие).

В-третьих,

эгоцентризм

(неумение

посмотреть на себя со стороны). В-четвертых, феноменальность (склонность

опираться не на знание об истинных отношениях вещей, а на их кажущиеся

отношения).

Развитие эмоционально-волевой

сферы связано

со

становлением

регулятивной функции психики. В рассматриваемый возрастной период дети

склонны к сильным переживаниям, из-за пластичности нервных процессов

происходит

быстрая

смена

чувств.

У

детей

особое

значение

начинают

приобретать

чувства,

связанные

с

учебной

деятельностью,

процессом

познания.

Их

уже

не

удовлетворяет

только

лишь

игровая

деятельность.

Дальнейшее развитие получают морально-нравственные чувства, на основе

которых

формируются

такие

качества,

как

ответственность,

трудолюбие,

честность, товарищество.

К

началу

школьного

обучения

у

ребенка

процессы

возбуждения

преобладают

над

процессами

торможения.

Регулирующая

функция

воли

проявляется в активизации и торможении деятельности "можно", "нельзя".

"Можно" формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе

которых

происходит

становление

таких

важных

свойств

личности,

как

дисциплинированность и ответственность.

У многих дошкольников сформированы волевые качества, которые

позволяют

им

успешно

выполнять

различные

задания.

Дети

способны

поставить

цель,

принять

решение,

наметить

план

действия,

сделать

определенное усилие для преодоления препятствия, оценить результат своего

действия. Для того чтобы у ребенка развивались волевые качества, взрослый

должен

организовывать

его

деятельность,

помня

при

этом,

что

волевое

действие напрямую зависит от трудности задания и времени, отводимого на

его выполнение.

У

д е т е й

с т а р ш е го

д о ш кол ь н о го

в о з р а с т а

р а с ш и р я е т с я

круг потребностей. Появляются новые потребности, связанные с желанием

пойти в школу, обрести статус школьника. Ребенок хочет узнавать новые

сведения уже не через игру, а в общении с учителем и другими детьми,

начинает осознавать свои потребности, однако часто потребности и интересы

направлены

на

внешнюю,

наиболее

привлекательную

сторону

школьного

обучения (покупка ранца, школьных принадлежностей, выделение в доме

места для выполнения уроков и т. п).

Не менее важной для успешной адаптации и учебной деятельности

будущего школьника является личностная готовность.

В понятие личностная готовность входят такие составляющие как

- мотивационная готовность. В первую очередь это ответ на вопрос

хочет ли ребенок идти в школу, как он понимает, для чего нужно учиться в

школе.

Особое

значение

придается

развитию

познавательной

мотивации

(насколько развит интерес ребенка к знаниям).

- Социальная готовность. Готов ли ребенок к установлению новых

отношений со взрослым (учителем), одноклассниками, каким образом он

выстраивает эти отношения, готов ли он принять новые правила жизни в

школьном коллективе. Ребенок, который посещал детский сад уже имеет

необходимый

опыт.

Социальная

позиция школьника.

Успешность

адаптации в школе зависит от отношения ребенка к самому себе, отношению

к взрослым, сверстникам, отношению к учению в школе. Чтобы ребенок

успешно учился, он прежде всего, должен стремиться к новой школьной

жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Стремление

ребенка

занять

новое

социальное

положение

ведет

к

образованию

его

внутренней позиции. Внутреннюю позицию школьника можно определить

как систему потребностей и стремлений, связанных со школой.

- Волевая готовность также необходима для нормальной адаптации и

успешной

учебы

ребенка

в

школе.

Уже

в

дошкольном

возрасте

ребенок

оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и

подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он

начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внешними и

внутренними

действиями,

своими

познавательными

процессами

и

поведением в целом. Произвольность поведения - умение управлять своей

деятельностью

очень

важное

требование

при

определении

школьной

готовности.

Много проблем возникает в учебной деятельности первоклассника при

обучении его навыкам письма. Не всем удается выстраивать ровные ряды

букв. Много огорчений и у ребенка, и у родителей вызывает плохой почерк.

О с о бе н н о с т и

гр а ф ом ото р н ы х

н а в ы ко в

н ап р я м у ю

с вя за н ы

с

развитием зрительно-моторной

координации.

Считается,

что

созревание

зон

головного

мозга,

отвечающих

за

зрительно-моторную

координацию,

заканчивается к 6-7 годам, когда ребенок становится школьником. Тем не

менее

имеются

различия

в

темпах

созревания

у

разных

детей,

поэтому

возможности

трудности

в

освоении

письма.

Зачастую

преодолению

этой

проблемы могут помочь специальные упражнения, направленные на развитие

координации

движений

рук,

тренировку

мелких

мышц

кистей

рук.

Это

штриховки, раскрашивания, вырезание из бумаги, вышивание, лепка, работа с

тестом и т.п.

При

разговоре

о

школьной

готовности

мы

не

можем

обойти

стороной состояние

здоровья будущего

школьника.

Это

очень

важная

составляющая школьной готовности. В условиях школьной адаптации эти

дети наиболее уязвимы, у них гораздо выше риск развития дезадаптационных

процессов,

чем

у

их

здоровых

сверстников.

При

наличии

серьезных

хронических заболеваний, стоит обсудить вопрос обучения ребенка в школе с

лечащим

врачом.

Очень

важна работоспособность ребенка

во

время

занятий. Характер работоспособности зависит от многих составляющих. В

первую очередь, это конечно, состояние здоровья ребенка, особенности его

психофизического развития, мотивации, произвольности и т.п. Определить

особенности работоспособности ребенка можно путем наблюдения за ним в

процессе занятия. Как работает ребенок – целеустремленно на протяжении

всего

занятия,

быстро

и

часто

отвлекается,

рассеянный,

чрезмерно

возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом. Вы можете

самостоятельно

определить

возможности

ребенка,

наблюдая

за

его

деятельностью или игрой.

Для

того, чтобы понять готов ли ребенок к школьному обучению,

правильно

и

эффективно

организовать

процесс

подготовки

к

школе

необходимо диагностировать ребенка.

Психологическая

диагностика

ребенка

это

исследование

личности,

которое

позволяет

получить

информацию

о

его

врожденных

способностях,

личностных

особенностях,

а

также

о

его

интересах

и

склонностях.

Детская

диагностика

располагает

широким

спектром

методик,

позволяющих наиболее полно и с разных сторон изучить ребенка.

При

ее

проведении

мы

соблюдаем

о сновные

и

непреложные правила и принципы, общеизвестные в психологии:

1.

Избираемая методика должна быть наиболее простой из всех

возможных и наименее трудоемкой из тех, которые позволяют

получить требуемый результат.

2.

Избираемая методика должна быть понятной и доступной для

испытуемого,

требующей

минимума

физических

и

психологических усилий.

3.

Инструкция

к

методике

должна

быть

простой,

короткой

и

достаточно

понятной

без

дополнительных

разъяснений.

Инструкция

должна

настраивать

испытуемого

н а

добросовестную доверительную работу.

4.

Обстановка и другие условия проведения психодиагностики

не

должны

содержать

в

себе

посторонних

раздражителей,

отвлекающих внимание испытуемого от дела.

Инструкции по проведению диагностического обследования.

Обследование

должно

проводиться

в

спокойной

благожелательной

обстановке.

Лучше если работать с ребенком будет не более одного –двух человек.

Это позволит создать контакт и получить объективные результаты.

Все

необходимые

пособия

,игры

не

должны

лежать

на

столе,

за

которым будет работать ребенок. Лучше в определенном порядке разложить

их на отдельном столе.

Исследователь

должен

сначала

познакомиться

с

ребенком

и

представиться ему и выбрать тот вариант первого задания, который будет

интересен и доступен ему беседа, игра и.т.д.

Родители

присутствуют

при

обследовании

,желательно

,чтобы

они

сидели спиной к ребенку.

НЕ СЛЕДУЕТ:

торопить ребенка, спешить с подсказкой;

показывать

свое

неудовольствие,

неудовлетворение;

подчеркивать

отрицательные

результаты

и

анализировать

их

вместе

с

родителями

в

присутствии ребенка.



В раздел образования