Автор: Ионец Снежанна Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Бытошская СОШ
Населённый пункт: п. Бытошь, Дятьковский район, Брянская область
Наименование материала: Рабочая программа по русскому языку для 8 класса (3 часа в неделю)
Тема: Рабочая программа
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
имени
Героя
Советского
Союза
В
.
С
.
Куркова
п
.
Бытошь
Дятьковского
района
«
Рассмотрено
на
МО
и
рекомендовано
к
утверждению
»
Руководитель
ШМО
………
Курятникова
В
.
И
.
Протокол
№ -----
От
……….. ………. 2019
г
.
«
Утверждаю
»
Директор
школы
……………
Горелкина
Е
.
С
.
Приказ
№ …………..
От
…….. ………. 2019
г
.
Рабочая
программа
по
русскому
языку
для
8
класса
Составитель
Ионец
Снежанна
Андреевна
П
.
Бытошь
2019 – 2020
учебный
год
Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 8 класса
2019-2020 учебный год
Нормативные документы, на
основе которых составлена
рабочая программа
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897), с учетом требований к
результатам освоения ООП ООО, программы формирования УУД, основной образовательной программы
основного общего образования МАОУ Бытошской СОШ. При составлении программы использовалась
авторская программа по русскому языку для 5-9 классов. Авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова,
О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын, 2-е издание, Москва «Просвещение» 2012год.
УМК, используемый в учебном
процессе
Рабочая программа ориентирована на использование учебно- методического комплекта:
Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова,О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич. Русский язык. 8 класс. Учебник
для общеобразовательных организаций.
Москва «Просвещение» 2018.
Л.М. Рыбченкова,Т.Н. Роговик.Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь в двух частях. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций.
Москва «Просвещение» 2018
Цели и задачи учебного
предмета
• Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к
языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
• развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и
способности
к
речевому
взаимодействию
и
взаимопониманию;
потребности
в
речевом
самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях
общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с
точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Количество часов на изучение
предмета
3 часа в неделю (за год 105 часов)
В авторской программе по русскому языку для 5 – 9 классов Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.
на изучение русского языка в 8 классе отведено 105 часов.
Основное содержание предмета
Введение 13 ч
.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
8 ч.
Простое двусоставное предложение 15 ч.
Односоставные предложения
13 ч.
Простое осложнённое предложение 15 ч.
Предложения с обособленными членами
20 ч.
Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями
14 ч.
Способы передачи чужой речи 7 ч.
Формы текущего контроля и
промежуточной аттестации
Устный опрос
Диктанты (объяснительный, распределительный, выборочный, зрительный, тематический)
Тесты
Осложнённое списывание
Тематические контрольные работы
Проверочные работы по итогам четвертей (по тексту администрации)
Входной (стартовый) контроль - (сентябрь)
Итоговый контроль (май)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык»
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 8 классе являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 8 классе являются:
Регулятивные:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью
технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
Познавательные:
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
- применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках ино странного
языка, литературы и др.);
Коммуникативные:
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какой-либо задачи, участия в спорах;
- овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформаль ного
межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 8 классе являются:
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Речь и речевое общение
• использовать различные виды монолога
(повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) в различных
ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в
ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в
типичных ситуациях общения;
• выступать перед аудиторией с
небольшим докладом; публично представлять
проект, реферат; публично защищать свою
позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении
проблем, аргументировать собственную
позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины
коммуникативных неудачи объяснять их.
• оценивать образцы устной монологической
и диалогической речи с точки зрения соответствия
ситуации речевого общения, достижения
коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности использованных
языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в
процессе речевого общения.
Речевая деятельность
Аудирование
• различным видам аудирования (с полным
пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным
извлечением информации); передавать
содержание аудиотекста в соответствии с заданной
коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме
тему, коммуникативную задачу, основную мысль,
логику изложения учебно-научного,
публицистического, официально-делового,
художественного аудиотекстов, распознавать в них
основную и дополнительную информацию,
комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного,
публицистического, официально-делового,
художественного аудиотекстов в форме плана,
тезисов, ученического изложения (подробного,
выборочного, сжатого).
• понимать явную и скрытую
(подтекстовую) информацию публицисти-
ческого текста (в том числе в
СМИ),анализировать и комментировать её в
устной форме.
Чтение
• понимать содержание прочитанных учебно-
научных, публицистических (информационных и
аналитических, художественно-публицистических
жанров), художественных текстов и
воспроизводить их в устной форме в соответствии с
ситуацией общения, а также в форме ученического
изложения (подробного, выборочного, сжатого), в
форме плана, тезисов (в устной и письменной
форме);
• использовать практические умения
ознакомительного, изучающего, просмотрового
способов (видов) чтения в соответствии с
поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную
информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной
книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и
ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на
определённую тему, анализировать отобранную
информацию и интерпретировать её в
соответствии с поставленной коммуникативной
задачей.
• понимать, анализировать, оценивать
явную и скрытую (подтекстовую) информацию
в прочитанных текстах разной функционально-
стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной
проблеме (включая противоположные точки
зрения на её решение) из различных
источников (учебно-научных текстов, текстов
СМИ, в том числе представленных в
электронном виде на различных
информационных носителях, официально-
деловых текстов), высказывать собственную
точку зрения на решение проблемы.
Говорение
• создавать устные монологические и
диалогические высказывания (в том числе
оценочного характера) на актуальные социально-
культурные, нравственно-этические, бытовые,
учебные темы (в том числе лингвистические, а
также темы, связанные с содержанием других
изучаемых учебных предметов) разной
коммуникативной направленности в соответствии с
целями и ситуацией общения (сообщение,
небольшой доклад в ситуации учебно-научного
общения, бытовой рассказ о событии, история,
участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели,
план совместной групповой учебной деятельности,
распределение частей работы;
• извлекать из различных источников,
систематизировать и анализировать материал на
определённую тему и передавать его в устной
форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого
общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского
литературного языка; стилистически корректно
использовать лексику и фразеологию, правила
речевого этикета.
• создавать устные монологические и
диалогические высказывания различных типов
и жанров в учебно-научной(на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-
культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом;
публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-
научные темы, соблюдая нормы учебно-
научного общения;
• анализировать и оценивать речевые
высказывания с точки зрения их успешности в
достижении прогнозируемого результата.
Письмо
• создавать письменные монологические
высказывания разной коммуникативной
• писать рецензии, рефераты;
направленности с учётом целей и ситуации
общения (ученическое сочинение на социально-
культурные, нравственно-этические, бытовые и
учебные темы, рассказ о событии, тезисы,
неофициальное письмо, отзыв, расписка,
доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или
прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно)
в форме ученического изложения, а также тезисов,
плана;
• соблюдать в практике письма основные
лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского
литературного языка; стилистически корректно
использовать лексику и фразеологию.
• составлять аннотации, тезисы
выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма,
объявления с учётом в неязыковых
требований, предъявляемых к ним, и в
соответствии со спецификой употребления
языковых средств.
Текст
• анализировать и характеризовать тексты
различных типов речи, стилей, жанров с точки
зрения смыслового содержания и структуры, а
также требований, предъявляемых к тексту как
речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку
текста, передавая его содержание в виде плана
(простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и
т. п.;
• создавать и редактировать собственные
тексты различных типов речи, стилей, жанров с
учётом требований к построению связного текста.
• создавать в устной и письменной форме
учебно-научные тексты (аннотация, рецензия,
реферат, тезисы, конспект, участие в беседе,
дискуссии), официально-деловые тексты
(резюме, деловое письмо, объявление) с
учётом внеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в соответствии со
спецификой употребления в них языковых
средств.
Функциональные разновидности языка
• владеть практическими умениями различать
тексты разговорного характера, научные,
публицистические, официально-деловые, тексты
художественной литературы
(экстралингвистические особенности, лингвис-
тические особенности на уровне употребления
лексических средств, типичных синтаксических
конструкций);
• различать и анализировать тексты разных
жанров научного (учебно-научного),
публицистического, официально-делового стилей,
разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как
жанры научного стиля; выступление, статья,
интервью, очерк как жанры публицистического
стиля; расписка, доверенность, заявление как
жанры официально-делового стиля; рассказ,
беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные
высказывания разных стилей, жанров и типов речи
(отзыв, сообщение, доклад как жанры научного
стиля; выступление, интервью, репортаж как
жанры публицистического стиля; расписка,
доверенность, заявление как жанры официально-
делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры
разговорной речи; тексты повествовательного
характера, рассуждение, описание; тексты,
сочетающие разные функционально-смысловые
типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые
• различать и анализировать тексты
разговорного характера, научные,
публицистические, официально-деловые,
тексты художественной литературы с точки
зрения специфики использования в них
лексических, морфологических,
синтаксических средств;
• создавать тексты различных
функциональных стилей и жанров (аннотация,
рецензия, реферат, тезисы, конспект, жанры
учебно-научного стиля), участвовать в
дискуссиях на учебно-научные темы;
составлять резюме, деловое письмо,
объявление в официально-деловом стиле;
готовить выступление, информационную
заметку, сочинение-рассуждение в
публицистическом стиле; принимать участие в
беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере
общения, соблюдая нормы речевого
поведения; создавать бытовые рассказы,
истории, писать дружеские письма с учётом
внеязыковых требований, предъявляемых к
ним, и в соответствии со спецификой
употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи
с точки зрения её композиции, аргументации,
языкового оформления, достижения
поставленных коммуникативных задач;
высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям и языковой
правильности;
• исправлять речевые недостатки,
редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с
небольшими информационными сообщениями,
сообщением и небольшим докладом на учебно-
научную тему.
• выступать перед аудиторией сверстников
с небольшой протокольно-этикетной,
развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
• характеризовать основные социальные
функции русского языка в России и мире, место
русского языка среди славянских языков, роль
старославянского (церковнославянского) языка в
развитии русского языка;
• определять различия между литературным
языком и диалектами, просторечием,
профессиональными разновидностями языка,
жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных
изобразительных средств языка.
• характеризовать вклад выдающихся
лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические
правила современного русского литературного
языка;
• опознавать основные выразительные
средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и
поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из
орфоэпических словарей и справочников;
использовать её в различных видах деятельности.
• извлекать необходимую информацию из
мультимедийных орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в различных
видах деятельности.
Морфемика и словообразование
• делить слова на морфемы на основе
смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы
словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять
словообразовательные пары и
словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и
словообразованию в практике правописания, а
также при проведении грамматического и
лексического анализа слов.
• характеризовать словообразовательные
цепочки и словообразовательные гнёзда,
устанавливая смысловую и структурную связь
однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные
средства словообразования в художественной
речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из
морфемных, словообразовательных и
этимологических словарей и справочников, в
том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку
для объяснения правописания и лексического
значения слова.
Лексикология и фразеология
• проводить лексический анализ слова,
характеризуя лексическое значение,
принадлежность слова к группе однозначных или
многозначных слов, указывая прямое и
переносное значение слова, принадлежность
слова к активной или пассивной лексике, а также
указывая сферу употребления и стилистическую
окраску слова;
• объяснять общие принципы
классификации словарного состава русского
языка;
• аргументировать различие лексического
и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• группировать слова по тематическим
группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и
письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как
средство исправления неоправданного повтора в
речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов,
построенных на переносном значении слова
(метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами
лексических словарей (толковым словарём,
словарём синонимов, антонимов,
фразеологическим словарём и др.) и использовать
полученную информацию в различных видах
деятельности.
• оценивать собственную и чужую речь с
точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные
средства лексики и фразеологии в
публицистической и художественной речи и
оценивать их; объяснять особенности
употребления лексических средств в текстах
научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из
лексических словарей разного типа (толкового
словаря, словарей синонимов, антонимов,
устаревших слов, иностранных слов,
фразеологического словаря и др.) и
справочников, в том числе мультимедийных;
использовать эту информацию в различных
видах деятельности.
Морфология
• опознавать самостоятельные
(знаменательные) части речи и их формы;
служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его
принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей
речи в соответствии с нормами современного
русского литературного языка;
• анализировать синонимические средства
морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• извлекать необходимую информацию из
словарей грамматических трудностей, в том
числе мультимедийных; использовать эту
информацию в различных видах деятельности.
• применять морфологические знания и
умения в практике правописания, в различных
видах анализа;
• распознавать явления грамматической
омонимии, существенные для решения
орфографических и пунктуационных задач.
Синтаксис
• опознавать основные единицы синтаксиса
(словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды
словосочетаний и предложений с точки зрения
структурной и смысловой организации,
функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в
соответствии с нормами современного русского
литературного языка;
• использовать разнообразные
синонимические синтаксические конструкции в
собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения
в практике правописания, в различных видах
анализа.
• анализировать синонимические средства
синтаксиса;
• опознавать основные выразительные
средства синтаксиса в публицистической и
художественной речи и оценивать их;
объяснять особенности употребления
синтаксических конструкций в текстах научного
и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности
употребления синтаксических конструкций с
точки зрения их функционально-
стилистических качеств, требований
выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
• соблюдать орфографические и
пунктуационные нормы в процессе письма (в
объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме
(рассуждение) и письменной форме (с помощью
графических символов);
• обнаруживать и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из
орфографических словарей и справочников;
использовать её в процессе письма.
• демонстрировать роль орфографии и
пунктуации в передаче смысловой стороны
речи;
• извлекать необходимую информацию из
мультимедийных орфографических словарей и
справочников по правописанию; использовать
эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
• выявлять единицы языка с национально-
культурным компонентом значения в
произведениях устного народного творчества, в
художественной литературе и исторических
текстах;
• приводить примеры, которые доказывают,
что изучение языка позволяет лучше узнать
историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского
речевого этикета в учебной деятельности и
повседневной жизни.
• характеризовать на отдельных примерах
взаимосвязь языка, культуры и истории народа
— носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский
речевой этикет с речевым этикетом отдельных
народов России и мира.
Содержание учебного предмета
№ п/п
Название раздела (содержание раздела)
Количество часов
1.
Введение.
(Вх.конроль-1ч, Р./р.-2ч., соч. -1ч., изл. -1ч.)
13
Понятие о культуре речи. Культура речи как раздел лингвистики. Текст как речевое произведение. Структура текста.
2.
Синтаксис, пунктуация, культура речи
(изл.-1ч., к/р-1ч.)
8
Синтаксис как раздел грамматики. Основные единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании(согласование,
управление,примыкание).Нормысочетаниясловиихнарушениевречи.Предложение как минимальное речевое высказывание. Предложения
простые и сложные, их структурные
и смысловые
различия.
Интонация,
её функции, основные элементы. Виды предложений по
цели высказывания и эмоциональной окраске. Предложения утвердительные
и отрицательные ,их смысловые и структурные
различия.
3.
Простое двусоставное предложение.
(соч.-5ч.,изл.-2, к /р-1ч.. к/тест-1ч.)
15
Простое двусоставное предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Синтаксическая структура простого
двусоставного предложения. Главные члены двусоставного
предложения.Морфологическиеспособывыраженияподлежащего.Видысказуемого:простоеглагольное,составноеглагольное,составноеименноесказуе
мое,способыихвыражения.Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение
(прямое и кос-венное),обстоятельство(времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия).
Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные
случаи согласования определений с определяемым словом.
Предложения распространённые и нераспространённые. Предложения полные и неполные. Особенности употребления неполных предложений в
в разговорной речи и в языке художественной литературы.
Прямой и обратный порядок слов в простомпредложении,егокоммуникативнаяиэкспрессивно-стилистическая роль.
4.
Односоставные предложения ( соч.-1, изл.-1, к/д.-1.)
13
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определённо-личные,
неопределённо-личные, безличные, обобщённо-личные, назывные.Ихструктурныеисмысловыеособенности.Синонимияодносоставных и двусоставных
предложений.
5.
Простое осложнённое предложение(соч.-1ч., к/д.-1ч.)
15
Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. Условия однородности членов предложения. Средства связи
однородных членов предложения. Интонационныеипунктуационныеособенностипредложенийсоднороднымичленами. Обобщающие слова при
однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Стилистические возможности предложений с
однороднымичленами.Синонимияпростыхпредложенийсоднороднымичленами и сложносочинённых
предложений.Употреблениесказуемогоприоднородныхподлежащих.Нормысочетанияоднородныхчленов.
6.
Предложения с обособленными членами
(Р/р.-2ч, соч.-2ч., к/д.-1ч.)
20
Предложения с обособленными членами.
Сущность и условия обособления. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности
предложений с обособленными членами.
Обособленное определение и приложение.Причастныйобороткакразновидностьраспространённогосогласованного определения. Обособленные
обстоятельства .Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления.
Уточняющие, поясняющие, присоединительныеобособленныечлены,ихсмысловыеиинтонационныеособенности.
7
Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями
(соч.1ч., к/д.-1ч.)
14
Обращение (однословное и не однословное), его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением.
Вводные конструкции (слова, словосочетания,предложения)каксредствовыраженияоценкивысказывания,воздействиянасобеседника. Группы вводных
конструкций по значению. Синонимия вводныхконструкций.Использованиевводныхсловкаксредствасвязипредложений и смысловых частей текста.
8
Способы передачи чужой речи
7
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов
цитирования в собственных речевых высказываниях. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Оформление диалога на письме. Цитирование.
Итого 105 ч.
контрольных диктантов-4 ч.
контрольных работ -3ч.
р/р- 4ч.
сочинений-10ч.
изложений -6ч.
контрольных тестов-1ч.
Тематическое планирование
№
урока
Наименование раздела (темы), тема урока.
Кол-во
часов
Дата
план
Дата
факт
Введение
13
(8+4+1)
1
Инструктаж по ТБ. Введение. Что такое культура речи.
Виды норм современного русского языка.
Анализ высказывания с точки зрения соблюдения норм современного
русского языка.
1
2.09
2
Входной контроль.
1
4.09
3
Анализ входного контроля. Работа над ошибками.
1
6.09
4
Развитие речи.Что такое проблема текста.
1
9.09
5
Развитие речи. Определение и формулировка проблем текста.
1
11.09
6
Текст и его структура.
1
13.09
7
Средства связи предложений в тексте.
1
16.09
8
Виды (способы) связи предложений в тексте.
1
18.09
9
Функциональные разновидности современного русского языка.
Публицистический стиль.
Разновидности и жанры публицистического стиля.
1
20.09
10
Развитие речи. Сочинение-размышление в публицистическом стиле.
Упр.31.
1
23.09
11
Научный стиль.
1
25.09
12
Урок-практикум по теме «Текст. Функциональные стили речи» Упр. 40.
1
27.09
13
Приемы сжатия текста.
Развитие речи. Сжатое изложение. Упр.38
1
30.09
Синтаксис, пунктуация, культура речи
8
(6+1+1)
14
Синтаксис как раздел грамматики. Основные единицы синтаксиса (§5).
Виды и средства синтаксической связи
1
2.10
15
Развитие речи. Подробное изложение. Упр.48.
1
4.10
16
Словосочетание, его структура и виды .
1
7.10
17
Типы
связи
слов
в
словосочетании
(согласование,
управление,
примыкание).
1
9.10
18
Синонимическая замена словосочетаний.
Синтаксический разбор словосочетаний.
1
11.10
19
Контрольная работа по теме «Словосочетание».
1
14.10
20
Работа над ошибками.
1
16.10
21
Понятие о предложении.
1
18.10
Простое двусоставное предложение
15
(10+3+2)
22
Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы
его выражения
1
21.10
23
Развитие речи. Сочинение-рассуждение. Упр.73.
1
23.10
24
Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое.
1
25.10
25
Составное глагольное сказуемое .
1
28.10
26
Развитие речи. Сочинение-рассуждение. Упр.86.
1
28.10
27
Составное именное сказуемое.
1
8.11
28
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
11.11
29
Второстепенные члены предложения и их роль в предложении.
1
13.11
30
Определение и его виды.
1
15.11
31
Дополнение и его виды. Прямое и косвенное дополнение.
1
18.11
32
Обстоятельство и его виды.
1
20.11
33
Развитие речи. Написание сочинения по картине С. Кожина «Церковь
Покрова на Нерли»
1
22.11
34
Контрольное
тестирование
по
теме
«Второстепенные
члены
предложения».
1
25.11
35
Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения».
1
27.11
36
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
1
29.11
Односоставные предложения
13
(10+2+1)
37
Односоставные предложения. Главный член односоставного
предложения.
1
29.11
38
Основные группы односоставных предложений и их особенности .
1
2.12
39
Развитие речи. Сжатое изложение.Упр.141.
1
3.12
40
Определенно-личные предложения.
1
6.12
41
Неопределенно-личные предложения.
1
9.12
42
Обобщённо-личные предложения.
1
11.12
43
Безличные предложения. Безличные глаголы и слова категории
состояния.
1
12.12
44
Развитие речи. Сочинение-рассуждение. Упр.181.
1
13.12
45
Назывные предложения.
1
16.12
46
Тренировочные
упражнения.
Анализ
и
характеристика
видов
односоставных
предложений,
их
структурных
и
смысловых
особенностей.
1
18.12
47
Повторение темы «Односоставные предложения».
1
19.12
48
Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»
1
20.12
49
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
1
23.12
Простое осложнённое предложение
15
(12+2+1)
50
Понятие о простом осложнённом предложении.
1
25.12
51
Предложения с однородными членами. Условия однородности членов
предложения .
1
26.12
52
Что не является однородными членами.
9.01
53
Способы связи однородных членов предложения. Знаки препинания
между однородными членами предложения.
1
10.01
54
Самостоятельная
работа
«Знаки
препинания
между
однородными
членами предложения».
1
13.01
55
Развитие речи. Сочинение-рассуждение. Упр.220
1
15.01
56
Однородные и неоднородные определения.
1
17.01
57
Развитие речи. Сочинение-рассуждение. Упр.229
1
20.01
58
Обобщающие слова при однородных членах предложения .
1
22.01
59
Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами.
1
24.01
60
Синтаксический разбор предложения с однородными членами.
1
27.01
61
Повторение темы «Предложение с однородными членами».
1
29.01
62
Самостоятельная работа «Предложение с однородными членами».
1
31.01
63
Контрольный диктант по теме «Предложение с однородными
членами»
1
3.02
64
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
1
5.02
Предложения с обособленными
членами
20
(15+4+1)
65
Обособление определений .
1
7.02
66
Причастный оборот как разновидность распространённого
согласованного определения.
1
10.02
67
Обособление приложений.
1
12.02
68
Дефис в приложениях.
1
14.02
69
Урок-практикум. «Знаки препинания при обособленных определениях
и приложениях».
1
17.02
70
Обособление обстоятельств.
1
19.02
71
Деепричастие
и
деепричастный
оборот
как
разновидность
обособленных обстоятельств.
1
21.02
72
Ур о к - п р а к т и к у м .
З н а к и
п р е п и н а н и я
п р и
о б о с о бл е н н ы х
обстоятельствах.
1
25.02
73
Обособление дополнений .
1
27.02
74
Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению. Упр.269
1
28.02
75
Развитие речи. Написание сочинения-рассуждения.
1
2.03
76
Обособление уточняющих членов предложения .
1
4.03
77
Поясняющие,
присоединительные
обособленные
члены,
их
смысловые и интонационные особенности. Проект «Традиции моего
народа», «Традиции моей семьи»Упр.276.
1
6.03
78
Развитие речи. Презентации результатов проектных работ.
1
10.03
79
Развитие речи. Презентации результатов проектных работ.
1
12.03
80
Повторение темы «Предложения с обособленными членами».
1
13.03
81
Тренировочные упражнения «Предложения с обособленными
членами».
1
16.03
82
Самостоятельная работа «Предложения с обособленными членами».
1
18.03
83
Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными
членами»
1
20.03
84
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
1
20.03
Предложения с обращениями,
вводными и вставными
конструкциями
14
(12+1+1)
85
Предложения с обращениями .
1
1.04
86
Способы
выражения
обращений.
Интонация
предложений
с
обращениями.
1
3.04
87
Развитие речи. Подготовка к сочинению-размышлению.Упр.289
1
6.04
88
Самостоятельная
работа.
Использование
обращений
в
текстах
различных стилей и жанров.
1
8.04
89
Предложения с вводными конструкциями. Знаки препинания при них.
1
10.04
90
Группы
вводных
конструкций
по
значению.
Синонимия
вводных
конструкций.
1
13.04
91
Вводные конструкции и омонимичные члены предложения.
1
15.04
92
Использование
вводных
слов
как
средства
связи
предложений
и
смысловых частей текста..
1
17.04
93
Вводные предложения.
1
20.04
94
Предложения со вставными конструкциями .
1
22.04
95
Знаки препинания в предложениях со вставными конструкциями.
1
24.04
96
Повторение
темы
«Предложения
с
обращениями,
вводными
и
вставными конструкциями».
1
27.04
97
Контрольный диктант по теме «Предложения с обращениями,
вводными и вставными конструкциями».
1
29.04
98
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
1
6.05
Способы передачи чужой речи
7
99
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи .
1
8.05
100
Диалог. Оформление диалога на письме .
1
13.05
101
Косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной
речью.
1
15.05
102
Цитаты. Знаки препинания при цитировании .
1
18.05
103
Использование разных способов цитирования в собственных речевых
высказываниях
1
20.05
104
Повторение темы «Способы передачи чужой речи».
1
22.05
105
Повторение темы «Способы передачи чужой речи».
1
25.05