Автор: Сирик Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Верещагино
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: «Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Раздел: полное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1 г. Верещагино
Тема урока: «Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»»
Выполнила: Сирик Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ВЕРЕЩАГИНО 2019
Педагогическая задача: способствовать формированию представления о А.С. Пушкине,
как художнике слова, великом прозаике, развитию интереса к творчеству писателя.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- познавательная сфера: проявлять внимательное отношение к художественному слову, к
художественной детали, знать текст художественного произведения;
- ценностно-ориентационная сфера: сформировать собственное отношение к творчеству
А.С.Пушкина,
к
повести
«Капитанская
дочка»,
ее
героям,
приобщаться
к
духовно-
нравственным ценностям русской литературы;
-
коммуникативная
сфера:
владеть
навыками
выразительного
чтения
и
актерского
мастерства, составления викторин;
-
эстетическая сфера: проявлять эстетическое восприятие с помощью других видов
искусств: музыки, живописи.
Личностные:
осознавать
личностный
смысл
учения;
проявлять
готовность
к
саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных
учебных действий – УУД):
- познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения; отвечать на
вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;
- регулятивные: организовывать место выступления; овладевать способностями понимать
учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
-
коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проекта
Методы
и
формы
обучения:
индивидуальная,
групповая,
викторина,
выразительное
чтение.
Оборудование: персональный компьютер, медиапроектор, иллюстрации к произведению.
Ход урока
I.Организационный момент
- Приветствие.
II. Работа по теме урока
1. Ученики читают заранее приготовленные стихи (проверка индивидуального
домашнего задания). Чтение сопровождается презентацией. (Приложение)
- Отрывок из стихотворения А. Блока «Незнакомка» (Слайд 2,3)
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
- С.Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (слайд 4-6)
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
1.
Организационный этап
3.
Проверка домашнего
задания
2.
Мотивация учебной
деятельности
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
2. Беседа
- Что объединяет эти стихотворения? (общая тема: о женщине)
- Что помогло нам определить тему, объединяющую стихи? (в стихах говорится о
женщине)
- Авторы в своих стихах рисуют портреты конкретных женщин или они создают
какой-то обобщённый образ? (создают обобщённый образ)
-Что же такое образ? (Заранее приготовленные ученики читают определение образа
из «Толкового словаря» Ожегова и из словаря литературоведческих терминов
(проверка индивидуального домашнего задания). В тетрадь записывается
определение художественного образа.) (Приложение, слайд 7,8)
«Толковый словарь» Ожегова С.И.
ОБРАЗ 1,-а, мя. -ы, -ов, м. 1. В философии: результат и идеальная форма отражения
предметов и явлений материального мира в сознании человека. 2. Вид, облик. Создать что-
н. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий
(то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.). 3. Живое,
наглядное представление о ком-чем-н. Светлый образ матери. 4. В искусстве: обобщенное
художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного
индивидуального явления. Поэт мыслит образами. 5. В художественном произведении:
тип, характер. Плюшкин - о. скупца. Артист вошел в о. (вжился в роль). 6. чего. Порядок,
направление чего-н., способ. О. жизни. О. мыслей. О. действий. * Главным образом -
преимущественно. Работает главным образом в лаборатории. Каким образом? - как, при
каких обстоятельствах, каким способом. Каким образом он здесь очутился? Таким образом
- 1) так, таким способом. Поспи/паи именно и только таким образом; 2) вводн. сл. и с знай.
союза, выражает отношение связи, вывода, значит, следовательно. Он извинился, таким
образом, все в порядке. И таким образом, взнач. союза- выражает следствие, результат.
Зашли глубоко в лес и таким образом заблудились. Решительным образом - то же, что
решительно (см. решительный в 5 знач.). Равным образом (книжн.) - в любом случае
одинаково. По образу пешего хождения (разг. шутл.) - пешком. || прил. образный, -ая, -ое (к
1 и 4 знач.). Образное мышление. О. строй романа.
ОБРАЗ 2, -а, мн. -а, -ов, м. То же, что икона. Старинный о. в окладе. || уменьш. образок,
-зка, м. || прил. образной, -ая, -ое.
4.
Актуализация знаний
«Словарь литературоведческих терминов»
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ— совокупность определенных, ярко выраженных,
значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы
или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму, самый
способ существования произведения с точки зрения его воздействия на читателя.
- Итак, мы узнали с вами, что такое образ. Тема нашего урока сегодня «Образ Маши
Мироновой». Эпиграфом к уроку послужит эпиграф к главе 12, которая называется
«Сирота». (Слайд 9)
Как у нашей у яблонки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то ее некому,
Благословить-то ее некому.
Свадебная песня.
Как вы думаете, что мы будем делать дальше? (Определять, из чего же складывается
художественный образ) Помогать нам в этом будет текст повести. В конце урока мы
вернёмся к прочитанным стихам и попробуем определить, какие же женские образы в них
созданы. А теперь обратимся к тексту.
3. Работа с текстом повести (проверка домашнего задания).
- Из глав 3, 4, 5, 10, 12, 14 ученики зачитывают отрывки, в которых говорится о Маше
Мироновой. Учитель акцентирует внимание на значимых приметах героини.
-Какие основные характеристики или совокупность каких значимых примет героини
можно выделить? Их всего четыре (внешность, манера поведения, характер, поступки)
(Слайд 10)
- Рассмотрим таблицу. (Таблица раздаётся каждой группе)
Образ Маши Мироновой
Внешность
Манера поведения
Характер
Поступки
«Девушка лет
осьмнадцати,
круглолицая, румяная,
с светлорусыми
волосами, гладко
зачесанными за уши,
которые у ней так и
горели.»
«В самую эту минуту
дверь отворилась, и
Марья Ивановна
вошла с улыбкою на
бледном лице. Она
оставила свое
«Я взглянул на Марью
Ивановну; она вся
покраснела, и даже
слезы капнули на ее
тарелку».
«Марья Ивановна с
нежностию
выговаривала мне за
беспокойство,
причиненное всем моею
ссорою с Швабриным.
«Я так и обмерла…»
«Она безо всякого
«Смела ли Маша?»
— отвечала ее мать. —
«Нет, Маша
трусиха».
«Я в ней нашел
благоразумную, и
чувствительную
девушку».
«А мне легче было
бы умереть, нежели
сделаться женою
такого человека,
каков Алексей
«Проснувшись подозвал я Савельича, и
вместо его увидел перед собою Марью
Ивановну; ангельский голос ее меня
приветствовал».
«Марья Ивановна от меня не отходила.
Разумеется, при первом удобном
случае я принялся за прерванное
объяснение, и Марья Ивановна
выслушала меня терпеливее. «Но
подумай хорошенько» — прибавила
она: — «со стороны твоих родных не
будет ли препятствия?»
«Я показал письмо Марьи Ивановне,
5.
Применение знаний в
новой ситуации
Работа в группах
крестьянское платье и
одета была по-
прежнему просто и
мило.»
жеманства призналась
мне в сердечной
склонности и сказала,
что ее родители конечно
рады будут ее счастию».
«Марья Ивановна
выслушала меня просто,
без притворной
застенчивости, без
затейливых отговорок».
«Марья Ивановна так
просто рассказала моим
родителям о странном
знакомстве моем с
Пугачевым, что оно не
только не беспокоило
их, но еще заставляло
часто смеяться от
чистого сердца».
«Марья Ивановна села
на другом конце
скамейки. Дама
пристально на нее
смотрела; а Марья
Ивановна, со своей
стороны бросив
несколько косвенных
взглядов, успела
рассмотреть ее с ног до
головы».
«Марья Ивановна
встала и почтительно ее
благодарила».
Иванович».
«Но она повторила,
что не иначе будет
моею женою, как с
согласия моих
родителей».
«Марья Ивановна
сильно была
встревожена, но
молчала, ибо в
высшей степени
была одарена
скромностию и
осторожностию».
«Марья Ивановна
предчувствовала
решение нашей
судьбы; сердце ее
сильно билось и
замирало».
«Мысль увидеть
императрицу лицом
к лицу так
устрашала ее, что
она с трудом могла
держаться на ногах».
«Марья Ивановна
приняла письмо
дрожащею рукою и,
заплакав, упала к
ногам императрицы,
которая подняла ее и
поцаловала».
которая нашла его столь убедительным
и трогательным, что не сомневалась в
успехе его, и предалась чувствам
нежного своего сердца со всею
доверчивостию молодости и любви».
«Я пошел объявить обо всем Марье
Ивановне. Она побледнела в свою
очередь. Прочитав, она возвратила мне
письмо дрожащею рукою и сказала
дрожащим голосом: «Видно мне не
судьба… Родные ваши не хотят меня в
свою семью. Буди во всем воля
господня! Бог лучше нашего знает, что
нам надобно. Делать нечего, Петр
Андреич; будьте хоть вы счастливы…»
«Нет, Петр Андреич», — отвечала
Маша — «я не выйду за тебя без
благословения твоих родителей. Без их
благословения не будет тебе счастия.
Покоримся воле божией. Коли найдешь
себе суженую, коли полюбишь другую
— бог с тобою, Петр Андреич; а я за
вас обоих…»
«Марья Ивановна мучилась более всех.
Будучи уверена, что я мог оправдаться,
когда бы только захотел, она
догадывалась об истине и почитала
себя виновницею моего несчастия. Она
скрывала от всех свои слезы и
страдания, и между тем непрестанно
думала о средствах, как бы меня
спасти».
«Вдруг Марья Ивановна, тут же
сидевшая за работой, объявила, что
необходимость ее заставляет ехать в
Петербург, и что она просит дать ей
способ отправиться».
«Марья Ивановна отвечала, что вся
будущая судьба ее зависит от этого
путешествия, что она едет искать
покровительства и помощи у сильных
людей, как дочь человека,
пострадавшего за свою верность».
«На другой день рано утром Марья
Ивановна проснулась, оделась и
тихонько пошла в сад.
— Ах, неправда! — вскрикнула Марья
Ивановна.
— Неправда, ей богу, неправда! Я знаю
все, я все вам расскажу. Он для одной
меня подвергался всему, что постигло
его. И если он не оправдался перед
судом, то разве потому только, что не
хотел запутать меня. — Тут она с
жаром рассказала все, что уже известно
моему читателю».
«В тот же день Марья Ивановна, не
полюбопытствовав взглянуть на
Петербург, обратно поехала в
деревню…»
- Итак, из приведенной таблицы мы можем определить, какой же образ нарисовал перед
нами Пушкин? Какая она, Маша Миронова? (характеристика записывается в тетрадь)
(Слайд 11)
Милая; скромная, почтительная; воспитанная в христианских традициях, свято им
преданная, верная в своих чувствах; в чем-то робкая, трусиха, но смелая и
решительная в критических ситуациях.
III. Подведение итогов
- Итак, образ – это совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет,
характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или
материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму.
- Какие значимые приметы помогли нам увидеть сегодня образ главной героини повести?
Ответить вам поможет мозаика. Вы должны соотнести характеристику образа с его
составляющими, и у вас получится портрет Маши. (Слайд 12)
(Портрет героини распечатывается и разрезается на восемь частей. На обороте
каждой части записывается составляющая образа и характеристика. Обучающиеся
должны правильно соотнести их между собой, чтобы восстановить портрет.)
1 Внешность
Милая
2 Манера
поведения
Скромная, почтительная
3 Характер
Воспитанная в христианских традициях, свято им преданная, верная в
своих чувствах
4 Поступки
В чем-то робкая, трусиха, но смелая и решительная в критических
ситуациях
- Вернёмся к стихам, которые прозвучали в начале урока. Попробуйте определить, образ
какой женщины создал Блок? (женщины-загадки, женщины-тайны), Есенин? (женщины-
песни, мечты).
6.
Обобщение и
систематизация знаний
7.
Контроль усвоения
- О чем говорили сегодня на уроке? ( О том, что такое образ)
- Если в произведении будет дано только описание внешности или поступков героя, или
манеры его поведения, или характера, будем ли мы это считать образом? (Нет, образ – это
совокупность каких-либо ярко выраженных примет, характерных для конкретного
человека).
- С понятием образа мы встречаемся не только в литературе. Образ есть в живописи,
сегодня вы видели это в презентации. Образы присутствуют а архитектуре, скульптуре.
Изучая историю, мы также встречаем это понятие, когда изучаем личность какого-либо
исторического деятеля, например, Петра I, или целую историческую эпоху, например,
образ Екатерининской эпохи.
IV. Домашнее задание
- Повторить, что такое эпитет, метафора, сравнение, антитеза. Письменно ответить на
вопрос: как эпиграф к уроку, взятый из повести, соотносится с темой урока?
8.
Домашнее задание