Напоминание

«Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»


Автор: Сирик Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Верещагино
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: «Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 1 г. Верещагино

Тема урока: «Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»»

Выполнила: Сирик Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ВЕРЕЩАГИНО 2019

Педагогическая задача: способствовать формированию представления о А.С. Пушкине,

как художнике слова, великом прозаике, развитию интереса к творчеству писателя.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- познавательная сфера: проявлять внимательное отношение к художественному слову, к

художественной детали, знать текст художественного произведения;

- ценностно-ориентационная сфера: сформировать собственное отношение к творчеству

А.С.Пушкина,

к

повести

«Капитанская

дочка»,

ее

героям,

приобщаться

к

духовно-

нравственным ценностям русской литературы;

-

коммуникативная

сфера:

владеть

навыками

выразительного

чтения

и

актерского

мастерства, составления викторин;

-

эстетическая сфера: проявлять эстетическое восприятие с помощью других видов

искусств: музыки, живописи.

Личностные:

осознавать

личностный

смысл

учения;

проявлять

готовность

к

саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных

учебных действий – УУД):

- познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения; отвечать на

вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

- регулятивные: организовывать место выступления; овладевать способностями понимать

учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

-

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном

обсуждении проекта

Методы

и

формы

обучения:

индивидуальная,

групповая,

викторина,

выразительное

чтение.

Оборудование: персональный компьютер, медиапроектор, иллюстрации к произведению.

Ход урока

I.Организационный момент

- Приветствие.

II. Работа по теме урока

1. Ученики читают заранее приготовленные стихи (проверка индивидуального

домашнего задания). Чтение сопровождается презентацией. (Приложение)

- Отрывок из стихотворения А. Блока «Незнакомка» (Слайд 2,3)

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

- С.Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (слайд 4-6)

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

1.

Организационный этап

3.

Проверка домашнего

задания

2.

Мотивация учебной

деятельности

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

2. Беседа

- Что объединяет эти стихотворения? (общая тема: о женщине)

- Что помогло нам определить тему, объединяющую стихи? (в стихах говорится о

женщине)

- Авторы в своих стихах рисуют портреты конкретных женщин или они создают

какой-то обобщённый образ? (создают обобщённый образ)

-Что же такое образ? (Заранее приготовленные ученики читают определение образа

из «Толкового словаря» Ожегова и из словаря литературоведческих терминов

(проверка индивидуального домашнего задания). В тетрадь записывается

определение художественного образа.) (Приложение, слайд 7,8)

«Толковый словарь» Ожегова С.И.

ОБРАЗ 1,-а, мя. -ы, -ов, м. 1. В философии: результат и идеальная форма отражения

предметов и явлений материального мира в сознании человека. 2. Вид, облик. Создать что-

н. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий

(то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.). 3. Живое,

наглядное представление о ком-чем-н. Светлый образ матери. 4. В искусстве: обобщенное

художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного

индивидуального явления. Поэт мыслит образами. 5. В художественном произведении:

тип, характер. Плюшкин - о. скупца. Артист вошел в о. (вжился в роль). 6. чего. Порядок,

направление чего-н., способ. О. жизни. О. мыслей. О. действий. * Главным образом -

преимущественно. Работает главным образом в лаборатории. Каким образом? - как, при

каких обстоятельствах, каким способом. Каким образом он здесь очутился? Таким образом

- 1) так, таким способом. Поспи/паи именно и только таким образом; 2) вводн. сл. и с знай.

союза, выражает отношение связи, вывода, значит, следовательно. Он извинился, таким

образом, все в порядке. И таким образом, взнач. союза- выражает следствие, результат.

Зашли глубоко в лес и таким образом заблудились. Решительным образом - то же, что

решительно (см. решительный в 5 знач.). Равным образом (книжн.) - в любом случае

одинаково. По образу пешего хождения (разг. шутл.) - пешком. || прил. образный, -ая, -ое (к

1 и 4 знач.). Образное мышление. О. строй романа.

ОБРАЗ 2, -а, мн. -а, -ов, м. То же, что икона. Старинный о. в окладе. || уменьш. образок,

-зка, м. || прил. образной, -ая, -ое.

4.

Актуализация знаний

«Словарь литературоведческих терминов»

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ— совокупность определенных, ярко выраженных,

значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы

или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму, самый

способ существования произведения с точки зрения его воздействия на читателя.

- Итак, мы узнали с вами, что такое образ. Тема нашего урока сегодня «Образ Маши

Мироновой». Эпиграфом к уроку послужит эпиграф к главе 12, которая называется

«Сирота». (Слайд 9)

Как у нашей у яблонки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то ее некому,

Благословить-то ее некому.

Свадебная песня.

Как вы думаете, что мы будем делать дальше? (Определять, из чего же складывается

художественный образ) Помогать нам в этом будет текст повести. В конце урока мы

вернёмся к прочитанным стихам и попробуем определить, какие же женские образы в них

созданы. А теперь обратимся к тексту.

3. Работа с текстом повести (проверка домашнего задания).

- Из глав 3, 4, 5, 10, 12, 14 ученики зачитывают отрывки, в которых говорится о Маше

Мироновой. Учитель акцентирует внимание на значимых приметах героини.

-Какие основные характеристики или совокупность каких значимых примет героини

можно выделить? Их всего четыре (внешность, манера поведения, характер, поступки)

(Слайд 10)

- Рассмотрим таблицу. (Таблица раздаётся каждой группе)

Образ Маши Мироновой

Внешность

Манера поведения

Характер

Поступки

«Девушка лет

осьмнадцати,

круглолицая, румяная,

с светлорусыми

волосами, гладко

зачесанными за уши,

которые у ней так и

горели.»

«В самую эту минуту

дверь отворилась, и

Марья Ивановна

вошла с улыбкою на

бледном лице. Она

оставила свое

«Я взглянул на Марью

Ивановну; она вся

покраснела, и даже

слезы капнули на ее

тарелку».

«Марья Ивановна с

нежностию

выговаривала мне за

беспокойство,

причиненное всем моею

ссорою с Швабриным.

«Я так и обмерла…»

«Она безо всякого

«Смела ли Маша?»

— отвечала ее мать. —

«Нет, Маша

трусиха».

«Я в ней нашел

благоразумную, и

чувствительную

девушку».

«А мне легче было

бы умереть, нежели

сделаться женою

такого человека,

каков Алексей

«Проснувшись подозвал я Савельича, и

вместо его увидел перед собою Марью

Ивановну; ангельский голос ее меня

приветствовал».

«Марья Ивановна от меня не отходила.

Разумеется, при первом удобном

случае я принялся за прерванное

объяснение, и Марья Ивановна

выслушала меня терпеливее. «Но

подумай хорошенько» — прибавила

она: — «со стороны твоих родных не

будет ли препятствия?»

«Я показал письмо Марьи Ивановне,

5.

Применение знаний в

новой ситуации

Работа в группах

крестьянское платье и

одета была по-

прежнему просто и

мило.»

жеманства призналась

мне в сердечной

склонности и сказала,

что ее родители конечно

рады будут ее счастию».

«Марья Ивановна

выслушала меня просто,

без притворной

застенчивости, без

затейливых отговорок».

«Марья Ивановна так

просто рассказала моим

родителям о странном

знакомстве моем с

Пугачевым, что оно не

только не беспокоило

их, но еще заставляло

часто смеяться от

чистого сердца».

«Марья Ивановна села

на другом конце

скамейки. Дама

пристально на нее

смотрела; а Марья

Ивановна, со своей

стороны бросив

несколько косвенных

взглядов, успела

рассмотреть ее с ног до

головы».

«Марья Ивановна

встала и почтительно ее

благодарила».

Иванович».

«Но она повторила,

что не иначе будет

моею женою, как с

согласия моих

родителей».

«Марья Ивановна

сильно была

встревожена, но

молчала, ибо в

высшей степени

была одарена

скромностию и

осторожностию».

«Марья Ивановна

предчувствовала

решение нашей

судьбы; сердце ее

сильно билось и

замирало».

«Мысль увидеть

императрицу лицом

к лицу так

устрашала ее, что

она с трудом могла

держаться на ногах».

«Марья Ивановна

приняла письмо

дрожащею рукою и,

заплакав, упала к

ногам императрицы,

которая подняла ее и

поцаловала».

которая нашла его столь убедительным

и трогательным, что не сомневалась в

успехе его, и предалась чувствам

нежного своего сердца со всею

доверчивостию молодости и любви».

«Я пошел объявить обо всем Марье

Ивановне. Она побледнела в свою

очередь. Прочитав, она возвратила мне

письмо дрожащею рукою и сказала

дрожащим голосом: «Видно мне не

судьба… Родные ваши не хотят меня в

свою семью. Буди во всем воля

господня! Бог лучше нашего знает, что

нам надобно. Делать нечего, Петр

Андреич; будьте хоть вы счастливы…»

«Нет, Петр Андреич», — отвечала

Маша — «я не выйду за тебя без

благословения твоих родителей. Без их

благословения не будет тебе счастия.

Покоримся воле божией. Коли найдешь

себе суженую, коли полюбишь другую

— бог с тобою, Петр Андреич; а я за

вас обоих…»

«Марья Ивановна мучилась более всех.

Будучи уверена, что я мог оправдаться,

когда бы только захотел, она

догадывалась об истине и почитала

себя виновницею моего несчастия. Она

скрывала от всех свои слезы и

страдания, и между тем непрестанно

думала о средствах, как бы меня

спасти».

«Вдруг Марья Ивановна, тут же

сидевшая за работой, объявила, что

необходимость ее заставляет ехать в

Петербург, и что она просит дать ей

способ отправиться».

«Марья Ивановна отвечала, что вся

будущая судьба ее зависит от этого

путешествия, что она едет искать

покровительства и помощи у сильных

людей, как дочь человека,

пострадавшего за свою верность».

«На другой день рано утром Марья

Ивановна проснулась, оделась и

тихонько пошла в сад.

— Ах, неправда! — вскрикнула Марья

Ивановна.

— Неправда, ей богу, неправда! Я знаю

все, я все вам расскажу. Он для одной

меня подвергался всему, что постигло

его. И если он не оправдался перед

судом, то разве потому только, что не

хотел запутать меня. — Тут она с

жаром рассказала все, что уже известно

моему читателю».

«В тот же день Марья Ивановна, не

полюбопытствовав взглянуть на

Петербург, обратно поехала в

деревню…»

- Итак, из приведенной таблицы мы можем определить, какой же образ нарисовал перед

нами Пушкин? Какая она, Маша Миронова? (характеристика записывается в тетрадь)

(Слайд 11)

Милая; скромная, почтительная; воспитанная в христианских традициях, свято им

преданная, верная в своих чувствах; в чем-то робкая, трусиха, но смелая и

решительная в критических ситуациях.

III. Подведение итогов

- Итак, образ – это совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет,

характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или

материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму.

- Какие значимые приметы помогли нам увидеть сегодня образ главной героини повести?

Ответить вам поможет мозаика. Вы должны соотнести характеристику образа с его

составляющими, и у вас получится портрет Маши. (Слайд 12)

(Портрет героини распечатывается и разрезается на восемь частей. На обороте

каждой части записывается составляющая образа и характеристика. Обучающиеся

должны правильно соотнести их между собой, чтобы восстановить портрет.)

1 Внешность

Милая

2 Манера

поведения

Скромная, почтительная

3 Характер

Воспитанная в христианских традициях, свято им преданная, верная в

своих чувствах

4 Поступки

В чем-то робкая, трусиха, но смелая и решительная в критических

ситуациях

- Вернёмся к стихам, которые прозвучали в начале урока. Попробуйте определить, образ

какой женщины создал Блок? (женщины-загадки, женщины-тайны), Есенин? (женщины-

песни, мечты).

6.

Обобщение и

систематизация знаний

7.

Контроль усвоения

- О чем говорили сегодня на уроке? ( О том, что такое образ)

- Если в произведении будет дано только описание внешности или поступков героя, или

манеры его поведения, или характера, будем ли мы это считать образом? (Нет, образ – это

совокупность каких-либо ярко выраженных примет, характерных для конкретного

человека).

- С понятием образа мы встречаемся не только в литературе. Образ есть в живописи,

сегодня вы видели это в презентации. Образы присутствуют а архитектуре, скульптуре.

Изучая историю, мы также встречаем это понятие, когда изучаем личность какого-либо

исторического деятеля, например, Петра I, или целую историческую эпоху, например,

образ Екатерининской эпохи.

IV. Домашнее задание

- Повторить, что такое эпитет, метафора, сравнение, антитеза. Письменно ответить на

вопрос: как эпиграф к уроку, взятый из повести, соотносится с темой урока?

8.

Домашнее задание



В раздел образования