Напоминание

«Решение задач по химическим уравнениям»


Автор: Лейтенкова Марианна Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: ГБОУ школа 337 Невского района СПБ
Населённый пункт: г. Санкт- Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Решение задач по химическим уравнениям»
Раздел: полное образование





Назад




Урок по химии

8 класс

Тема : «Решение задач по химическим уравнениям»

Содержание

1.Актуальность темы.

2. Теоретическая часть.

3. Практическая часть.

4. Литература.

Актуальность темы

Химия входит в состав фундаментальных наук, изучаемых на начальных курсах

многих вузов. Изучение этой дисциплины необходимо для более чёткого и

глубокого изучения окружающего мира.

Одной из главных тем является тема: «Расчёты по химическим уравнениям»

Тема актуальна, так как закладывает начальные знания, умения, навыки в 8 классе и

проходит через весь курс. Очень часто задачи, решаемые математическими способами,

включаются в олимпиадные задания и обязательно в ЕГЭ по химии и математике.

Проведение расчетов по химическим уравнениям имеют большое практическое значение.

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме «Решение задач по химическим

уравнениям »

Тема урока: « Решение задач по химическим уравнениям».

Цели:

1)

Образовательные: создать условия для развития навыков решения задач по уравнениям

реакций, используя алгоритмы.

2) Развивающие: развивать познавательные умения, аналитическое мышление, логику.

3)

Воспитательные:

воспитывать

положительное

отношение

к

учению,

чувства

ответственности учащегося за свою работу; воспитывать способность к самореализации;

уверенности в своих силах, настойчивости, преодолении трудностей.

4 ) Прогнозируемые образовательные результаты: обучающиеся по окончании изучения

темы должны:

• знать алгоритм решения задач по уравнениям реакций;

уметь

вычислять

количество

вещества,

объем

или

массу

вещества

по

количеству

вещества, объему или массе реагентов (или продуктов реакции).

5) Программные требования к результатам:

1)

Личностные

• Демонстрируют положительное отношение к учению, познавательной деятельности;

• осознают границы собственного знания и незнания;

• оценивают свою деятельность, совершенствуют уже имеющиеся знания и умения; умеют

проводить самооценку;

развивают

навыки

сотрудничества

с

учителем

и

сверстниками

в

разных

учебных

ситуациях, руководствуются этическими нормами

2)

Метапредметные:

а) Познавательные:

• применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью

компьютерных средств;

• проявляют инициативу в ситуации общения;

б) Регулятивные:

• вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае

расхождения с эталоном реального действия и его продукта;

• владеют основами самоконтроля и самооценки;

в) Коммуникативные:

• устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и

способствовать продуктивной кооперации;

• формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют их.

3)

Предметные

а) Знают:

• закон сохранения массы веществ;

• алгоритм решения задач по уравнениям реакций;

б) Умеют:

• вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству

вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции

в) Владеют:

• навыками самостоятельно использовать материалы учебника и справочные

таблицы, применять ранее полученные знания.

6 . Мировоззренческая идея: формирование системы химических знаний как компонента

познания естественнонаучной картины мира.

7. Программное содержание: вычисления по химическим уравнениям массы, объема или

количества одного из продуктов реакции по массе, объему или количеству вещества

реагентов (или продуктов реакции).

8. План изучения материала.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Ознакомление с новым материалом

IV. Первичная проверка изученного материала

V. Закрепление

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

VIII. Домашнее задание

9. Основные понятия: количество вещества, молярная масса, молярный объем.

10. Тип урока: урок открытия новых знаний

11. Форма проведения урока: коммуникативно-диалоговая.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

12 . Методы обучения: репродуктивный (воспроизведение информации, решение задач);

проблемно-поисковый.

13. Оборудование:

ПСХЭ

Д.И. Менделеева, интерактивная доска. Учебник Химия. 8

класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Рудзитис Г.Е.

Ход урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

1.Организацион-ный

момент

(1 минута)

Приветствует

учащихся,

определяет

готовность к уроку.

Отмечает

отсутствующих

Приветствуют

педагога, проверяют

уровень своей

готовности к уроку

Личностные:

демонстрируют

ответственное

отношение к

обучению и

проявляют интерес к

предлагаемой

деятельности с

учётом собственных

интересов

2. Актуализация

знаний и постановка

учебной проблемы

(4 минуты)

Проводит

фронтальную

проверку домашнего

задания. Организует

повторение базового

теоретического

материала и

актуализацию

мыслительных

операций,

достаточных для

построения нового

знания.

Давайте вспомним,

что такое

химическая

формула?

Как называется

вещество, формула

которого Na2СO3?

Демонстрируют

уровень выполнения

домашнего задания,

задают вопросы,

возникшие в ходе

выполнения

заданий.

Отвечают на

вопросы учителя:

-Химическая

формула – условная

запись

качественного и

количественного

состава вещества

при помощи

химических знаков и

Познавательные:

формируют умение

самостоятельно

выделять и

формулировать

познавательную

цель

Коммуникативные:

формируют умение

оформлять свои

мысли в устной

форме, умение

взаимодействовать

друг с другом

Регулятивные:

формируют умение

определять цель

деятельности на

уроке и планировать

Какую информацию

дает нам эта

формула?

Какие расчеты

можно произвести

по формуле

вещества?

Какую информацию

о реакции можно

получить по

соответствующему

химическому

уравнению

Na2СO3 + 2НCl =

2NaCl + СО2 + Н2О

Это вы сказали о

качественной

стороне. Но есть еще

и количественная

сторона реакции.

Na2СO3 + 2НCl =

2NaCl + СО2 + Н2О

ν1моль 2моль

2моль 1моль 1моль

M 106 36,5 58,5

44 18

m = М·ν

m 106 73 117 44 18

закон сохранения

массы 179 = 179

Какие еще расчеты

можно вести по

уравнению реакции?

Какая тема урока

сегодня?

Исходя из темы,

назовите цель урока.

Работаем на уроке в

парах, используя

индексов.

-Карбонат натрия

-По химической

формуле вещества

можно судить о

качественном

составе: вещество

состоит из двух

атомов натрия,

одного атома

углерода, трёх

атомов кислород и

количественном

составе: в состав

молекулы входит 2

атома натрия, 1 атом

углерода, 3 атома

кислорода).

-Можно рассчитать:

- относительную

молекулярную

массу( молярную)

Mr = 106

(М =106 г/моль);

- массовые доли

элементов в

веществе: (ω(Na) =

43,3%,

ω(С) = 11,3%, ω(О) =

45,3%)

При взаимодействии

карбоната натрия с

соляной кислотой

образуется хлорид

натрия и угольная

кислота, которая

разлагается на

углекислый газ и

воду

Это реакция обмена

Записывают в

тетради результаты

беседы

-Решать задачи.

Отвечают:

свою работу

Личностные:

формируют учебно-

познавательный

интерес к новому

учебному материалу

алгоритмы решения

задач

«Расчеты по

уравнениям

реакций»

Формулируют цель:

научиться решать

задачи по

уравнениям

химических

реакций.

3.Ознакомление с

новым материалом

(20 минут)

Какие задачи

должны выполнить

на уроке?

Помогает парам,

которые сами не

могут разобраться.

Формулируют

задачи:

-разобрать алгоритм

решения задач;

-решить

самостоятельно

задачи с

взаимопроверкой;

-решить задачи на

закрепление.

Работают в парах с

алгоритмами

(приложение),

решают задачи с

взаимопроверкой.

Личностные:

самоопределение –

демонстрируют

ответственное

отношение к

обучению

Предметные:

умеют решать задачи

по уравнениям

реакций, используя

алгоритм и

оформлять условие и

решение задачи

Познавательные:

формируют умение

использовать общие

схемы решения.

Коммуникативные:

формируют умение

участвовать в

парной работе;

Регулятивные:

формируют умение

управлять своей

деятельностью,

умение

осуществлять

контроль и

коррекцию свей

деятельности,

инициативность и

самостоятельность

4.Первичная

проверка изученного

материала

(5 минут)

Применение

Проводит контроль

правильности

решения задач.

После усвоения

материала проводят

первичную проверку

Самостоятельно

решают задачи с

последующей

проверкой учителем.

Познавательные:

формируют умение

использования

общих приемов

решения задач

Регулятивные:

формируют умение

управлять своей

полученных в ходе

занятия знаний на

практике.

деятельностью,

умение

осуществлять

контроль и

коррекцию свей

деятельности,

самостоятельность

5.Закрепление

(5 минут)

Предлагает

выполнить задания

на проверку

усвоенных знаний и

произвести

самопроверку или

взаимопроверку.

Учащиеся работают

индивидуально по

карточкам.

Записывают ответы

в тетрадях.

Проверяют

выполненную

работу.

Личностные:

проявляют

уважительное

отношение к

учителю и

одноклассникам и

результатам их

деятельности

6.Рефлексия

(3 минуты)

Создаёт условия для

заключительной

рефлексии:

-Что нового

изучили?

-Какова была цель

урока? Достигли ли

её?

-Какие возникали

сложности при

решении задач?

-Что необходимо

знать для успешного

решения задач?

-На что необходимо

обратить внимание

при решении задач?

Оценивают свою

деятельность на

уроке.

Коммуникативные:

формируют умение

слушать и понимать

других; формируют

умение строить

речевое

высказывание в

соответствии с

поставленными

задачами;

формируют умение

оформлять свои

мысли в устной

форме.

Регулятивные:

формируют умение

определять

успешность своего

задания в диалоге с

учителем;

формируют умение

оценивать учебные

действия в

соответствии с

поставленной

задачей.

7.Подведение итогов

урока

(1 минута)

Спрашивает:

Есть ли у кого - то

вопросы по

пройденному

материалу?

Испытывал ли кто -

то трудности при

выполнении

Обоснование

некоторых

учащихся оценки

своей деятельности.

Вывод

заданий?

8.

Домашнее задание

(1 минута)

Формулирует и

комментирует

домашнее задание

Записывают д/з в

дневник.

Личностные:

демонстрируют

ответственное

отношение к

обучению

Алгоритм решения задач по химическим уравнениям.

1 способ «По количеству вещества»

1шаг.

Прочитай условие задачи. Определите

массу

кислорода необходимого для

сжигания 8 г водорода.

2 шаг. Запиши дано задачи, найти молярные массы веществ, используя соответствующие

обозначения.

m (Н2)=8 г, m (О2)=?, M (Н2) = 2г/моль, M (О2) = 32г/моль.

3 шаг. Составь уравнение реакции: 2Н2 + О2 = 2Н2О

4 шаг. Найди количество известного вещества по формуле ν = m: М; ν (Н2)= m (Н2),

M(Н2 )= 8г:2г/моль= 4 моль

5 шаг. Поставь полученное количество вещества над формулой вещества, над

формулой неизвестного поставь х

4 моль х моль

2Н2 + О2 = 2Н2О

6 шаг. Под формулами веществ запиши количество вещества необходимых для реакции:

4 моль х моль

2Н2 + О2 = 2Н2О

2 моль 1 моль

7 шаг. Составь пропорцию и реши ее:

4 моль - х моль

2 моль - 1 моль х=2 моль

8 шаг. Найди массу неизвестного вещества по формуле m = М · ν:

m (О2)= М (О2) · ν (О2) = 2 моль ·32 г/моль=64 г

9 шаг. Запиши ответ: масса кислорода 64г.

2 способ «По массе вещества»

1 шаг. Прочитай задачу. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 г

магния.

2 шаг. Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие

обозначения.

m(Н2)=8 г, m (О2)=?, М(Н2)= 2г/моль, М(О2) = 32г/моль.

3 шаг. Составь уравнение реакции 2Н2 + О2 = 2Н2О

4 шаг. Над формулой известного вещества записать массу, над формулой неизвестного

вещества поставить х г.

8г х г

2Н2 + О2 = 2Н2О

5

шаг.

Под

формулами

веществ,

о

которых

идет

речь,

записать

массы

веществ,

рассчитанные по формуле m= M· ν, где ν - коэффициент перед формулой вещества:

8г х г

2Н2 + О2 = 2Н2О

4 г 32г

6 шаг. Составь пропорцию и решите ее:

8г - х г

4г - 32г m(О2)=х =64 г

7 шаг. Запиши ответ: масса кислорода 64г.

Задачи для решения в паре

1.

Определите массу меди необходимой для получения 32г оксида меди (ІІ).

2.

Определите массу аммиака, который образуется при взаимодействии 140г азота с

водородом.

Задачи для самостоятельного решения

1.

Рассчитайте массу и количество вещества углерода, образовавшегося при

разложении метана (СН4) массой 80г.

2.

Сколько граммов сульфида железа (II) FeS можно получить при взаимодействии

112г железа с серой.

3.

Какое количество вещества водорода прореагировало с хлором, если образовалось

6 моль хлороводорода НCl.

Теоретическая часть.

Расчеты по химическим уравнениям .

Цель. Познакомить учащихся с основными способами решения задач по

химическим уравнениям.

Задачи.

Образовательные: формировать умения составлять алгоритм решения задачи по

химическому уравнению; расчеты, связанные с понятием «доля», когда исходное вещество

дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит

определенную долю примесей.

Развивающие: способствовать

развитию

логического

мышления

при

решении

расчетных

задач;

развивать

наблюдательность

и

память;

развивать

способность

применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях

новых учебных задач.

Воспитательные: воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой

деятельности.

Ход урока.

1.

Орг. момент.

2.

Изучение новой темы.

1)

Для определения массы чистого вещества (без примесей) можно использовать

формулы:

m

чистого вещества

=

m смеси w

100

w

%

чист.вещ-ва

= 100% -

w

%

примесей

Для дальнейших расчетов в задаче используйте только массу чистого вещества, так как

именно оно вступает в реакцию.

Задача. Вычислить объем СО

2

(н.у.).который можно получить при взаимодействии

кислорода с 20 г угля, содержащего 10% примесей.

2)

Для определения массы чистого вещества в растворе используйте формулу:

w

%=

m р . в ∙ 100

m р

ра

Задача. Вычислите массу соли, образующейся при взаимодействии 210 г 15% раствора

азотной кислоты с оксидом меди (II).

3.

Решение задач.

Для слабых учащихся.

1.

Вычислите массы алюминия и йода, необходимые для получения 15 г иодида

алюминия. Al + I

2

→ AlI

3

2.

Вычислите массу оксида магния, который можно получить при полном сжигании

480 г магния. Mg + O

2

→ MgO

3.

Вычислите массу цинка взаимодействующего с соляной кислотой, для получения

10 г соли.

Zn + HCl→ ZnCl

2

+H

2

4.

Какой объем водорода (н.у.) необходимо затратить на полное восстановление 80 г

оксида меди (II)? CuO +H

2

→ Cu + H

2

O

5.

Вычислите

массу

сульфида

железа

(II),

который

можно

получить

при

взаимодействии 7 г железа с серой. Fe + S→ FeS

6.

Вычислите, какое количество вещества магния необходимо взять для полного его

соединения с 8 г серы? Mg + S→ MgS

7.

Вычислите массу цинка взаимодействующего с соляной кислотой, для получения

20 г соли.

Zn + HCl→ ZnCl

2

+H

2

8.

Вычислите

массу

сульфида

железа

(II),

который

можно

получить

при

взаимодействии 28 г железа с серой. Fe + S→ FeS

Для сильных учащихся.

1.

Вычислите объем оксида углерода (IV) (н.у.), который можно получить из 2,5 кг

известняка, в котором 80% карбоната кальция. Какова масса примесей в взятом

образце известняка? CaCO

3

→ CaO + CO

2

2.

Вычислите объем оксида углерода (IV) (н.у.) массу оксида кальция, которые

можно

получить

при

полном

разложении

500

г

известняка,

в

котором

находится 10% примесей песка?

3.

Какой объем водорода

(н.у.) потребуется для полного восстановления 40 г

технического оксида меди (II), массовая доля примесей в котором составляет

20%. Вычислите массу полученной меди. CuO + H

2

→ Cu + H

2

O

4.

Вычислите, какая масса цинка прореагирует с 200 г 49% раствора серной

кислоты.

Zn + H

2

SO

4

→ ZnSO

4

+H

2

5.

Какая

масса

соли

может

получиться

при

смешивании

200

г

2%

раствора

гидроксида натрия с соляной кислотой? NaOH +HCl→NaCl + HOH

6.

В

лаборатории

для

получения

осадка

сульфата

бария,

слили

200

г

10,4%

раствора хлорида бария с серной кислотой. Какова масса осадка? BaCl

2

+ H

2

SO

4

→BaSO

4

+ HCl

Литература.

1. Еремина Е.А., Рыжова О.Н. Справочник школьника по химии. Под ред. Н.Е. Кузьменко,

В.В. Еремина. М.: Экзамен, 2006г.

2 .Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н. « Задачник по химии 8 класс», Москва, « Вентана- Граф».

3. . Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. изд. : 6 издание, Москва, « Просвещение». 2018.



В раздел образования