Напоминание

"Легенды Крыма"


Автор: Логинова Ольга Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СШ п. Кулотино
Населённый пункт: Окуловский район Новгородская область
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: "Легенды Крыма"
Раздел: среднее образование





Назад




Внеклассное чтение для учащихся 6 класса

Учитель русского языка и литературы Логинова Ольга Васильевна.

Тема «Легенды Крыма»

Цели урока:

1. Использовать приёмы критического мышления, стимулирующие мысли-

тельную и творческую деятельность учащихся; умение анализировать, выде-

лять главное, сравнивать.

2. Повысить литературную образованность.

З. Создавать условия для формирования нравственного облика учащихся

(доброты, чуткости, внимания, любви к ближнему, победы добра над злом).

4. Помочь лучше познать край, возбудить интерес, любовь к Крыму, желание

побывать на полуострове.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф, который появляется на

экране.

«Каждый, кто побывал в Крыму, уносит с

собой после расставания с ним сожаление

и лёгкую печаль… и надежду ещё раз

увидеть эту «полуденную землю»

К.Г.Паустовский

Вопрос классу: А чем привлекает Крымская земля? Как вы думаете, почему

побывав там, люди вновь хотят посетить её?

Выслушиваются ответы учащихся.

2. Изучение нового материала.

Слово учителя, как итог сказанного учащимися: (на экране показываются

фотографии достопримечательностей Крыма)

Крым, страна памяти былого и прелести настоящего, страна неги и роско-

ши,- сколько представляешь ты предметов для наблюдений путешественника

и исследований историка! В недрах твоих найдутся драгоценные и неизвест-

ные минералы и неисчерпаемые богатства в горах Чатырдага или Аюдага; в

развалинах крепостей и множества холмов можно получить сведения о той

стране, где Владимир принял Христианскую веру; в архивах узнать о пред-

приимчивых генуэзцах и венецианцах, греках и татарах. Дикая и величе-

ственная природа южного берега Крыма приводит в восторг и поэта, и любо-

го путешественника. О Крым! Кто узнает тебя и не полюбит?

Крым по праву считается одним из красивейших уголков. Чуть ли не каждый

камень там овеян поэтическим сказанием, ведь на протяжении многих веков

крымскую землю потрясали бурные исторические события, оставившие на

ней неизгладимые следы. Народ связал эти события с многочисленными па-

мятниками материальной и духовной культуры, а также с оригинальными па-

мятниками природы, имеющимися в Крыму.

Вопрос классу: Ребята, как вы думаете, а почему мы говорим сегодня о Кры-

ме?

Ответы учащихся.

Слово учителя:

Сообщение учителя об исторических события 2014 г., о вхождении Крыма в

состав России. Сегодня мы с вами будем говорить о том, как история Крым-

ского полуострова и всё, что происходило на этом полуострове веками, на-

шло отражение в литературе, ведь мы с вами знаем, что литература- это

зеркало, которое отражает происходящие события. Возможно, что события

2014 г. народ отразит в своём творчестве.

Вопрос классу: В произведениях какого жанра мы можем найти события,

связанные с историей, с явлениями неживой природы, с миром растений, жи-

вотных, а также людей (племена, народы, отдельные личности), со сверхъ-

естественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи).

Ответы учащихся.

3

.

Сообщение учителя о теме урока.

Сегодня я предлагаю познакомиться с легендами Крыма, но прежде, чем мы

перейдём к чтению одной из легенд, давайте вспомним, что такое легенда и

какую функцию она выполняет.

(на экране появляется значение слова легенда):

ЛЕГЕНДА (от лат. слова legenda — то, что должно быть прочитано, или ре-

комендуемо к прочтению) — термин, употребляющийся в нескольких значе-

ниях. В широком смысле — недостоверное повествование о фактах реальной

действительности, в более узком — повествование о лицах и событиях рели-

гиозной истории у христиан — истории библейской и церковной.

Это определение легенды из литературоведческого словаря, а проще мы мо-

жем сказать, что легенда - поэтический рассказ об историческом событии, до-

полненный воображением, вымыслом.

Основные функции легенд — объяснительная и нравоучительная.

Слово учителя о Крымских легендах:

Крымские легенды – это прежде всего поэтические произведения, и истори-

ческое содержание в них передаётся в сугубо преображенном виде. В них

воспевают мужество и бесстрашие народа. Легенды внушают веру в неизбеж-

ное торжество добра над злом. В победу высоких принципов человеколюбия

над бесчеловечностью, стяжательством и эгоизмом. Поэтому Крымские ле-

генды также нравоучительны. Они различны по своему происхождению, ма-

нере изложения, но очень интересны и поучительны. Вы в этом убедитесь,

если прочтёте, хотя бы несколько. Легенды позволят вам лучше познакомить-

ся с многочисленными памятниками материальной, духовной культуры, исто-

рией и природой Крыма, а в Интернете, в различных альбомах, путеводите-

лях и в другой литературе вы сможете найти фотографии примечательных

мест, о которых рассказывают легенды.

4. Знакомство с легендой «Тополь, гранат и кипарис». Чтение легенды в

классе.

На морском побережье в 14 верстах от Алушты жил честный рыбак с

добродетельною женою. Это были чрезвычайно кроткие и хорошие люди.

Их ветхая хижина всегда была открыта для путников, которые находили на

ней приют и ночлег. А бедные вдовы и дети- сироты получали здесь не толь-

ко пищу, но и слова ласки и утешения.

Что и говорить, окрестные жители глубоко уважали рыбака и его жену.

Добрая слава шла о них по Крыму. А рядом с доброй шла слава худая- о де-

тях этих честных людей, о трёх дочерях родных.

Старшую дочь звали Тополиной. На вид она была безобразной, маленько-

го роста, неуклюжая. А по характеру- злая- презлая. Чтобы досадить сосе-

дям, она взбиралась на крыши, подслушивала чужие тайны, а потом разгла-

шала их по всему побережью. Но всего ужасней было в ней то, что она день

и ночь проклинала своих родителей за своё уродство, за свой крошечный

рост.

Вторая дочь, Граната, помешалась на розовом цвете. Она упрекала отца

и мать за то, что она не красавица и что у неё не розовые щёчки. Вот если

бы она была розовой, как цветок, все прохожие останавливались бы и смот-

рели на неё с восхищением.

Что касается младшей, Кипарисы, тот она была красивая и обладала

весёлым нравом. Но под влиянием старших сестёр тоже насмехалась над

отцом и матерью. Мол, родили её на свет божий не днём, а ночью, оттого

она такая резвая и смешливая.

Тяжело было родителям слышать упрёки детей своих. Но что подела-

ешь? Любовь родительская слепа и беспомощна. Старики молча сносили

проделки своих дочерей, терпели от них насмешки. И, чтобы избежать не-

приятностей, часто уходили в горы. Там они жили по нескольку дней.

Однажды, когда они были дома, в хижину ворвались все три дочери.

разозлённые каким-то уличным происшествием, они с кулаками набросились

на отца и мать и начали избивать их.

- О небо,- взмолились родители.- Есть ли силы, которые смогли бы защи-

тить нас от наших же детей!

Не успели они произнести эти слова, как неизвестно откуда раздался го-

лос:

- Тополина! Ты клянёшь своих родителей за то, что родилась карлицей.

Так стань же высочайшим деревом, которое всегда будет без цветов и пло-

дов. Ни одна птица, кроме ворона, не будет вить на тебе гнезда…

- Граната! Твоё желание тоже сбудется. Ты станешь деревом с розовы-

ми цветами, и все будут останавливаться и восхищаться ими. Но никто не

наклонится, чтобы понюхать эти красивые цветы, потому что они не бу-

дут иметь запаха. плоды твои , ярко- красные в середине, не насытят нико-

го и не утолят ничьей жажды, потому что они не будут созревать…

- Кипариса! Тебя постигнет участь твоих сестёр. Ты сетовала на свой

весёлый нрав- ты станешь растением красивым и печальным…

Перепутанные насмерть девушки бросились из хижины. За ними выбе-

жали родители. Но детей своих они уже не увидели: во дворе стояли три до-

толе неизвестных дерева. Одно взметнуло ввысь свои ветви, словно хотело

стать ещё выше, другое было усыпано розовыми цветами, а третье засты-

ло в грустном молчании.

И назвали люди эти деревья именами трёх дочерей- тополь, гранат и ки-

парис.

5.Организация обмена мнениями:

- Понравилась вам легенда? Почему?

- О ком и о чём рассказала легенда?

- Какие средства выразительности использует автор, чтобы передать содержа-

ние легенды?

- Чему научила вас эта легенда?

6. Знакомство с легендой «Морское сердце» (Самостоятельное прочтение и

анализ данной легенды: ответить на вопрос: Чему научила вас эта легенда?)

Однажды в море купались два брата. Вот старший, когда искупался, к

берегу тихо поплыл, а младший- от берега дальше и дальше.

И полюбила морская волна отважного братца: взяла, обняла его крепко

и тянет к себе на дно, в подводное царство морское.

Сопротивляется хлопец, укричит, зовёт на помощь брата родного. А

старший боится плыть. Думает:»Там глубоко, ещё утону вместе с ним!»

- Ой, братец, мой милый. Ой, братец любимый, спасай!- последний раз

вынырнул хлопец, слёзы роняя.

- Пускай тебя господь спасает, - трусливо промолвил старший, а сам не

посмел и взглянуть, как брат утопает, и к берегу быстро гребёт, на камень

влезает.

Волна рассердилась и погналась за трусом, догнала, снесла его в море и

потопила.

Меньшего брата морская царица на дне приютила. И слёзы его превра-

тились в сверкающий жемчуг, а кудри- в кораллы.

А старшего брата рыбаки и раки дотла растащили. Лишь к сердцу ни-

кто не хотел прикоснуться: таким было мерзким это трусливое сердце.

С тех пор появилось в море то сердце. Робко, украдкой плавает. скользкое,

хладное, жгучее, как крапива, вяло оно шевелится, подрагивает, и нет от

него даже тени- прозрачное.

А море брезгает сердцем: на берег его бросает, и там оно гибнет бесслед-

но…

7. Подведение итогов урока:

Рефлексия:

1. Был ли данный урок для вас интересным и познавательным? Понравился

ли вам данный урок?

2. Хотели бы изучить и другие Крымские легенды?

8. Домашнее задание:

Слово учителя: Предлагаю вам самостоятельно изучить следующие Крым-

ские легенды, и тогда вы сможете ответить на вопросы предложенной

викторины.

Список легенд, предлагаемых для чтения.

1.

Скалы- близнецы у Гурзуфа

2.

Как возникла Ялта.

3.

Легенда о золотом пляже.

4.

О происхождении Бахчисарая

5.

Фонтан слёз Бахчисарайского дворца

6.

Карадаг- чёрная гора.

7.

Об озёрах целебных.

8.

Сказания о царице Феодоре.

9.

Легенда о Медведь-горе.

10.Кузнец с горы Демерджи.

Викторина «Легенды Крыма».

1.

Местные жители звали эту гору по – гречески Фунна- «Дымящаяся», а

затем пришельцы ей дали другое название. Согласно легенде, данные

жители стали славиться кузнечным искусством, и первый горн они за-

жгли от огня с вершины горы. Как стали называть в народе эту гору,

если её современное название переводится как «кузнец»?

2.

Назовите имя царицы Сугдейской, которая, по легенде, прославилась

не только красотой, но и мужеством, ведь враги не знали пощады от её

меча.

3.

По легенде, этот вожак- медведь опустил в море огромную пасть и с си-

лой стал втягивать воду, чтобы вернуть девушку, которая уплывала от

него. Однако мольба девушки оказалась сильнее. Вот и лежит старый

медведь на берегу тысячи лет. Окаменело его тело. Старый вожак- мед-

ведь стал… Чем стал этот медведь?

4.

Эта легенда рассказывает, как однажды по Чёрному морю плыли греки

в поисках новых плодородных земель. Но кругом долгое время была

только вода. И вдруг дозорный увидел зелёный берег и горы: –Ялос!

Ялос! Что означало «берег». Так на этом месте в далёкие времена воз-

никло прибрежное поселение, а ныне это современный курортный го-

род… Какой?

5.

Песчаный берег около этого места получил название Золотого пляжа,

так как в древние времена на песчаный берег было выброшено большое

количество золотых и серебряных монет с разбившегося судна. Говорят,

и по сей день в сильный шторм море выбрасывает на пляж измельчён-

ное золото. Как называется город, вблизи которого расположен Золотой

пляж?

6.

В одной легенде рассказывается, как Крымский хан Гирей потерял лю-

бимую девушке Деляре и приказал мастеру Омеру в память о люби-

мой следующее: «Сделай так, чтобы камень через века пронёс моё горе,

чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце». И камень плачет,

плачет и день и ночь. А каким образом?

7.

Название этой горы переводится как «Чёрная», так как она зловеще на-

висает над долиной и заслоняет часть неба. По легенде, в недрах горы

обитает страшное чудовище- одноглазый великан- людоед. Днём он

спит, но даже его мирный храп, похожий на раскаты грома, пугает жи-

телей. Повернётся великан во сне – вся гора дрожит, вздохнёт – из от-

верстия, находящегося на её вершине, пар клубом валит. Как называет-

ся эта гора, где живёт великан?

8.

Согласно легенде на дне этого озера залегает слой грязи, которая сла-

вится целебными свойствами. Ещё Плиний и Птолемей в своих сочине-

ниях упоминали об удивительной земле, исцеляющей раны, которая ле-

жит в западной Таврии. О каком целебном озере идёт речь?.

9.

Однажды сын хана Мегли Гирея на берегу реки Чурук-Су увидел

схватку двух змей. Долго длилась смертельная схватка. Одна змея ока-

залась побеждённой. Она была вся искусанной, обессиленной, безжиз-

ненной, но через некоторое время стала шевелиться, силится поднять

голову, затем, искупавшись в воде, приобрела гибкость в движениях, и

ран не осталось. Сын хана подумал, что это счастливый знак! Им су-

ждено подняться. На том месте, где схватились в смертельной битве две

змеи, старый хан велел построить дворец, а около дворца поселились

приближённые. Какой город возник?

10.Эта легенда рассказывает о том, как два брата погубили себя из-за сво-

ей корысти и погибли в морской пучине. Именно на месте гибели кня-

зей и возвышаются скалы- близнецы вблизи Гурзуфа. Как называются

эти скалы?

Завершающее слово учителя:

Сегодняшний урок я хочу завершить словами великого русского поэта А.С.

Пушкина, который тоже был в Крыму:

Волшебный край, очей отрада! Всё живо там: холмы, леса,

Янтарь и яхонт винограда, долин приютная краса,

И струй и тополей прохлада… Всё чувство путника манит…

Я очень хочу, чтобы вы не только прочитали другие легенды Крыма, но и

по возможности, хотя бы один раз в жизни побывали в этом волшебном

крае.



В раздел образования