Автор: Демченко Оксана Витальевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1596
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие на остров «Звукарик» Тема: «Звук – слог – слово – предложение»
Тема: Тема: «Звук – слог – слово – предложение»
Раздел: дошкольное образование
Логопед Демченко О.В.
Конспект занятия в подготовительной группе
«Путешествие на остров «Звукарик»
Тема: «Звук – слог – слово – предложение»
Коррекционно – образовательные цели.
Развитие связной речи, фонематических представлений. Совершенствование навыка слогового анализа
слов и навыков анализа предложений. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Совершенствование навыков чтения. Профилактика нарушения письменной речи.
Коррекционно – развивающие цели.
Развитие речевого слуха, фонематических представлений (выделение начального и конечного звуков в
словах), зрительного внимания и восприятия, координации речи с движением.
Воспитательные цели.
Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, активности, самостоятельности.
Оборудование:
На ватмане (экране) нарисована карта острова и кораблика, который можно передвигать на карте,
изображение острова со звуковыми схемами в разных частях, сундук, три (картонных) ключа разной
конфигурации, слоги, картинки с изображением животных и их домики, картинки с сюжетные картинки,
схемы предложений.
Организационный момент:
Сегодня занятие у нас необычное. Сейчас мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на
волшебный остров. Поплывем мы на остров на корабле, в который превратится наша группа.
Чтобы попасть на корабль надо составить непрерывную цепочку из слов. Каждое следующее слово
цепочки начинается с того звука, которым заканчивается предыдущее слово.
Логопед называет слово «Компас». Ребенок выделяет последний звук в слове и придумывает слово на
звук «С», итд. Дети называют слова и садятся на места.
Логопед:
- И так, путешествие начинается! Мы отплываем от берега и выходим в открытый океан. А пока наш
корабль плывет по океану, я вам расскажу одну историю.
Жил был путешественник Робинзон Крузо. Однажды корабль Робинзона попал в шторм и затонул около
небольшого острова. Робинзон вплавь добрался до этого острова и поселился там. Проходя по своему
острову, он нашел таинственный сундук, но открыть его не смог. Тогда Робинзон написал письмо,
положил его в пустую бутылку и бросил в море. Это письмо попало к нам. И вот, что в нем написано:
«Дорогие ребята! На острове я нашел сундук с драгоценностями. Я отдам вам сундук, если вы
выполните все задания, которые я оставил вам в разных частях острова. Но открыть его непросто! Вам
предстоит пройти три этапа испытаний. На каждом этапе нужно выполнить 2 задания. За удачное
прохождение каждого этапа вы получите ключ. В конце испытаний у вас должно быть три ключа. Но
какой из них подойдет к сундуку, вы должны узнать сами.»
Наш корабль приближается к таинственному острову и мы приступаем к первому этапу.
(На карте находится лист бумаги, свернутый в трубочку) Логопед берет листок и читает:
- На первом этапе вам надо выполнить два задания:
1. Отгадайте, как называется этот остров? Чтобы это узнать, надо определить 1-й звук в названии
каждой картинки и поставить нужную букву.
картинки
з
амок
в
аза
у
тка
к
от
а
рбуз
р
ак
и
ндюк
к
оза
З
В
У
К
А
Р
И
К
Дети ставят рядом с картинкой буквы.
И так, как называется остров?
Дети: - ЗВУКАРИК
Логопед:
- Молодцы! А чем отличаются звуки от букв?
Дети:
- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. Какие бывают звуки?
Дети:
- Звуки бывают гласные и согласные.
Логопед:
- Какие бывают согласные звуки?
Дети:
- Согласные бывают твердые и мягкие.
Логопед:
Какими цветами мы обозначаем звуки?
Дети:
Гласные звуки обозначаем красным цветом, твердые согласные – синим цветом. Мягкие согласные –
зеленым цветом.
Логопед:
- Правильно, ребята! Теперь приступаем к выполнению второго задания.
2. В разных частях острова растут фрукты. Определите, в какой части острова растут эти фрукты. (На
рисунке острова наклеены звуковые схемы названий фруктов. Вокруг острова расположены картинки с
фруктами). Соедините картинку фруктов со звуковой
схемой.
КАРТИНКИ:
АПЕЛЬСИН
МАНГО
МАНДАРИН
АНАНАС
БАНАН
Логопед:
-Молодцы, ребята! Первый этап пройден! Вы получаете первый ключ!
Для выполнения второго этапа нам надо переплыть на другой берег острова.
А пока мы плывем, поиграем в игру «Морская фигура, замри!»
Музыкальная физкультминутка.
Логопед передвигает кораблик на другой берег острова.
Логопед:
- На этом берегу острова расположен ботанический сад. Садовник посадил на клумбе красивые цветы,
подписал название этих цветов, но перепутал все слоги в словах.
3.Исправьте ошибку садовника.
ЗА
РО
ДИ
ГЛ
ЛУС О
А
ЛО
КО
КОЛЬ
ЧИК
ДИ
ГВОЗ
КА
ОР
ГЕ
ГИН
КА
НЕ БУД ЗА
Логопед:
-Что вы сделали, чтобы исправить ошибку художника?
Дети:
- Поменяли слоги местами.
Логопед:
- Молодцы, ребята!
Рядом с ботаническим садом расположен зоопарк. Ночью кто – то открыл клетки животных и они
разбежались по всему острову. Директор зоопарка обратился к вам за помощью: «Ребята!
4. Найдите зверей и верните их в свои домики»
Логопед:
- Чтобы вернуть животных, надо узнать, сколько слогов в слове. В первый домик надо поселить
животных, названия которых имеют один слог, во второй домик - животных, в названии которых два
слога, а в третий домик – животных, в названии которых три слога.
Логопед:
- Молодцы! Все животные возвратились в зоопарк, а вы получаете 2-й ключ!
Логопед:
Плывем за следующим заданием! И пора нам немного размяться.
Музыкальная физкультминутка «Как живешь? Вот так!»
Логопед:
- Корабль приближается к берегу, где живет художник. Он нарисовал много картин и подписал их.
5. Прочитайте предложения. Определите, к какой картинке относится это предложение.
6. Найдите схему этого предложения.
1.
Маме подарили розы.
2.
Маленькая синица сидит на ветке.
3.
Наступила осень.
4.
Утро.
5.
Дети играют в кубики.
6.
Осенью люди собрали большой урожай фруктов.
_____ ________ ________ _________
.
________ _________
.
________ _________ __________
.
___________
.
_______ ________ _________ _________ ________ _________.
_______ ________ _________ _________ ________ _________
.
Логопед:
- Вы выполнили все задания и получили 3-й ключ. А вот и сундук, который передал нам Робинзон.
А что же это лежит? Это образец ключа от сундука. Посмотрите, ребята, есть ли у нас похожий?
Логопед показывает картинку с черным силуэтом одного из ключей. Дети выбирают нужный ключ.
Логопед открывает сундук. В сундуке находятся шоколадные монеты в желтой фольге.
Поздравляю вас ребята! Вы выполнили все задания и за это получаете награду – вкусные монетки.
Наше путешествие подошло к концу.