Автор: Фомина Галина Алексеевна
Должность: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Учебное заведение: МАОУ ГОРНЕНСКАЯ СОШ
Населённый пункт: ПОС.ГОРНЫЙ ЗЕЙСКИЙ РАЙОН АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Наименование материала: разработка урока
Тема: Разработка урока 4 класс "Временные формы глагола"
Раздел: начальное образование
Слайд 1 Урок – презентация
по русскому языку в 4 классе
по теме : Временные формы глагола.
« Накормите птиц зимой»
Учитель начальных классов: Фомина . Г.А.
2015г.
Слайд 2. ЦЕЛЬ УРОКА : закрепить знания о существенных
признаках глагола, как части речи. умение определять временные
формы глагола.
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ : создать условия для развития у
обучающихся оценивать свои действия, умение проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве ; навыков
анализировать , выделять главное, производить анализ объектов.
Узнавать особенности каждого времени глагола.
.Уметь определять временную форму глагола в тексте.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ : Прививать любовь к природе, воспитывать
ответственное и бережное отношение к ней. Воспитывать в духе
творческого сотрудничества и содружества.
Опережающее обучение : дети ,работая в группе выявляют
неизученный материал, обосновывают проблемы и прогнозируют
работу на других уроках.
Тип урока : комбинированный.
Слайд 3. 1. Организационная часть. Приветствие учителя.
Давайте сегодня – мы всем улыбнёмся.
Урок нам пора начинать………
Познанье в учёбе , открытья за партой
Девизом должны нашим стать !
Успехов вам . ребята. Я думаю , что этот урок оставит свой след в
вашей жизни. Удачи вам!
Слайд 4. Минутка чистописания. О
Орфографическая работа.
Словарная работа.
Кккк к – лл- кт – в, к – л- гр – мм, к – см – н – вт, к – л – нд – рь.
Кормит - кормил - кормушка -покормит.
1. 1 строка - Вставьте пропущенные гласные. Какие это слова?
(словарные)
2. 2 строка.- Орфограммы. (безударная гласная) Какие слова надо
проверить?
3. Закономерность. Что заметили в словах 2 строчки? ( Все глаголы,
кроме существительного - кормушка. Все слова образовались от
корня – корм - . Глаголы стоят в ед. числе, в настоящем, в
прошедшем и в будущем времени)
3. Загадка. Что за стол среди берёз, под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зимой и хлебом. (кормушка)
4.Морфемный разбор существительного – кормушка –
Работа по теме урока
Слайд 5. Зима. Птицы на деревьях. Снег. Вьюга.
А по двору метелица ковром шелковым стелется.
Но больно холодна.
Воробышки игривые, как детки сиротливые
Прижались у окна.
Озябли пташки малые голодные , усталые,
И жмутся поплотней .
А вьюга с ревом бешеным стучит по ставням свешенным
И злится всё быстрей.
Сергей Есенин.
1. Прочитайте выразительно.
2. О чём это стихотворение? Расскажите о своих чувствах.
3. Синтаксический разбор первого предложения.
4.Назовите слова, которые обозначают действия.
5. Какой частью речи они являются?
6. Что такое глагол?
7. Как изменяется глагол? ( по числам, по временам, по родам в
прошедшем времени)
8. Прочитайте в учебнике стр.36 – правило. Приведите примеры.
Слайд 6 . Проверка домашнего задания( Чтение сочинений по
теме «Накормите птиц зимой»
- Назовите глаголы при помощи которых вы описываете свои
действия. Укажите время этих глаголов.(устно)
1.Какие глаголы относятся к настоящему времени? К прошедшему?
К будущему времени? Обобщение.
Слайд 7. Физминутка для глаз.
Слайд 8. Текст на фоне зимнего леса… птиц
В феврале завихрила пурга.
Замела все дорожки, дома.
И взъерошенный воробей
На перилах сидит у дверей.
Словно ждёт он пернатых друзей,
Прилетайте к рябине скорей.
Детки в мёрзлую стужу кормушку
Прикрепили ей на макушку.
Зёрен , семечек насыпали,
Снегирей и синичек позвали
Свиристели тоже успели
На кормушку дружно присели.
Всех на пир пригласил воробей
Уходи – ка , зима поскорей!
1. Работа над текстом. Прочитайте выразительно.
2.Выпишите глаголы. Определите время глаголов.
3 Закрепление материала. Работа в парах. Что вы заметили? ( нет
глаголов будущего времени) Давайте попробуем заменить в
стихотворении глаголы настоящего и прошедшего времени
глаголами в будущем времени. Прочитайте , что у вас получилось?
Слайд 9. ( Фотографии с урока технологии, на котором дети делают
кормушки)
А давайте вспомним, как мы работали на уроке технологии. Что
мы делали и какие действия выполняли. Запишите глаголы в
прошедшем времени. ПРОВЕРКА на экране.
Слайд10. Вырезали, клеили , резали , мастерили, прикрепляли,
соединяли, привязывали, убирали.
- Что можно сказать про эти глаголы? ( в прошедшем
времени, во множественном числе) Как вы узнали? ( по вопросу,
по суффиксу – л - )
Слайд 12 (Фотографии . Дети вешают кормушки)
- А что мы делали после урока? Расскажите об этом ,
употребляя глаголы в настоящем времени. Подобрать глаголы
вам помогут существительные.
…………… из школы.
…………….. кормушки.
………………семечки, зерно.
……………….на память.
Слайд13. Физминутка подвижная.
Дети читают хором текст и выполняют движения, которые
показывает учитель)
Мы кормушку смастерили и повесили в саду
Воробьишки шустрые прилетели по утру.
Крылышки почистили – вот-так! Вот- так!(показывают)
Клювики почистили. Вот – так! Вот – так!
А потом зерно клевали, песни дружно распевали
И на ветке танцевали Вот – так ! Вот – так! (танцуют)
И сегодня на уроке нам учиться помогали. Вот – так!
- Дифференцированная работа. Работа по карточкам.А кроме
воробьёв , какие птицы могут прилететь к нам на кормушки?
Дети читают небольшие сообщения о птицах. Самостоятельно
выполняют задание : указать глаголы , определить время и число
глагола. Сдают карточки учителю.
Снегирь- очень красивая птица. Она в ярко- красных нарядах. Снегири не суетятся и не торопятся.
Они ещё и галантны. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступят лучшие гроздья самке.
Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака.
Летают снегири легко и красиво. Они обычно держатся стайками. Чем сильнее мороз, тем
спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку.
Синица- это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса-
галстучек. Крылья и хвост серые, спина желто- синяя, а брюшко- жёлтое.
Точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы. Бойко перескакивают они с
сучка на сучок. Летом они питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название
они получили из- за синих перьев на теле.
Воробей- это маленькая подвижная птичка, с округлой головой, короткой шеей, короткими и
округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заострённый. Спокойно переносит холод. Когда им
холодно, они прячут лапки в пушистое оперенье своего брюшка. Они чистоплотные, постоянно
охорашиваются охотно купаются в снегу. Знаете ли вы, что воробей назван так давным- давно за
то, что стаи полевых воробьёв, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих
маленьких птичек, кричали: «Вора бей»
Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают.
Дятел- у этой птицы красивое пёстрое оперенье: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна,
на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Это одна из очень полезных
птиц наших лесов. В отличие от других насекомоядных, он никогда не улетает на зиму, работая
круглый год по уничтожению вредителей. Питается дятел летом древесными насекомыми, а
зимой- семенами хвойных деревьев.
Каких ещё птиц можно увидеть в наших краях? ( Свиристель,
поползня, сойку, сороку, ворону.)
Слайд 14. Итог урока. Весна. Птицы в саду . Голоса птиц. Озвучить.
На фоне птичьего пения подготовленный ученик читает
стихотворение А. Якшина « Накормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой!
Путь со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель : - Используя глаголы в будущем времени, напишите
как и чем птицы могут отблагодарить нас весной?
………….в сад.
…………. вредителей деревьев.
…………. песни.
……………. нас своей красотой.
Учитель : Молодцы, ребята. Отредактируйте текст , чтоб у вас
получился небольшой рассказ. Как его можно озаглавить? А
сейчас самая интересная, самая творческая работа. Это работа в
группах. Вы должны не обобщить и сделать вывод по работе, но и
найти проблемные вопросы по теме «Глагол», над которыми мы
будем работать в БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ.
Слайд15. Рефлексия.Работа в группе. Памятка.
1.Определяем цель, задачи урока.
2.Составляем алгоритм ответа.
3. Делаем вывод, обобщение по проделанной работе.
4.Выясняем , указываем то , о чём мы ещё не знаем…. И
чтобы хотели узнать на следующем уроке.
5.Работаем дружно, уважая друг друга.
ВСЕМ УСПЕХА И ТВОРЧЕСТВА !
1.Выступление групп.
2.Рефлексия. Оцените наш урок.
А) Урок содержательный, было ……………..
Б) Мне понравился урок тем, что ………..
В) Мне было скучно и я плохо запомнил материал урока.
Г) Я хорошо усвоил тему , но …………..
Д) Давайте всегда на всех уроках …………….
Слайд.16. ( На фоне зимней картины, птиц)
1.Домашнее задание :1 группа - написать рассказ о нашем
уроке, обозначая время глаголов.
2 группа – придумать грамматическую сказку о глаголе.
СПАСИБО ЗА ТРУД И СОТРУДНИЧЕСТВО !