Автор: Тихоненко Светлана Николаевна
Должность: учитель искусства
Учебное заведение: ГАОУ МО "ЛНИП"
Населённый пункт: городской округ Королев
Наименование материала: конспект лекции
Тема: "Антиномии эпохи Барокко"
Раздел: среднее образование
На исходе Возрождения возник стиль, получивший название «барокко». Баро
́
кко (итал. barocco —
«порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина
неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о
происхождении этого слова). Сначала термин «барокко» имеет ярко выраженную презрительную
окраску как синоним непонятного и странного,: французы пользуются им, чтобы заклеймить дерзкие
новшества Борромини или Бернини, итальянцы — чтобы высмеять вычурность французского
рокайля. Знаменательно, что это слово часто отождествляйте термином «готика» — еще одной
категорией бесформенного и странного для мышления XVIII в. Лишь в конце XIX в., термин
«барокко» начинают использовать для обозначения всех произведений данного периода.
Однако если предыдущие стили имеют легко различимые признаки, определить особенности барокко
не так просто. Дело в том, что на протяжении исторического периода от Ренессанса до XX века
архитекторы оперировали одними и теми же формами, почерпнутыми из арсенала античного
зодчества, - колоннами, пилястрами, карнизами, антаблементами, рельефным декором и прочим. В
определенном смысле было бы справедливым утверждение, что ренессансный стиль господствовал
от начала деятельности Брунеллески вплоть до нашего времени, и во многих работах по архитектуре
весь этот период обозначается понятием «Ренессанс». Но разумеется, на протяжении столь долгого
времени вкусы, а с ними и архитектурные формы, претерпели значительные изменения, и чтобы
отразить эти перемены, возникла потребность в более мелких стилевых категориях. Любопытно, что
многие понятия, обозначающие стили, вначале были всего лишь бранными, презрительными
кличками. Так, итальянцы эпохи Возрождения обозвали «готикой» стиль, который они считали
варварским, принесенным племенами готов - разрушителей Римской империи. Слово «барокко»,
означающее «причудливый», «нелепый», «странный», также возникло позднее как язвительная
насмешка, как жупел в борьбе со стилем XVII века. Этот ярлык пустили в ход те, кто считал
недопустимыми произвольные комбинации классических форм в архитектуре. Словом «барокко»
они клеймили своевольные отступления от строгих норм классики, что для них было равнозначно
безвкусице. Сейчас уже не так просто увидеть различия между этими направлениями в архитектуре.
Мы привыкли к сооружениям, в которых есть и дерзкий вызов классическим правилам, и их полное
непонимание. По этой причине притупилась наша восприимчивость к более тонким различиям, и
старые споры кажутся нам очень далекими от современных архитектурных проблем.
На смену ренессансному ощущению ясной гармонии мироздания пришло драматическое понимание
конфликтности бытия, бесконечного разнообразия, необозримости и постоянной изменчивости
окружающего мира, власти над человеком могучих природных стихий. Выразительность барочных
произведений часто построена на контрастах, драматических столкновениях возвышенного и
низменного, величественного и ничтожного, прекрасного и безобразного, иллюзорного и реального,
света и тьмы. Склонность к сочинению сложных и многословных аллегорий соседствовала с
предельной натуралистичностью. Барочные произведения искусства отличались избыточностью
форм, страстностью и напряжённостью образов. Как никогда ранее, было сильно ощущение «театра
жизни»: фейерверки, маскарады, страсть к переодеваниям, перевоплощениям, всевозможные
«обманки» вносили в жизнь человека игровое начало, небывалую зрелищность и яркую
праздничность.
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация,
стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств
(городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория).
Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет
философ Декарт. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный
труд «Математические начала натуральной философии», а Карл Линней систематизирует биологию в
«Системе природы». Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные
общества. Многообразие восприятия повышает уровень сознания — примерно так говорит философ
Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг
Солнца, а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы. Огромные
парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира.
Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда
возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco.
В 1555 г. Папа Римский Павел IV объявил, что основные догматы (положения) христианства
человеческое сознание способно воспринять только через мистическое (сверхъестественное)
озарение, которое Бог дарует далеко не каждому. Человек должен покаяться в грехах, привести душу
в полное подчинение воле Божьей и тем самым приблизиться к познанию истины и воссоединению с
Богом.
Эти религиозные идеи легли в основу стиля барокко, сложившегося в Италии в 80-х гг. XVI в., и
определили основные его черты. Эмоциональная выразительность, масштабность и насыщенность
движением, сложность композиционных решений — всё это призвано было создать у зрителя особый
духовный настрой.
Барокко - это театр. Архитектура барокко - пышные декорации. А статуи, статуи стали похожи на
актеров. Движения, жесты выражения лиц повторяли то, что создавалось на сцене. Исступление,
аффект, любая эмоция должна была быть изображена лишь в крайнем своем проявлении. Однако
чтобы камень смог стать их вместилищем, скульптор каждый раз должен был преодолеть природу
материала. В результате скульптора стала более чем когда-либо походить на живопись. Именно такое
искусство страстное, эффектное желала видеть церковь в век Контрреформации,
пропагандировавшая католичество и мечтавшая пробудить угасающую веру. Поэтому талант Джан
Лоренцо Бернини она сочла весьма полезным. Столицей нового стиля стал Рим, а "лицо" Рима
эпохи барокко создал Бернини, которого можно смело назвать "главным режиссером" этого
великолепного спектакля. "Превосходный человек, совершенный ум, рожденный по воле
божественного провидения и для славы Рима", - так отзывался о нем один из его могущественных
заказчиков Папы Урбана VIII. Мастера всей Европы пытались подражать Бернини, но немногие
преуспели. Скульптурная композиция поразила современников. Весь Рим шел смотреть на нее, как
на одно из чудес.
Об этой скульптуре Бернини поэт Марино (1569-1625) написал в поэме «Адонис»:
Зачем, скажи, о Дафна,
Ты от меня бежишь
И верностью моей не дорожишь?
Ты нимфа? Или дерево над кручей,
Не знающей тропы?
Ты дерево — и потому молчишь?
Но если так, откуда
Для бегства эти легкие стопы?
Микеланджело Караваджо не боялся (для него это было бы лишь презренной слабостью) и хотел
только одного - правды в искусстве. Правды такой, как он ее видел. Ни классические образцы, ни
«идеалы прекрасного» не вызывали у него почтения. У героев Караваджо часто грубоватый внешний
облик, порой они неприятны и даже уродливы. Но натурализм живописного языка — это лишь
способ передать духовную слабость человека перед лицом Бога.
Караваджо был одним из первых в истории художников, удостоившимся критического ярлыка -
презрительной клички «натуралист». Обратимся к его картине Неверие Фомы, где трое апостолов
пристально разглядывают рану Христа, а один из них к тому же ковыряется в ней пальцем.
Неудивительно, что современникам такая прямота в подходе к евангельскому сюжету казалась
возмутительным оскорблением чувств верующих. Вместо привычных величавых старцев,
задрапированных в тоги, перед набожным людом предстали какие-то работяги с обветренными
лицами и морщинистыми лбами. Но Караваджо мог бы ответить на это, что апостолы и были
пожилыми тружениками, а о скандальном жесте Фомы недвусмысленно сообщается в Евангелии:
«Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ио. 20: 27).
Напротив, все говорит о том, что Караваджо неоднократно перечитывал библейский текст,
вдумывался в него, и стремился представить евангельское событие с такой отчетливостью, как если
бы оно происходило где-то рядом, в соседнем доме, а его героев показать как реальных людей,
стоящих прямо перед зрителем.
В «Успении Богоматери» (1605— 1б0б гг.) для алтаря церкви Санта-Мария делла Скала художник
дал своё истолкование известного сюжета. Согласно церковной традиции, изображение успения
(смерти) Богоматери должно нести в себе радость — ведь, закончив Свою земную жизнь, Дева
Мария соединилась с Христом на небесах. Караваджо представил это событие как трагедию:
апостолы, окружающие ложе Марии, погружены в скорбь, а Её облик заставляет думать не о
блаженном вознесении на небеса, а о страдальческой жизни и тяжёлой, мучительной смерти. Судьба
Микеланджело да Караваджо (настоящая фамилия Меризи) сложилась трагически. Одарённый
мастер, он вёл странную, неустроенную жизнь, был очень неуравновешенным человеком, нередко
дрался на дуэли. Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Четыре последних года
Караваджо провёл в скитаниях, скрываясь из-за обвинения в убийстве, и умер в полной нищете.
Фламандская школа — это прежде всего школа Рубенса. Его творчество оказало большое влияние и
на многих мастеров из других стран, например испанца Диего Веласкеса.
Справиться с таким количеством заказов в одиночку Рубенс не мог. Но у него ещё с первых лет
пребывания в Антверпене было достаточно учеников, которые помогали ему и в то же время
постигали на практике приёмы его искусства. Работа над картиной была надёжно отлажена. Сначала
Рубенс делал красками эскиз. Самые важные фрагменты будущей картины он выписывал более
детально. На тщательно загрунтованный холст (Рубенс предпочитал традиционный для Нидерландов
белый грунт красному итальянскому: на белом краски более насыщены светом) ученики наносили
основные линии композиции и цветовые пятна. Когда подготовительная работа заканчивалась,
живописец, слегка тронув фигуры лёгкими, виртуозными мазками, буквально оживлял их.
При этом Рубенс сознавал, что с некоторыми задачами другие художники справляются лучше, чем
он. Мастер доверял исполнять цветы и животных в своих композициях Яну Брейгелю, натюрморты
— Франсу Снейдерсу, пейзажные фоны — другим живописцам. Его помощниками были Антонис
ван Дейк, Якоб Йорданс.
Барокко – единство противоположностей:
Католический мистицизм, сверхчеловеческое религиозное озарение, костры инквизиции,
Конрреформация, преувеличенная эмоция, чрезмерность, экспрессия высказывания – рождение
европейской науки в современном понимании, рациональное познание мира, сдержанность и
строгость протестантизма.
В музыке Георг Фридрих Гендель - Иоганн Себастьян Бах;
Прелюдия – фуга.
Рождение оперы как жанра – строгая полифония.
В живописи Питер Пауэл Рубенс – Микеланджело да Караваджо, Рембрант.