Автор: Полякова Наталья Егоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад
Населённый пункт: п. Демянск, Новгородская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Формирование элементарных математических представлений у детей, посредством дидактических игр и упражнений"
Раздел: дошкольное образование
Формирование элементарных
математических представлений у детей,
посредством дидактических игр и
упражнений.
Как известно, математика обладает уникальным, развивающим средством.
Её изучение способствует у детей развитию памяти, речи, воображения,
формирует
у
ребенка
усидчивость,
терпение,
творческий
потенциал
личности.
Работая с детьми в старшей группе, я заметила, что у детей недостаточно
развита
самостоятельность,
сообразительность,
умения
логически
мыслить,
рассуждать
и
действовать.
И
вообще
недостаточно
развит
интерес к математическим знаниям.
На начало учебного года, в подготовительной группе, я поставила перед
собой
цель:
развить
у
детей
интерес
к
изучению
элементарных
математических представлений, через дидактические игры и упражнения.
Ведь
дидактические
игры
дают
возможность
решать
различные
педагогические задачи в игровой форме, более легкой и доступной для
детей.
Их
использование
хорошо
помогает
ребенку
воспринимать
и
закреплять материал, и активно участвовать в познавательном процессе.
Для реализации поставленной цели, мною была пополнена развивающая
среда в группе и создан уголок: «Развивай - ка», на развитие и закрепление
элементарных
математических
представлений
у
детей
и
как
способ
повысить уровень готовности детей к обучению в школе.
Подобрала такие игры:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры с геометрическими фигурами: игры вкладыши
3.Путешествие во времени: распорядок дня
4. Математический планшет
5.Игры на логическое мышление: кубик - рубик,
6.Счетные палочки, счеты.
7.Игры на ориентировку в пространстве, например «Елочка» и новогодние
игрушки к ней, по заданию воспитателя дети наряжали елочку.
В работе с детьми использовала различные методы и приемы:
-Словесные игры
-наглядный материал
-игровые
-практический
Использовались инновационные технологии:
-Палочки Кюизенера
-Логические блоки Дьеныша
-Пособие «Сложи узор».
Игры подбирала с учетом индивидуальных возможностей, интересов и
возрастных особенностей детей.
Каждая
игра
не сет
конкретную
задачу
с о в е р ш е н с т в о ва н и я
математических,
количественных,
пространственных,
временных
представлений. Дидактические игры использовались в системе, так как
систематическая
работа
совершенствует
у
детей
общие
умственные
способности: логически мыслить, рассуждать, действовать.
Игры
проводились
в
совместной
деятельности
с
детьми,
так
и
в
самостоятельной
деятельности
детей,
в
утренние
часы,
на
занятии,
в
вечерние часы.
Таким образом я предлагала детям проявлять интерес и любознательность
к математике.
Задания
предлагала
детям
в
игровой
форме:
«Нарядим
елочку»,
«Построим лесенку» и т. п.
Проводила
словесные
дидактические
игры
с
наглядным
материалом.
Например: «Назови соседей числа...»
«Какие числа расположены рядом с...»
«Какое число больше числа…?»
Лепили цифры из пластилина, использовала такую игру: «На что похожа
цифра , дорисуй», дети проявляли фантазии и дорисовывали различные
предметы .Например цифра 8 похожа на снеговика, 4- стул , и т. д.
Знания геометрических фигур закрепляли в таких играх:
«Подбери по форме»
«Геометрические вкладыши»
«Геометрическое лото»
«Назови предметы похожие на квадрат, треугольник и т. д.
Очень часто использовались игры со счетными палочками :
«Составь узор»
«Составь
геометрические
фигуры»
и
другие
аналогичные
задания.
Сначала
задания
давала
упрощенные,
затем
усложняла,
например:
«Выложи по образцу, по памяти, предлагала положить палочку так в
квадрате, что бы получилось два прямоугольника, два треугольника, и т. п.
Игра:
«Считай
не
ошибись»
помогает
усвоению
порядкового
счета
в
пределах 20. Упражнения в прямом и обратном счете с использованием
мяча, дети встают по кругу, говорю в каком порядке будем считать, бросаю
мяч и называю число, тот кто поймал мяч продолжает считать дальше.
Игра проходит в темпе, задания повторяются многократно, чтобы как
можно больше детей приняли в ней участие.
Словесные игры на закрепление дней недели с использованием фишек,
например:
цвет
зеленый
обозначает
рабочие
дни,
а
красные
фишки-
выходные
дни.
Игру
начинаю
я,
называю
первый
день
недели
и
на
магнитной доске выкладываю зеленую фишку, далее дети называют по
очереди дни недели и помещают в ряд фишки. Так дети наглядно видят,
сколько дней в недели, сколько рабочих дней. Сколько выходных дней в
недели.
Пространственные представления закрепляли в процессе различных видах
деятельности.
Дети
словами
определяли
расположение
предмета
по
отношению к другому предмету. Например: слева от доски стоит стол,
справа от куклы сидит заяц и т. п. Ориентируясь на листе бумаги дети
допускали и ошибки, тогда я предлагала детям самостоятельно найти их и
исправить или использовать подсказку другого ребенка.
Особое место среди дидактических игр, занимали игры на составление и
решение
занимательных
задач,
по
замыслу
или
по
образцу.
Детям
нравилось придумывать задачки на прибавление и уменьшение предметов
и предлагать решение составленной задачи детям. За каждую правильно
составленную задачу я давала фишку, тем самым заинтересовывала детей.
Детям
было
интересно
набрать
как
можно
больше
фишек,
и
это
их
подталкивало к выполнению задания.
Опыт показал, что использование дидактических игр благотворно влияет
на
усвоение
элементарных
математических
представлений
у
детей
и
способствуют
повышению
уровня
познавательной
активности.
Дидактические
игры
и
упражнения
помогают
детям
закрепить
и
расширить знания по математике. Все перечисленные игры просты и
доступны для детей и дети с удовольствием играли и сами того не замечая,
преодолевали трудности математического характера.
Могу с уверенностью сказать, что к концу учебного года, в результате
проделанной мною работы, дети стали более активны, сосредоточены на
занятиях, использовали полные ответы, умели доказать свою точку зрения,
у
них
улучшилась
память,
мышление,
умение
рассуждать,
думать
и
действовать.