Напоминание

"Формирование элементарных математических представлений у детей, посредством дидактических игр и упражнений"


Автор: Полякова Наталья Егоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад
Населённый пункт: п. Демянск, Новгородская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Формирование элементарных математических представлений у детей, посредством дидактических игр и упражнений"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование элементарных

математических представлений у детей,

посредством дидактических игр и

упражнений.

Как известно, математика обладает уникальным, развивающим средством.

Её изучение способствует у детей развитию памяти, речи, воображения,

формирует

у

ребенка

усидчивость,

терпение,

творческий

потенциал

личности.

Работая с детьми в старшей группе, я заметила, что у детей недостаточно

развита

самостоятельность,

сообразительность,

умения

логически

мыслить,

рассуждать

и

действовать.

И

вообще

недостаточно

развит

интерес к математическим знаниям.

На начало учебного года, в подготовительной группе, я поставила перед

собой

цель:

развить

у

детей

интерес

к

изучению

элементарных

математических представлений, через дидактические игры и упражнения.

Ведь

дидактические

игры

дают

возможность

решать

различные

педагогические задачи в игровой форме, более легкой и доступной для

детей.

Их

использование

хорошо

помогает

ребенку

воспринимать

и

закреплять материал, и активно участвовать в познавательном процессе.

Для реализации поставленной цели, мною была пополнена развивающая

среда в группе и создан уголок: «Развивай - ка», на развитие и закрепление

элементарных

математических

представлений

у

детей

и

как

способ

повысить уровень готовности детей к обучению в школе.

Подобрала такие игры:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры с геометрическими фигурами: игры вкладыши

3.Путешествие во времени: распорядок дня

4. Математический планшет

5.Игры на логическое мышление: кубик - рубик,

6.Счетные палочки, счеты.

7.Игры на ориентировку в пространстве, например «Елочка» и новогодние

игрушки к ней, по заданию воспитателя дети наряжали елочку.

В работе с детьми использовала различные методы и приемы:

-Словесные игры

-наглядный материал

-игровые

-практический

Использовались инновационные технологии:

-Палочки Кюизенера

-Логические блоки Дьеныша

-Пособие «Сложи узор».

Игры подбирала с учетом индивидуальных возможностей, интересов и

возрастных особенностей детей.

Каждая

игра

не сет

конкретную

задачу

с о в е р ш е н с т в о ва н и я

математических,

количественных,

пространственных,

временных

представлений. Дидактические игры использовались в системе, так как

систематическая

работа

совершенствует

у

детей

общие

умственные

способности: логически мыслить, рассуждать, действовать.

Игры

проводились

в

совместной

деятельности

с

детьми,

так

и

в

самостоятельной

деятельности

детей,

в

утренние

часы,

на

занятии,

в

вечерние часы.

Таким образом я предлагала детям проявлять интерес и любознательность

к математике.

Задания

предлагала

детям

в

игровой

форме:

«Нарядим

елочку»,

«Построим лесенку» и т. п.

Проводила

словесные

дидактические

игры

с

наглядным

материалом.

Например: «Назови соседей числа...»

«Какие числа расположены рядом с...»

«Какое число больше числа…?»

Лепили цифры из пластилина, использовала такую игру: «На что похожа

цифра , дорисуй», дети проявляли фантазии и дорисовывали различные

предметы .Например цифра 8 похожа на снеговика, 4- стул , и т. д.

Знания геометрических фигур закрепляли в таких играх:

«Подбери по форме»

«Геометрические вкладыши»

«Геометрическое лото»

«Назови предметы похожие на квадрат, треугольник и т. д.

Очень часто использовались игры со счетными палочками :

«Составь узор»

«Составь

геометрические

фигуры»

и

другие

аналогичные

задания.

Сначала

задания

давала

упрощенные,

затем

усложняла,

например:

«Выложи по образцу, по памяти, предлагала положить палочку так в

квадрате, что бы получилось два прямоугольника, два треугольника, и т. п.

Игра:

«Считай

не

ошибись»

помогает

усвоению

порядкового

счета

в

пределах 20. Упражнения в прямом и обратном счете с использованием

мяча, дети встают по кругу, говорю в каком порядке будем считать, бросаю

мяч и называю число, тот кто поймал мяч продолжает считать дальше.

Игра проходит в темпе, задания повторяются многократно, чтобы как

можно больше детей приняли в ней участие.

Словесные игры на закрепление дней недели с использованием фишек,

например:

цвет

зеленый

обозначает

рабочие

дни,

а

красные

фишки-

выходные

дни.

Игру

начинаю

я,

называю

первый

день

недели

и

на

магнитной доске выкладываю зеленую фишку, далее дети называют по

очереди дни недели и помещают в ряд фишки. Так дети наглядно видят,

сколько дней в недели, сколько рабочих дней. Сколько выходных дней в

недели.

Пространственные представления закрепляли в процессе различных видах

деятельности.

Дети

словами

определяли

расположение

предмета

по

отношению к другому предмету. Например: слева от доски стоит стол,

справа от куклы сидит заяц и т. п. Ориентируясь на листе бумаги дети

допускали и ошибки, тогда я предлагала детям самостоятельно найти их и

исправить или использовать подсказку другого ребенка.

Особое место среди дидактических игр, занимали игры на составление и

решение

занимательных

задач,

по

замыслу

или

по

образцу.

Детям

нравилось придумывать задачки на прибавление и уменьшение предметов

и предлагать решение составленной задачи детям. За каждую правильно

составленную задачу я давала фишку, тем самым заинтересовывала детей.

Детям

было

интересно

набрать

как

можно

больше

фишек,

и

это

их

подталкивало к выполнению задания.

Опыт показал, что использование дидактических игр благотворно влияет

на

усвоение

элементарных

математических

представлений

у

детей

и

способствуют

повышению

уровня

познавательной

активности.

Дидактические

игры

и

упражнения

помогают

детям

закрепить

и

расширить знания по математике. Все перечисленные игры просты и

доступны для детей и дети с удовольствием играли и сами того не замечая,

преодолевали трудности математического характера.

Могу с уверенностью сказать, что к концу учебного года, в результате

проделанной мною работы, дети стали более активны, сосредоточены на

занятиях, использовали полные ответы, умели доказать свою точку зрения,

у

них

улучшилась

память,

мышление,

умение

рассуждать,

думать

и

действовать.



В раздел образования