Автор: Захаренкова Елена Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Вязьма, Смоленская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Юный лыжник"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад «Надежда»
г. Вязьмы Смоленской области
Проект
«
Юный лыжник
»
старшая группа
Воспитатель: Захаренкова Е. Ю.
Актуальность:
Дети дошкольного возраста больше времени проводят
у телевизора за просмотром мультфильмов, детских передач или же за игрой
в компьютере, планшете, телефоне. В результате этого ухудшается зрение,
нервная система ребенка перевозбуждается,
следствием чего становятся
бессонница и
нервозность, стресс, агрессивность. Ухудшается осанка,
появляется лишний вес.
Ребенок, «живущий» у
телевизора, теряет воображение, логику,
способность размышлять логически, анализировать и делать выводы к тому
же страдает речь. Занятия лыжным спортом способствуют развитию детей,
совершенствованию физических качеств, воспитанию таких черт характера,
как
творческая
активность,
ответственность за
порученное
дело,
целеустремленность. А это, безусловно, очень важно. Человек, обладающий
такими качествами, способен принести большую пользу обществу.
Цель проекта
: формированию
заинтересованного отношения
к
лыжному
спорту
как
к
источнику
двигательной активности
детей
дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1.
Продолжать формировать
понятие детей о том, что лыжный
спорт является источником движения и укрепления здоровья человека.
2.
Обогащать активный и пассивный словарь детей спортивными
терминами.
3. Закреплять технику ходьбы на лыжах.
4. Приобщать родителей к жизни и интересам детей, показать им
значимость общения для всестороннего развития детей.
5. Научить ухаживать за спортивным оборудованием.
Гипотеза:
если заниматься спортом можно сохранить и укрепить свое
здоровье.
Вид проекта:
информационно - практико - ориентированный.
Участники проекта:
педагоги, дошкольники и родители.
Продолжительность:
долгосрочный (ноябрь – март)
Ожидаемые результаты реализации проекта:
•
Обогащение знаний детей о лыжном виде спорта.
•
Пополнение словарного запаса дошкольников спортивной
терминологией.
•
Проявление интереса к занятиям по лыжным гонкам.
•
Развитие физических качеств детей, повышение скорости
формирования важных двигательных навыков детей, что приведёт к
сохранению и укреплению здоровья.
Этапы
Дети
Родители
Педагоги
I
подготовительны
й этап
Теоретическая часть:
Цикл занятий
«Знакомство с лыжным
видом спорта»
Просмотр презентации
«Виды лыжного
спорта»
Беседа «Правила
ходьбы на лыжах»
Беседа «Правила ухода
за лыжами»
Цикл занятий в
спортивном зале
Анкетирование
«Спорт в нашей
семье»
Консультация «Как
правильно
подобрать лыжный
инвентарь и
экипировку для
ребёнка»
Совместный
просмотр
спортивных
соревнований на
лыжах
Консультация
«Лыжная подготовка
как средство
повышения
двигательной
активности ребёнка»
Консультация
«Методы и приемы
формирования
двигательных
навыков ходьбы на
лыжах».
Оформление
презентаций,
альбомов, подбор
художественной
литературы.
II основной этап
Цикл занятий на воздухе,
обучающих технике
ходьбы на лыжах (январь
–февраль)
Семейный поход на
лыжах (база отдыха
«Русятка»)
Презентация
«Лыжный спорт для
дошкольников»
Поход на школьный
стадион (соревнования на
время)
Фотовыставка
«Семейный отдых»
Взаимодействие с
ДЮСШ (беседа с
тренером –
преподавателем по
лыжам
Просмотр мультфильмов
о зимних видах спорта
Круглый стол «Всем
ли полезен лыжный
спорт»
Круглый стол «Всем
ли полезен лыжный
спорт»
Спортивное развлечение
«Все на лыжню!»
Спортивное
развлечение «Все на
лыжню!»
Спортивное
развлечение «Все на
лыжню!»
КВН «Знатоки зимних
видов спорта»
КВН «Знатоки зимних
видов спорта»
КВН «Знатоки зимних
видов спорта»
III
заключительный
этап
Участие во
всероссийских стартах
«Лыжня России»
Участие во
всероссийских стартах
«Лыжня России»
Участие во
всероссийских стартах
«Лыжня России»
Спортивный праздник
«Встав на лыжи всей
семьёй, мы проводим
выходной!»
Спортивный праздник
«Встав на лыжи всей
семьёй, мы проводим
выходной!»
Спортивный праздник
«Встав на лыжи всей
семьёй, мы проводим
выходной!»
Результаты проекта:
В результате реализации проекта родители на собственном опыте убедились,
что совместная спортивная деятельность полезна и необходима не только
ребёнку, но и взрослому. В результате систематической работы у детей
сформировались важные двигательные навыки, улучшилась техника
передвижения на лыжах, повысился интерес к занятиям физической
культуры.
Во
время занятий на
лыжах
успешно воспитались важнейшие
морально-волевые
качества:
смелость
и
настойчивость,
дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых
трудностей, физическая выносливость.
Наша гипотеза подтвердилась: если заниматься спортом, можно
сохранить и укрепить свое здоровье, стать сильными и выносливыми.
Литература:
1.Н. А. Фомина, Г. А. Зайцева, Е. Н. Игнатьева, С. С. Чернякина «Сказочный
театр физической культуры». Издательство «Учитель» Волгоград 2015.
2.Лыжный спорт. И.Б. Масленников., В.Е. Капланский.
3.Викулов А.Д., Бутин И.М. «Развитие физических способностей детей». М.
4.Голощекина М.П. «Лыжи в детском саду» М. «Пр.»2011г.
5.Журнал «Инструктор по физкультуре» №1-2012г. «Ходьба на лыжах и
катание на коньках детей 6-7 лет».
6.Журнал «Здоровье дошкольника» №3-2011г «Как мы искали здоровье в
лесу», №1-2012г. «Зимние игры». Пр. 2012г.
Приложение
Детские стихи про лыжи *
Лыжник
Алексей Ерошин
Всё бело на белом свете,
В белой снежной пелене.
Я лечу вперёд, как ветер,
По накатанной лыжне.
Замела метель дорожки,
Натворила вьюга дел -
Словно в белые одёжки
Снегопад весь мир одел.
На берёзы и рябины
Кружевной надет наряд -
Как огромные рубины,
Снегири на них горят.
Протоптали лисы тропки
Поперёк мышиных строк.
Спит в сугробе зайка робкий
Под весёлый грай сорок.
Скачет солнца шарик рыжий,
Вьётся ленточкой лыжня.
Эй, дружок, вставай на лыжи,
Догоняй скорей меня!
Прогулка на лыжах
Валерия Наумова
Мы сегодня всей семьей -
Все на лыжи! Выходной
Здорово проводим - факт!
Папа, мама, я и брат!
Встали мы все на лыжню!
Фотографию пошлю
Я вам позже, если мы
Скатимся, дай бог, с горы...
Вроде живы все остались,
Только чуть-чуть растерялись
Наши лыжи, палки, шапки...
Всё собрали мы в охапку.
Встав на лыжи всей семьёй,
Мы проводим выходной:
Папа, мама, я и брат...
Но устали... это факт!
Папа падал раз пятьсот,
Мама больше - девятьсот!
Поначалу мы старались
Поднимать их, но достались...
Еле добрели домой...
Вот такой был выходной!...
Лыжи
Галина Соренкова
По сугробам ноги ходят.
Спор с сугробами заводят:
- Не увязнем мы в снегу, -
Говорили на бегу,
- И пройдем там, где нам нужно.
Лыжи нас поддержат дружно,
Им сугробы не помеха.
Снег для них - одна утеха.
Несусь я в сказочную даль
Галина Стеценко
По нитям в поисках чудес
Бегу на лыжах через лес.
А что там на другом конце?
Задор румянцем на лице!
До финиша мне хватит сил!
Ещё бы папа подучил!..
Несусь я в сказочную даль!
Сказал мне папа: «Там - медаль».
Лыжи
Дедушка Володя
Учит мама малыша
Кушать кашу, не спеша,
Чтоб ложкой кашу брал,
В ротик точно попадал.
Вот немного подрастёт,
В садик мальчик наш пойдёт;
Скажут: - Завтракать садиться!
И уменье - пригодится!
Спорт (не каша) - папе ближе,
Едет папа в магазин
И, купив ребёнку лыжи,
Говорит: - Примерим, сын?
Спортом надо заниматься:
Будешь слушаться меня,
Дней всего за десять-двадцать
Покорится нам лыжня!
И на зависть миллионам
Станет сын наш чемпионом!
- Фантазёр! - смеётся мама,
- Кое-что ты не учёл.
Наш сынок, скажу я прямо,
Дня четыре, как пошёл...
Подарок
Дядя Игорь
Для солнца и снега,
Морозного дня,
От лыж достаётся
В подарок лыжня.
Лыжи
Дядя Игорь
Лыжи любят
Леса и дворы!
Лыжи любят
Кататься с горы!
Лыжи любят
Скользить и бежать!
Но не любят
Лыжи лежать.
Встал на лыжи наш Егор...
Марина Блинникова
После завтрака во двор
вышел с лыжами Егор.
Снег так весело искрится,
как же тут не прокатиться.
Встал на лыжи наш Егор -
покоритель снежных гор.
Только лыжи, как на диво,
едут как-то очень криво.
То одна бежит на лево,
а другая, неумело,
вдруг на право повернёт,
где сугроб Егорку ждёт.
Извалялся весь Егорка,
ну не едут лыжи в горку.
И под горку не идут.
Что скажите сделать тут?
Что ж придётся лыжи снять,
неудобно в них гулять.
Я же с санками на горку
заберусь - решил Егорка.
Папа пусть потом научит,
как на лыжах ездить лучше.
Всё! Зима взяла разбег...
Мила Григ
Всё! Зима взяла разбег,
В поле выпал первый снег.
Дети лыжи надевают,
Зиму с радостью встречают.
Как им весело кататься,
Словно ветер с горки мчаться!
Ближе к солнцу
Наталья Капустюк
Вижу-вижу,
Ближе-ближе -
Солнце, горы,
Снежный лес!
Я бегу туда на лыжах,
Добираюсь до небес!
Хруст снежка, скрипят полозья:
Левой-правой -
Палки в снег…
Щиплет щёки мне морозец.
Где вершина - там успех!
Мчится радуется Жучка
Без креплений, палок, лыж…
Вот она, уже на круче -
Победительница, ишь!
Честно делим с ней победу:
- На, сардельку!
...Берегись!
И обратно.
Я не еду -
Я лечу!
На крыльях!!
Вниз!!!
Повезло, однако...
Николай Белозубов
...Ниже, ниже!
Ниже, ниже!..
Полетели
с горки
лыжи!..
Через кочки,
через ямы,
Мимо папы,
мимо мамы,
Мимо школы,
мимо дома,
Мимо всех
друзей -
знакомых...
Понеслись,
почуяв волю,
Через речку,
через поле,
Мимо рощи,
через лес,
Уле-те-ли...
ДО НЕБЕС!!!
Если друг твой рядом
Нина Железкова
Разгулялася зима:
Вьюги да морозы…
Пригорюнились дома,
На берёзах - слёзы…
Ну, а нам всё нипочём -
В свитерочках тонких
По лыжне бежим вдвоём
И смеёмся звонко!
Нас попробуй, догони
Дед Мороз в чащобах,
Нос да щёки ущипни,
Позабавить чтобы…
Да, пойми же ты, чудак -
Всё у нас, как надо!
А морозец, так, пустяк,
Если друг твой рядом!
снег сверкает
Ольга Алёнкина
Снег сверкает,
Снег сверкает!
Тени пляшут меж дерев.
Резво лыжник пролетает
Между этих же дерев.
А за ним ещё летит -
В небе солнышко горит.
Всё сияет!
Всё сверкает!
По лыжне летит спортсмен.
Он не просто так гоняет -
Он летит как супермен.
Пусть летит, а я стараюсь
Насладиться красотой.
потихонечку сливаюсь
с небом, солнцем
и собой.
Мистер Лыжные Ботинки
Сон Светлана
Вот шагает по тропинке
Мистер Лыжные Ботинки,
Ветер треплет за плечо,
А ему всё нипочём!
Он по шею зашнурован,
Закалён и тренирован,
Мягкий, тёплый язычок,
Сбоку - яркий ярлычок!
Чемпион и рекордсмен,
Русским Валенкам - кузен,
Со снежинкой на носу
Дышит воздухом в лесу!
Как я катался на лыжах
Эмма Иванова
Снега такого ещё не бывало!
Землю накрыло седым покрывалом.
С горки на лыжах катаемся мы!
Нет ничего в мире лучше зимы!!!
Правда, мне горка попалась крутая -
Падаю сразу и лыжи ломаю,
Съехать пришлось мне полгорки на попе,
И очутиться в огромном сугробе!
Снег мне набился в ботинки и уши,
Даже за шиворот, что ещё хуже...
Видно, когда я в сугробе застрял -
Шапку и варежки там потерял!
Мама влепила мне пару затрещин,
Папа добавил ремнём чуть похлеще,
После с ангиной неделю валялся...
Но ведь зато я на лыжах катался!
Игры на лыжах для детей старшего дошкольного возраста
Большая роль при обучении детей ходьбе на лыжах принадлежит играм. Они
вызывают интерес к передвижению на лыжах, являются своеобразными
упражнениями, при которых совершенствуются двигательные навыки
ходьбы, спусков, подъемов; развивается функция динамического равновесия.
Игровые приемы способствуют выработке умений управлять своими
движениями.
Кроме того, игры на лыжах формируют положительные черты характера,
воспитывают настойчивость в достижении определенных целей (добежать до
флажка, спуститься, не задевая лежащих веток, и т. п.). Развивают чувства
товарищества, взаимопомощи.
Для проведения игр весьма важно, чтобы дети вначале освоили двигательный
навык ходьбы на лыжах, так как эмоциональное состояние захватывает
ребенка и нередко оказывает отрицательное влияние на качество движений.
Необходимо тщательно отбирать игры для проведения их на участке
детского сада в зимнее время. Чтобы все дети были активны, не стояли в
бездействии на морозе, следует выбирать те игры, в которых бы участвовала
вся группа детей. С этой же целью в игре следует как можно чаще менять
водящих. Объяснение игры должно быть коротким, четким.
Очень осторожно следует подходить к продолжительности игр. В зимнее
время игра проводится в быстром темпе. Каждую игру следует вовремя
закончить, чтобы не наступило утомление, не угас интерес к игре.
При отборе игр необходимо также учитывать постепенное увеличение и
снижение физиологической нагрузки. Если занятие включает 2—3 игры, то
последняя из них должна быть менее подвижной.
В игры для детей дошкольного возраста хорошо внести элементы
соревнования, но лишь тогда, когда сформирован двигательный навык
передвижения на лыжах. В таком случае все внимание детей будет
направлено на выполнение правил и развитие сюжета игры.
Игры с элементами соревнования доступны детям только старшего
дошкольного возраста. При проведении этих игр можно оформить участок
детского сада, внести дополнительный материал (вымпелы, флажки,
ленточки для обозначения места «старт» и «финиш»). В подготовительной к
школе группе можно предложить детям выбрать «помощника судьи».
Правила игр для детей старшего дошкольного возраста могут
предусматривать деление на группы, команды. Отбирая те или иные игры на
лыжах, воспитатель должен учитывать качество снега, температуру и
влажность воздуха, силу ветра, глубину снежного покрова и т. п.
Заинтересованность воспитателя игрой повышает эмоциональное состояние
у детей, вызывает желание выполнить задание. Игры на лыжах группируются
по месту их проведения: игры на снежной целине, игры на спусках со
склонов, игры в лесу (парк).
Пройди и не задень
Задача. Развитие пространственных ориентировок и совершенствование
функции равновесия.
Описание. Шесть лыжных палок втыкаются в снег на расстоянии 2—2,5 м
друг от друга. Ребенок обходит стоящие палки, стараясь их не задеть.
Правила. Не пропускать палок, стараться не сбить их носками лыж, точно
делать повороты.
Трамвай
Задача. Закреплять пространственные ориентировки, упражнять в ходьбе на
лыжах.
Описание. Воспитатель делит играющих детей на четыре равные подгруппы,
каждая группа детей из 5— 7 человек держится за цветной шнур (это
трамвай). Дети идут по снежной целине в любых направлениях, встречаясь,
расходятся только вправо.
Правила. Обходить идущий навстречу трамвай только справа, идти
ритмично, согласовывая темп своего передвижения с темпом товарищей.
Ходьба парами, тройками
Задача. Совершенствовать функцию равновесия, упражнять в согласованном
ритме движения.
Описание. Дети, держась за руки (вдвоем, втроем), продвигаются по снежной
равнине вперед.
Правила. Кто разорвет цепь рук, тот выбывает из игры.
Методические указания. Вначале дети должны научиться ходить парами,
затем тройками. Чтобы дети освоили чувство согласованного ритма
движений, рекомендуется идти под счет воспитателя или ритмичные удары в
бубен.
Попади в цель
Задача. Упражнять в устойчивом равновесии.
Описание. У каждого ребенка в руках комочек снега. Проходя мимо щита
для метаний или обручей, подвешенных на веревке, дети должны на ходу
попасть в щит левой, а затем правой рукой.
Правила. Выигрывает тот, у кого будет большее число попаданий из трех или
пяти бросков правой и левой рукой.
Методические указания. Расстояние от ребенка до щита должно быть не
менее 5 м.
Поменяй флажки
Задача. Упражнять детей в быстром темпе передвижения на лыжах.
Описание. Играющие делятся на две колонны. Каждый ребенок должен
пройти расстояние 10 м до флажка, взять флажок и на его место поставить
другой по цвету.
Правила. Выигрывает та команда, которая раньше поменяла цветные
флажки.
Методические указания. Предлагая детям быстрое скольжение, воспитатель
следит за качеством движения.
Будь внимателен
Задача. Закреплять навык передвижения по равнине, развивать внимание. Эта
игра проводится с детьми средней группы.
Описание. Дети передвигаются по учебной лыжне. На сигнал воспитателя
(поднимает разноцветные флажки) дети меняют движение. Например, когда
воспитатель поднимает зеленый флажок, все идут ступающим шагом,
желтый — скользящим шагом, красный флажок — все останавливаются.
Правила. Дети идут по учебной лыжне на расстоянии 2—3 м друг от друга.
Воспитатель находится в центре круга.
Методические указания. Для детей средней группы дается 2—3 сочетания
движений, для детей старшей группы —3—4, а детям подготовительной к
школе группы можно предложить 4—5 вариантов движений.
Идите за мной
Задача. Закреплять навыки ходьбы на лыжах скользящим шагом в быстром
темпе.
Описание. Дети ходят по лыжне по кругу скользящим шагом. Воспитатель
находится за кругом. Проходя мимо детей, он выбирает двоих-троих,
дотрагиваясь до них. Дети выходят из круга и идут на лыжах вслед за
воспитателем.
Через препятствие
Задача. Закреплять навык передвижения на лыжах, преодолевать
препятствия.
Описание. На прямой лыжне (50 м) располагаются препятствия (3—4):
ворота из лыжных палок, бревно и т. д. По сигналу воспитателя ребенок идет
от черты до флажка. Пройдя препятствие, он берет флажок, размахивает им и
ставит на место.
Правила. Следующий лыжник начинает движение только тогда, когда
впереди идущий пройдет первое препятствие.
Методические указания. В игру можно ввести элемент соревнования (кто
лучше пройдет через препятствие?), но в этом случае длина лыжни должна
быть не более 25—30 м, а количество препятствий — не более двух.
Сороконожки
Задача. Закреплять навык скольжения в колонне.
Описание. Группа детей делится н» две команды и выстраивается в колонны,
одна параллельно другой. Перед колоннами отмечается линия старта, а на
расстоянии 30—50 м — линия финиша. Каждой команде дается по одному
шнуру. Дети, стоящие справа, берут шнур левой рукой, а стоящие слева —
правой. По сигналу воспитателя колонны («сороконожки») бегут вперед к
линии финиша, не выпуская шнур.
Правила. Если кто-либо из детей случайно выпустит шнур, то ведущий
колонны должен остановиться и подождать, пока все возьмут шнур. Игра
считается законченной, когда последний лыжник пересечет линию финиша
(«когда сороконожка закончит путь»).
Методические указания. Игра проводится с детьми, хорошо владеющими
навыками ходьбы на лыжах
История появления лыж.
Что такое лыжи?
Лыжи приспособление для перемещения человека по снегу. Представляют со
бой дведлинные деревянные или пластиковые планки с заострёнными и загну
тыми носкамиКрепятся к ногам специальными приспособлениями. Для их
использования нужны
лыжные
ботинки.
Передвижение происходит
благодаря возможности скользить по снегу.
В настоящее время очень много разновидностей лыж. Лыжи могут
быть деревянными и пластиковыми. Для любителей ходьбы на лыжах –
прогулочные лыжи. Для спортсменов беговые и классические лыжи. Для
катания с гор используют горные лыжи, так же есть лыжи для прыжков с
трамплина, фристайла, катания на сноуборде.
Как появились лыжи.
Огромные снежные пространства обусловили раннее появление лыж. В
далекие исторические времена добывать пищу,
первобытный человек
передвигаясь по глубокому снегу, случайно наступил на кору или кусок
дерева и почувствовал, что ему удобно стоять на снегу, он больше не
проваливается. Это натолкнуло его на мысль привязать деревянные дощечки
к ногам, чтобы было удобнее охотиться.
Так зародилась вынужденная потребность в создании лыж — одного из
самых удивительных изобретений первобытного человека. Точная дата,
место, имя изобретателя приспособления на ноги для борьбы со снегом не
установлены. Первыми приспособлениями, которые применил человек для
более легкого
передвижения по
глубокому
снегу,
были
несомненно
снегоступы
или
ступающие
лыжи. Постепенно эти
дощечки
стали
приобретать продолговатую форму. Их стали специально приспосабливать к
скольжению, для чего выгибали носовую часть и
смазывали нижнюю
поверхность животным жиром. Для прикрепления их к ногам использовались
тонкие и прочные ремни из шкур животных. Позднее лыжи стали обтягивать
снизу шкурой лося
,
оленя или нерпы с коротким ворсом, расположенным
назад. Когда лыжник поднимался в гору, мех не давал ему соскользнуть
назад. Северные и восточные народности подклеивали шкуры к лыжам при
помощи клея, сваренного из рогов и костей лося, оленя или рыбьей чешуи.
Со временем деревянные лыжи приобрели ту форму, к которой все мы
привыкли, с этих пор и можно сказать и появились первые лыжи. Но видом
спорта они стали не в приполярных районах, а в странах Скандинавии, где их
использовали и в качестве развлечения.
Появление лыж в древней Руси.
На
Руси
помимо
охоты
лыжи
часто использовались во
время
праздников и зимних народных забав, где демонстрировались сила, ловкость,
выносливость в беге «наперегонки» и в спусках со склонов. Наряду с
другими развлечениями
и упражнениями (кулачный бой, верховая езда,
различные игры и
забавы) лыжи сыграли важную роль в физическом
развитии русского народа. Шведский дипломат свидетельствовал о широком
распространении лыж в Московском государстве. Он подробно описывал
лыжи, применяемые местными жителями, и умение русских быстро на них
передвигаться.
Лыжи стали не только популярными, но и модными, а это породило
немало забавных ситуаций. Шикарно одетые барыни атаковали мастеровых,
работавших по дереву, умоляя их выточить маленькие лыжцы для своих
собачек, а пылкие кавалеры дарили дамам сердца лыжи, рассчитанные для
езды вдвоём.
Такие же лыжи применялись в армии. Примерно в это же время
появились и
лыжные палки, существенно облегчающие и
ускоряющие
передвижение на лыжах.
История возникновения лыжного спорта.
История
возникновения
лыжного
спорта как
раз
началась в
Скандинавии, там были организованы первые соревнования, получившие
статус лыжных гонок. Постепенно они стали проводиться везде, где зимой
выпадал снег. Правда, сегодня даже жители южных стран «заразились» этим
видом спорта. Поэтому летом, когда нет снега, стали проводиться и гонки на
асфальте или другой твердой поверхности, для чего вместо лыж используют
специальные механические приспособления, называемые лыжероллерами.
Сегодня лыжные дисциплины весьма разнообразны. Это и гонки на 5,
15, 20, 30 и даже 50 километров (лыжный марафон). Бег проводится как
классическим, так и свободным стилем.
Кроме того,
к
лыжным видам спорта относят и
разнообразные
соревнования, связанные с перемещением по горам, — слалом, скоростной
спуск, прыжки с трамплина, фристайл, биатлон.
Большинство лыжных
дисциплин
входят
в
программу
таких
соревнований, как
Кубок
мира и
Олимпийские игры. Вот так началась
история лыжного спорта.
Лыжные соревнования.
Лыжные гонки впервые появились на Олимпийских зимних играх 1924
года в Шамони. Соревнования среди женщин появились на Олимпийских
играх 1952 года в Осло.
Правила лыжных гонок.
Правила соревнований утверждены Международной федерацией
лыжного
спорта
(«Правила
международных
соревнований»).
В
соревнованиях используются следующие виды стартов: раздельные, общие,
групповые и старты для гонки преследования. В раздельных стартах обычно
используются интервалы в
30
секунд. Стартер дает предупреждение:
«Внимание» за 10 секунд до старта. За 5 секунд до старта начинается
обратный отсчет: «5…4…3…2…1», за которым следует стартовый сигнал
«Марш». Вовремя гонки спортсмены не имеют права пользоваться иными
средствами передвижения, кроме лыж и лыжных палок. Лыжники должны
идти только по трассе и пройти все контрольные пункты. В пути спортсмены
могут поменять одну лыжу или палки. За сменой лыж следит судейская
коллегия, перед стартом все лыжи обязательно
маркируются. Время на
финише регистрируется вручную или электрически и
дается в полных
секундах.
Экипировка лыжника (лыжный инвентарь, одежда и обувь).
В понятие «лыжной экипировки» входят не только привычные для
всех лыжи и лыжные палки. Это и специальные ботинки, и одежда. Обычные
вещи из гардероба здесь не подойдут. Нужна особая экипировка, в которой
будет тепло и комфортно.
Одежда должна состоять из трех слоев: 1-й слой, прилегающий к телу,
должен быстро отводить влагу, не намокая (термобельё). При этом белье
должно "дышать" и не вызывать аллергии при соприкосновении с кожей. 2-й
слой должен выводить влагу наружу, а внешнюю (дождь, снег) -
не
пропускать внутрь. 3-й слой (внешний) – защищать от ветра и холода.
Одежду лыжников
можно
разделить на
три
вида: для
гонщиков
–
облегающая, уменьшающая сопротивление воздуху (комбинезон, отсутствие
карманов) для спортсменов-любителей - более свободный покрой (куртка +
брюки, наличие карманов для мелочей) для прогулок и оздоровительного
катания - совсем свободный покрой, более теплая.
Подготовка лыж.
1. Очистите
поверхность от
загрязнения с
помощью латунной
или стальной щетки.
2. Нанесите
базовый грунтовочный
парафин.
3. Равномерно
разровняйте
парафин утюгом по
поверхности лыжи.
4. Очистите
поверхность от
парафина с
помощью скребка.
5. Очистите желобок с
помощью
специального скребка-
карандаша.
6. Вычистите остатки
парафина из структуры
с помощью нейлонной
щетки.
Экспериментальная деятельность по сравнению качества лыж:
деревянные и пластиковые (карбоновые).
Прокатившись сначала на деревянных, а потом на пластиковых лыжах
ребята выяснили что: пластиковые модели отличаются более высокой
прочностью, по сравнению с деревянными, и могут эксплуатироваться даже в
теплую погоду. Что касается деревянных беговых лыж, их использовать при
плюсовых показателях термометра
невозможно. Деревянные лыжи более
устойчивые, но менее скользкие.
Польза лыжного спорта.
Кататься на лыжах не только интересно, но и полезно для здоровья!
Спокойные лыжные прогулки и полноценные тренировки с усиленной
нагрузкой развивают сердечно-сосудистую
систему человека, улучшают
обменные процессы, а
также улучшают не только физическое, но
и
эмоциональное
состояние человека. Хорошо
известно, что лыжные виды
спорта увеличивают сопротивляемость организма к
различным видам
болезней. В результате занятий повышается иммунитет, а также тренируется
система снабжения разных органов человека кислородом. В
процессе
лыжных прогулок активно тренируются разные группы мышц, включая
спину, что уменьшает опасность возникновения артритов и артрозов. Еще
одна несомненная польза лыжного спорта — это полноценная тренировка
вестибулярного аппарата, пресса, икроножных и других видов мышц. В ходе
многочисленных исследований было
установлено: лыжные
прогулки
помогают
улучшить
состояние людей,
которые
больны
бронхитом,
гипертонией, атеросклерозом.
Начинать приучать детей к
занятиям беговыми лыжами, можно с
раннего возраста. А в возрасте 6-7 лет можно начинать организованные
занятия лыжами – посещение спортивной секции.
Осторожность не повредит
Нужно ли бояться простуды, когда идете на лыжах? Фигурально
выражаясь, так дело обстоит: когда идете туда можно не бояться, обратно
опасайтесь простыть. Идеальный случай, если где-то в лесу у вас есть место,
где бы вы могли полностью переодеться, скажем, лыжная база. Если нет,
неплохо после хорошей многочасовой прогулки утеплить как-то себя, хотя
бы шапку переодеть и свитер. Опаснее всего, не переодевшись,
долго
ожидать электричку или автобус. Верное средство простудиться. После
перенесенных простудных заболеваний, на лыжи можно вставать не раньше,
чем через 10-12 дней после выздоровления.
Спорт и развлечения на свежем
воздухе зимой должны
приносить
радость. Поэтому напоминаем, что всегда – будь то лыжи, горки или коньки
–
нужно
соблюдать правила поведения и
технику
безопасности. Вот
несколько нехитрых правил, которые необходимо усвоить.
1. Лыжи должны быть подобраны по росту занимающегося и находиться в
исправном состоянии.
2. Крепления должны быть отрегулированы так, чтобы можно было без
посторонней помощи прикреплять лыжи к лыжным ботинкам.
3. Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, кольцо и
регулируемой длины ремень для кисти руки.
4. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень
свободная обувь может привести к потертостям или травме.
5. Одежда должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной.
6. При передвижении
на лыжах по дистанции соблюдайте
интервал 3-4
метра, при спусках - не менее 30 метров.
7. При спусках не выставляйте вперед лыжные палки.
8. Если возникает необходимость,
приседая, падать на бок (обязательно
держа при этом палки сзади).
9. Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона
лыжники.
10. Не прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и
прыжковые лыжи. Категорически запрещается использовать лыжные палки
для осаливания во время подвижных игр и эстафет: это можно делать только
рукой.
11. При занятиях лыжным спортом могут быть обморожения. При потере
чувствительности кожи
ушей, носа, щек
следует немедленно сделать
растирание. Делать это нужно сухой рукой, а не снегом, так как в последнем
случае можно повредить кожу и занести инфекцию.
12. Нельзя раздеваться во время передвижения на лыжах по дистанции (это
приведет к простуде). Лучше снять лишнюю
одежду до начала лыжной
гонки, а после ее завершения надеть вновь.
13. Перед входом в помещение счистить снег с лыж.
14. Сразу после занятий по лыжной подготовке не пить холодную воду,
чтобы не заболело горло.
15. Ограничения по температуре воздуха и погодным условиям при занятиях
лыжной подготовкой следующие: температура не ниже -14, тихий ветер.