Напоминание

"Составление пищевого рациона школьника"


Автор: Филатова Светлана Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: пгт. Нижний Одес МР "Сосногорск" Республика Коми
Наименование материала: Сборник лабораторно – практических работ
Тема: "Составление пищевого рациона школьника"
Раздел: среднее образование





Назад




Лабораторно – практическая работа №1.

(к разделу «Кулинария»)

Тема: Составление пищевого рациона школьника.

Цель работы: научиться грамотно составлять суточный пищевой рацион

человека.

Предмет изучения: пищевой рацион

Объект изучения: Состав суточного пищевого рациона

Место исследования: кабинет технологии.

Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и

калорийности (состав пищевых продуктов и их калорийность).

Задание:

1.Изучить теоретический материал.

Обмен веществ и энергии

Еще со времен Гиппократа пищу сравнивали с мощным лекарством, так

как

уже

древние

отмечали,

что

неправильное

ее

использование

грозит

серьезными осложнениями. Гиппократ писал о том, что надо знать все пищевые

вещества и напитки, их свойства, а также соотношение количества принимаемой

пищи с конституцией человека и его возрастом.

Обмен

веществ

и

энергии

между

организмом

и

внешней

средой

неотъемлемое свойство любого организма. Энергия, освобождающаяся при дис-

симиляции, обеспечивает все жизненные процессы организма (кровообращение,

дыхание, мышечное сокращение и т. д.).

За единицу измерения энергии, образующейся в организме, можно принять

калорию или килокалорию (1 ккал = 4,19 кДж). Измерение энергетических затрат

организма широко используют в физиологии труда, спортивной медицине.

Составление пищевого рациона

При

составлении

пищевого

рациона

человека

следует

придерживаться

следующих правил:

— калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу

энергии;

— необходимо учитывать оптимальное для лиц данного вида труда (а для детей

— возраста) количество белков, жиров и углеводов;

— наилучшим режимом питания является четырехразовый прием пищи (первый

утренний завтрак должен составлять 10—15%, второй завтрак— 15—35%, обед

— 40—50%, ужин — 15—20% от общей калорийности);

— продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для

завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда;

— в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного

происхождения.

При смешанном питании у человека усваивается в среднем около 90%

пищи.

Суточная энергетическая потребность детей и подростков в зависимости от

возраста (кДж) представлена в таблице 1.

Суточная энергетическая потребность детей и подростков

Таблица 1

Возраст

Энергетическая потребность из расчета на среднюю массу

тела детей и подростков (кДж)

3—4 года

6 720 000—7 560 000 (1800 ккал)

5—7лет

7 560 000—9 660 000 (1990 ккал)

8—11лет

9 450 000—12 180 000 (2380 ккал)

12—14лет

11 760 000—13 860 000 (2860 ккал)

15—16лет

13 440 000—14 700 000 (2760 ккал)

Суточные

нормы

белков,

жиров

и

углеводов

в

пище

детей

и

подростков

представлена в таблице 2.

Суточные нормы белков, жиров и углеводов

Таблица 2

Возраст

Белки г

Жиры, г

Углеводы, г

3—4 года

50—60

60—70

150—200

5—7лет

65—70

75—80

250—300

8—11лет

75—95

80—95

350—400

12—14 лет

90—110

90—110

400—500

15—16 лет

100—120

90—110

450—500

Пищевой рацион составляют, используя специальные таблицы. Состав пищевых

продуктов и их калорийность представлены в таблицах 3; 4.

Расчет калорийности пищи

Таблица 3

Продукты

Количество

, г

Калорийность, ккал

на 100 г

Расчет калорийности

пищи, ккал

Завтрак:

Творог

Сыр голландский

Хлеб пшеничный

Масло сливочное

Кофе с молоком

125

50

30

25

200

86

380

236

661

310

107,5

190

70,8

165,25

620

Итого: 1158,55

Обед:

Суп из говядины

Курица отварная

Макароны

Салат из помидоров

Компот

150

125

100

100

200

187

241

332

19

223

280,5

301,25

332

19

446

Хлеб ржаной

50

190

95

Итого: 1473,75

Ужин:

Сосиски

Картофель

Каша манная

Хлеб пшеничный

Чай

150

100

100

30

200

324

83

326

236

1

486

83

326

70,8

1

Итого: 966,8

Энергетическая ценность продуктов питания

Таблица 4

Название продукта

Масса,

г.

Содержание во взятом

количестве продукта, г.

Калорий-

ность,

ккал

Белки

Жиры

Углеводы

Супы:

Борщ из свежей капусты

Суп картофельный с

макаронными изделиями

Суп картофельный с мясными

фрикадельками

Суп крестьянский с крупой

250

250

285

250

1,93

2,83

9,76

2,31

6,34

2,86

6,82

7,74

10,05

21,76

19,01

15,43

104,16

124,09

175,10

140,59

Вторые блюда:

Капуста тушеная

Картофельное пюре

Макаронные изделия отварные

Рис отварной

Каша гречневая рассыпчатая

100

100

100

100

100

2,62

2,13

3,68

2,59

5,82

3,23

4,04

3,53

3,39

3,62

13,45

15,53

23,55

26,85

30,00

87,16

106,97

140,73

150,12

175,87

Блюда из мяса:

Гуляш из говядины

Жаркое по – домашнему

Котлеты, биточки, шницели

Печень говяжья

Тефтели из говядины паровые

Птица отварная

Сосиски, сардельки, колбаса

отварная

120

220

100

110

75

70

75

21,68

22,54

10,68

23,32

12,85

18,22

6,62

24,21

17,33

11,72

28,95

14,60

18,22

16,04

6,74

22,13

5,74

4,70

8,74

0,97

1,57

331,53

334,08

176,75

370,15

217,83

242,68

179,72

Салаты:

Винегрет овощной

Салат витаминный

Салат из белокочанной капусты

с морковью и яблоками

Салат из белокочанной капусты

100

100

100

1,26

1,14

2,74

10,14

10,14

20,30

8,32

11,54

12,16

129,26

141,94

242,30

с помидорами и огурцами

100

2,22

11,02

3,40

121,74

Напитки:

Какао с молоком

Кисель из клюквы

Компот из плодов и ягод

сушеных

Компот из апельсинов с

яблоками

Напиток клюквенный

Чай с сахаром, вареньем, медом

200

200

200

200

200

200

3,77

0,11

0,33

0,48

0,11

0,12

3,93

-

-

0,25

-

-

25,95

25,83

22,66

26,81

21,07

12,04

153,92

103,74

91,98

110,96

84,69

48,64

Выпечка:

Блинчики с маслом, вареньем,

медом

Булочка нежная

Слойка с повидлом

Оладьи с маслом, джемом

Шанежка с картофелем

160

60

60

165

60

8,00

4,96

4,49

9,35

6,01

5,66

7,12

11,36

8,63

6,52

52,50

36,14

37,52

81,39

34,57

292,88

387,60

144,24

440,63

221,02

Блюда из рыбы:

Рыба жареная

Котлеты рыбные

75

75

13,57

9,33

11,67

2,78

3,49

4,77

173,75

81,36

Фрукты:

Груша

Яблоки

Апельсин

100

100

180

0,4

0,4

0,9

0,3

0,4

0,2

9

9

8,1

42

45

40

Хлеб:

Ржаной

Пшеничный

50

50

3,3

3,95

0,6

0,5

16,7

24,1

95

117,5

2.Провести лабораторно – практическое исследование по составлению

суточного пищевого рациона для группы детей в возрасте 5—7 лет, для группы

подростков в возрасте 8—11 лет.

3. Представить отчет в форме таблицы 4.

«Состав суточного пищевого рациона»

Таблица 4

Режим

питания

Название продукта

Масса, г

Содержание во взятом

количестве продукта, г

Калорийность

белки жиры Углеводы

(ккал)

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

4. Ответить на вопросы:

Как изменяется расход энергии в зависимости от работы?

Какие

функции

в

организме

выполняют

белки,

жиры,

углеводы,

поступающие к нам с пищей?

Лабораторно – практическая работа №2

(к разделу «Кулинария»)

Тема: Определение содержания нитратов в овощах

Цель работы: определение содержания нитратов в овощах

Предмет изучения: овощи.

Объект изучения: содержание нитратов в овощах

Место исследования: кабинет технологии.

Оборудование: таблицы со значением предельно допустимых концентраций

нитратов в продуктах питания, склянка с пипеткой, пластина стеклянная, чаша

коническая, пипетка.

Задание:

1.Изучить теоретический материал.

Общая характеристика нитратов

Нитраты

существовали

еще

до

происхождения

человека.

Тем

не

менее,

разговоры о вреде нитратов для здоровья не прекращаются. Однако проблема не

в самих нитратах, а в том, какое их количество попадает в организм человека.

Согласно

заключению

Всемирной

организации

здравоохранения,

безопасным

считается

количество

5

мг

нитратов

на

1

кг

человеческого

тела.

То

есть,

взрослый

человек

может

получать

около

350

мг

нитратов

безо

всяких

последствий для здоровья.

Впервые

заговорили

о

нитратах

в

нашей

стране

в

70-х

годах,

когда

в

Узбекистане случилось несколько массовых желудочно-кишечных отравлений

арбузами из-за их чрезмерной подкормки аммиачной селитрой.

Растения обладают способностью поглощать из насыщенной удобрениями почвы

гораздо больше соединений азота, чем им необходимо для развития. В результате

часть нитратов попадают в организм человека в чистом виде через плоды, корни

и листья овощей. В дальнейшем одни нитраты быстро выводятся из тела, но

другие

образуют

различные

химические

соединения.

Какие-то

из

этих

соединений безвредны и даже полезны для организма, но другие представляют

вред для здоровья.

Излишек

азотных

удобрений

ведёт

к

снижению

качества

растительной

продукции, ухудшению её вкусовых свойств, снижению выносливости растений

к

болезням

и

вредителям,

что,

в

свою

очередь,

вынуждает

земледельца

увеличивать применение ядохимикатов.

У

растений

максимальное

накопление

нитратов

происходит

в

период

наибольшей активности при созревании плодов. Поэтому недозрелые овощи

(кабачки, баклажаны) и картофель, а также овощи раннего созревания могут

содержать нитратов больше, чем достигшие нормальной уборочной зрелости.

Кроме

того,

содержание

нитратов

в

овощах

может

резко

увеличиться

при

неправильном применении азотистых удобрений (не только минеральных, но и

органических). Например, при внесении их незадолго до уборки урожая.

Однако у различных растений есть и свои индивидуальные особенности.

Известны

«накопители»

нитратов.

К

ним

относятся

зеленые

овощи:

салат,

ревень,

петрушка,

шпинат,

щавель. В

других

овощах

нитратов

значительно

меньше.

По способности накапливать нитраты растения можно разделить на пять

групп – по содержанию в 1 кг продукции:

больше 5 г (все виды салатов, петрушка, редис);

до 5 г (шпинат, редька, кольраби, свекла, зеленый лук);

до 4 г (белокочанная капуста, морковь, репчатый лук);

до 3 г (лук-порей, ревень, укроп, тыква);

менее

1

г

(огурцы,

арбузы,

дыни,

помидоры,

баклажаны,

картофель).

В растениях нитраты распределены неравномерно:

1) у свеклы нитраты сконцентрированы в верхней части корнеплода – до 65%;

2) у моркови: в сердцевине – 90% и в наружной части – 10%;

3) у капусты – в кочерыжке и в толстых черешках листьев;

4) у

картофеля

в

мелких

клубнях

нитратов

больше,

чем

в

крупных,

сосредоточены они под кожурой;

5)

маленькие

огурцы

содержат

нитратов

меньше,

чем

большие,

в

огурце,

сорванном утром, нитратов меньше.

Исследования

показали,

что

после

6

месячного

хранения

количество

нитратов

в

корнеплодах

снижается

в

1,5

2

раза.

Нитраты

почти

не

обнаруживаются в овощах, хранящихся на зиму.

Овощи

нельзя

хранить

при

повышенной

температуре,

особенно

размороженные. Установлено, что чем выше температура хранения, тем больше

образуется нитритов.

Предельно

допустимая

концентрация

(ПДК)

- количество

вредного

вещества

в

окружающей

среде,

которое

не

оказывает

отрицательного

воздействия

на

здоровье

человека

или

его

потомство

при

постоянном

или

временном контакте с ним. Для овощей установлены определенные значения

ПДК нитратов, значение которых указаны в таблице 1.

Значения предельно допустимых концентраций нитратов в продуктах

питания

Таблица1

Продукт

Содержание,

мг/кг

Kартофель

250

Kапуста белокочанная ранняя

900

Kапуста белокочанная поздняя

500

Морковь ранняя

400

Морковь поздняя

250

Томаты

150/300

Огурцы

150/400

Свекла столовая

1400

Лук репчатый

80

Листовые овощи (салат,

петрушка, укроп)

2000

Перец сладкий

200

Kабачки

400

Влияние нитратов на организм человека

В

настоящее

время

общеизвестно,

что

нитраты

обладают

высокой

токсичностью для человека.

Наибольшую опасность представляют нитраты для грудных детей так как

приводит к кислородному голоданию. Нитраты помогают в развитии вредной

микрофлоры

кишечника,

что

приводит

к

попаданию

в

организм

человека

ядовитых

веществ.

Происходит

интоксикация

или

отравление

организма.

Отравление нитратами организма человека характеризуется рядом признаков:

усиленное сердцебиение, одышка, возможна потеря сознания;

снижение

работоспособности,

сонливость,

повышенная

усталость,

головные боли;

боли в животе, рвота и тошнота;

желтизна белков глаз, увеличение печени, понос (зачастую с кровью);

синюшность видимых слизистых оболочек, губ, лица и ногтей.

К

группе

повышенной

опасности

поражения

организма

нитратными

соединениями кроме детей относятся также лица, страдающие заболеваниями

сердечно - сосудистой и дыхательной систем, беременные женщины, пожилые

люди.

Нитраты снижают содержание витаминов в пище, которые входят в состав

многих ферментов, стимулируют действие гормонов, а через них влияют на все

виды

обмена

веществ.

При

длительном

поступлении

нитратов

в

организм

человека (пусть даже в незначительных дозах) уменьшается количество йода, что

приводит к увеличению щитовидной железы.

Нитраты способны вызывать резкое расширение сосудов, в результате чего

понижается кровяное давление.

Пути попадания нитратов в организм человека

Нитраты попадают в организм человека через различные пути.

1. Через продукты питания растительного и животного происхождения. Нитраты

в основном скапливаются в корнях, корнеплодах, стеблях, черешках и крупных

жилках листьев, значительно меньше их в плодах.

2. Через питьевую воду. В питьевой воде из подземных вод содержится до 200

мг/л нитратов, гораздо меньше их в воде из артезианских колодцев. Нитраты

попадают в подземные воды через различные химические удобрения (нитратные,

аммонийные), с полей и от химических предприятий по производству этих

удобрений.

3. Через лекарственные препараты и табак.

4.Часть нитратов может образоваться в самом организме человека при его обмене

веществ.

Допустимые нормы нитратов для человека

Допустимое содержание нитратов для взрослого человека составляет 5 мг на

1 кг массы тела. Относительно легко организм человека справляется с дневной

дозой нитратов, равной 15-200 мг, а предельно допустимая доза равна 500 мг.

o

Для взрослого человека токсичной дозой становится 600 мг.

o

10 мг нитратов будет достаточно для отравления грудного ребёнка.

В

Российской

Федерации

допустимая

среднесуточная

доза

нитратов

-

312мг, но в весенний период реально она может быть 500-800мг/сутки.

Минимальное и максимальное накопление нитратов в овощах мг/кг

Таблица 2.

Продукты

Количество нитратов в мг/кг

минимальное

максимальное

капуста

30

1520

картофель

10

362

морковь

115

606

лук

10

200

свекла

306

8969

огурцы

20

359

томат

9

136

редис

70

3520

2. Провести практическое исследование по определению содержания нитратов

в овощах.

а) Подготовить исследуемый материал.

Исследуемый

материал

(корнеплоды

овощей,

листья

и

кочерыжка

капусты)

Очищаем от загрязнений, затем растираем в кашицу и отжимаем через марлю.

Выжатый сок капаем на предметные стекла.

б) Провести эксперимент.

В

качестве

реагента

для

определения нитратов используем

1%

раствор

дифениламина

в

концентрированной

серной

кислоте,

который

по

каплям

добавляем к пробам сока исследуемых овощей и фруктов. Визуально наблюдаем

изменение окраски растворов.

Бледно-голубое окрашивание – низкое содержание нитратов (более 0,001 мг/л),

голубое – среднее (более 1 мг/л), синее – высокое (более 100 мг/л).

3. Результаты эксперимента занести в таблицу 3.

Определение содержания нитратов в овощах

Таблица 3

Название овощей

Изменение окраски

исследуемого материала

Содержание нитратов в

продукте

мг/л

Морковь

Свекла

Огурец

Лук

Картофель

1. Какие овощи оказались лидером на содержание нитратов?

2. В каких овощах оказалось наименьшее содержание нитратов?

3. Какие овощи лучше всего употреблять?

4. Что рекомендуется для уменьшения содержания нитратов в овощах?

Лабораторно – практическая работа №3

(к разделу «Гигиена девочки»)

Тема: Влияние мыла на кожу человека.

Цель работы: комплексное изучение влияния мыла на кожу человека.

Предмет изучения: мыло 5 ведущих марок как отечественного, так и

зарубежного производства.

Объект изучения: щелочность 5 ведущих марок мыла.

Место исследования: кабинет технологии.

Оборудование: Тест по определению типа кожи, индикатор, мыло, посуда для

приготовления раствора мыла.

Задание:

I. Изучить теоретический материал.

Всем

известно,

что

чистота

залог

здоровья.

Чистоту

любили

уже

древние римляне. Более чем за 2 тысячи лет до нашей эры в городах Римской

империи существовали бани с бассейнами. В этих банях применяли для мытья

тела отруби, соки растений, золу, глину. Где и когда впервые смешали жир с

золой

растений,

сварили

эту

смесь

и

таким

образом

получили

мыло

неизвестно. Впервые о получении мыла из жира и золы упоминается в трудах

римского врача Галена.

Еще в начале XX века мыло использовалось в основном для стирки, да и то

далеко не всегда. В 30-е годы освоили получение мыла на кокосовом масле.

Сегодняшнее

совершенство

мыла

завоевывалось

десятилетиями

упорных

поисков,

труда,

изобретений.

Мыло

превратилось

из

предмета

роскоши

в

предмет широкого потребления. Но вместе с этим многие заболевания кожи,

например

дерматиты,

экзема

связаны

с

неправильным

подбором

средств

гигиены. Многие ароматические добавки, отдушки и экстракты могут оказывать

вредное

влияние

на

кожу,

вызывать

раздражение,

сухость,

зуд,

воспаления.

Особенно часто проблемы с кожей испытывают подростки в возрасте 14 — 16

лет. Именно в этот период необходимо тщательно подходить к выбору мыла.

Косметический подход к выбору мыла — одна из самых трудных задач в области

косметологии.

Ведь

большинство

людей

знает

последствия

неправильного

подбора мыла: кожа начинает болеть, на ней появляются прыщи, развивается

экзема. Очень часто проблема с кожей есть и у подростков: их кожа очень

чувствительна, поэтому им необходимо подбирать индивидуальное мыло.

II. Определить тип кожи с помощью теста.

Типы кожи.

Каждый тип кожи требует своего особого ухода. Правильное определение типа

кожи поможет вам верно подбирать косметику и средства для ухода. Последите

за кожей несколько дней и пройдите небольшой тест.

1. Умойтесь с мылом и через некоторое время обратите внимание на то, как

чувствует себя ваша кожа:

а) Кожа свежая и упругая;

б) Кожу немного стягивает, но не очень сильно;

в) Кожу сильно стягивает.

2. Если кожу стягивает, то как скоро пропадает это ощущение?

а) через 20–30 минут;

б) через 1–2 часа;

в) не пропадает, пока вы не смажете лицо кремом.

3. Через час после умывания приложите к лицу салфетку, слегка прижмите ее и

посмотрите, есть ли на ней отпечаток?

а) да, проступил отпечаток всего лица;

б) на салфетке есть отпечаток лба, области носа и подбородка;

в) нет никакого отпечатка.

4. Когда вы выходите из дома на несильный мороз, ваше лицо (кожа):

а) замерзает через большой промежуток времени;

б) замерзает сразу же, обветривается, шелушится, краснеет;

в) практически не краснеет, не обветривается; замерзает, но не сильно.

5. Очистите лицо и шею, но не наносите крем. Рассмотрите лицо при ярком

свете:

а) на лице видны расширенные поры;

б) поры не расширены, кожа слегка шелушится;

в) кожа матовая, без расширенных пор и шелушения.

Если в вашем тесте преобладают ответы под буквой «а», то у вас жирная кожа,

если все ваши ответы – под буквой «б», то у вас так называемая «нормальная»

кожа. Ну а если вы выбрали ответы под буквой «в», то ваша кожа – сухая.

3. Провести практическое исследование по определению щелочного состава

мыла.

Исследуемые образцы мыла:

«Глицериновое», Россия, г. Санкт – Петербург

«Лесная полянка» (ландыш), Россия, г. Казань.

«Camay», Республика Беларусь

«Малышам», Россия, г. Самара

«Palmolive», Турция.

Для определения щелочности мыла необходимо приготовить раствор мыла

и

капнуть

в

него

несколько

капель

комбинированного

индикатора,

дать

отстояться примерно 5 минут, а затем, сравнив цвет

полученного мыльного

раствора с эталонной шкалой определить pH. Чем выше щелочная среда мыла,

тем больше мыло сушит кожу.

1.

Изучив состав мыла по этикетке определить специальные добавки.

2.

Определение органолептических показателей мыла (запах, внешний вид).

Мыло может иметь резкий, нежный, устойчивый, неприятный запах, а

также запах отдушек, добавляемых в него. Для определения устойчивости запаха

необходимо намылить кожу (запястье или локтевой сгиб руки) подержать 2-3

минуты и смыть водой. Через 10 минут понюхать участок кожи. Если запах

ощущается, значит, он устойчивый. Мыло может быть прозрачным или матовым.

Качественное мыло отличает отсутствие всевозможных трещин, пятен, царапин.

Результаты эксперимента занести в таблицы 1.

Физико-химические показатели мыла

Таблица

1

Марка мыла

pH

Добавки, определяемые по этикетке

«Глицериновое»

«Лесная полянка»

«Camay»

«Малышам»,

«Palmolive»

Вывод по таблице 1:

Наибольшей щелочностью обладают такие виды мыла как:

Низкой щелочностью обладают такие виды мыла как:

Наименьшее количество добавок содержат следующие сорта мыла:

Органолептические показатели мыла

Таблица

2

Марка мыла

цвет

запах

мягкость

«Глицериновое»

«Лесная полянка»

«Camay»

«Малышам»,

«Palmolive»

Вывод по таблице 2:

Яркий цвет у следующих сортов мыла:

Резкий запах:

Менее всего подсушивает кожу:

Общий вывод по лабораторно – практической работе:

Определив pH мыльного раствора и типы кожи, можно сделать вывод о том, что

Лабораторно – практическая работа №4

(к разделу «Конструирование фартука»)

Тема: Изучение осанки человека.

Цель работы: определение правильности осанки.

Предмет изучения: осанка человека.

Объект изучения: собственная осанка.

Место исследования: кабинет технологии.

Оборудование:

сантиметровая лента, тетрадь, формула для определения типа

осанки, рисунок с типами осанки человека.

Задание:

I. Изучить теоретический материал.

Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного

человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать

сердцу и другим важным органам.

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им.

Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет исправить ее недостатки

очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не

заменилась костной. Поэтому вам взрослые все время говорят: “Не горби спину.

Сиди прямо!”. Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в

детстве приучиться держаться прямо, тогда в старшем возрасте не будут мучить

боли в пояснице, спине.

Осанка – это превратившаяся в строгую привычку манера держать свое

тело. Правильная осанка придает человеку красивый внешний вид и создает

лучшие условия для развития и деятельности всего организма. Формирование

правильной

осанки

сложный

и

длительный

процесс.

Чтобы

достичь

положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении

тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать

физические

упражнения,

обязательно

включать

специальные

упражнения

на

осанку в содержании уроков физической культуры, в гимнастику до занятий,

физкультминутки, зарядку, давать учащимся соответствующие задания на дом.

рис. 1 Типы осанки

На рисунке 1изображены три типа осанки.

а) Тип – нормальная осанка

Признаки нормальной осанки:

голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи - на одном уровне;

если

смотреть

сзади,

голова,

шея

и

позвоночник

составляют

прямую

вертикальную линию;

если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном

и поясничном отделах и небольшую выпуклость в грудном отделе.

б) Тип - сутулая осанка

Признаки сутулой осанки:

опущенная голова;

плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);

круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен

назад;

излишне увеличен поясничный изгиб.

в) Тип – перегибистая осанка

Признаки перегибистой осанки:

широкий разворот груди и плеч;

несколько отклонённый корпус;

плоская (без выступа лопаток) спина;

значительный прогиб талии и выступающие ягодицы;

ширина груди увеличена, а ширина спины уменьшена.

II. Провести практическое исследование по определению правильности своей

осанки.

Определение правильности осанки.

1. Для вычисления показателя состояния осанки измеряют расстояние между

крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевыми

суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади — величину

дуги

спины.

Работа

проводится

в

группах

или

парах.

У

испытуемого

с

помощью

сантиметровой ленты определяют ширину плеч и величину дуги спины.

2. Форма отчетности:

Рассчитайте показатели осанки по формуле:

А = Ширина плеч ×100%,

Величина дуги спины

где А — показатель состояния осанки. В норме показатель состояния

осанки колеблется в пределах 100 - 110% . Если он менее 90 или более 125%, то

это свидетельствует о выраженном нарушении осанки.

Сравните полученные результаты со среднестатистическими.

Сделайте

вывод.

Вывод (оценка полученных результатов):

Из произведенных расчетов показателя состояния осанки можно сделать вывод,

что

Лабораторно – практическая работа №5

(к разделу «Материаловедение»)

Тема: Выбор модели фартука в соответствии с предложенными образцами ткани

Цель работы: определить состав и свойства ткани, подобрать модель фартука

по предложенным образцам

Предмет изучения: модели фартуков

Объект изучения: образцы ткани

Место исследования: кабинет технологии.

Оборудование: образцы

тканей,

таблица

с

видами

отделки,

схема

последовательности выполнения работы.

Задание:

I. Изучить теоретический материал.

Выбор материалов

Для

каждого

вида

изделия

нужны

различные

материалы,

отвечающие

определенным требованиям и обладающие необходимыми свойствами.

Ткань – это материал, образуемый в результате взаимного переплетения

ниток

основы

и

ниток

утка.

Выбирая

модель

фартука

необходимо

большое

внимание

уделить

подбору

соответствующей

ткани.

Ведь

от

правильно

выбранного материала в большинстве случаев и зависит качество изготовленного

фартука. Одна из основных характеристик строение ткани – вид переплетения и

связь между собой нити основы и утка, а также внешний вид и свойство ткани.

Выбирая ткань для изготовления рабочей одежды (головного убора и фартука) и

способы

обработки

при

ее

изготовлении,

необходимо

учитывать

следующие

требования:

гигиенические

ткань

должна

иметь

гладкую,

не

ворсистую

п о в е р х н о с т ь

( м а л о

з а г р я з н я т ь с я

и

хо р о ш о

о т с т и р ы в а т ь с я ) ;

технологические

иметь

швы

с

закрытыми

срезами

(поскольку

часто

подвергается стирке); эстетические — быть белой, из сурового полотна или

гладкокрашеной

светлых

тонов,

это

более

гигиенично

и

дает

возможность

применения различных отделок.

Хозяйственные

фартуки

для

дома

можно

изготавливать

из

ткани

с

рисунком, но лучше, чтобы рисунок был мелким. Этими свойствами обладают

льняные и хлопчатобумажные ткани, они не дороги и удобны в обработке.

Хлопчатобумажные ткани обладают рядом положительных свойств:

- значительной прочностью;

- достаточной устойчивостью к многократному растягиванию и изгибанию;

- хорошей гигроскопичностью.

Изделия

из

хлопчатобумажных

тканей

быстро

намокают,

быстро

высыхают, хорошо стираются и гладятся при высоких температурах.

Льняная

ткань

вырабатывается

из

пряжи

льняного

мокрого

прядения,

льняного сухого прядения. Различают чисто льняные ткани и полульняные ткани,

которые вырабатываются из льняной пряжи в сочетании с хлопчатобумажной

пряжи, химическими нитями.

Виды отделки фартука

Отделка – это художественное украшение швейных изделий, какими –

либо

материалами.

Существует

много

видов

отделки

фартуков.

Отделка

дополняет,

украшает

и

подчеркивает

особенности

модели.

Рассмотрим

несколько

моделей

фартуков

и

на

их

примере

увидим

отделки,

которые

украшают фартуки и как они сочетаются друг с другом.

Виды отделки

Таблица 1

Вид отделки

Характеристика отделки

Бейка. Выполняют из отделочной ткани, однотонной

или с рисунком. Бейки настрачивают по краям деталей

и л и

р а с п ол а га ют

в

л юб ом

н а п р а в л е н и и .

Гладкокрашеные

бейки

на

гладкокрашеных

тканях

можно сочетать с отделочными стежками

.

Тесьма. Тесьма бывает разной ширины, одноцветная

или с рисунком. Широкой тесьмой можно обрабатывать

срезы изделия. Узкую тесьму и вьюнчик настрачивают

по

краю

детали

в

один

или

несколько

рядов

или

укладывают по рисунку.

Кружево – это узорное сетчатое плетение из нитей.

Отделка

кружевом

придает

изделию

нарядный

вид.

Перед пришиванием к фартуку кружево собирают на

нитку,

а

затем

настрачивают

сверху

детали

или

выпускают из-под обработанного края детали

Оборка

это полоска ткани, пришитая складками

или

сборками.

Делают

оборки

из

основной

или

отделочной ткани. Оборки также можно расположить в

любом месте фартука в один или несколько рядов.

Вышивка

это изображение шитьем. Украшающие,

декоративные стежки располагают по прямой линии,

вдоль обработанных срезов деталей, или по какому –

либо

рисунку

на

любой

детали

фартука.

Вышивку

можно сочетать с отделочной тесьмой, бейкой, оборкой

Печворк.

Печворк

-

это

лоскутное

шитье

из

разноцветных кусочков ткани. Из маленьких лоскутков

делают разнообразные изделия.

Это традиционное народное творчество.

Аппликация

-

это

изготовление

рисунка

из

различных кусочков

материи или накладное шитье.

Расположить

аппликацию

можно

на

любой

детали

фартука:

карманах,

нагруднике,

нижней

части.

Аппликацию

можно

сочетать

с

бейкой,

оборкой,

и

другими видами отделки. Аппликацию применяют для

отделки различных изделий, но чаще всего для детской

одежды.

II. Провести практическое исследование по определению состава и свойств

ткани предложенных образцов органо – лептическим методом, подобрать

подходящую модели фартука и вид отделки.

Опорные вопросы:

Для кого предназначено ваше изделие?

Для чего ваше изделие?

Из какой ткани выполнено ваше изделие?

Какой вид отделки наиболее приемлем для вашего изделия?

Схема последовательности выполнения работы

Схема 1

Вспомните все, что

знаете о выбранной

ткани

Проанализируйте

соответствие фасона

изделия, вида

отделки и образца

ткани

Нарисуйте эскиз

изделия

Выберите образец

ткани

Прочитайте

внимательно задание

Подбери

наиболее

подходящий

в и д

отделки

Результаты работы оформить в таблицу 1.

Модели фартука в соответствии с предложенными образцами ткани

Таблица 1

Предлагаемая модель фартука

Выбранный образец ткани и

вид отделки

Обоснуйте свой

выбор

Рекомендуемая литература

Книги

Безруких М. М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка):

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / М. М. Безруких, В. Д.

Сонькин, Д. А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.

Брегг П. Программа по оздоровлению позвоночника [Текст] / Поль Брегг. – Диля,

2010. – 160 с.

Волков В.Н., Лобов Б.И. // Химия в школе. - 2002.- N6. - С. 67.

Воронин

Л.

Г.

Методика

проведения

опытов

и

наблюдений

по

анатомии,

физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя [Текст] / Воронин Л. Г., Маш Р.

Д. – М: Просвещение, 2000. – 158 с.

Гайлите М., Гайлитис М., Ещё раз о нитратах. Наука и мы. – 1990. - №6. - с.2.

Гильманшина С.И. Организация исследовательской деятельности как мотивация

к познанию химических явлений / С. И. Гильманшина, Р. Р. Миннуллин // Химия

в школе. – 2006. - N 3. - С. 58-62.

Давтян

М.Л.

Ознакомление

учащихся

с

физико-химическими

методами

исследования: специализированный химический профиль / М. Л. Давтян, Волков

В.Н., Лобов Б.И. // Химия в школе. - 2002.- N6. - С. 67

Дерягина В.П., Ах, нитраты! И кто же вас выдумал? Здоровье. 1989г., №9.

Ермакова В.И. Основы кулинарии. Учебное пособие [Текст] / В.И. Ермакова. –

М: Просвещение, 1999. – 191 с.

Каневская Л.Я. Питание школьника [Текст] / Л.Я. Каневская. – М.: Медицина,

1998. – 54 с.

Исаев Д.С. Практикумы исследовательского характера в 11 классе: практическая

работа / Д. С. Исаев // Химия в школе. - 2002.- N3. - С. 67.

Кочесова Л.В. Конструирование женской одежды [Текст] / Л.В.Кочесова. - М.:

Издательский центр «Академия», 2006. - 304 с.

Мальцева

Е.П.

«Материаловедение

швейного

производства»

[Текст]

/

Е.П.

Мальцева. - М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1983 – 231 с.

Позняковский

В.М., Влощинский

П.Е., Дроздова

Т.М.

Физиология

питания.

[Текст] Учебник / Т.М.

Дроздова, П.Е. Влощинский,

В.М. Позняковский. –

Новосибирск: Сибирское университетское изд - во, 2007. – 352 с.

Рохлов

В.С.

Биология.

Школьный

практикум.

Биология.

Человек

[Текст]

/

В.С.Рохлов. – М.: Дрофа, 1998 – 95 с.

Ризванов А.К. Химические опыты в познании основ науки: обращение к юному

исследователю / А. К. Ризванов // Химия в школе. - 2007. - № 1. - С. 55-63.

Рычков А.Л., Нитратная кухня. Химия и жизнь. – 1989. - №7.

Савко Л.М. Правильная осанка. Как спасти ребенка от сколиоза [Текст] / Л.М.

Савко. – Питер, 2011. – 144 с.

Савостицкий Н. А., Амирова Э. К. «Материаловедение швейного производства»

[Текст] / Н.А. Савостицкий. - М.: «Феникс», 2002 - 288 с.

Симоненко В.Д.. Технология: Учебник 5 класс. М.: «Вентана – Граф», 2008

Интернет ресурсы

Реферат

по

медицине:

Нарушение

осанки, bestreferatreferat-

122743.html;

Вредное воздействие нитратов и нитритов на организм человека // Интернет-

ж у р н а л

« Т р е т и й

в о з р а с т » .

-

1 9 9 9 .

-

9

н о я б р я .

3vozrastarticle/energia/pitanie/2283/;

Вредное

воздействие

нитратов

и

нитритов

на

организм

человека,

znanieplusfreecat/ref-1444.html;

Н и т р а т ы

и

н и т р и т ы

в

п р о д у к т а х

п и т а н и я ,

vdolgoletiezathita_ot_nitratov.php;

Гарасюк

Николай

Викторович. Курсовая

работа:

Разработка

технологии

и

т е х н и ч е с к и х

у с л о в и й

н а

и з го т о в л е н и е

ф а р т у ко в .

2 0 0 8 .

-

bestreferatreferat-146576.html

Сборник лабораторно – практических работ

по технологии (обслуживающий труд)

для обучающихся пятых классов

в общеобразовательных учреждениях

2017 г.

Введение

Дорогой

пятиклассник!

Перед

тобой

«Сборник

лабораторно

практических работ по технологии (обслуживающий труд) для учащихся пятых

классов». Лабораторно – практические работы, предлагаемые в данном сборнике,

позволят

ст ать

тебе

исследователем,

проводить

опыты

-

б ы т ь

первооткрывателем.

Лабораторно

практические

работы

по

кулинарии

научат

тебя

грамотно

составлять суточный пищевой рацион человека, определять содержание нитратов

в овощах, а полученные знания помогут сохранить и укрепить здоровье. Ты

научишься определять тип своей кожи и узнаешь о влиянии мыла на кожу

человека, тем самым приобретешь навыки ухода за своим телом. Ты узнаешь, что

большое значение имеет изучение разновидностей фигур по осанке, так как от ее

правильного определения и точного получения основных размерных признаков

во многом зависит качество посадки изделия на фигуре человека и научишься

определять

тип

своей

осанки.

Тебе

представится

возможность

поработать

художником – модельером и разработать свои модели одежды.

Лабораторно – практические работы содержат различные задания в виде

вопросов,

схем,

таблиц.

Все

работы

требуют

письменного

отчета,

поэтому

старайся формулировать свои мысли кратко, правильно, грамотно и записывать

их ручкой аккуратно и разборчиво в отведенное для этого место.

Если ты не удовлетворен работой со школьным учебником, читаешь словари

или

специальную

литературу,

ищешь

ответы

на

свои

вопросы

в

процессе

наблюдений, опытов, экспериментов, то путешествие в страну исследований

станет для тебя полезным и интересным.

Успехов, творческих находок и достижений тебе!

Пусть уроки «Технологии» станут самыми любимыми уроками!



В раздел образования