Напоминание

Методическая разработка по художественно–эстетическому развитию посвященная творчеству Э.Н. Успенского


Автор: Макшанцева Наталья Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 17
Населённый пункт: Nizhnevartovsk
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка по художественно–эстетическому развитию посвященная творчеству Э.Н. Успенского
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка по художественно–эстетическому развитию посвященная

творчеству Э.Н. Успенского

Аннотация.

«Тот, кто рисует, получает

в течение одного часа больше,

чем тот, кто девять часов только смотрит».

И. Дистервег.

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития

обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Надо принимать всех детей так, будто они потенциальные

художники. В этих условиях одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения

собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.

Книга остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека,

мир его мыслей, чувств. Именно литература создает незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.

Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в

ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.

Я хочу, чтобы дети рисовали смело, красиво, свободно и с удовольствием. В этом мне помогают занятия с использованием нетрадиционных

методов и приёмов изобразительной деятельности через чтение художественной литературы.

Данная методическая разработка адресована специалистам по изобразительной деятельности, руководителям кружковой работы, а также

воспитателям дошкольных организаций для ознакомления детей старшего дошкольного возраста методам и приёмам нетрадиционного

рисования через произведения Э. Успенского. Именно в раннем возрасте начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с

обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым

фольклором во всем разнообразии его жанров, с русской и зарубежной классикой, с произведениями детских писателей - с теми первыми

классическими произведениями, к которому человек часто уже не возвращается позже.

В современной эстетико – педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического

отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе

эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и

выразительности явлений.

Эстетическая деятельность – это духовно – практическая, эмоционально – рациональная активность человека, содержанием которой является

построение индивидуальной картины мира через создания выразительных художественных образов, а целью – гармонизация своих отношений с

миром, моделирования образа «Я», формирование «Я – концепции творца». В эстетическом развитии детей центральной является способность к

восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью. Эти

показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и

возрастных возможностей детей.

Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активности, направленная на эстетическое

освоение мира посредством искусства. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста,

основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как

содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических действий, направленных на

восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира.

Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.

Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно

в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых - приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и

много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.

В основу моей методической разработки легли методические рекомендации Т. Н. Дороновой, Р. Г. Казаковой, И. А. Лыковой, Г. Н. Давыдовой,

А.А. Фатеевой и мой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Методическая разработка прошла апробацию и в детском саду. Дети изъявили большой интерес к нетрадиционным приёмам рисования через

художественную литературу, с желанием самостоятельно создавали маленькие шедевры изобразительного искусства.

Введение.

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети

обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве и им очень

помогает чтение художественной литературы.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными

материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию, в этом помогают

произведения Э. Успенского т. к. его произведения многообразны и красочны.

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Через книгу

ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке

моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться. По мнению педагогов и психологов, (таких как Н.А. Ветлугина,

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для

понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Рисование не просто способствует развитию, но и помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель

всё более усложняющегося представления о мире литературы и ее многообразии.

Я работаю в дошкольном учреждении 5 лет и уже убедилась в том, что изобразительная деятельность приносит маленькому ребёнку большую

радость, а рисовать героев любимых сказок одно удовольствие. В начале моей педагогической практики я, как и многие педагоги –

дошкольники, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов

передачи полученной информации. И порой, сама того не желая, ограничивала проявление творческих способностей воспитанников.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей и приближают к сказке.

В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к

изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей

оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая сказочная игра.

Основная часть.

Цели и задачи разработки.

Цели:

- Приобщение детей к поэзии, расширение представлений о творчестве Э. Успенского.

- Раскрыть природу изобразительного искусства как результат творческой деятельности человека.

- Развивать устойчивый интерес к произведениям детских писателей.

- Формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству как отражению жизни во всем ее многообразии, к окружающей

действительности в целом и к самому себе как части мироздания.

- Развивать эстетическое восприятие как эмоционально – интеллектуальный процесс. Способствовать становлению личности ребёнка через

формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.

- Знакомить с деятельностью художника на всех его уровнях: восприятие – исполнительство - творчество.

- Способствовать формированию читательского интереса и раскрытию творческого потенциала младших школьников.

- Формировать многоаспектный опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.

- В рисовании – совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки; легко, уверенно

пользоваться кистью – умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом или

концом.

- В лепке – учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать

изобразительную технику – продолжать освоение рельефной лепки, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись по замыслу или

по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

- В аппликации – показывать новые способы создание образов: симметричное вырезание или сложенной вдвое бумаги для изображения

симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному или воображаемому контуру для изображения несимметричных

предметов; накладная аппликация для получения многоцветных образов.

Задачи:

- Обобщить первичные представления учащихся о произведениях Э. Успенского.

- Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно – прикладное искусство,

архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.

- Развивать чувство слова, чувство юмора, творческую фантазию.

- Обогащать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении. Учить замечать

общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор. Показывать из каких

деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядят с разных сторон один и тот же предмет.

- Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое

начало.

- Воспитывать интерес к современной отечественной детской литературе, к творчеству выдающегося детского писателя Эдуарда Успенского.

- Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка, лепки, аппликации.

- Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе произведений, полученных в результате чтения.

- Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять

разные способы изображения.

- Повысить мотивацию младших школьников к чтению.

- Предлагать для декоративного оформления поделки, выполненные на занятиях по конструированию, для иллюстрирования – сборник сказок,

составленные детьми на занятиях по развитию речи и ознакомлению с литературой.

- Показать способы экономного использования художественных материалов.

- Создавать условия для свободного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, инструментами,

изобразительными техниками.

Содержание методической части.

Разработка рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник

рисования по произведениям Э. Успенского, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу.

Методика организации работы детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики:

- систематичность;

- последовательность;

- доступность;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Качество детских работ зависит от:

- грамотного методического руководства со стороны взрослых;

- уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы

работы, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);

- степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом.

Основные этапы работы:

1 этап

«Создание интереса».

На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать

состояние природы по прочитанному произведению, придать новый образ знакомым героям, расширяет кругозор детей, содействует познанию

новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.

2 этап

«Формирование практических навыков и умений».

Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием

замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному Э. Успенским или создать свой

неповторимый образ. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и

разнообразия в выборе средств.

3 этап

«Собственное творчество».

Задача педагога: познакомить с произведениями Э. Ушинского и создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение

самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.

Актуальность.

Актуальность данной разработки в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования

через чтение художественной литературы является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития

детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь

речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Книга остается

тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей,

чувств.

Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей.

Данная разработка воплощает новый подход к художественно - творческому развитию дошкольников через чтение произведений Э. Успенского

и обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является

дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через

рисунок.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная

продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий через чтение художественной литературы является

наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Заключение.

Работа по данной методической разработке даёт положительную динамику в развитии у детей навыков рисования и интерес к художественному

слову. Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности,

яркость цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями.

Дети, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями

к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранные

нетрадиционные методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи. А выполнение поставленной цели подтверждает, что

нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования.

Воспитанники пополнили знания о произведениях Э. Успенского, расширились знания и появилась потребность в чтении художественной

литературы.

Главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том,

чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Самая большая для меня радость, когда я слышу детский вопрос: «А мы ещё будет так рисовать?». Значит, ребёнку понравился процесс

рисования, и он хочет продолжения этой деятельности.

Список литературы.

1.

«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.

2.

Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

3.

Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование,

конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

4.

Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.

5.

Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

6.

Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

7.

Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.

8.

Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

9.

Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.

10.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

11.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.

12.

Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

13.

Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».

14.

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М:

Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

15.

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

16.

Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз – Дидактика 2006.-108с.

17.

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»» 2006. -108с.



В раздел образования