Автор: Хоснетдинова Гузель Минхадыевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: п.г.т. Алексеевское
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Основные принципы обучения пению в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование
Основные принципы обучения пению в дополнительном образовании.
(из опыта работы педагога дополнительного образования)
Пение с детьми вокальных упражнений — это живой, творческий
процесс
-это
наилучшие
условия
для
воспитания
голоса,
вокально-
интонационной чистоты, красивого профессионального звучания. Распевания
— это процесс трудоемкий, но имеет очень хороший результат, потому что
именно в процессе распеваний идет постановка голоса.
1. Начинать распевку нужно из натуральных центральных звуков.
2. Для здоровых голосов распевка должна быть — октава и более, а для
начинающих и слабых голосов всего лишь несколько тонов. И в том и другом
случае не должно быть никакого напряжения.
3. Распевать надо без торопливости.
4. Нельзя допускать форсированного звучания.
5. Следует петь в умеренном звучании не громко и не тихо.
6. Пение должно быть свободным, а звук качественным.
7. Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания на одном, на
разных звуках, на целых фразах. Эту работу целесообразно проводить в еще
более ограниченном диапазоне.
8. Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания. Систематическое
пение
определенного
количества
стабильных
упражнений
и
произведений
облегчает наблюдение за певческим развитием детей из урока в урок, из года в
год, способствует быстрейшему возникновению поющих устойчивых певческих
навыков.
9. Необходимо при пении вокально-тренировочных упражнений вокализовать
гласные буквы.
10. Согласные буквы должны произноситься четко, как бы выделяя согласные
окончания.
ПРАВИЛА ПЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Во время пения нужно стоять удобно, прямо.
2. Внимательно вслушивайся в первый звук песни и старайся спеть его точно по
высоте.
3. Дыхание бери спокойно. Не поднимай плечи. распределяй дыхание до конца
фразы.
4. Слушай себя во время пения и следи за тем, чтобы голос всегда звучал
красиво.
5. Округли гласные звуки, а согласные произноси коротко и отчетливо.
6. Думай, о чем поется в песне и исполняй ее выразительно.
7. Когда поешь в ансамбле или в хоре прислушивайся к пению остальных
исполнителей. Твой голос не должен выделяться.
8. Во время пения внимательно смори на педагога. Точно выполняй все его
указания.
9. Вдох должен быть бесшумным, через нос и распределен так, чтобы хватило
до конца фразы.
10. Пой на улыбке, отчетливо выговаривая слова.
11. Окончания слов выговаривай четко, чтобы слышны были согласные.
12.
Дыхание,
артикуляция,
дикция
и
хорошее
настроение
—
это
гарант
успешного исполнения песни.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗУЧИВАНИЮ ПЕСНИ.
1. Прослушивание песни, беседа.
.
2. При
разучивании
мелодии
обязательно
проигрывать
на
фортепиано
мелодическую линию песни.
3.
Не затягивать надолго разучивание.
4.
Брать посильный репертуар.
5. Знакомить с содержанием поэтического текста песни.
6. Исполнение мелодии по фразам и предложениям обучающимся.
7. Обсуждение строение песни- сколько частей, одинаковые и различные
фразы.
8.Указывать, где брать дыхание.
9.Вначале учить мелодию с текстом первой фразы, затем предложения т. д.
10.Изображать мелодию графически.
11.Делать ритмический анализ- прохлопывание в ритме песни.
12.Если вокально — хоровая работа идет в ансамбле или в хоре, то первую
фразу, предложение или куплет, должны исполнять чисто интонирующие
обучающиеся по одиночке, далее группами, затем весь хор.
13.По такому же принципу ведется работа с ритмическим рисунком в песне.
Сложный ритм прохлопывается неоднократно. При необходимости нужно
изображать ритм графически.
14.Работа над звуком в песне-это сложный, трудоемкий процесс, который
показывает не только профессионализм и творческий интеллект педагога, но
и состояние творческой души исполнителя.
Педагог дополнительного образования Гузель Хоснетдинова