Автор: Лодыгина Елизавета Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 44 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: Республика Коми г. Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Образовательная деятельность в старшей группе "Цветы - цветочки" (из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование
Управление дошкольного образования
Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 44 общеразвивающего вида" г. Сыктывкара
(МБДОУ «Детский сад №44»)
«Мывкыд совмодан Сыктывкарса челядьос 44 № видзанiн»
школаодз велодан муниципальной сьöмкуд учреждение
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Образовательная деятельность
в старшей группе
по теме: «Цветы - цветочки»
(из опыта работы)
Выполнила:
воспитатель
Лодыгина Елизавета Владимировна
Сыктывкар, 2017
Цели и задачи
Организация
и
содержание
данной
образовательной
деятельности
построены на основе индивидуальных особенностей детей, в которой каждый
ребенок
сам
выбирает
то,
чем
он
будет
заниматься.
Совместно
со
сверстниками
ставит
перед
собой
и
подгруппой
задачи,
находит
пути
решения и выполняет задуманное, получая результат. Таким образом, в ходе
образовательной деятельности решаются следующие задачи:
образовательные:
-
систематизировать представления и закрепить знания детей о цветах, их
классификации (садовые, полевые, комнатные);
-
формировать
умение создавать
тюльпан
приемами
многократного
складывания из бумаги (в технике оригами);
-
формировать умение крупно печатать буквы, подготовка руки к письму;
-
продолжать
формировать
элементарные
математические
и
сенсорные
представления
(умение
соотнести
цифру
с
количеством, закрепление
прямого счета).
развивающие:
-
развивать познавательные процессы (память, мышление, воображение,
внимание),
интерес
к
исследовательской
деятельности
посредством
закрепления знаний о цветах;
-
обогащать словарный запас детей, способствовать развитию связной речи;
-
закреплять
умение
работать
по
схеме
и
ориентироваться
на
листе,
создавая композицию из геометрических фигур;
-
развивать воображение и творческую активность;
-
способствовать развитию мелкой моторики, безопасному обращению с
ножницами.
воспитательные:
-
воспитывать
организованность,
аккуратность,
настойчивость
в
достижении
цели,
умение планировать деятельность в соответствии с
алгоритмом действий и оценивать результат деятельности;
-
развивать взаимодействие и общение ребенка со сверстниками;
-
воспитывать доброжелательность,
желание
детей
помочь
друг
другу,
бережное отношение к природе.
2
Интеграция образовательных областей
Занятие позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, для
решения проблемы и применять их на практике.
Интеграция
образовательной
деятельности
с
другими
областями:
познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое
развитие, социально – коммуникативное.
Материалы: колокольчик, фото комнатного растения, тонированные листы
разного размера, цветная бумага, клей, клеёнка, цветные карандаши,
картинки растений, ножницы, геометрические фигуры разного размера,
величины и цвета, одноразовые стаканчики, цветная бумага.
.
3
Ход деятельности:
Содержание
Задачи
Материалы
Мотивация, побуждение детей к деятельности
«Звонарь» приглашает всех детей, звеня в колокольчик,
на утренний сбор (дети садятся на коврики в круг).
-
Приветствие за руку (по желанию детей).
Воспитатель: «Ребятки, давайте поздороваемся, кто, как
хочет, называя друг друга по имени».
-
Сюрпризный момент: приходит девочка Ксюша.
Воспитатель: «Ребята, кто это? Как зовут девочку? Ксюша
сегодня с нами будет играть».
-
«Погодник» рассказывает по схеме о погоде на
сегодня.
-
«Счетовод» пересчитывает присутствующих детей
и отмечает цифрами.
-
Новости о комнатных растениях.
-
Игра «Что умеет делать цветок?»
- Развитие коммуникативных умений,
доброжелательности, сплочение коллектива
детей.
-
Развитие связной речи
-Закрепление знаний о времени года,
природных явлениях, погоде.
-Закрепление прямого счета и
соотношение с цифрами.
-Формирование гендерной
принадлежности.
-Развитие связной речи.
-Формирование уверенности,
Колокольчик
Схема
Фото комнатного
-
Презентация деятельности в центрах активности:
Приходит посылка с письмом.
Воспитатель: «Давайте узнаем, что там написано».
Читает загадку про цветик - семицветик:
С грядки старушка цветок сорвала,
Девочке Ксюше его отдала.
В его лепестках есть волшебная сила:
Их девочка Ксюша о чём-то просила.
Что нужно сказать, лепестки отрывая?
Как называется сказка такая?
Дети отгадывают загадку. Из посылки воспитатель
достает цветок с заданиями в центры активности.
Воспитатель: «Ребята, поможем девочке Ксюше
выполнить задания? Тогда предлагаю сделать свой
выбор». (Дети вешают брелок со своим фото на «Доску
выбора» в тот центр, в который они сегодня идут
заниматься.)
умения слушать товарища.
-Закрепление знаний детей о цветах.
-Развитие связной речи.
- Развитие воображения и мышления.
-Формирование представлений о
предстоящей деятельности, знакомство с
необходимыми материалами работы
-Осуществление выбора деятельности
растения
Сюрпризный
момент
Необходимые
материалы для
деятельности в
центрах
активности
5
«Доска выбора»
Практическая работа в центрах активности
Центр «Самоделкин» «Цветочная клумба»
Детям предлагается создать из бумаги тюльпан в технике
оригами. Дети, которые справились с заданием быстрее
остальных, помогают нуждающимся.
-
Формирование умения создавать
тюльпан приемами многократного
складывания из бумаги;
-
Развитие мелкой моторики;
-
Воспитание у детей аккуратности и
самостоятельности посредством
закрепления умения работать по схеме;
Алгоритм
«тюльпан»
(приложение 1),
тонированные
листы разного
размера, цветная
бумага, клей,
клеёнка
.
Центр «Всезнайка» «Шифровальщик»
Детям предлагается на отдельных листах выполнить
задание на внимание, логику и мышление. Им
необходимо соотнести цифры и буквы. Вписать в пустые
клетки над цифрами ту букву, которая была на примере
выше. В итоге получается название растения –
подснежник. Дети быстро справились с заданием, так как
на других образовательных занятиях и в свободное время
используем подобные задания с детьми, которые они
-
Закрепление названий растений;
-
Развитие памяти, логического
мышления, внимания;
-
Подготовка руки к письму;
-
Формирование умения крупно
печатать буквы;
-
Развитие умения соотнести цифру с
количеством.
Рабочие листы
(приложение 2),
цветные
карандаши,
картинки
растений, клей,
ножницы,
клеёнка.
6
выполняют с большим удовольствием.
Центр «Математика – наука точная»
«Придумай цветок из геометрических фигур»
Детям предлагается составить цветок из геометрических
фигур, а затем сосчитать из скольких фигур он состоит.
Необходимую цифру вписать в пустой квадратик.
-
Закрепление умения работать по
схеме и ориентироваться на листе,
создавая композицию из
геометрических фигур;
-
Закрепление знаний о частях цветка;
-
Закрепление сенсорных
представлений (цвет, форма);
-
Развитие умения соотнести цифру с
количеством;
-
Развитие воображения, творческого
мышления, фантазии.
Рабочие листы
(приложение 3),
геометрические
фигуры разного
размера,
величины и
цвета,
клей, клеёнка,
числовой ряд
Центр «Узнавай-ка» «Узнай растение по силуэту и
определи место произрастания»
Детям предлагается среди картинок с растениями выбрать
правильное, подходящее по силуэту растение. А также
определить место произрастания данного растения. Дети,
у которых возникали трудности, просили помощи у своих
сверстников, либо искали ответы в энциклопедиях,
совместно с воспитателем.
-
Закрепление знаний о растениях, их
классификации: садовые, полевые,
комнатные;
-
Развитие логического мышления,
внимания.
Рабочие листы
(приложение 4),
картинки
растений, клей,
ножницы,
клеёнка.
Центр «Придумай сам» «Цветы в горшочках».
-
Формирование умения
Алгоритм
7
Детям предлагается изготовить цветок в горшочке,
используя бросовый материал. В этом центре активности
работа выполнялась в парах, где дети самостоятельно
решали с кем они будут работать.
конструировать из бросового
материала и цветной бумаги
комнатные растения;
-
Формирование умения планировать
деятельность в соответствии с
алгоритмом;
-
Закрепление умения работать с
ножницами;
-
Развитие фантазии, творческого
воображения
(приложение 5),
одноразовые
стаканчики,
цветная бумага,
ножницы,
названия
комнатных
растений,
клей,
клеёнка.
Дети работают в центрах активности. Воспитатель оказывает помощь тем, кому она необходима, наблюдая за
деятельностью детей в центрах активности и сопровождая образовательный процесс. Ребята, которые справились с
заданием быстрее, могут выполнить дополнительное задание, выбрав соответствующий лист для самостоятельной работы
(приложение 6).
Физкультминутка
«Веснянка»
Солнышко, солнышко - золотое донышко
Дети идут по кругу.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Бег по кругу.
-
С н и ж е н и е
у т о м л е н и я ,
в о с с т а н о вл е н и е
п о з и т и в н о г о
эмоционального
отношения
к
текущей деятельности
Алгоритм
8
Прилетело сто грачей.
Взмахи руками.
А сугробы тают, тают,
Дети приседают.
И цветочки подрастают.
Дети тянуться вверх.
Итоговый сбор
По звонку колокольчика дети садятся на коврики со
своими работами. По подгруппам дети рассказывают, как
они выполняли задания в центрах активности, что нового
узнали, какие материалы использовали. Были ли у них
затруднения в выполнении задания. Предлагают варианты
использования полученных умений в других видах
деятельности.
Кукла Ксюша благодарит детей за помощь, прощается и
обещает вернуться в гости к детям.
-
Рефлексия деятельности
-
Развитие планирующей функции
Индивидуальные
рабочие листы с
результатами
детской
деятельности.
Результат проведенного образовательного занятия «Цветы – цветочки»
9
Задачи поставленные, для решения в данной образовательной деятельности реализованы полностью. А именно дети научились
создавать тюльпан в технике оригами, композицию из геометрических фигур; планировали свою деятельность в соответствии с
алгоритмом действий, оценивая свои результаты; закрепили работу со схемами.
В ходе образовательной деятельности у детей наблюдалась заинтересованность, внимательность, сосредоченность, помощь
друг другу. В ходе реализации деятельности осуществлялось взаимодействие сотрудников детского сада, а именно воспитатели
других
дошкольных
групп
выступали
в
роли
«звонаря»,
«садовника»,
и
«погодника».
На
протяжении
всей
деятельности
использовалось музыкальное сопровождение. Распределение детей по подгруппам по времени прошло быстро, так как работа
ведется в системе.
У детей появилось желание участвовать в центрах активности и в свободное время. Все работы детей в образовательной
деятельности были оформлены в уголке для родитлей, где каждый из них мог увидеть результат деятельности своего ребенка.
10
Приложение 1
Центр «Самоделкин»:
Оригами «Тюльпан»
11
Приложение 2
Центр «Всезнайка» «Шифровальщик»
Расшифруй название растения и подбери картинку
С
Н
О
Ж
Н
К
Д
Е
П
И
4
5
2
7
8
10
3
6
1
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12
Приложение 3
Рабочий лист в центр «Математика – наука точная»
13
Приложение 4
Рабочий лист в центр «Узнавай - ка»
«Найди по силуэту растение и определи место произрастания»
растение
Место произрастания
растение
Место произрастания
14
Опорные листы для работы в центре «Узнавай - ка»
15
16
17
18
Приложение 5
Рабочий лист в центр «Придумай сам»
19
Алгоритм «Цветок в горшке»
Фиалка
Приложение 6
Листы для самостоятельной деятельности
20
21