Авторы: Слемзина Людмила Федоровна, Терещенко Татьяна Ратмировна
Должность: Воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1440 ДОУ 2
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание.
Раздел: дошкольное образование
НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Актуальность выбранной темы.
Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и
воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование
патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью
патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего
свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать
его интересы.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,
поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за
землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих
предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в
дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других
народов.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее
время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу.
Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания
детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю
полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма
многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой
народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять
и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить
целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в
играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические
чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
1.
Формирование патриотизма
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В
основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей
Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной
жизни, ее достижениям и проблемам.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое
воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего
дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех
делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него
таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства;
осознание себя частью окружающего мира.
В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные
мотивы неблагородные чувства. Оттого, как они будут сформированы в первые годы
жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период
начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его
со своим народом, своей страной. Корни этого влияния- в языке народа, который
усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о
природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он
живет.
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие
взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на
раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств
личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе
родного края, воспитание эмоционально действенного отношения, чувства
сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель
воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
-формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство
сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие,
находчивость, любознательность.
Задачи
патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
включают:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к
родному дому семье, детскому саду, городу, селу;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к
культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства
сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных
особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и
толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их
родителям, соседям и другим людям).
Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
раскрывается следующим образом:
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-
прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору,
народным играм.
- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками,
родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми,
играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями,
выдающимися людьми , селянами прошлого и настоящего времени,
достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года,
организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей,
посадка кустов, деревьев и другое;
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой
ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные
сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по
необходимости.
2. Цели и задачи программ по патриотическому воспитанию
Реализация программы направлена на решение следующих задач:
1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по
патриотическому воспитанию
2. Сформировать комплекс нормативно- правового и организационно-методического
обеспечения системы патриотического воспитания.
3. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем
прикосновения к истории своей семьи
4. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за
принадлежность к гражданам России
5. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской
Федерации -герба, Гимна, Флага.
6. Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту
государственных интересов страны.
Осуществление патриотического воспитания старших дошкольников включает
воспитание патриотических чувств, любви к Родине, развитие интереса к народной
культуре, к родному языку, традициям и обычаям.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание
патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном
системы образования, призваны формировать у детей первое представление об
окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям -отцу,
матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна
квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная
природа - все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие
его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит
перед собой маленький человек.
Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания.
Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего
человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей,
трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому,
настоящему и будущему своего народа.
2.1.Каково же содержание проблемы?
Наиболее идеологически незащищенными оказались дошкольники. В силу
возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка
взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно без духовность часто
приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним
эмоциональным интеллектуальным барьером.
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет.
Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку,
традициям начли формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси Х-
XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в
победу, в непобедимость богатырей русских .
Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки.
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие
«патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос,
гордость за исторические свершения народа.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному
краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к
своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему
человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.
Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен
правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный
веками.
А теперь давайте рассмотрим, что же включают в себя «Пути и средства
патриотического воспитания русского человека»:
1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.
2. Взгляды на патриотизм в летописях.
3. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине,
ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).
4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к
природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
5. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль
6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости,
предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или
дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить
себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и
самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на
недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти,
обособлению, культурному застою.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но
подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и
переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной.
Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство
любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит
духовное самоопределение.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других
народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не
должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе,
языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем
озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв ).
Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой
частью души ребёнка, началом продолжающим личность.
Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:
1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в
нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает
детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Мы широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы,
поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились
особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности,
представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя
детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их
к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то
особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные
детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность,
веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются
различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются
положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного
творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством
человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником
познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по
патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них
фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными
особенностями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения
непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни
человека во всей их целостности и многообразии.
4. Другим важным направлением нашей работы является ознакомление детей с
народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна
увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
5. Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда
обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края мы решаем не только
природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе.
6. Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное
направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. А зачем детям
-дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс
истории - это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо,
необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные
представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.
В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому мы
проявляем корректность в отборе познавательного материала, учитываем возрастные
особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.
3. Реализация программы патриотического воспитания
Поэтапная работа поданному направлению патриотического воспитания
реализуется по трем направлениям:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Методическое сопровождение.
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
1. Знакомство с родным городом, его историей
2. Знакомство с родным краем и Россией
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и
народа.
4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.
В процессе реализации проекта по работе с детьми используются: игры -занятия,
игры - развлечения, праздники, , экскурсии, экскурсии на предприятия поселка , чтение
художественной литературы .
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с
семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда,
отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают
надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны
оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи,
консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к
общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими
местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение
краеведческого музея и т.д.
Данный проект предполагает большую отдачу от самого педагога, задача
которого не просто рассказать факты из жизни отдельного человека -героя и страны, а
переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии
государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс маленького
гражданина.
Педагог организует предметно-развивающую среду с учетом данного проекта,
ведет подборка художественной литературы, готовит презентации, посвященные
памятным датам, разрабатывает конспекты игр-занятий и сценарии развлечений
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему
даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в
городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве
родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему,
что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам,
представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди
- всё это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания
нравственных и патриотических чувств.
Чем мы можем гордиться так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях
чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей,
освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти “Иванами” не помнящими
родства.
Подбор литературы по теме: «Нравственно–патриотическому воспитанию детей
1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. А.Я.Ветохина,
З.С.Дмитренко.
«ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
2. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников
Зеленова, Н.Г . Пособие для воспитателей.
– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева
М. Д., - Санкт-Петербург, 1999 год.
4. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет- Комратова,
Н.Г., Грибова, Л.Ф. М: Мозаика– Синтез, 2005.
5. Красна изба…Знакомство детей с русским народным
искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада.
Тихонова М.В., Смирнова Н.С. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.детс. саду. №2–08.
6. Воспитательная система «Маленькие россияне» Подред. Т.И. Оверчук.
– М., 2004.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду Подред. М.А. Васильевой.
– М., 2005.
8. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников сокружающим и социальной
действительностью. М.:ЦГЛ,2005
9. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
10. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной
(патриотическое воспитание). -М.:УЦ«Перспектива»,2011
11. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию
дошкольников. М.:ВАКО,2005.
12. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей /
Авторы-составители: Антонов 3.Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.:
АРКТИ, 2003.
13. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с
окружающим миром.
Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. -М.: ТЦ Сфера, 2005.
14. Моя страна. Возрождение национальной культуры и
воспитание нравственно – патриотических чувств.
Практическое пособие для воспитателей и методистов
15. Система патриотического воспитания в ДОУ:
планирование, педагогические проекты, разработки
тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др
.-Волгоград: Учитель, 2007.
16. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в
дошкольных образовательных учреждений. – Скоролупова О.А. М.:
ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
17. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
18. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский
коллектив: Пугачева
Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество
России, 2005.
19. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
А.Я.Ветохина, З.С.Дмитренко. -
«ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
20. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников
Зеленова, Н.Г . Пособие для воспитателей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,
21. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л.,
Маханева М. Д., - Санкт- Петербург, 1999 год