Напоминание

Нравственно-патриотическое воспитание.


Авторы: Слемзина Людмила Федоровна, Терещенко Татьяна Ратмировна
Должность: Воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1440 ДОУ 2
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание.
Раздел: дошкольное образование





Назад




НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Актуальность выбранной темы.

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и

воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование

патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью

патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего

свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать

его интересы.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,

поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за

землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих

предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в

дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других

народов.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач

дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее

время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу.

Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания

детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю

полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма

многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой

народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять

и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить

целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,

улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в

играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические

чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

1.

Формирование патриотизма

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В

основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей

Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной

жизни, ее достижениям и проблемам.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое

воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего

дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех

делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него

таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства;

осознание себя частью окружающего мира.

В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные

мотивы неблагородные чувства. Оттого, как они будут сформированы в первые годы

жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период

начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его

со своим народом, своей страной. Корни этого влияния- в языке народа, который

усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о

природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он

живет.

Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие

взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на

раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств

личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе

родного края, воспитание эмоционально действенного отношения, чувства

сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель

воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

-формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство

сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие,

находчивость, любознательность.

Задачи

патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

включают:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к

родному дому семье, детскому саду, городу, селу;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к

культурному наследию своего народа;

- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства

сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных

особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и

толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их

родителям, соседям и другим людям).

Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

раскрывается следующим образом:

- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-

прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору,

народным играм.

- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками,

родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми,

играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями,

выдающимися людьми , селянами прошлого и настоящего времени,

достопримечательностями;

- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года,

организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей,

посадка кустов, деревьев и другое;

- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой

ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные

сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по

необходимости.

2. Цели и задачи программ по патриотическому воспитанию

Реализация программы направлена на решение следующих задач:

1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по

патриотическому воспитанию

2. Сформировать комплекс нормативно- правового и организационно-методического

обеспечения системы патриотического воспитания.

3. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем

прикосновения к истории своей семьи

4. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за

принадлежность к гражданам России

5. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской

Федерации -герба, Гимна, Флага.

6. Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту

государственных интересов страны.

Осуществление патриотического воспитания старших дошкольников включает

воспитание патриотических чувств, любви к Родине, развитие интереса к народной

культуре, к родному языку, традициям и обычаям.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание

патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном

системы образования, призваны формировать у детей первое представление об

окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям -отцу,

матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна

квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная

природа - все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие

его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит

перед собой маленький человек.

Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания.

Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего

человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей,

трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому,

настоящему и будущему своего народа.

2.1.Каково же содержание проблемы?

Наиболее идеологически незащищенными оказались дошкольники. В силу

возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка

взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно без духовность часто

приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним

эмоциональным интеллектуальным барьером.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет.

Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку,

традициям начли формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси Х-

XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в

победу, в непобедимость богатырей русских .

Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие

«патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос,

гордость за исторические свершения народа.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному

краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к

своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему

человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.

Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен

правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный

веками.

А теперь давайте рассмотрим, что же включают в себя «Пути и средства

патриотического воспитания русского человека»:

1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.

2. Взгляды на патриотизм в летописях.

3. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине,

ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).

4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к

природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.

5. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль

6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости,

предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или

дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить

себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и

самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на

недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти,

обособлению, культурному застою.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но

подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и

переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной.

Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство

любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит

духовное самоопределение.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других

народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не

должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе,

языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем

озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв ).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой

частью души ребёнка, началом продолжающим личность.

Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:

1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в

нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает

детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Мы широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы,

поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились

особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности,

представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя

детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их

к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то

особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные

детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность,

веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются

различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются

положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного

творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством

человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником

познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по

патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них

фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными

особенностями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения

непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни

человека во всей их целостности и многообразии.

4. Другим важным направлением нашей работы является ознакомление детей с

народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна

увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

5. Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда

обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края мы решаем не только

природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе.

6. Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное

направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. А зачем детям

-дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс

истории - это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо,

необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные

представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому мы

проявляем корректность в отборе познавательного материала, учитываем возрастные

особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.

3. Реализация программы патриотического воспитания

Поэтапная работа поданному направлению патриотического воспитания

реализуется по трем направлениям:

1. Работа с детьми

2. Работа с родителями

3. Методическое сопровождение.

Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

1. Знакомство с родным городом, его историей

2. Знакомство с родным краем и Россией

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и

народа.

4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.

5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.

В процессе реализации проекта по работе с детьми используются: игры -занятия,

игры - развлечения, праздники, , экскурсии, экскурсии на предприятия поселка , чтение

художественной литературы .

Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с

семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда,

отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают

надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны

оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи,

консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к

общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими

местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение

краеведческого музея и т.д.

Данный проект предполагает большую отдачу от самого педагога, задача

которого не просто рассказать факты из жизни отдельного человека -героя и страны, а

переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии

государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс маленького

гражданина.

Педагог организует предметно-развивающую среду с учетом данного проекта,

ведет подборка художественной литературы, готовит презентации, посвященные

памятным датам, разрабатывает конспекты игр-занятий и сценарии развлечений

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему

даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в

городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве

родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему,

что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам,

представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди

- всё это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания

нравственных и патриотических чувств.

Чем мы можем гордиться так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях

чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей,

освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти “Иванами” не помнящими

родства.

Подбор литературы по теме: «Нравственно–патриотическому воспитанию детей

1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. А.Я.Ветохина,

З.С.Дмитренко.

«ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

2. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников

Зеленова, Н.Г . Пособие для воспитателей.

– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева

М. Д., - Санкт-Петербург, 1999 год.

4. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет- Комратова,

Н.Г., Грибова, Л.Ф. М: Мозаика– Синтез, 2005.

5. Красна изба…Знакомство детей с русским народным

искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада.

Тихонова М.В., Смирнова Н.С. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.детс. саду. №2–08.

6. Воспитательная система «Маленькие россияне» Подред. Т.И. Оверчук.

– М., 2004.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду Подред. М.А. Васильевой.

– М., 2005.

8. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников сокружающим и социальной

действительностью. М.:ЦГЛ,2005

9. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.

10. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной

(патриотическое воспитание). -М.:УЦ«Перспектива»,2011

11. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию

дошкольников. М.:ВАКО,2005.

12. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей /

Авторы-составители: Антонов 3.Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.:

АРКТИ, 2003.

13. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с

окружающим миром.

Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. -М.: ТЦ Сфера, 2005.

14. Моя страна. Возрождение национальной культуры и

воспитание нравственно – патриотических чувств.

Практическое пособие для воспитателей и методистов

15. Система патриотического воспитания в ДОУ:

планирование, педагогические проекты, разработки

тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др

.-Волгоград: Учитель, 2007.

16. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в

дошкольных образовательных учреждений. – Скоролупова О.А. М.:

ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

17. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная

программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

18. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский

коллектив: Пугачева

Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество

России, 2005.

19. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

А.Я.Ветохина, З.С.Дмитренко. -

«ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

20. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников

Зеленова, Н.Г . Пособие для воспитателей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,

21. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л.,

Маханева М. Д., - Санкт- Петербург, 1999 год



В раздел образования