Автор: Сизько Валентина Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Аскизский РЦДО
Населённый пункт: п. Вершина Теи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Роль развивающих игр и упражнений в формировании коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Аскизский районный центр дополнительного образования
Мастер-класс
«Роль развивающих игр и упражнений в формировании
коммуникативных умений
у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Педагог дополнительного образования
Сизько Валентина Михайловна
2019 год
Пояснительная записка
Современное российское образование должно участвовать в подготовке
новой
формации
людей,
которые
органично
вольются
во
всемирное
сообщество.
Поэтому
одной
из
задач,
доминирующей
в
создании
более
человечного и справедливого мира, является возможность дать проявить всем
без
исключения
обучающимся
свои
таланты
и
творческий
потенциал.
Решение
такой
задачи
сегодня
лежит
на
плечах
одного
из
основных
социальных
институтов,
обеспечивающих
развитие
индивидуальных
способностей
у
детей
и
воспитательный
процесс,
—
учреждениях
дополнительного образования детей (далее сокращенно ДОД).
Актуальность
Одной из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с ОВЗ,
является недостаточная сформированность коммуникативных навыков.
В
процессе
коммуникативного
взаимодействия
они
могут
не
учитывать
мнение и позицию участников. В межличностных отношениях проявляют
эгоцентризм, могут испытывать сложности в обосновании и доказательстве
своего мнения.
Для
них
характерен
низкий
уровень
овладения
коммуникативными
средствами и способами взаимодействия. Им сложно согласовывать действия
по
выполнению
общих
задач,
организовывать
взаимоконтроль,
взаимопомощь.
Недостаточно
сформирована
речевая
инициативность,
умение
аргументировать
свою
позицию,
убеждать,
вести
дискуссию.
Обучающиеся с ОВЗ не всегда владеют набором вариантов коммуникативно-
речевых стратегий общения, навыком передачи информации; демонстрируют
неумение слушать, поддерживать беседу.
В связи с этим актуально использование в работе развивающих игр и
упражнений,
которые
позволяют
сформировать
навыки
эффективного
общения
и
совме стной
деятельно сти.
В
педагогике
т е р м и н
«коммуникативные умения» объединяет широкий комплекс умений, владение
которыми обеспечивает полноценное включение обучающегося в общение.
Исследования ученых доказывают, что именно общение служит основной
движущей
силой
развития.
От
уровня
развития
коммуникативных
способностей зависит и уровень дальнейшей социализации.
Цель
мастер-класса: повышение
профессиональной
компетентности
педагогов в формировании навыков общения и взаимодействия у детей с ОВЗ
Форма проведения: игровые тренинги.
Аудитория: педагоги дополнительного образования
Время: 30 – 40 минут.
Оборудование: листы бумаги А 4, фломастеры, карточки, мяч.
План мастер-класса
1.
Приветствие участников мастер-класса
- Игра «Будем знакомы. (5 мин.)
2.
Вступительное слово педагога. (2 мин.)
3.
Представление игровых упражнений на развитие
коммуникативных навыков
- Игра «Неожиданные рисунки», (7 мин.)
- Игра «Передай чувство мимикой», (3 мин.)
- Игра «Молекулы», (3 мин.)
- Игра «Пожелание». (5 мин.)
4.Подведение итогов мастер-класса. (3 мин.)
5. Рефлексия. (2 мин.)
Ход мастер-класса
1.
Приветствие
Здравствуйте
уважаемые
коллеги,
меня
зовут
Валентина
Михайловна,
педагог дополнительного образования МБУ ДО Аскизский РЦДО. Я рада
приветствовать
вас
на
мастер-классе
«Формирование
коммуникативных
умений у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Умение общаться с окружающими – это жизненно важное и необходимое
умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и
успешной карьеры. Чтобы наша работа была более продуктивной, мы с вами
должны познакомиться.
Игра «Будем знакомы»
Цель:
Развитие
доверительного
стиля
общения,
создание
позитивных
эмоциональных установок на доверительное общение.
Инструкция: Участники встают по кругу и, передавая друг другу мячик,
называют
свое
имя
и
место
работы
или
род
деятельности,
которым
занимаются. «Передай добро по кругу» - с помощью рукопожатия передать
тепло соседу.
2.
Вступительное слово педагога
Актуальность развития коммуникативных навыков возрастает в связи с
особенностями
социального
окружения
ребенка,
в
котором
часто
наблюдаются
дефицит
воспитанности,
доброты,
доброжелательности,
речевой
культуры.
Одним
из
направлений
развития
коммуникативных
навыков
следует
считать
ряд
игр,
направленных
на
развитие
внимания,
интереса
к
партнеру
по
общению.
В
этом
учебном
году
среди
детей,
посещающих занятия, есть «особенный ребенок». В общеобразовательном
учреждении он обучается по индивидуальной программе, и это не дает ему
возможности
развивать
коммуникативные
навыки
полноценно.
Дополнительная
общеразвивающая
образовательная
программа
«Занимательная грамматика» предусматривает совместные занятия с детьми
с ОВЗ. Здесь можно увидеть ребенка совершенно с другой стороны: он не
боится получить неудовлетворительную оценку за ответ, может проявить
свою неординарность, общается на равных со своими сверстниками. Занятия
проводятся в игровой форме, где ценится роль каждого участника.
Я предлагаю вашему вниманию несколько игровых упражнений, которые
использую на своих занятиях, и приглашаю вас принять активное участие.
3.
Представление игр на развитие коммуникативных навыков
(в игровых упражнениях принимают участие педагоги,
присутствующие на мастер-классе)
1)У всех детей очень хорошо развито воображение, многие любят рисовать.
Данное упражнение вызывает особый интерес.
Упражнение «Неожиданные рисунки»
Цели: развитие коммуникативных навыков, формирование умений и навыков
работы
в
команде,
сплочение
коллектива,
осознание
детьми
ценности
дружбы.
-
Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и
простой карандаш, подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните
рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты.) По моей команде передайте
начатый рисунок своему соседу слева. Пусть теперь он постарается увидеть
что-то свое в вашей работе и дорисует то, что считает нужным. Возьмите тот
лист,
который
передаст
вам
ваш
сосед
справа,
и
продолжите
рисовать
начатую им картину. Когда ваш рисунок сделает круг и вернется к вам,
попробуйте оценить, нравится ли вам то, что получилось. Представьте, что
перед вами настоящее произведение искусства, и дайте ему название.
Подведение итогов упражнения.
Немало важным аспектом развития общения следует считать невербальное
общение (язык жестов, мимика, эмоции, чувства).
2) Игра «Передай чувство мимикой»
Цель: Отработка навыка невербального проявления эмоций.
Инструкция: На доске написана фраза. На бумажке написано чувство, ваша
задача
продемонстрировать
чувство,
только
с
помощью
мимики.
Задача
зрителей определить, что это за чувство.
Подведение итогов игры.
Следующим
направлением
развития
коммуникативных
навыков
следует
считать игры, направленные на умение входить в контакт, вести диалог.
3) Игра «Молекулы»
Цель: Снятие напряжение, настрой на работу.
Инструкция: участники – «атомы», свободно двигаются по комнате. По
сигналу
ведущего
«атомы»
объединяются
в
молекулы
по
2человека.
Последний раз объединяются все члены группы.
Подведение итогов игры.
4) Игра «Пожелание»
Цель: улучшение атмосферы в группе, закрепление положительного
воспоминания о конце занятия.
Инструкция: Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку”
или
др.),
высказывают
друг
другу
пожелания.
Например:
“Желаю
тебе
хорошего настроения”, “Оставайся всегда добрым», «Желаю тебе не болеть»и
т.д.
Подведение итогов игры.
4.
Подведение итогов мастер-класса.
Во время игровой деятельности дети с ОВЗ развиваются и взаимодействуют с
окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь:
увеличивается
объем
словаря,
развивается
грамматический
строй
речи,
умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью
вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.
Вопросы участников мастер-класса.
5.
Рефлексия.
Пожелание.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
От педагога же зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб ваши дети
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны.
Список литературы
1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. ,
Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со
взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.
2. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников:
Сборник игр и упражнений. – « Книголюб» М., 2006.
3. Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. -
“Детство-Пресс” Спб, 2004.
4. Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка
чувств у дошкольников средствами сказки. – «Томск», 2004.