Напоминание

«Роль развивающих игр и упражнений в формировании коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья»


Автор: Сизько Валентина Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Аскизский РЦДО
Населённый пункт: п. Вершина Теи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Роль развивающих игр и упражнений в формировании коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Аскизский районный центр дополнительного образования

Мастер-класс

«Роль развивающих игр и упражнений в формировании

коммуникативных умений

у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Педагог дополнительного образования

Сизько Валентина Михайловна

2019 год

Пояснительная записка

Современное российское образование должно участвовать в подготовке

новой

формации

людей,

которые

органично

вольются

во

всемирное

сообщество.

Поэтому

одной

из

задач,

доминирующей

в

создании

более

человечного и справедливого мира, является возможность дать проявить всем

без

исключения

обучающимся

свои

таланты

и

творческий

потенциал.

Решение

такой

задачи

сегодня

лежит

на

плечах

одного

из

основных

социальных

институтов,

обеспечивающих

развитие

индивидуальных

способностей

у

детей

и

воспитательный

процесс,

учреждениях

дополнительного образования детей (далее сокращенно ДОД).

Актуальность

Одной из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с ОВЗ,

является недостаточная сформированность коммуникативных навыков.

В

процессе

коммуникативного

взаимодействия

они

могут

не

учитывать

мнение и позицию участников. В межличностных отношениях проявляют

эгоцентризм, могут испытывать сложности в обосновании и доказательстве

своего мнения.

Для

них

характерен

низкий

уровень

овладения

коммуникативными

средствами и способами взаимодействия. Им сложно согласовывать действия

по

выполнению

общих

задач,

организовывать

взаимоконтроль,

взаимопомощь.

Недостаточно

сформирована

речевая

инициативность,

умение

аргументировать

свою

позицию,

убеждать,

вести

дискуссию.

Обучающиеся с ОВЗ не всегда владеют набором вариантов коммуникативно-

речевых стратегий общения, навыком передачи информации; демонстрируют

неумение слушать, поддерживать беседу.

В связи с этим актуально использование в работе развивающих игр и

упражнений,

которые

позволяют

сформировать

навыки

эффективного

общения

и

совме стной

деятельно сти.

В

педагогике

т е р м и н

«коммуникативные умения» объединяет широкий комплекс умений, владение

которыми обеспечивает полноценное включение обучающегося в общение.

Исследования ученых доказывают, что именно общение служит основной

движущей

силой

развития.

От

уровня

развития

коммуникативных

способностей зависит и уровень дальнейшей социализации.

Цель

мастер-класса: повышение

профессиональной

компетентности

педагогов в формировании навыков общения и взаимодействия у детей с ОВЗ

Форма проведения: игровые тренинги.

Аудитория: педагоги дополнительного образования

Время: 30 – 40 минут.

Оборудование: листы бумаги А 4, фломастеры, карточки, мяч.

План мастер-класса

1.

Приветствие участников мастер-класса

- Игра «Будем знакомы. (5 мин.)

2.

Вступительное слово педагога. (2 мин.)

3.

Представление игровых упражнений на развитие

коммуникативных навыков

- Игра «Неожиданные рисунки», (7 мин.)

- Игра «Передай чувство мимикой», (3 мин.)

- Игра «Молекулы», (3 мин.)

- Игра «Пожелание». (5 мин.)

4.Подведение итогов мастер-класса. (3 мин.)

5. Рефлексия. (2 мин.)

Ход мастер-класса

1.

Приветствие

Здравствуйте

уважаемые

коллеги,

меня

зовут

Валентина

Михайловна,

педагог дополнительного образования МБУ ДО Аскизский РЦДО. Я рада

приветствовать

вас

на

мастер-классе

«Формирование

коммуникативных

умений у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Умение общаться с окружающими – это жизненно важное и необходимое

умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и

успешной карьеры. Чтобы наша работа была более продуктивной, мы с вами

должны познакомиться.

Игра «Будем знакомы»

Цель:

Развитие

доверительного

стиля

общения,

создание

позитивных

эмоциональных установок на доверительное общение.

Инструкция: Участники встают по кругу и, передавая друг другу мячик,

называют

свое

имя

и

место

работы

или

род

деятельности,

которым

занимаются. «Передай добро по кругу» - с помощью рукопожатия передать

тепло соседу.

2.

Вступительное слово педагога

Актуальность развития коммуникативных навыков возрастает в связи с

особенностями

социального

окружения

ребенка,

в

котором

часто

наблюдаются

дефицит

воспитанности,

доброты,

доброжелательности,

речевой

культуры.

Одним

из

направлений

развития

коммуникативных

навыков

следует

считать

ряд

игр,

направленных

на

развитие

внимания,

интереса

к

партнеру

по

общению.

В

этом

учебном

году

среди

детей,

посещающих занятия, есть «особенный ребенок». В общеобразовательном

учреждении он обучается по индивидуальной программе, и это не дает ему

возможности

развивать

коммуникативные

навыки

полноценно.

Дополнительная

общеразвивающая

образовательная

программа

«Занимательная грамматика» предусматривает совместные занятия с детьми

с ОВЗ. Здесь можно увидеть ребенка совершенно с другой стороны: он не

боится получить неудовлетворительную оценку за ответ, может проявить

свою неординарность, общается на равных со своими сверстниками. Занятия

проводятся в игровой форме, где ценится роль каждого участника.

Я предлагаю вашему вниманию несколько игровых упражнений, которые

использую на своих занятиях, и приглашаю вас принять активное участие.

3.

Представление игр на развитие коммуникативных навыков

(в игровых упражнениях принимают участие педагоги,

присутствующие на мастер-классе)

1)У всех детей очень хорошо развито воображение, многие любят рисовать.

Данное упражнение вызывает особый интерес.

Упражнение «Неожиданные рисунки»

Цели: развитие коммуникативных навыков, формирование умений и навыков

работы

в

команде,

сплочение

коллектива,

осознание

детьми

ценности

дружбы.

-

Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и

простой карандаш, подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните

рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты.) По моей команде передайте

начатый рисунок своему соседу слева. Пусть теперь он постарается увидеть

что-то свое в вашей работе и дорисует то, что считает нужным. Возьмите тот

лист,

который

передаст

вам

ваш

сосед

справа,

и

продолжите

рисовать

начатую им картину. Когда ваш рисунок сделает круг и вернется к вам,

попробуйте оценить, нравится ли вам то, что получилось. Представьте, что

перед вами настоящее произведение искусства, и дайте ему название.

Подведение итогов упражнения.

Немало важным аспектом развития общения следует считать невербальное

общение (язык жестов, мимика, эмоции, чувства).

2) Игра «Передай чувство мимикой»

Цель: Отработка навыка невербального проявления эмоций.

Инструкция: На доске написана фраза. На бумажке написано чувство, ваша

задача

продемонстрировать

чувство,

только

с

помощью

мимики.

Задача

зрителей определить, что это за чувство.

Подведение итогов игры.

Следующим

направлением

развития

коммуникативных

навыков

следует

считать игры, направленные на умение входить в контакт, вести диалог.

3) Игра «Молекулы»

Цель: Снятие напряжение, настрой на работу.

Инструкция: участники – «атомы», свободно двигаются по комнате. По

сигналу

ведущего

«атомы»

объединяются

в

молекулы

по

2человека.

Последний раз объединяются все члены группы.

Подведение итогов игры.

4) Игра «Пожелание»

Цель: улучшение атмосферы в группе, закрепление положительного

воспоминания о конце занятия.

Инструкция: Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку”

или

др.),

высказывают

друг

другу

пожелания.

Например:

“Желаю

тебе

хорошего настроения”, “Оставайся всегда добрым», «Желаю тебе не болеть»и

т.д.

Подведение итогов игры.

4.

Подведение итогов мастер-класса.

Во время игровой деятельности дети с ОВЗ развиваются и взаимодействуют с

окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь:

увеличивается

объем

словаря,

развивается

грамматический

строй

речи,

умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью

вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Вопросы участников мастер-класса.

5.

Рефлексия.

Пожелание.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

От педагога же зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб ваши дети

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны.

Список литературы

1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. ,

Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со

взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.

2. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников:

Сборник игр и упражнений. – « Книголюб» М., 2006.

3. Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. -

“Детство-Пресс” Спб, 2004.

4. Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка

чувств у дошкольников средствами сказки. – «Томск», 2004.



В раздел образования