Автор: Пролубникова Татьяна Николаевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: Пермский край, Суксун
Наименование материала: мастер-класс
Тема: «Современный урок в школе для детей с умственной отсталостью: организация, подходы, анализ, результаты».
Раздел: среднее образование
Тема мастер-класса:
«Современный урок в школе для детей с умственной отсталостью:
организация, подходы, анализ, результаты».
Я начну наш мастер-класс с угощения, если позволите (предлагаю изюм).
Как вы думаете, почему мы выбрали для вас именно это лакомство?
Мы хотим поделиться с вами теми изюминками, которые используем в своей
педагогической деятельности. И я приглашаю вас на «кухню», где мы будем
готовить
«Современный
урок
в
свете
ФГОС
обучающихся
с
умственной
отсталостью ».
Ингредиенты:
Условия
Результаты
Подходы
В итоге у нас должен получиться урок в свете требований ФГОС.
Цель мастер-класса: выделить основные характеристики современного урока
в свете требований ФГОС.
В ходе работы мастер-класса предлагаем сформулировать следующие
понятия:
Дифференцированный подход
Деятельностный подход
Мотивация обучающихся
Базовые учебные действия
Эти определения не должны полностью цитировать какой-то источник. Это
результат вашего осмысления или представления. Рассматривайте понятия как
«рабочий словарик», который в дальнейшем можно уточнять и расширять.
В
конце
мастер-класса
для
анализа
вам
предлагается
ответить на
рефлексивные вопросы:
Что для меня оказалось самым главным?
Какие задачи я поставлю перед собой после работы в мастер-классе?
Образование
должно
воспитывать
в
человеке
чувство
чести
и
собственного достоинства, социальную справедливость, гуманизм, высокую
духовность
и
нравственность.
Таким
образом,
отечественной
системе
образования
выдвинут
новый
социальный
заказ.
Обществу
необходимы
социально
мобильные,
творчески
действующие
граждане,
способные
развивать науку, промышленность, обеспечивающие поступательное движение
вперёд при неукоснительном соблюдении гражданских прав и свобод.
Поэтому общество и современность требуют от учителя новых подходов,
новой организации от современного урока.
Чем современный урок отличается от традиционного?
Это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все
возможности
для
развития,
коррекции,
глубокого
и
осмысленного
освоения
знаний для формирования его нравственных основ.
И не случайно урок ставится во главу угла.
1
Это
одна
из
основных
форм
подготовки
к
независимой
жизни,
где
закладываются основы будущего.
Это главная составляющая образовательного процесса.
Это огромный потенциал для решения не только предметных задач, но и
личностных.
Сегодня урок это живая система со своим замыслом, завязкой и развязкой.
Еще К.Д. Ушинский говорил: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились
самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал
для него материал».
Мы составили схему:
Отличительные особенности урока по требованиям ФГОС.
+
Итак, рассмотрим какими должны быть условия организации урока.
Здоровый психологический климат – важный здоровьесберегающий компонент на
уроке, это 90% успеха урока.
- Благоприятный психологический климат создается не спонтанно, а планируется
педагогом в ходе предварительной подготовки к уроку.
2
Успешный
Современный
урок
Условия
организации
Мотивационная
составляющая
Деятельностный
подход
Дифференцирован
ный подход
Результат
Предметный
Базовые учебные действия
Личностный
Что должен учесть педагог при подготовке к уроку, чтобы ребенок на уроке
чувствовал себя успешным и никакие причины не мешали усваивать материал?
1.
Оптимальный объем материала.
2.
Оптимальное соотношение научности и доступности материала.
3.
Посильный темп урока.
4.
Сочетание
разнообразных
форм
работы
(групповых,
фронтальных,
индивидуальных).
5.
Учет
учителем
возрастных,
психофизических,
половых
особенностей
и
особенностей положения ребенка в классном коллективе.
6.
Создание «Ситуации успеха».
7.
Эмоциональный, личностный фон на уроке.
Остановимся подробнее на некоторых из этих условий:
1.
Эмоциональный и личностный фон занятия.
Учителя со стажем часто отличаются от начинающих, молодых специалистов
своей
властностью
во
взаимоотношениях
с
учащимися,
доминирующей
позицией, чрезмерной строгостью. Конечно, опыт показывает, что у этого
стиля общения, есть свои положительные стороны и результаты. Но такой
учитель теряет доверие детей, дети на уроках пассивны, не заинтересованы в
результате урока, потому что результат нужен не им, а учителю.
В.А. Сухомлинский говорил: «Педагог должен сохранить в себе ощущения
детства, развивать в себе способности к пониманию ребенка и всего, что с ним
происходит, верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом, не
ломать детскую индивидуальность, а поддерживать ее…»
2.
Планирование и создание ситуации успеха.
Без ситуации успеха урок не для всех детей будет результативным. В целом у
класса результат может быть и неплохим. Учитель должен помнить «Успех
порождает успех» пусть не предметный, а маленький, личностный.
Ситуация успеха создается с помощью последующих операций:
1)
Снятие страха (задаете простой вопрос и даете ребенку ответить)
2)
Аванс успешного результата (ты справишься, ты можешь…)
3)
Скрытое инструктирование (помогает избежать поражения)
4)
Внесение мотива (ради чего, кого…)
5)
Обозначить важность усилий ребенка (это ты делаешь для…, это важно).
6)
Высокая оценка деталей (пусть нет результата, но как старался, помогал
и т.д.)
3.
Сочетание
разнообразных
форм
урока
групповых,
фронтальных,
индивидуальных.
Каждая из этих форм работы хороша по своему, но урок не будет эффективным
без их сочетания. Ведь при фронтальной и групповой работе не учитываются
индивидуальные
особенности
ученика.
При
использовании
только
индивидуальной и фронтальной работы не развиваются коммуникативные и
личностные качества.
А фронтальная работа ориентирована на среднего ученика.
3
Таким образом, только оптимальное сочетание всех форм дает результат для
каждого ученика как личностный, так и предметный.
Следующее
необходимое
условие
успешности
современного
урока
–
это
мотивация. Мотивация – это побуждение к действию (я хочу, мне надо). Очень
сложно привлечь внимание ученика с умственной отсталостью, замотивировать
его.
В.А. Сухомлинский «Все ваши замыслы, все ваши цели превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться».
В основе психологического подхода к мотивации лежат три кита:
Остановимся на 4-х группах методов мотивации.
Методы мотивации
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ:
учебно-познавательная игра
создание наглядности
создание ситуации успеха (применение схем, опорных таблиц)
свободный выбор задания
стимулирующее оценивание
соревновательный характер урока(с товарищами, группами, самим собой)
нестандартные
уроки:
аукционы,
игры,
уроки
взаимообучения,
уроки
опыты,
эксперименты, исследования) (Рассказ об опытах: круговорот воды в природе)
яркое пятно (Пример с чемоданом по изучению Японии) о каком государстве
сейчас пойдет речь вы узнаете, посмотрев в чемодан путешественника, который
вернулся из путешествия.
В чемодане зеленый чай, телефон «Сони», веер,
бумажный журавлик. Япония.)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
4
проблемная ситуация, внесение противоречий и затруднений. (Пример с планом
местности.)
выполнение творческих заданий
деятельностный подход
мультимедийные презентации
ВОЛЕВЫЕ:
познавательные затруднения
самооценка деятельности и коррекция
прогнозирование будущей деятельности
СОЦИАЛЬНЫЕ:
побуждение подражать сильной личности
создание взаимопомощи
поиск сотрудничества
взаимопроверка
рецензирование ответов
целеполагание(личностно-ориентированный подход)
заинтересованность коллективной работой
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент
Стандарта,
где
общекультурное
и
личностное
развитие
составляет
цель
и
основной результат образования обучающихся с умственной отсталостью;
признание
решающей
роли
содержания
образования
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями,
способов
организации
образовательной
деятельности
и
взаимодействия
участников
образовательных
отношений
в
развитии способностей каждого обучающегося, формировании и развитии его
личности
в
соответствии
с
принятыми
в
семье
и
обществе
духовно-
нравственными и социокультурными ценностями;
учет
возрастных,
типологических
и
индивидуальных
особенностей
обучающихся с умственной отсталостью, а также их особых образовательных
потребностей.
Рекомендация доктора психологических наук Г.А. Цукерман: «…не давать
образцов,
ставить
ребенка
в
ситуацию,
где
его
привычные
способы
действия
с
очевидностью
непригодны
и
мотивировать
поиск
существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать
–
вот
основания
нетрадиционной
педагогики,
основанной
на
психологической теории учебной деятельности…»
Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным
потенциалом
развития,
и
этот
потенциал
может
развиться
только
в
процессе собственной деятельности.
Что такое деятельностный подход?
5
Деятельностный подход, нацелен на развитие личности, формирование
гражданской идентичности.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в
котором
на
первый
план
выходит
проблема
самоопределения
ребенка
в
учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка
как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом –
значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:
- ставит цели;
- решает задачи;
- отвечает за результаты.
Принципы деятельностного подхода
Реализация
технологии
деятельностного
метода
предполагает
соблюдение
следующей системы дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не
в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы
своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно
участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному
формированию
его
общекультурных
и
деятельностных
способностей,
общеучебных умений.
2 ) Принцип непрерывности
–
означает
преемственность
между
всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с
учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3 ) Принцип целостности
–
предполагает
формирование
обучающимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом
себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки
в системе наук).
4 ) Принцип минимакса
–
заключается
в
следующем:
школа
должна
предложить
ученику
возможность
освоения
содержания
образования
на
максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития
возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально
безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5 ) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих
факторов
учебного
процесса,
создание
в
школе
и
на
6
уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6 ) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися
способностей
к
систематическому
перебору
вариантов
и
адекватному
принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного
опыта творческой деятельности.
На уроках могут применяться следующие виды заданий:
Мнемоника
-
система
различных
приёмов,
облегчающих
запоминание
и
увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций,
здесь используются приемы коррекции речи, развития мышления, воображения
Задания, требующие
Мнемонического
воспроизведения
Извлечения и
описания
информации
Структурирование
и переработки
информации
Осмысления,
оценки и
интерпретации
информации
Творческого
применения
информации
Дайте
определение
Сформулируйте
Перескажите
Сделайте по
образцу
Опишите
процесс явления
Перечислите
факторы
Дайте
характеристику
Понаблюдайте
Составьте план,
конспект
Выполните
Подготовьте
сообщение
Напишите
изложение
Укажите главное
Озаглавьте
Подготовьте
аннотацию
Заполните таблицу
Проанализируйте
Укажите сходство
и различия
Сопоставьте
Сравните
Найдите
закономерности
Оцените
Приведите
примеры
Объясните
Докажите
Обоснуйте
Выскажите
своё мнение
Предложите
способ
решения
проблемы
Задайте
вопрос
Исследуйте
Придумайте
Предложите
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой
развитие.
7
Деятельностный подход– это организация учебного процесса, в котором главное
место
отводится
активной
и
разносторонней,
в
максимальной
степени
самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и
конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить,
освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих
знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после
их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных
задач.
Таким образом ключевыми словами в характеристике деятельностного
подхода, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело,
адаптироваться.
Расшифруем так:
ИСКАТЬ
–
находить
информацию
в
различных
источниках,
опрашивать
окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;
ДУМАТЬ
–
устанавливать
взаимосвязи
между
прошлыми
и
настоящими
событиями,
критически
относиться
к
тому
или
иному
высказыванию,
предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать
позицию в спорах и вырабатывать своё собственное мнение;
СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, устранять
разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые
на себя обязанности;
ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность,
войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность,
организовывать
с в о ю
р а б оту,
пользоваться
вычислительными
и
моделирующими приборами;
АДАПТИРОВАТЬСЯ –
использовать
новые
технологии
информации
и
коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
8
Видео части урока с использованием деятельностного подхода
СУЩНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Развитие учеников должно происходить не за счет усиленной нагрузки
тренировочными
заданиями,
а
в
результате
предоставления
им
возможности
принимать посильное участие в коллективном поиске нового на уроке, включаться
в активную познавательную деятельность, следовательно, необходимо создать
условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои
индивидуальные особенности и стал подлинным субъектом учения, желающим и
умеющим учиться.
При этом надо учитывать, что развитие ученика идет неравномерно: то
замедленно, то скачкообразно.
Выделяя
в
качестве
основной
цели
учебного
процесса
продвижение
учеников в развитии, усвоение ими знаний, умений и навыков, актуальной и
обязательной
составляющей
педагогического
творчества
становится
проблема
дифференциации учебной работы.
Дифференциация в переводе с латинского "differentia" означает разделение,
расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Большинство специалистов под дифференциацией понимают такую форму
организации
обучения,
при
которой
происходит
учет
типологических
индивидуально-психологических особенностей учащихся и особая взаимосвязь
учителя и учеников.
«Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен
учет
типичных
индивидуальных
различий
учащихся,
принято
называть
дифференцированным,
а
обучение
в
условиях
этого
проце сса
-
дифференцированным
обучением».
При
этом
под
типологиче скими
индивидуально-психологическими особенностями понимают такие особенности
учеников, на основании которых их можно объединить в группы
Дифференцированный подход в обучении:
это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов,
групп с целью учета особенностей их контингента.
это
комплекс
методических,
психолого-педагогических
и
организационно-
управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует
дифференцированный подход.
Процесс
организации
учителем-предметником
внутриклассной
дифференциации включает несколько этапов:
1 этап включает проведение стартовой диагностики по всем предметам.
9
2 этап предполагает распределение учащихся по группам с учетом диагностики,
основанной на анализе стартовых контрольных работ, результатов контрольного
чтения, тестирования (мониторинг результатов диагностики включает отчётность
по
качеству
образования
в
каждом
классе
по
контролируемым
предметам
и
позволяет прогнозировать улучшение качества в последующих четвертях; каждый
учитель-предметник знает в своём классе сильных, средних и слабых учащихся, а
также учащихся с одной тройкой, представляющих резерв для усиления позиций
качества образования по предмету в определённом классе).
Условно
в
научных
исследованиях
выделены
четыре
группы
учащихся
в
зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала по русскому
языку, математике, труду и определены их типологические особенности (В. В.
Воронкова, П.Г.Тишин, В.В.Эк, Е.А.Ковалева и др.).
Первую группу составляют ученики, успешно овладевающие программным
материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют, как
правило,
самостоятельно,
программный
материал
усваивают
сознательно.
Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на
практике.
При
выполнении
сложных
заданий
им
нужна
незначительная
активизирующая помощь взрослого.
Во вторую группу вошли ученики, также успешно обучающиеся в классе. Они
в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый
материал, но затрудняют сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает
меньшая
самостоятельность
в
выполнении
всех
видов
работ
и
требуется
небольшая помощь со стороны педагогов). Первая и вторая группы учащихся - это
учащиеся-хорошисты в школе, их можно при дифференциации объединить.
К
третьей
группе
относятся
ученики,
которые
с
трудом
усваивают
программный
материал
и
нуждаются
в
помощи
учителя.
Для
учащихся
характерно
недостаточное
понимание
вновь
изучаемого
материала.
Они
нуждают ся
в
дополнительном
объяснении.
Их
отличает
н и з к а я
самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже,
чем у детей, отнесенных ко второй группе. Значительно снижены у школьников
данной группы способности к обобщению. Эти учащиеся имеют по предметам
оценку «3».
Четвертую группу составляют ученики, которые овладевают программным
материалом
школы
на
самом
низком
уровне.
Знания
усваиваются
ими
механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем
знаний
и
умений,
чем
остальные
школьники.
К
четвёртой
группе
относятся
учащиеся с выраженным психофизическим недоразвитием.
Все ученики выделенных групп нуждаются в дифференцированном подходе,
который
предполагает
различные
виды
помощи
учащимся
разных
групп,
различные модификации методов и приемов обучения.
3 этап наиболее сложный при
определении способов дифференциации,
разработке
дифференцированных
заданий,
которые
позволяют
сильным
учащимся утверждаться в своих способностях, слабым - получить возможность
испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности; на 3 этапе
осуществляется
дифференциация
содержания
учебных
заданий:
по
уровню
10
творчества
(одним
учащимся
дать
составить
задачу,
предложения,
другие
работают с учебником, третьи получают индивидуальные задания); по уровню
трудности; по объему; используются разные способы организации деятельности
детей (у доски, в тетрадях, на карточках, с конкретным материалом, работа в
паре),
при
этом
содержание
заданий
является
единым
(к
примеру,
решение
примеров
и
задач
на
сложение),
и
работа
дифференцируется:
по
степени
самостоятельности
учащихся;
по
степени
и
характеру
помощи
учащимся
со
стороны учителя; по характеру учебных действий (письменных, устных).
Дифференцированный
подход
является
одним
из
составляющих
психологического
комфорта
учащихся.
Это
декларируется
в
Законе
РФ
«Об
образовании»:
наличие
или
отсутствие
психологического
комфорта
оказывает
влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его
успеваемость.
Поскольку
психологическое
здоровье
-
условие
жизненной
успешности и гарантия благополучия учащихся в жизни, очевидно, что педагогам
не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Это означает, что
современная школа, работающая с учащимися с ОВЗ, по-настоящему становится
не
только
местом,
где
детей
учат,
но
и
пространством
их
полноценного
взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых
людей.
А
для
этого
урок
как
образовательное
пространство
должен
быть
территорией
дифференциации,
на
котором
всем
учащимся
интересно
и
психологически
безопасно
и
именно
поэтому
в
последние
годы
обострился
интерес к определению этого важного социально-психологического феномена,
разворачиваются
исследования,
позволяющие
измерять
дифференциацию
обучения урока, проектируются условия, при которых она обеспечивается.
Видео- фрагмент дифференциации на уроке.
11