Напоминание

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания


Автор: Сидельникова Оксана Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №144
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания
Раздел: среднее образование





Назад




Технология развития критического мышления

на уроках истории и обществознания

В современных условиях постиндустриального общества новой нормой становится

жизнь

в

постоянно

меняющихся

условиях,

что

требует

умения

решать

постоянно

возникающие нестандартные проблемы. На первый план выходит важнейшая социальная

деятельность

обеспечение

способности

системы

образования

гибко

реагировать

на

запросы

личности,

изменение

потребностей

экономики

и

нового

общественного

устройства. В наш век динамичных изменений главным становится формирование умения

учиться

самостоятельно,

работать

с

большим

потоком

информации.

Перед

любым

учителем встает задача поиска наиболее эффективных технологий, методов обучения,

способствующих развитию личности ученика. Одной из продуктивных в этом плане

технологий является технология развития критического мышления.

Под

критическим

мышлением

многие

понимают

мышление

отрицающее,

рационально-негативное.

Критическое

мышление

это

процесс

соотнесения

внешней

информации

с

имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что

необходимо дополнить, а что – отвергнуть.

По мнению американского исследователя и педагога Д. Клустера, критическое

мышление - это самостоятельное мышление на основе исходной информации, которое

начинается

с

постановки

вопросов

и

проблем,

решаемых

путем

убедительной

аргументации. А такое мышление учащихся очень важно для проведения современного

урока.

Технология критического мышления предлагает разнообразный набор приемов и

методов работы, позволяющих успешно развивать у обучающихся навыки критического

мышления.

Технология

развитие

критического

мышления

относится

к

типу

рамочных.

Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая

модель технологии, состоящая из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии

рефлексии.

Такая

структура

урока,

по

мнению

психологов,

соответствует

этапам

человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по

этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе

понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.

Особенность технологии еще и в ее универсальности для разных возрастов и

предметов, она приемлема для любой программы. Поскольку основной акцент делается на

личный опыт и предшествующие знания, уроки такого типа и отдельные приемы могут

использоваться в разных классах.

Работа по технологии развития критического мышления приносит свои результаты:

повышается мотивация в изучении истории и обществознания, повышается качественный

уровень обученности по предмету; накапливается материал для подготовки к ЕГЭ по

истории

и

обществознанию,

требующих

демонстрации

умений

работы

с

текстом

и

написания

эссе;

развиваются

общие

учебные

умения

и

навыки,

такие

как:

навык

внимательного

чтения;

умение

сравнивать,

обобщать,

классифицировать,

выделять

главное;

умение

вычленять

противоречия;

умение

формулировать

проблемы,

аргументировать, доказывать; умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре,

вести

полемику;

умение

планировать

текущую

и

перспективную

учебную

работу,

организовать

себя

на

выполнение

поставленных

задач,

умение

осуществлять

самоконтроль, взаимоконтроль.

Развиваются следующие качества ученика:

- готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в

знании);

- гибкость (восприятие идей других);

- настойчивость (достижение цели);

- готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения

обучения);

- осознание (отслеживание хода рассуждений);

- поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятие решения воспринимались

другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний).

На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы ТРКМ. Одним из них

является составление

кластера. Он

может

применяться

на

стадии

вызова

для

систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На

стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На

стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические

связи.

При изучении темы «Древнегреческая цивилизация» по Всеобщей истории в 10

классе,

рассматривая

вопрос

«Природные

условия

как

«вызов»

природы

и

«ответ»

греческой цивилизации», предлагаем учащимся выделить характеристики природных и

географических условий Греции. Учащиеся предлагают такие характеристики, как теплый

климат,

горы,

моря,

мелкие

речки,

мало

плодородных

земель.

Распределяем

характеристики вокруг основной темы.

Следующим

шагом

будет

обсуждение

вопроса

о

занятиях

населения

Древней

Греции, которым способствовали выделенные ранее характеристики. Продолжается работа

и на стадии осмысления содержания: по ходу работы с текстом вносятся дополнения в

кластер.

По

составленному

кластеру

делаем

вывод:

особенности

древнегреческой

цивилизации (колонизация, мореплавание, развитие ремесла и торговли). Продолжаем

работу по осмыслению материала с данными смысловыми единицами.

Следующий

интересный

для

меня

прием

ТРКМ,

который

позволяет

выявить,

структурировать,

сравнивать

информацию,

формулировать

и

делать

выводы

и

предположения – это прием SWOT – анализ.

Проведение SWOT – анализ представляет собой заполнение матрицы, состоящей из

четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую

исследования, а по блокам матрицы

S

сильные

стороны

изучаемого

явления

(англ.

strengths

сильный)

W

слабые

стороны

изучаемого

явления

(англ.

weaknesses–

с л а б ы й )

О

в о з м ож н о с т и

п р и м е н е н и я

( а н гл .

o p p o r t u n i t i e s

в о з м о ж н о с т и )

T – угрозы применения (англ. threats – угрозы)

При изучении темы в 8 классе «Типы экономических систем». Класс делится на

группы. Каждая группа готовит анализ одного из основных типов экономических систем

(традиционной, плановой, рыночной).

На

первом

этапе урока

учащиеся

в

группах

читают

материал

параграфа

и

дополнительный

материал,

обмениваются

новой

информацией,

выделяют

сильные

и

слабые

стороны

основных

типов

экономических

систем,

предполагают,

какие

возможности и угрозы применения этих типов систем существуют в будущем. На втором

этапе

урока учащиеся

заполняют

матрицу

SWOT–

анализа. На

третьем этапе

выступление

групп. Четвертый

этап

урока

это

оценивание

работы

в

группах

и

подведение итогов.

На данном уроке SWOT– анализ явился еще и мостиком к следующему уроку.

Учащиеся сделали вывод о том, что ни один из основных типов экономических систем не

является идеальным, и что необходима такая экономическая система, которая сочетала бы

в себе элементы и командной и рыночной экономик. Таким образом, вводится понятие

смешанной экономики и на следующем уроке организовывается ее изучение.

SWOT – анализ применим и на уроках истории. При изучении темы в 10 классе «

Феодальная раздробленность Руси», мы рассматриваем плюсы и минусы этого периода.

SWOT – анализ нам дает посмотреть глубже, оценить не только слабые и сильные стороны

этого периода, но возможности и угрозы развития общества и государства.

На уроке истории в 9 (11) классе по теме “Политические партии России в начале

ХХ

века”,

с

помощью

этого

приема,

обучающиеся

работая

с

текстами

программ

политических партий, должны предположить реакцию общества в случае воплощения

данной политической программы в жизнь.

Способность

резюмировать

информацию,

излагать

сложные

идеи,

чувства

и

представления в нескольких словах - важное умение обучающегося. В связи с этим особую

актуальность

приобретает

работа

над

формированием

и

развитием

у

учащихся

понятийного

мышления

одного

из

видов

мышления,

который

характеризуется

использованием понятий и логических конструкций.

Для успешной сдачи ГИА учащиеся должны раскрывать основные понятия курса,

прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на

основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с

информацией.

На уроках истории и обществознания мне помогает в реализации этих целей прием

ТРКМ – дидактический синквен. Его можно использовать как средство для проверки

понятийного

аппарата,

на

стадии

рефлексии

на

любом

уроке

и

как

заключительное

задание по пройденному материалу на повторительно - обобщающих уроках.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре

текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической

заданности каждой строки.

Первая

строка —

тема

синквейна,

заключает

в

себе

одно

слово

(обычно

существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором

пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают

описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими

характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора

синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Возможны различные вариации для составления синквейна, которые способствуют

разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе)

составления нового синквейна, возможны варианты с:

- составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и

фраз, входящих в состав синквейна);

- коррекция и совершенствование готового синквейна;

- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например,

дан синквейн без указания темы – без 1ой строки, необходимо на основе существующих ее

определить).

Простота

построения

синквейна

делает

его

одним

из

эффективных

методов

развития критического мышления у детей.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации,

полезно

для

выработки

способности

к

анализу.

В

отличие

от

школьного

сочинения,

синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме

изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его

личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Я считаю, что такой вид работы является увлекательной и плодотворной, хотя

имеет некоторые трудности, так как не так - то просто излагать свое мнение и мысли в

нескольких словах. На уроке учащиеся работают с большим интересом и желанием.



В раздел образования