Автор: Сидельникова Оксана Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №144
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания
Раздел: среднее образование
Технология развития критического мышления
на уроках истории и обществознания
В современных условиях постиндустриального общества новой нормой становится
жизнь
в
постоянно
меняющихся
условиях,
что
требует
умения
решать
постоянно
возникающие нестандартные проблемы. На первый план выходит важнейшая социальная
деятельность
–
обеспечение
способности
системы
образования
гибко
реагировать
на
запросы
личности,
изменение
потребностей
экономики
и
нового
общественного
устройства. В наш век динамичных изменений главным становится формирование умения
учиться
самостоятельно,
работать
с
большим
потоком
информации.
Перед
любым
учителем встает задача поиска наиболее эффективных технологий, методов обучения,
способствующих развитию личности ученика. Одной из продуктивных в этом плане
технологий является технология развития критического мышления.
Под
критическим
мышлением
многие
понимают
мышление
отрицающее,
рационально-негативное.
Критическое
мышление
–
это
процесс
соотнесения
внешней
информации
с
имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что
необходимо дополнить, а что – отвергнуть.
По мнению американского исследователя и педагога Д. Клустера, критическое
мышление - это самостоятельное мышление на основе исходной информации, которое
начинается
с
постановки
вопросов
и
проблем,
решаемых
путем
убедительной
аргументации. А такое мышление учащихся очень важно для проведения современного
урока.
Технология критического мышления предлагает разнообразный набор приемов и
методов работы, позволяющих успешно развивать у обучающихся навыки критического
мышления.
Технология
развитие
критического
мышления
относится
к
типу
рамочных.
Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая
модель технологии, состоящая из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии
рефлексии.
Такая
структура
урока,
по
мнению
психологов,
соответствует
этапам
человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по
этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе
понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.
Особенность технологии еще и в ее универсальности для разных возрастов и
предметов, она приемлема для любой программы. Поскольку основной акцент делается на
личный опыт и предшествующие знания, уроки такого типа и отдельные приемы могут
использоваться в разных классах.
Работа по технологии развития критического мышления приносит свои результаты:
повышается мотивация в изучении истории и обществознания, повышается качественный
уровень обученности по предмету; накапливается материал для подготовки к ЕГЭ по
истории
и
обществознанию,
требующих
демонстрации
умений
работы
с
текстом
и
написания
эссе;
развиваются
общие
учебные
умения
и
навыки,
такие
как:
навык
внимательного
чтения;
умение
сравнивать,
обобщать,
классифицировать,
выделять
главное;
умение
вычленять
противоречия;
умение
формулировать
проблемы,
аргументировать, доказывать; умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре,
вести
полемику;
умение
планировать
текущую
и
перспективную
учебную
работу,
организовать
себя
на
выполнение
поставленных
задач,
умение
осуществлять
самоконтроль, взаимоконтроль.
Развиваются следующие качества ученика:
- готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в
знании);
- гибкость (восприятие идей других);
- настойчивость (достижение цели);
- готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения
обучения);
- осознание (отслеживание хода рассуждений);
- поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятие решения воспринимались
другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний).
На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы ТРКМ. Одним из них
является составление
кластера. Он
может
применяться
на
стадии
вызова
для
систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На
стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На
стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические
связи.
При изучении темы «Древнегреческая цивилизация» по Всеобщей истории в 10
классе,
рассматривая
вопрос
«Природные
условия
как
«вызов»
природы
и
«ответ»
греческой цивилизации», предлагаем учащимся выделить характеристики природных и
географических условий Греции. Учащиеся предлагают такие характеристики, как теплый
климат,
горы,
моря,
мелкие
речки,
мало
плодородных
земель.
Распределяем
характеристики вокруг основной темы.
Следующим
шагом
будет
обсуждение
вопроса
о
занятиях
населения
Древней
Греции, которым способствовали выделенные ранее характеристики. Продолжается работа
и на стадии осмысления содержания: по ходу работы с текстом вносятся дополнения в
кластер.
По
составленному
кластеру
делаем
вывод:
особенности
древнегреческой
цивилизации (колонизация, мореплавание, развитие ремесла и торговли). Продолжаем
работу по осмыслению материала с данными смысловыми единицами.
Следующий
интересный
для
меня
прием
ТРКМ,
который
позволяет
выявить,
структурировать,
сравнивать
информацию,
формулировать
и
делать
выводы
и
предположения – это прием SWOT – анализ.
Проведение SWOT – анализ представляет собой заполнение матрицы, состоящей из
четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую
исследования, а по блокам матрицы
S
–
сильные
стороны
изучаемого
явления
(англ.
strengths
–
сильный)
W
–
слабые
стороны
изучаемого
явления
(англ.
weaknesses–
с л а б ы й )
О
–
в о з м ож н о с т и
п р и м е н е н и я
( а н гл .
o p p o r t u n i t i e s
–
в о з м о ж н о с т и )
T – угрозы применения (англ. threats – угрозы)
При изучении темы в 8 классе «Типы экономических систем». Класс делится на
группы. Каждая группа готовит анализ одного из основных типов экономических систем
(традиционной, плановой, рыночной).
На
первом
этапе урока
учащиеся
в
группах
читают
материал
параграфа
и
дополнительный
материал,
обмениваются
новой
информацией,
выделяют
сильные
и
слабые
стороны
основных
типов
экономических
систем,
предполагают,
какие
возможности и угрозы применения этих типов систем существуют в будущем. На втором
этапе
урока учащиеся
заполняют
матрицу
SWOT–
анализа. На
третьем этапе
выступление
групп. Четвертый
этап
урока –
это
оценивание
работы
в
группах
и
подведение итогов.
На данном уроке SWOT– анализ явился еще и мостиком к следующему уроку.
Учащиеся сделали вывод о том, что ни один из основных типов экономических систем не
является идеальным, и что необходима такая экономическая система, которая сочетала бы
в себе элементы и командной и рыночной экономик. Таким образом, вводится понятие
смешанной экономики и на следующем уроке организовывается ее изучение.
SWOT – анализ применим и на уроках истории. При изучении темы в 10 классе «
Феодальная раздробленность Руси», мы рассматриваем плюсы и минусы этого периода.
SWOT – анализ нам дает посмотреть глубже, оценить не только слабые и сильные стороны
этого периода, но возможности и угрозы развития общества и государства.
На уроке истории в 9 (11) классе по теме “Политические партии России в начале
ХХ
века”,
с
помощью
этого
приема,
обучающиеся
работая
с
текстами
программ
политических партий, должны предположить реакцию общества в случае воплощения
данной политической программы в жизнь.
Способность
резюмировать
информацию,
излагать
сложные
идеи,
чувства
и
представления в нескольких словах - важное умение обучающегося. В связи с этим особую
актуальность
приобретает
работа
над
формированием
и
развитием
у
учащихся
понятийного
мышления
–
одного
из
видов
мышления,
который
характеризуется
использованием понятий и логических конструкций.
Для успешной сдачи ГИА учащиеся должны раскрывать основные понятия курса,
прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на
основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с
информацией.
На уроках истории и обществознания мне помогает в реализации этих целей прием
ТРКМ – дидактический синквен. Его можно использовать как средство для проверки
понятийного
аппарата,
на
стадии
рефлексии
на
любом
уроке
и
как
заключительное
задание по пройденному материалу на повторительно - обобщающих уроках.
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре
текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической
заданности каждой строки.
Первая
строка —
тема
синквейна,
заключает
в
себе
одно
слово
(обычно
существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором
пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают
описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими
характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора
синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Возможны различные вариации для составления синквейна, которые способствуют
разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе)
составления нового синквейна, возможны варианты с:
- составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и
фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например,
дан синквейн без указания темы – без 1ой строки, необходимо на основе существующих ее
определить).
Простота
построения
синквейна
делает
его
одним
из
эффективных
методов
развития критического мышления у детей.
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации,
полезно
для
выработки
способности
к
анализу.
В
отличие
от
школьного
сочинения,
синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме
изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его
личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).
Я считаю, что такой вид работы является увлекательной и плодотворной, хотя
имеет некоторые трудности, так как не так - то просто излагать свое мнение и мысли в
нескольких словах. На уроке учащиеся работают с большим интересом и желанием.