Автор: Лымарь Елена Александровна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: ЯНАО п.Тазовский
Наименование материала: статья
Тема: Использование дидактических игр на всех этапах дефектологической работы
Раздел: дошкольное образование
Использование дидактических игр на всех этапах
дефектологической работы.
Каждая
игрушка
может
научить
малыша
выполнять
какое-нибудь
артикуляционное упражнение.
Главный
партнер
ребенка
в
диалоге
–
педагог,
который
эмоционально
старается
удивить,
заинтересовать,
увлечь
ребенка,
побуждает
его
на
высказывание.
В работе с неговорящими детьми лучше использовать хорошо известные
народные
сказки:
«Колобок»,
«Репка»,
«Теремок».
Их
сюжеты
просты,
состоят из повторяющихся действий. Ребенок непросто слушает сказку, а
является непосредственным ее участником, беря на себя роль какого-нибудь
сказочного персонажа.
Так,
например,
на
начальном
этапе
работы
можно
рассказывать
сказку
«Курочка Ряба», при этом ребенок участвует в рассказе добавляя слова за
курочку: Ко-ко-ко, за мышку: Пи-пи-пи, как плачут дед и баба: ОЙ-ОЙ.
Для выработки силы и направленности воздушной струи ребенок может
колобка, понюхать цветочки на поляне.
С помощью игрушек можно отработать артикуляцию и звучание гласных: А -
широко открывает рот и весело поет Колобок, О – удивляется Зайчик, У –
воет Волк, Ы – ревет Медведь, И – поет Лиса.
На гласных звуках можно научить ребенка различать на слух силу подачи
голоса, произносить звуки с разной громкостью (далеко- близко, тихо –
громко).
Для выработки слухового восприятия можно отстукивать или отхлопывать
ритм. Например: Веселый Колобок движется быстро, Косолапый Медведь –
медленно.
На первых этапах работы формирование речевых навыков от ребенка не
требуется
ни
чистое
произношение
каждого
звука,
ни
соблюдение
грамматических норм языка. Главное, чтобы ребенок был активен в игре,
охотно отвечал на поставленный вопрос, повторял за взрослым правильный
образец.
Опыт показывает, что даже малоговорящий ребенок после целенаправленного
внимания со стороны педагога способен добиться успехов в развитии своей
речи, в накоплении словарного запаса и умении строить простое связное
высказывание.