Автор: Кашкарова Мадина Шагишарифовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ РХГИ им.КА.Давлеткильдеева
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Планы МО учителей истории и обществознания 2018-2019
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республиканская художественная гимназия-интернат им.К.А.Давлеткильдеева
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор ГБОУ РХГИ---------------- Г.Х Садыкова
___________ Кашкарова М.Ш
_________ А.А. Гайнетдинова
Протокол №_ от «__» __ 2018 г.
«__» _______ 2018 г. «__» _________ 2018 г.
План
методического объединения учителей истории и обществознания
на 2018 -2019 учебный год
Уфа 2018-2019 учебный год
Тема работы МО школы:
« Развитие и мотивация к творчеству и познанию одаренных детей»
Тема МО учителей истории и обществознания: Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих
способностей детей
Цель МО учителей истории и обществознания: создание благоприятных условий на уроках и во внеурочное время для развития
интеллектуальных и творческих способностей субъектов образовательного процесса
Задачи:
1.
Работа МО должна быть направлена на повышение качества обучения, воспитания и развития школьников.
2.
Повысить мотивацию учителей на овладение приемами анализа собственных результатов образовательного процесса, участие в освоении
передового опыта, изучение и применение новых образовательных технологий в профессиональной деятельности членов МО
3.
Стимулировать творческое самовыражение, раскрытие профессионального потенциала педагогов в процессе работы с одаренными детьми.
4.
Сосредоточить основные усилия МО на совершенствование системы повторения, отработке навыков тестирования и подготовке учащихся
к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
5.
Совершенствовать образовательный процесс за счёт использования новых педагогических технологий (информационно-компьютерные
технологии, технологии проблемного обучения, метод проектов и др.).
6.Совершенствовать профессиональные компетентности педагогов в вопросах введения ФГОС, изучать и распространять положительный
педагогический опыт творчески работающих учителей
РАБОТА МО СТРОИТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
1.
Совершенствование качества исторического и обществоведческого образования через освоение эффективных технологий развития
универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС, применяемых в практике педагогами.
2.
Реализация
содержания
обучения
через
современные
педагогические
технологии
развивающего
обучения.
Совершенствование
приёмов и методов работы на уроке в соответствии с требованиями к современному уроку.
3.
Разноуровневый характер обучения с учетом слабоуспевающих учеников.
4.
Работа с одаренными и способными детьми
Краткий анализ работы за 2017-2018 учебный год
Деятельность МО в 2017-2018
учебном году строилась в соответствии с планом работы школьного методического объединения
учителей истории, обществознания, общешкольной методической темой, методической темой МО, отражая работу по реализации задач на
2017– 2018 учебный год.
Тема МО школы « Разработка и реализация модели работы образовательной организации в области развития детской одаренности»
Тема МО: Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности .
Главной целью работы МО за 2017-2018 учебный год – формирование образовательной среды, способствующей повышению качества
обученности на уроках истории и обществознания
Повышение профессионального мастерства педагогов
За 2017 – 2018 ученый год учителя прошли курсы повышения квалификации:
Билалов Р.М. по теме «Стендовый доклад как форма представления результатов образовательной и педагогической деятельности в рамках
новых ФГОС » в рамках дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Представление
профессионального педагогического опыта»
Кашкарова МШ по теме «Современные требования к преподаванию курса »История России» в свете требований ФГОС и Историко-
культурного стандарта »
Гайнетдинова А,А по теме: « »
Качество знаний и уровень обученности учащихся по истории и обществознанию по итогам года
Учитель
предмет
Усп.%
Кач.%
СОУ.%
Сред.
Билалов Р.М.
История
Обществознание
100
100
91
91
75
75
4.3
4.1
Средняя по учителю
100
92
75
4.29
Кашкарова М.Ш
История
Обществознание
Право
Экономика
Средняя по учителю
100
100
100
100
100
77
76
100
95
91
64
60
71
68
67
3.93
3.85
4.18
4.09
4.1
Гайнетдинова А.А
Основы духовно-
нравственной
культуры
100
80
65
4.3
Итогами работы МО являются стабильные показатели качества знаний и обученности учащихся; активное участие в олимпиадах; успешная
сдача ЕГЭ; Всероссийские проверочные работы по плану в 6-х классах
Методические темы предусматривают работу учителей по активизации познавательной деятельности учащихся через систему творческих
заданий и использование ИКТ в образовательном процессе
Темы самообразований учителей нашли практический выход на заседаниях МО и педсовете
1
Билалов Руслан Мирзалифович
«Целесообразность применения интерактивных технологий на уроках истории и обществознания»
(на заседании МО, педсовет)
2
КашкароваМадинаШагишарифовна
«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории посредством
применения активных методов в обучении»
(на заседании МО)
Важным направлением работы МО является подготовка к ЕГЭ. На заседаниях был подведен анализ результатов ЕГЭ в 2018 г.,
проанализированы изменения в КИМах, проведены диагностические работы в 9-х и 11 классах по обществознанию и истории. Работы
проанализированы, выработаны рекомендации для каждого обучающегося. В кабинетах накоплен большой материал для подготовки к ЕГЭ и
ОГЭ , различные варианты КИМов, набор презентаций для повторения и отработки выполнения заданий.
Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах (итоги, количество участников)
Участников олимпиады » Поддержка талантливой молодежи « Бийск 31 учащихся (14 по истории и 17 учащихся по обществознанию)
Во Всероссийской олимпиаде по истории приняли 22 учащихся, по обществознанию – 31 учащийся, по Праву – 2 ученика
ВПР писали 50 учеников 6 –х классов. Успеваемость : 98 %; качество -72% ; СОУ – 59,3.; средний бал- 3.8
За год было проведено 5 заседаний МО. На заседаниях подводились итоги входного и итогового контроля, заслушивались отчеты по
индивидуальным темам, анализировались посещенные уроки. Были рассмотрены вопросы активизации деятельности обучающихся через
формы творческих заданий, методика проведения уроков с использованием новых технологий, методы организации научной деятельности
обучающихся, развитие ключевых компетенций в рамках компетентностного подхода.
Обсуждались вопросы подготовки обучающихся 11 классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, давались взаимные рекомендации,
составлялись и обсуждались различные типы заданий ЕГЭ, алгоритмы их выполнения. Обсуждались задания итоговой аттестации 9 классов,
методика подготовки обучающихся к экзаменам.
Учителями обществоведческих дисциплин ведется большая методическая работа: участие в онлайн конференциях (сертификаты),
вебинарах (сертификаты).
Учителями МО были проведены открытые внеклассные мероприятия по предмету в рамках Недели истории по всем параллелям.
Особенно удачно прошли: ителлектуальная игра «Что? Где? Когда?» в 10-11 классах. (Билалов Р.М.) , в 7-х классах –интеллектуальная
игра «Игротека» (Кашкарова М.Ш)
На закрытии недели истории подводились итоги, вручались призы и грамоты.
Все проведенные
мероприятия были проанализированы, подведены итоги, даны взаимные рекомендации
Сведения о кадровом обеспечении учителей истории и обществознания ГБОУРЕСПУБЛИКАНСКАЯХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ГИМНАЗИЯ-ИНТЕРНАТ ИМЕНИ К.А. ДАВЛЕТКИЛЬДЕЕВАгородаУфы на 2017-2018 учебный год
№ ФИО(полностью)
Дата
рождения
Образован
ие
Спец-ть
по дипл
Ста
ж
раб
Ста
ж
В
РХГ
И
Катего
рия,
год
прохож.
посл.атте
стации
Дата и место
прохождения КПК по предмету
Наград
ы
1
Билалов
Руслан
Мирзалифович
25.04.
1989г.
Высшее,
Башкирск
ий
Государст
венный
университ
ет
История
7
7
Высшая
2018
«Стендовый доклад как форма
представления результатов
образовательной и педагогической
деятельности в рамках новых ФГОС » в
рамках дополнительной
профессиональной образовательной
программы повышения квалификации
«Представление профессионального
педагогического опыта»
Гайнетдинова
Алия
Алимбаевна
05.04.
1973
Высшее
БГУ
История
Высшая,
15.08.
2017
Нормативно-правовые, теоретико-
методологические основы и методика
организации учебного процесса по
предметам ОДНК НР и ИКБ
ГАОУ ДПОИРО РБ , 2016
2
Кашкарова
Мадина
Шагишари
фовна
20.01.
1960
Высшее,
Казанский
государств
енный
универси
тет.
История
30
6
Высшая,
2015г
«Современные требования к
преподаванию курса »История России»
в свете требований ФГОС и Историко-
культурного стандарта »
2016г
ГАОУ ДПО ИРО РБ
Темы самообразования членов МО на 2018-2019 уч. год
№п/п
ФИО учителя
Тема самообразования
Практический выход
1
Билалов Руслан Мирзалифович
Технология проведения современного урока
истории и обществознания в условиях реализации
ФГОС
На заседании МО
2
Гайнетдинова Алия Алимбаевна
Метод проектного обучения как способ
формирования ключевых компетенций на уроках
ОДНК
На заседании МО
Кашкарова Мадина Шагишарифовна
Формирование у учащихся понимания
исторического прошлого в рамках программы
ФГОС ООО
На заседании МО
Форма работы
Мероприятия
Ответственные
Август
Заседание МО №1
Тема. «Научно-методическое сопровождение деятельности педагога как
условие повышения качества преподавания истории и обществознания»
1.
Анализ
работы
МО
учителей
истории
и
обществознания
за
2017-2018
учебный год.
МО все учителя
2. Цели и задачи на 2018-2019 учебный год. Обсуждение и утверждение плана
работы МО учителей истории и обществознания в 2018-2019 учебном году.
4. Итоги ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию 2018 г.: выводы и
предложения на основе аналитических материалов. Нормативно-правовое
обеспечение ОГЭ и ЕГЭ 2019г.
5. Обсуждение рабочих программ по истории и обществознанию ФГОС ООО
5-9 кл. Рабочие программы учебных предметов, курсов. (Изменения в ФГОС
ООО в части требований к рабочим программам учебных предметов. Письмо
МО и науки РФ от 28.10.2015г., Приказы МО и науки РФ №№1577,1578 )
Выбор УМК по истории и обществознанию. Рекомендации по использованию
учебно-методических комплексов в 2018-2019 учебном году.
О периодизации изучения истории в соответствии с ИКС
Сентябрь
Самообразование
1.Подготовка тематического планирования по истории, обществознанию на
новый учебный год в соответствии с методическими рекомендациями по
организации учебного процесса в образовательных учреждениях в 2018-2019
учебном году.
2. Выбор темы для самообразования
Учителя истории и
обществознания
Работа с
одаренными детьми
Подготовка обучающихся к участию в школьном этапе Всероссийской
олимпиады школьников по истории, обществознанию, праву, экономике
Октябрь
Работа с
одаренными детьми
1.Проведение I этапа (школьного) Всероссийской олимпиады школьников по
праву, истории и обществознанию.
2.Подготовка победителей к участию в муниципальном этапе Всероссийской
олимпиады школьников по праву, истории и обществознанию (если таковые
есть)
Все учителя
Самообразование
Участие на постоянно действующих семинарах по истории и обществознанию
(ПДС) по плану НИМЦ г Уфы 1 раз в месяц
«ОГЭ по обществознанию: проблемы и методы эффективной подготовки»
Учителя истории и
обществознания
Заседание 2
Ноябрь
Тема. «Основные направления деятельности учителя в условиях
реализации модели детской одаренности в преподавании предметов
истории и обществознания
1.
Подведение итогов I этапа (школьного) Всероссийской олимпиады
школьников по праву, истории и обществознанию. Анализ олимпиадных
заданий
2.
Обществознание: каким будет предмет и что должно обеспечивать его
изучение (в контексте Концепции преподавания обществознания в
Российской Федерации
3.
Об участие учащихся в Акмуллинской олимпиаде по предметам
(Билалов Р.М)
Система работы учителя по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ 9,11 классы
Учителя истории и
обществознания
Работа с
одаренными детьми.
4.
1.Индивидуальные
консультации
«Подготовка
учащихся
ко
второму
этапу
(муниципальному) Всероссийской олимпиады
5.
2.Подготовка к участию в научно-практической конференции в рамках МАН
6.
3.Работа по формированию списков к участию в олимпиаде на Кубок Гагарина
Учителя истории и
обществознания
Самообразование
7.
ПДС
«ОГЭ
по
обществознанию:
проблемы
и
методы
эффективной
подготовки»
Учителя истории и
обществознания
8.
Декабрь
Работа с одаренными
детьми
1.
Участие в научно-практической конференции школьников в рамках Малой
Академии
2.
Участие на муниципальном этапе олимпиады на «Кубок Гагарина»
3.Участие в олимпиаде , посвященной Великой Отечественной войне «Я
помню, я горжусь»
4. Республиканский диктант на знание Констиуции РФ и Республики
Башкортостан
5.Проведение диагностической работы по истории и обществознанию в
формате ЕГЭ (11 кл) и в формате ОГЭ (9 кл)
6 Проведение недели истории и права по отдельному плану
Учителя истории и
обществознания
Кашкарова М.Ш
Билалов Р.М
Самообразование
ПДС « Ресурсы современного обществознания при подготовке к ОГЭ»
9.
Учителя истории и
обществознания
Январь
Заседание №3
Тема. «Условия формирования устойчивой учебной мотивации и
индивидуальных достижений участников образовательного процесса».
1.
Анализ успеваемости по предметам обществоведческого цикла в 5-11
классах за 1 полугодие
2.
Результаты и анализ диагностической работы по обществознанию и
истории в 11 классах.
3.
Доклад по самообразованию «Формирование у учащихся понимания
исторического прошлого в рамках программы ФГОС (Кашкарова М.Ш)
Учителя истории и
обществознания
Кашкарова М.Ш
Работа с одаренными
детьми
1. Подготовка и проведение третьего этапа (регионального) Всероссийской
олимпиады школьников по историко-обществоведческим дисциплинам
2.
Участие
на
Всероссийском
конкурсе
на
знание
государственной
символики
3.Конкурс
на
лучшую
организацию
гражданско-патриотического
воспитания
Кащкарова М.Ш
Билалов Р.М
Самообразование
ПДС « Ресурсы современного урока история при подготовке к ГИА»
Учителя истории
Февраль
1. Проведение диагностических работ В 11 классах
2. Проведение диагностических работ в 9-х классах
3.Проведение уроков Мужества
4. Составление УМК на 2019- 2020 учебный год: формирование перечня
учебников и учебных пособий на 2019-2020 уч. год
Кашкарова М.Ш
Учителя истории
Самообразование
ПДС «Организация работы учителя на уроке по подготовке 25, 26, 27 заданий
ЕГЭ по обществознанию»
РМО
Март
1. Проведение репетиционных ЕГЭ (БИРО)
2. Проведение пробных экзаменов по обществознанию в 9 классах (ОГЭ)
Кашкарова М.Ш
Самообразование
ПДС ««Организация работы учителя на уроке по подготовке 28, 29 заданий
ЕГЭ по обществознанию»
Учителя истории и
обществознания
Заседание №4
Тема. «Применение современных педагогических технологий для
достижения нового качества знаний учащихся в условиях обновления
содержания учебных предметов «История» и «Обществознание» на основе
разрабатываемых концепций учебных предметов»
1.
Технология проведения современного урока истории и обществознания
в условиях реализации ФГОС Билалов Р.М.)
2.
Метод проектного обучения как способ формирования ключевых
компетенций на уроках ОДНК
3.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках
истории и обществознания.(анализ участия 6-8 кл)
4.
. Анализ успеваемости учащихся 5-9 классов за 3 четверть
Учителя истории и
обществознания
Биладов Р.М.
Гайнетдинова А.А
Апрель
1.Работа по подготовке к ЕГЭ
2. Подготовка к итоговой государственной аттестации.
3.Проблемы и трудности. Обмен мнениями.
4 Утверждение графика переводных экзаменов по обществознанию
Учителя истории и
обществознания
Самообразование
ПДС «Подготовка к уроку: современные требования, подходы»
РМО
Май
1 .Подведение итогов работы ШМО учителей истории и обществознания в
2018-2019 учебном году.
2 .Подготовка к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ
по истории и обществознанию.
4.
Подведение итогов работы по ФГОС ООО в 5-8-х классах.
Учителя истории и
обществознания
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках истории и обществознания
Мероприятия
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
а) а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.
2.Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным
руководителем, психологом, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.
3.Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика
4.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные
индивидуальные задания слабоуспевающему ученику
5. 5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса.
6. 6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.
Программа деятельности учителя-предметника со слабоуспевающими учащимися
1.
С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества обученности учащихся усилить работу со
слабоуспевающими учащимися, используя эффективные формы контроля.
2.Взять под систематический контроль посещаемость учениками уроков, дополнительных занятий.
3.Наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте: классный руководитель – учащийся – родители –
преподаватели.
4.В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома, проводить беседы, давать советы и
рекомендации по улучшению успеваемости.
5. Работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать положительную мотивацию в обучении.
Обратить внимание на следующую литературу:
1. Система работы школы с проблемными детьми Автор: Меттус Е.В. Москва 2009
2. Выявление школьников "группы риска" Автор: Полякова С.В.Москва 2007
3. Индивидуальный подход в воспитании Автор: Шурубова Л.П.Москва 2003
4. Приемы педагогического воздействия на "трудных" детей Автор: Легоцкая В.С
План работы учителей истории и обшествознания с одаренными детьми
№ Содержание работы
Сроки
1.
Выявление одаренных детей.
Постоянно.
2.
Создание и пополнение банка данных одаренных детей по предмету.
В течение года.
3.
Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся.
Диагностика внутреннего развития учащегося. Диагностика успешности
ребенка.
Постоянно.
4.
Создание нормативной и методической базы для работы с одаренными
детьми.
В течение года.
5.
Организация исследовательской деятельности учащихся.
В течение года.
6.
Подготовка учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам,
конференциям.
В течение года.
7.
Составление плана массовых мероприятий с одаренными детьми.
Сентябрь.
Создание банка творческих работ учащихся.
В течение года.
8.
Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными
детьми.
Постоянно.
На уроках обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол),
уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения. Где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по
тому или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода
творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
. Список литературы:
1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007.
2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и
др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.
3. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007.
№9. С.51.
4. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта
петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №1. С.40.