Автор: Краснолобова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 7"
Населённый пункт: г. Исилькуль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование культуры общения детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре".
Раздел: дошкольное образование
Формирование культуры общения детей дошкольного возраста
в сюжетно-ролевой игре.
Одним из принципов ФГОС является осуществление образовательной
деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы,
прежде всего, в форме игры. Учитывая это обстоятельство, что вся жизнь
дошкольного возраста проходит в игре напрашивается вопрос о сущности
игры. Одной из известных работ от теории игры является книга
Д.Б.Эльконина. Д.Б.Эльконин раскрыл содержание детской игры –это
взрослый человек, его деятельность и взаимоотношения с другими людьми.
Основная единица детской игры –роль взрослого человека, которую берет на
себя ребенок. Именно в игре начинают проявляться и реализоваться
человеческие социальные и идеальные потребности. Известно, что ребенок
не наигравшийся, «не доигравший» в детстве, в дальнейшей взрослой жизни
останется инфантильным – для него взрослая серьезная жизнь является как
бы продолжением детских игр. Выделяя особенности игровой деятельности
можно отметить что:
1.Всякая игра есть прежде всего свободная деятельность.
2. Игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Даже малый ребенок
знает, что играет лишь «как будто взаправду», что все «понарошку».
3. Третья отличительная особенность игры заключается в том, что игра
обособляется от «обыденной « жизни местом действия и
продолжительностью. Кроме того любая игра протекает внутри своего
игрового пространства.
4. У каждой игры свои правила. Правила игры обязательны.
Существует два взаимосвязанных пути формирования культуры
взаимоотношений в детском коллективе: через игровой образ; через
выполнение в группе норм поведения.
С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, воспитанная у
детей вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание детских игр
способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. В своей работе
я постоянно помню ,что игра для ребенка- желанное, интересное,
увлекательное занятие. Моя задача ¸как воспитателя, сделать эту игру
полезной, обучающей способам взаимодействия и сотрудничества, дающей
возможность формировать определенные навыки общения детей друг с
другом. «Хорошая» игра развивает у ребенка культуру взаимоотношений с
другими людьми:
- во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает
правила этого взаимодействия.
- во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт
взаимопонимания.
В своей работе стараюсь четко следовать принципам организации сюжетно-
ролевой игры:
первый принцип – воспитатель должен занять позицию «играющего
партнера, который умеет интересно играть»
второй принцип - воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего
дошкольного детства.
В работе по развитию культуры взаимоотношений , умению детей
согласовывать свои интересы с интересами других детей, помочь товарищу в
осуществлении замысла, прислушиваться к мнению партнера, использую
этические беседы, создание проблемных ситуаций, установление игровых
традиций, чтение художественной литературы и .т.д.
Важно помнить, что все применяемые методы и приемы формирования
взаимоотношений в процессе ролевых игр должны быть взаимосвязаны и
взаимообусловлены.
Для развития художественных взаимоотношений, формирования собственно
игрового поведения в коллективе, формирования навыков общения и
взаимодействия с окружающей действительностью, творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста разработала также систему работы с
детьми вне занятий по теме «Общение детей со сверстниками».