Автор: Фрыжова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧОУ "Прогимназия "Идеал"
Населённый пункт: г. Саратов, Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектная работа: "Волшебный мир театра"
Раздел: дошкольное образование
ЧОУ «Прогимназия «Идеал»
Проектная работа по теме
«Волшебный мир театра»
Участники проекта: воспитанники старшей груп-
пы.
Руководители проекта: Фрыжова Е.А.,
2019г.
Тема проекта: «Волшебный мир театра»
Руководители проекта: Фрыжова Е. А.
Цель: Развивать гармоничную личность посредством активного взаимодействия на все
звенья интеллекта и эмоциональную сферу ребенка.
Задачи:
1.
Приобщать детей к театральной культуре.
2.
Формировать представления детей о видах театров и жанрах театрального искус-
ства.
3.
Способствовать развитию творческой активности детей в театрализованной дея-
тельности.
4.
Развивать навык передачи эмоций и чувств посредством мимики, жестов, инто-
нации.
5.
Побуждать детей к театральной импровизации.
6.
Развивать артистические и творческие способности.
7.
Развивать память, фантазию, креативное мышление.
8.
Развивать речь, умение излагать мысли, выражать свою точку зрения (формули-
ровать свое мнение и аргументированно его доказывать); расширять и обогащать
словарный запас; правильную артикуляцию.
9.
Совершенствовать навыки устной речи по теме «Puppet theatre»
10.Создать условия для творческого продуктивного и результативного взаимодей-
ствия педагогов Прогимназии, воспитанников и их родителей.
11. Формировать рефлексивные и поисковые умения.
12. Воспитывать любовь и интерес к театральному искусству, коммуникативные на-
выки, умение работать в группе.
13. Обогащать словарный запас.
Тип проекта:
по доминирующей деятельности воспитанников – информационный, творческий
по предметному содержанию: межпредметный;
по количеству участников: групповой;
по продолжительности выполнения: среднесрочный.
Вопросы проекта:
Что такое театр?
Проблемные вопросы:
Зачем люди ходят в театры?
Как театр влияет на жизнь людей?
В чем состоит магия театрального искусства?
Продолжительность: среднесрочный.
Сроки выполнения: с 20.12. 18г. по 14.02.19 г.
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы и их родители, учитель ан-
глийского языка.
Содержание проекта «Волшебный мир театра»
Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и
нравственности. А чем он богаче,
тем успешнее идет развитие
духовного мира детей.
Б. М. Теплов
1.
Обоснование актуальности.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Театр – это тот мир, в основе которого лежит
отражение действительности, конфликтов, характеров, утверждение тех или иных идей
посредством драматического действия, то есть игры. Научить ребенка играть, прини-
мать на себя определенную роль, действовать в ее рамках, вместе с тем приобретая
жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр. Он дает уроки красоты, мора-
ли и нравственности.
Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но
открытие.
Театральные
игры
помогают
развить
интересы
и
способности
детей,
способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к позна-
нию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциатив-
ного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллек-
та, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от
ребёнка трудолюбия, решительности, систематичности в работе, и тем самым способ-
ствуют формированию волевых черт характера. Педагог на занятиях театральной дея-
тельностью учит ребёнка точно формулировать свои мысли, тонко чувствовать окру-
жающий мир.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие
замыслы и получает удовлетворение от деятельности. Он имеет возможность выразить
свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты, реализо-
вать свои творческие силы и духовные потребности. Театрализованная деятельность
способствует раскрытию личности ребенка и его индивидуальности, раскрепощению и
повышению самооценки.
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стрем-
ление посредством включения в театрализованную деятельность сделать жизнь ребен-
ка счастливее, а внутренний мир богаче, послужили основой для создания этого проек-
та.
Реализация проекта «Волшебный мир театра» позволит сделать жизнь наших
воспитанников еще более интересной и содержательной, наполненной яркими впечат-
лениями, интересными делами, радостью общения и творчества.
2.
Проблема:
Поверхностные знания о театре и недостаточное внимание детей и родителей к те-
атру и театральной деятельности.
3.
Гипотеза.
Если привлечь родителей воспитанников к посещению театров и способствовать
созданию условий для организации театральной деятельности в семьях, то у детей по-
явится устойчивый интерес к познанию мира театра, желание приобщиться к театраль-
ному искусству, будут развиваться творческие способности, эмоциональный интеллект,
эмпатия.
4.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Приобретение знаний о театре как виде искусства, видах театров, театральных жан-
рах, профессиях людей.
2. Развитие речи, мимики, жестов, способностей к принятию игровой роли, перевопло-
щению, импровизации.
3. Обогащение игрового опыта.
4. Развитие инициативности, активности, самостоятельности, творческих способно-
стей.
Для воспитателей:
1. Личностный профессиональный рост.
2. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
3. Самореализация.
4. Сплочение детского коллектива, установление партнерских детско-родительских-
педагогических отношений.
5. Обогащение предметно-развивающей среды для расширения представления детей о
театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях.
Для родителей:
1. Повышение уровня личностного сознания.
2. Укрепление взаимоотношений с детьми.
3. Самореализация.
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровиза-
ция);
- игры-драматизации;
- театральные этюды;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
- беседы;
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;
Работа с родителями
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития
театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятель-
ности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия с родителями:
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация;
- посещение театров всей семьей;
- фотовыставки;
- «Домашний театр».
Ход работы над проектом
Подготовительный этап.
1.
Обоснование актуальности выбранной темы.
2.
Выбор методов исследования.
3.
Подготовка литературы, оборудования.
4.
Работа с родителями.
Основной этап.
Формы работы с детьми:
- организованная образовательная деятельность;
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
- выставки;
- интеллектуальные игры;
- беседы;
- чтение художественной литературы.
Чтение с детьми произведений о театре:
Александр Кондратенко. Театр
«А ты знаешь, что за дверями Театра скрывается целый мир, который населяют люди
разнообразных профессий: режиссёры, актёры, сценаристы и многие-многие другие?
Они создают особое волшебство, которое называется "театральным искусством". В
этой книге ты узнаешь, как они это делают, а ещё о том, какие бывают театры и как
можно туда попасть.»
Илзе Лиепа. Театральные сказки
Эту книгу написала Илзе Лиепа - знаменитая российская балерина, народная артистка
России, лауреат самых престижных театральных премий... Но самое главное, Илзе -
удивительно солнечный и щедрый человек, бесконечно влюбленный в свою профес-
сию...
С самого раннего детства Илзе и ее брат Андрис занимались в балетной школе, участ-
вовали в спектаклях Большого театра, общались со знаменитыми на весь мир музыкан-
т а м и ,
а р т и с т а м и ,
р е ж и с с е р а м и . . .
"Театральные сказки" Илзе Лиепа откроют детям волшебную страну балета, в которой
все участники спектакля - от балетных туфелек до осветительных приборов - живые и
трепетные существа.
Майя Барик. Кукольный театр
Книга Майи Барик, много лет работающей в мастерской кукольного театра, в Хельсин-
ки (Финляндия), - единственная и неповторимая в своем жанре. Автор с упоением опи-
сывает процесс создания кукол буквально из ничего: из предметов домашнего обихода
- старых колготок, ложек-вилок, веничков и щёток; из камней и веток; из яичной скор-
лупы и воздушных шариков; из лоскутов и папье-маше. Даже из клубней картофеля!
Все стадии создания театра - от и до, а также все виды кукол - перчаточные, тростевые,
пикабу, марионетки и т.д. - вдохновенно, остроумно и в то же время очень четко и до -
ходчиво
нарисованы
Кристиной
Лоухи.
Стоит
рассмотреть
всего
две-три
страни-
цы книги - как руки сами тянутся скорее начать мастерить!
Екатерина Антонова. В театре. Экскурсия за кулисы
Познавательная "находилка" и развивающая книга-виммельбух (книга-картинка, в ко-
торой совсем нет текста, но очень много мелких деталей для рассматривания, и од-
новременно много сюжетных линий).
Побывайте за кулисами и в гримёрной, узнайте, как создаются декорации, и посетите
театральные сокровищницы - реквизиторский цех и костюмерную. Знакомьтесь с со-
трудниками и зрителями, ищите их на каждом развороте и сочиняйте увлекательные
истории. Изучайте подписи под рисунками - найдите рампу, парик Мальвины и даже
театрального кота.
Детское моделирование
Театральная мастерская: «Сказочные герои»
Теневой театр.
Пальчиковый театр
Настольный театр.
Плоскостной театр.
Театральная игральдия.
Дидактические игры по теме: «Театр».
«Сюжетно-ролевая игра: «Мы идем в театр»
Игра- интервью: «Какая театральная профессия мне нравится?
Прочитай театральные слова.
«Театральные мини-постановки»
«Сказки на театральной сцене»
«Мы - маленькие артисты»
3. Заключительный этап.
Выставка творческих работ.
Защита проекта - выступление детей (сопровождается презентацией).
Выводы
1.
У детей появился устойчивый интерес к театральной деятельности.
2.
Дети познакомились с разными видами театров, с жанрами театрального ис-
кусства.
3.
Дети стали более коммуникабельными, раскрепощёнными, уверенными в
себе и в своих силах, не боятся выступать перед публикой, им нравится прояв-
лять творческую активность.
4.
Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились
взаимоотношения между детьми и взрослым.
Литература
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2.
СанПиН.
3.
Н.Ф Сорокина, Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от одно-
го года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007
год.
4.
А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет», Москва,
«Мозаика-Синтез», 2008 год.
5.
А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва,
«Мозаика-Синтез», 2008 год.
6.
Н.Б. Улащенко «Организация театральной деятельности в младшей группе», изд-во
«Корифей» г. Волгоград.
7.
И.П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
8.
Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Арк-
ти», 2007 год.
9.
Н.В. Смирнова, В.К. Шалаева «Среда развития дошкольника: сущность и структура»
г. Иваново, 2009 год.
10.С.Н. Захарова «Праздники в детском саду», «Владос», 2001 год.
11.Н.В. Зарецкая, З.А. Роот «Праздники в детском саду», Москва изд-во «Айрис-пресс»,
2001 год.
12.В.В. Гербова, М.А. Васильева, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в
детском саду» Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2005 год.
13.Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».
14.Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.