Напоминание

"Эволюция растений"


Автор: Амирчупанова Эльмира Абдулмеджидовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ "Мекегинский лицей им. Г. М. Гамидова"
Населённый пункт: с. Мекеги Левашинский район РД
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Эволюция растений"
Раздел: полное образование





Назад




14.03.2018г

Тема: Эволюция растений.

Тип урока – изучение и первичное закрепление нового материала.

Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-

иллюстративный.

Цель: осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить

свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому

как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в

природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни

на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды

обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать

знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать

информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: Формирование экологической культуры на основе признания ценности

жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к

окружающей среде. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа

жизни

Личностные: воспитание любви и уважения к растительному миру, чувства гордости за

свою Родину; Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации,

преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию,

делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать

правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,

общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов

деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их

влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие

«биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;

анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том

числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения

учебных и познавательных задач, формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-

поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой,

обобщение.

Цели: обобщить знания о многообразии растений, их происхождении, особенностях

строения и процессов жизнедеятельности основных отделов; познакомить с основными

эволюционными этапами развития растительного мира на Земле и их значением для

дальнейшего развития органического мира; дать представление о методах изучения

вымерших растений.

Оборудование и материалы: список относящихся к различным классам покрытосеменных

растений, таблицы: «Развитие растительного мира», «Фотосинтез», гербарии мхов,

плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений кусочки

каменного угля с отпечатками древних растений

Ключевые слова и понятия: автотрофы, гетеротрофы, эукариоты, или ядерные,

прокариоты, или доядерные; органические соединения, энергия солнца, ароморфоз,

конкуренция; сине-зеленые водоросли, цианобактерии; половой способ размножения,

конкуренция; озоновый экран, риниофиты, псилофиты; папоротники, хвощи и плауны,

мхи, голосеменные, покрытосеменные растения; экологическая ниша, палеонтология,

палеоботаника, радиоуглеродный метод, эволюция.

Актуализация знаний:

- Какой предмет мы изучаем?

- Чем отличаются растения от животных?

- Какие растения называются покрытосеменными?

- Перечислите вегетативные органы растений?

- В каких экологических

Изучение нового материала Слайд №1

Посмотрите ребята на первый наш слайд и попробуйте определить на какую тему мы

сегодня с вами будем говорить. ( в случае необходимости подкорректировать ответы

учеников и определить цель урока)

Рассказ учителя с элементами беседы

Преобразования растений в условиях суши. Выход растений на сушу привёл к

образованию специализированных органов питания. Благодаря этим органам растение

стало извлекать пищу из почвы и воздуха, что привело к разделению его тела на

надземную и подземную части. Подземная часть — это корень (корневая система),

надземная часть — побег, состоящий из листьев, стебля и почек.

Происхождение и этапы эволюции растений. Слайд №2, 3

(Как вы думаете что такое разделение тела растений, и что это такое?) Слайд №4

Разделение тела растений на подземную и надземную части определило появление

специализированных органов почвенного питания — корней, органов воздушного питания

— листьев и органа передвижения питательных веществ — стебля.

Слайд№ 5, 6 Древние папоротники, хвощи и плауны, так же как и современные, были

споровыми растениями, то есть размножались спорами. Такой способ размножения

требует наличия водной среды, поэтому всем споровым растениям необходимы влажные

места обитания и они не могут жить на суше повсеместно.

Слайд № 7, 8 Господство голосеменных растений. 240-250 млн лет назад климат на Земле

стал холодным и засушливым. В этих условиях возникли и широко распространились

голосеменные растения. Для защиты от неблагоприятных условий у них на побегах

появились почки — зачатки побегов, покрытые слоем почечных чешуй, и возник особый

способ размножения — размножение семенами. При оплодотворении яйцеклеток

спермием водная среда не нужна. Доставку спермия к яйцеклетке осуществляет пыльцевая

трубка. Именно поэтому образовалось множество видов голосеменных растений, которые

освоили даже засушливые и холодные места обитания на планете, постепенно вытесняя

отовсюду споровых предков.Доставка спермия к яйцеклетке с помощью пыльцевой трубки

(а не воды) и появление семян с большим запасом питательных веществ — прогрессивный

этап в развитии растительного мира, обеспечивший широкое распространение

голосеменных растений в наземно-воздушной среде.

( Перечислите отличительные признаки голосеменных растений от покрытосеменных?)

Слайд № 9, 10, 11.

Появление и развитие покрытосеменных растений. Потребовалось ещё более 100 млн лет

исторического развития Земли, чтобы возникли покрытосеменные, или цветковые,

растения. В это время на планете произошло рассеяние облачности, увеличилась

солнечная радиация, повысилась сухость воздуха. Новые условия оказались губительными

для многих растений, обитавших при высокой влажности. Более сложное, по сравнению с

голосеменными, анатомическое строение покрытосеменных обеспечило им активное

почвенное и воздушное питание, передвижение веществ в растении. Появилось такое

свойство, как листопад, защищающее растение от потери воды. Появление цветка и плода,

двойного оплодотворения, запасание питательных веществ в семени и развитие

специальных органов вегетативного размножения обеспечили покрытосеменным

преимущество перед голосеменными и всеми остальными растениями в размножении и

расселении по Земле. Слайд№ 12.

Цветковые растения в своём историческом развитии тесно связаны с животными-

опылителями. Их эволюция происходила совместно, обеспечивая взаимное повышение

жизнестойкости и разнообразие форм.

Многие виды цветковых растений и насекомых приспособлены к строению и жизненному

циклу друг друга. Не только насекомые, но и другие животные участвуют в переносе

пыльцы и распространении плодов и семян растений. Такое совместное существование

покрытосеменных и животных способствовало лучшему выживанию этих растений,

развитию у них различных жизненных форм, в том числе травянистых.

В процессе длительного развития органического мира растения прошли путь от простых

одноклеточных зелёных водорослей до высокоразвитых покрытосеменных.

Слайд № 13 ( Как вы думаете, как человек должен обращаться к растительному миру?)

Эволюция живых организмов на Земле происходила на протяжении миллионов лет. Всё

это время растительный и животный мир развивался и усложнялся. Возникли разные типы

организмов: прокариоты и эукариоты. Среди растительных эукариот возникли

разнообразные группы: водоросли (одноклеточные и многоклеточные), моховидные,

папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения.

Закрепление и подведение итогов урока по данной теме:

1.Объясните, почему семенные растения возникли только в наземно-воздушной среде.

2.Охарактеризуйте отличие современных папоротников от вымерших.

3.Почему в тропических районах больше древесных цветковых растений, а в холодных

зонах — травянистых?

4.Каким образом животные способствовали увеличению разнообразия покрытосеменных

растений?

5.Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение о видах покрытосеменных

растений, распространённых в месте вашего проживания.

Все группы растительных организмов возникли в процессе эволюции. Выход на сушу

привёл к появлению у растений новых специализированных органов и тканей —

проводящей, покровной, механической, фотосинтезирующей. Появились вегетативные

органы — корень и побег. Похолодание климата и иссушение почвы привело к появлению

семян. В эволюции высших растений большую роль играли условия среды обитания

Домашнее задание выучить текст из учебника.

Творческие задания.

1.Написать научный рассказ, в котором была бы изложена ваша точка зрения на

возникновение жизни на Земле.

2.Сделать отпечатки листьев на гипсе. Для этого сухой гипс развести водой до густоты

сметаны и вылить его в неглубокую посуду (лучше непищевую), смазанную любым

жиром, чтобы можно было вынуть готовые формы. Приготовить листья различных

растений (лучше всего брать листья с наиболее рельефными жилками). Взять один листок,

положить его на гипс и сильно прижать, чтобы не было пузырьков воздуха. Оставить на

некоторое время. После застывания гипса лист нужно снять, вынуть отпечаток из формы.

Следует помнить, что гипс застывает быстро, и если вы что-либо испачкали в растворе,

лучше его смыть до затвердевания.

Зам. директора по УВР _____________________/ Рашидова У.У

Директор ______________/ Дибиров И.Д

Отзыв на открытый урок по биологии в 7 классе

Учитель: Амирчупанова Эльмира Абдулмеджидовна.

По теме «Эволюция растений», проведённого 14.03.2018г.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного

типа урока, так как основной организационной задачей являлось создание условий для

восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной

мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные,

и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,

применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, рабочей

тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока,

стимулировали познавательные интересы учащихся в течение всего занятия.

Восприятие и осмысление материала по данной теме основано на

субъективном опыте учащихся.

Формы работы подобраны с учетом особенностей класса, учащиеся которого

имеют высокий уровень мотивации к изучении биологии.

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для

целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального

ряда воспринимаемого. Особое место на уроке занимает формирование и развитие у

учащихся общеучебных навыков. Учащиеся показали достаточно высокий уровень

самостоятельного мышления, познавательной активности, уровень усвоения и

первичного закрепления нового материала. Этот урок послужит толчком, опорой

для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

Особый аспект на уроке имел здоровье сберегающий эффект: учительница

постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда

каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться.

Возможности учебного кабинета использованы полностью.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма

организации учебной деятельности школьников была достаточно

эффективной. Были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения

«учитель ¬ ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие

нового материала. образовательного стандарта второго поколения и заслуживает высокой

оценки.

Урок соответствует всем современным требованиям.

Руководитель МО________________/Байгишиева Р.И.

Директор _______________/Дибиров И.Д.

Отзыв на открытый урок биологии, проведённого в 7 классе Амирчупановой Эльмирой

Абдулмиджидовной, учителем МКОУ « Мекегинский лицей имени Г. М. Гамидова»

Дата: 14. 03. 2018г. Тема урока «Эволюция растений».

В соответствии с требованиями ФГОС учитель Амирчупанова Э. А. в плане урока

сформулировала следующую цель: осознание учащимися значимости всех обсуждаемых

вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к

жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы. Она чётко исходит

из содержания учебного материала, отвечая возрастным и интеллектуальным

особенностям класса. На протяжении всего урока прослеживается логичная взаимосвязь

структурных частей урока, которые оптимально выдержаны по времени, имеют свою цель

и содержание, логическое завершение. Мотивация учебной деятельности умело

проводится на всех этапах урока, что способствует развитию интереса к изучению новой

темы, творческой деятельности.

Организация урока соответствовала его типу, а именно, урок «открытия» нового

знания. Урок сопровождался красочной презентацией, что способствовало

заинтересованности, положительной эмоциональной настроенности, и это в свою очередь

активизировало деятельность участвующих.

Применение компьютерных технологий позволило сделать урок ярким,

насыщенным, полным. Изложение нового материала отличается логичностью, умелым

выделением главного, существенного. Педагог умело связывает учебный материал с

жизненным опытом учащихся. Содержание урока полностью отвечает требованиям

учебной программы и цели поставленных задач.

Виды работ отвечали возрастным особенностям, позволяли учителю

активизировать их учебную деятельность, в результате чего учащиеся были не

пассивными слушателями, а активными участниками. Урок проходил на высоком

эмоциональном и интеллектуальном подъеме. Урок проведен в достаточно высоком

темпе, рационально использована каждая минута. Урок носил обучающий и развивающий

характер .Эмоциональная атмосфера на уроке была доброжелательной, что

способствовало активной деятельности и учителя, и учащихся.

Учитель_________________/ Абдулбекова З.Ш.

Директор______________/Дибиров И. Д.



В раздел образования