Автор: Новикова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3
Населённый пункт: Ростовская область г.Каменск–Шахтинский
Наименование материала: план по самообразованию
Тема: "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ детский сад №3
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Составила воспитатель Новикова М.В.
г.Каменск-Шахтинский
2019-2020 уч.г.
Тема: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Цель:
Формирование
культурно-гигиенических
навыков
и
навыков
самообслуживания
у
детей
раннего
возраста
в
процессе
совместной
деятельности взрослых и детей.
Задачи:
-обучить детей простейшим навыкам самообслуживания, учить проявлять
самостоятельность;
-развивать представление о правилах личной гигиены, систематизировать
знания детей о необходимости гигиенических процедур;
-воспитывать
желание
у
детей
выглядеть
чистыми,
аккуратными
и
опрятными.
Проблема: Работая с детьми раннего возраста, я каждый год замечаю, что у
детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные
навыки
самообслуживания:
дети
не
умеют
умываться,
одеваться
и
раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Поэтому я
решила углубленно работать над выявленной проблемой и выбрала тему по
самообразованию
«Развитие
навыков
самообслуживания
у
детей
раннего
возраста»
На начальном этапе работы я выявила у детей низкий уровень развития
навыков самообслуживания. Не все дети умели одеваться и раздеваться, пить
и есть самостоятельно, правильно держать ложку во время еды, не умели
мыть руки. У детей не было сформировано умение убирать за собой игрушки.
Особенно беспомощны были дети в адаптационный период.
Актуальность: Ранний возраст является для ребенка очень насыщенным.
Именно
в
этот
период
появляется
стремление
к
самостоятельности.
В
процессе повседневной работы с детьми, надо стремиться к тому, чтобы
выполнение
правил
личной
гигиены
стало
для
них
естественным,
а
гигиенические навыки постепенно совершенствовались, и это продиктовано
не только правилами гигиены, но и нормами человеческих отношений. Надо
стараться донести до детей, что в соблюдении этих правил проявляется
уважение к окружающим и к самому себе в частности, ведь уход за собой
дарит человеку ощущение чистоты, красоты и здоровья. И если на данном
этапе
не
поддержать,
не
дать
и
не
закрепить
определенные
навыки
самообслуживания, то впоследствии ребенок не приобретет такие качества
как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.
Для достижения эффективности привития детям культурно-гигиенических
навыков свою работу я осуществляла в двух формах: индивидуальной и
групповой.
Обучение
проходило
на
занятиях
и
в
повседневной
жизни
с
использованием различных методов организации: дидактических игр, игр-
упражнений, беседы, чтения художественной литературы, рассматривания
иллюстраций, картин,
наблюдений,
показывания
инсценировок,
мультфильмов,
рассказывания,
заучивания, использования сюжетно-ролевых игр.
Родители также являются главными нашими помощниками, и чтобы достичь
лучших результатов следует обращаться к непосредственной их помощи.
месяц
Ф о р м ы
р а б о т ы
с
детьми
Практические выходы
сентябрь
Игровая
ситуация
«Как
ма ма
у ч и л а
м и ш ку
правильно кушать»
Ц е л ь :
у ч и т ь
д е т е й
держать ложку в правой
руке»
Ч т е н и е
п о т е ш е к
«Ладушки, ладушки…»
«Тушки, тутушки…»
Д/и
«Покажем
кукле
К а т е
к а к
н у ж н о
п р а в и л ь н о
д е р ж а т ь
ложку»
Цель: продолжать учить
детей самостоятельно и
аккуратно есть.
К о н с у л ь т а ц и я
д л я
родителей
«Формирование
навыков
самообслуживания
у
детей раннего возраста»
октябрь
Ч т е н и е
п о т е ш е к
«Водичка,
водичка…»,
«Буль-буль-буль, журчит
водица…»
Рассматривание
сюжетных
ка рт и н о к
«Мама
моет
дочку»,
«Дети
моют
ру к и » -
активизировать
словарь
детей
такими
словами
к а к
в о д а ,
м ы л о ,
мыльница, полотенце.
Д / у п р .
« С д е л а е м
лодочки», «Как мы моем
и отжимаем ладошки»
Ц е л ь :
у ч и т ь
д е т е й
намыливать
руки
до
о б р а з о в а н и я
п е н ы ,
тщательно
смывать
их,
насухо
вытирать
своим
полотенцем, вешать его
на место.
С о в е т ы
р о д и т е л я м
«Развиваем
самостоятельность
малыша»
ноябрь
Д/и
«Оденем
ку к л у
Катю на прогулку»
Цель:
закреплять
у
Беседа с родителями на
тему
«Приучаем
детей
одеваться на прогулку в
д е т е й
з н а н и я
о
п р ед м е т а х
од е ж д ы ,
порядке ее одевания.
Чтение потешек «Наша
Маша
маленька…»,
«В
небе солнышко гуляет»
Д / у п р .
« Т у ф е л ь к и
поссорились-
подружились»-учить
д е т е й
п р а в и л ь н о
обуваться.
правильном порядке»
декабрь
Игровая
ситуация
«Мы
обедаем»-закрепить
полученные
н а в ы к и
поведения
за
столом
в
игровой ситуации.
С/р
игра
«В
гостях
у
куклы
Кати»-научить
д е т е й
п о л ь з о в а т ь с я
предметами
столовой
посуды,
воспитывать
доброжелательные
отношения друг к другу.
Чтение
потешек
«У
б а б у ш к и
к а л а ч и » ,
« П о ш е л
к о т и к
н а
торжок»
Памятка
для
родителей
«Возрастные
особенности
детей
2
лет»
январь
И / у п р .
« М ы л ь н ы е
перчатки»
Ц е л ь :
п р о д о л ж а т ь
обучать детей алгоритму
м ы т ь я
р у к ,
а к т и в и з и р о в а т ь
и
о б о г а щ ат ь
с л о в а р ь
детей по теме.
И г р о в а я
с и т у а ц и я
«Расскажем
Кате,
как
пользоваться
носовым
платком»,
«Причешем
куклу»
Цель:
научить
детей
пользоваться
носовым
платком, расческой.
Беседа
по
ка рт и н ке
« Д е т и
к у п а ю т с я » -
К о н с у л ь т а ц и я
д л я
родителей
«Чистоплотные детки»
з а к р е п л я т ь
и
активизировать
словарь
детей по теме.
февраль
Д/и
«Подберем
кукле
одежду»-продолжать
у ч и т ь
о д е в а т ь с я
и
р а з д е в а т ь с я
в
определенной
последовательности.
«Хитрые
башмачки»-
продолжать учить детей
правильно обуваться.
Д/упр.
«Уложим
куклу
Катю
спать»-знакомить
детей
с
постельными
принадлежностями,
«Каждой
вещи
сво е
место»-воспитывать
у м е н и е
б е р е ж н о
относиться к игрушкам,
вещам,
пользоваться
ими
по
назначению,
убирать на место.
Чтение
К.Чуковский
«Мойдодыр»
К о н с у л ь т а ц и я
д л я
р о д и т е л е й
« К а к
приобщить
малыша
к
г и г и е н е
и
самообслуживанию»
Игра-занятие
«Научим
Неумейку мыть руки»
март
Д/и
«Чашки,
ложки»-
продолжать
знакомить
детей
с
предметами
сервировки.
Чтение
стихотворения
С.Капутикян
«Маша
обедает»
Беседа с детьми на тему
« К а к
и
к о г д а
м ы
пользуемся салфеткой»-
у ч и т ь
д е т е й
пользоваться
салфеткой
по мере необходимости.
Игры детей в кукольном
уголке «Обед у кукол»,
«Кукла Катя пьет чай»-
продолжать
формировать
интерес
к
самостоятельным
действиям;
закрепить
К о н с у л ь т а ц и я
д л я
р о д и т е л е й
« К а к
у х а ж и в а т ь
з а
молочными зубами»,
«Использование
потешек
в
воспитании
навыков
самообслуживания
у
детей раннего возраста»
полученные
н а в ы к и
поведения за столом.
апрель
Д/упр.
«Найди
свой
шкафчик»-формировать
умение ориентироваться
в
п р о с т р а н с т в е ,
о б о г а щ а т ь
и
активизировать
словарь
детей
за
счет
с л о в
ш к а ф ч и к ,
д в е р ц а ,
п о л о ч к а ,
о т к р ы т ь ,
закрыть,
п о л ож и т ь ,
сложить, повесить.
«Носики-курносики»-
продолжать учить детей
пользоваться
носовым
платком.
Рассматривание
сюжетных
ка рт и н о к
«Девочка
ч у м а з а я » ,
«Девочка аккуратная»
И г р а - з а н я т и е
п о
самообслуживанию
на
тему
«Научим
Катю
одеваться»
май
И г р о в а я
с и т у а ц и я
« Ку к л а
К ат я
х о ч е т
спать»-продолжать
у ч и т ь
д е т е й
последовательности
действий:
положить
мат рац
на
к р о в а т ь ,
застелить
простынкой,
п ол ожи т ь
п од у ш к у,
уложить куклу, накрыть
одеялом.
Д/упр. «Покажем кукле,
к а к
в ы т и р а т ь с я
полотенцем»-закреплять
умение
пользоваться
полотенцем, вешать его
на
место»,
«Причеши
Катю»-закрепить
умение
пользоваться
расческой.
Д/и
«Научим
ку к л у
застегивать
пуговицы»-
н а у ч и т ь
д е т е й
з а с т е г и в а т ь
и
А н ке т и р о ва н и е
д л я
родителей
«Здоровый
образ жизни»
Оформление
фотовыставки «Чему мы
научились за год»
расстегивать
пуговицы;
р а з в и в а т ь
м е л к у ю
моторику.
Предполагаемый результат:
-создание
предметно-развивающей
среды
приведет
к
развитию
навыков
самообслуживания у детей;
-систематическое
использование
игр
и
упражнений
на
формирование
навыков самообслуживания разовьет у детей самостоятельность;
-взаимодействие педагогов и родителей поспособствует повышению интереса
родителей к данной проблеме и приведет их к активному участию в работе по
воспитанию навыков самообслуживания у детей.
Мы ежегодно набираем маленьких детей в детский сад, поэтому работа по
развитию навыков самообслуживания будет актуальна для нас всегда.
Литература:
И.С.Авдеева,
М.Г.Борисенко,
Н.А.Лукина
«Помоги
мне
сделать
самому»
(развитие навыков самообслуживания).
О.В.Акулова,
А.Г.Гогберидзе,
Т.И.Гризик
«Совместная
деятельность
взрослых и детей»
Р.С.Буре, Л.Ф.Островская «Учите детей трудиться»
Г.И.Винникова «Занятия с детьми 2-3лет: социальный мир, окружающий
мир»
«Воспитание дошкольников в труде» под редакцией В,Г,Нечаевой.