Напоминание

"Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"


Автор: Новикова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3
Населённый пункт: Ростовская область г.Каменск–Шахтинский
Наименование материала: план по самообразованию
Тема: "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ детский сад №3

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Составила воспитатель Новикова М.В.

г.Каменск-Шахтинский

2019-2020 уч.г.

Тема: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Цель:

Формирование

культурно-гигиенических

навыков

и

навыков

самообслуживания

у

детей

раннего

возраста

в

процессе

совместной

деятельности взрослых и детей.

Задачи:

-обучить детей простейшим навыкам самообслуживания, учить проявлять

самостоятельность;

-развивать представление о правилах личной гигиены, систематизировать

знания детей о необходимости гигиенических процедур;

-воспитывать

желание

у

детей

выглядеть

чистыми,

аккуратными

и

опрятными.

Проблема: Работая с детьми раннего возраста, я каждый год замечаю, что у

детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные

навыки

самообслуживания:

дети

не

умеют

умываться,

одеваться

и

раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Поэтому я

решила углубленно работать над выявленной проблемой и выбрала тему по

самообразованию

«Развитие

навыков

самообслуживания

у

детей

раннего

возраста»

На начальном этапе работы я выявила у детей низкий уровень развития

навыков самообслуживания. Не все дети умели одеваться и раздеваться, пить

и есть самостоятельно, правильно держать ложку во время еды, не умели

мыть руки. У детей не было сформировано умение убирать за собой игрушки.

Особенно беспомощны были дети в адаптационный период.

Актуальность: Ранний возраст является для ребенка очень насыщенным.

Именно

в

этот

период

появляется

стремление

к

самостоятельности.

В

процессе повседневной работы с детьми, надо стремиться к тому, чтобы

выполнение

правил

личной

гигиены

стало

для

них

естественным,

а

гигиенические навыки постепенно совершенствовались, и это продиктовано

не только правилами гигиены, но и нормами человеческих отношений. Надо

стараться донести до детей, что в соблюдении этих правил проявляется

уважение к окружающим и к самому себе в частности, ведь уход за собой

дарит человеку ощущение чистоты, красоты и здоровья. И если на данном

этапе

не

поддержать,

не

дать

и

не

закрепить

определенные

навыки

самообслуживания, то впоследствии ребенок не приобретет такие качества

как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.

Для достижения эффективности привития детям культурно-гигиенических

навыков свою работу я осуществляла в двух формах: индивидуальной и

групповой.

Обучение

проходило

на

занятиях

и

в

повседневной

жизни

с

использованием различных методов организации: дидактических игр, игр-

упражнений, беседы, чтения художественной литературы, рассматривания

иллюстраций, картин,

наблюдений,

показывания

инсценировок,

мультфильмов,

рассказывания,

заучивания, использования сюжетно-ролевых игр.

Родители также являются главными нашими помощниками, и чтобы достичь

лучших результатов следует обращаться к непосредственной их помощи.

месяц

Ф о р м ы

р а б о т ы

с

детьми

Практические выходы

сентябрь

Игровая

ситуация

«Как

ма ма

у ч и л а

м и ш ку

правильно кушать»

Ц е л ь :

у ч и т ь

д е т е й

держать ложку в правой

руке»

Ч т е н и е

п о т е ш е к

«Ладушки, ладушки…»

«Тушки, тутушки…»

Д/и

«Покажем

кукле

К а т е

к а к

н у ж н о

п р а в и л ь н о

д е р ж а т ь

ложку»

Цель: продолжать учить

детей самостоятельно и

аккуратно есть.

К о н с у л ь т а ц и я

д л я

родителей

«Формирование

навыков

самообслуживания

у

детей раннего возраста»

октябрь

Ч т е н и е

п о т е ш е к

«Водичка,

водичка…»,

«Буль-буль-буль, журчит

водица…»

Рассматривание

сюжетных

ка рт и н о к

«Мама

моет

дочку»,

«Дети

моют

ру к и » -

активизировать

словарь

детей

такими

словами

к а к

в о д а ,

м ы л о ,

мыльница, полотенце.

Д / у п р .

« С д е л а е м

лодочки», «Как мы моем

и отжимаем ладошки»

Ц е л ь :

у ч и т ь

д е т е й

намыливать

руки

до

о б р а з о в а н и я

п е н ы ,

тщательно

смывать

их,

насухо

вытирать

своим

полотенцем, вешать его

на место.

С о в е т ы

р о д и т е л я м

«Развиваем

самостоятельность

малыша»

ноябрь

Д/и

«Оденем

ку к л у

Катю на прогулку»

Цель:

закреплять

у

Беседа с родителями на

тему

«Приучаем

детей

одеваться на прогулку в

д е т е й

з н а н и я

о

п р ед м е т а х

од е ж д ы ,

порядке ее одевания.

Чтение потешек «Наша

Маша

маленька…»,

«В

небе солнышко гуляет»

Д / у п р .

« Т у ф е л ь к и

поссорились-

подружились»-учить

д е т е й

п р а в и л ь н о

обуваться.

правильном порядке»

декабрь

Игровая

ситуация

«Мы

обедаем»-закрепить

полученные

н а в ы к и

поведения

за

столом

в

игровой ситуации.

С/р

игра

«В

гостях

у

куклы

Кати»-научить

д е т е й

п о л ь з о в а т ь с я

предметами

столовой

посуды,

воспитывать

доброжелательные

отношения друг к другу.

Чтение

потешек

«У

б а б у ш к и

к а л а ч и » ,

« П о ш е л

к о т и к

н а

торжок»

Памятка

для

родителей

«Возрастные

особенности

детей

2

лет»

январь

И / у п р .

« М ы л ь н ы е

перчатки»

Ц е л ь :

п р о д о л ж а т ь

обучать детей алгоритму

м ы т ь я

р у к ,

а к т и в и з и р о в а т ь

и

о б о г а щ ат ь

с л о в а р ь

детей по теме.

И г р о в а я

с и т у а ц и я

«Расскажем

Кате,

как

пользоваться

носовым

платком»,

«Причешем

куклу»

Цель:

научить

детей

пользоваться

носовым

платком, расческой.

Беседа

по

ка рт и н ке

« Д е т и

к у п а ю т с я » -

К о н с у л ь т а ц и я

д л я

родителей

«Чистоплотные детки»

з а к р е п л я т ь

и

активизировать

словарь

детей по теме.

февраль

Д/и

«Подберем

кукле

одежду»-продолжать

у ч и т ь

о д е в а т ь с я

и

р а з д е в а т ь с я

в

определенной

последовательности.

«Хитрые

башмачки»-

продолжать учить детей

правильно обуваться.

Д/упр.

«Уложим

куклу

Катю

спать»-знакомить

детей

с

постельными

принадлежностями,

«Каждой

вещи

сво е

место»-воспитывать

у м е н и е

б е р е ж н о

относиться к игрушкам,

вещам,

пользоваться

ими

по

назначению,

убирать на место.

Чтение

К.Чуковский

«Мойдодыр»

К о н с у л ь т а ц и я

д л я

р о д и т е л е й

« К а к

приобщить

малыша

к

г и г и е н е

и

самообслуживанию»

Игра-занятие

«Научим

Неумейку мыть руки»

март

Д/и

«Чашки,

ложки»-

продолжать

знакомить

детей

с

предметами

сервировки.

Чтение

стихотворения

С.Капутикян

«Маша

обедает»

Беседа с детьми на тему

« К а к

и

к о г д а

м ы

пользуемся салфеткой»-

у ч и т ь

д е т е й

пользоваться

салфеткой

по мере необходимости.

Игры детей в кукольном

уголке «Обед у кукол»,

«Кукла Катя пьет чай»-

продолжать

формировать

интерес

к

самостоятельным

действиям;

закрепить

К о н с у л ь т а ц и я

д л я

р о д и т е л е й

« К а к

у х а ж и в а т ь

з а

молочными зубами»,

«Использование

потешек

в

воспитании

навыков

самообслуживания

у

детей раннего возраста»

полученные

н а в ы к и

поведения за столом.

апрель

Д/упр.

«Найди

свой

шкафчик»-формировать

умение ориентироваться

в

п р о с т р а н с т в е ,

о б о г а щ а т ь

и

активизировать

словарь

детей

за

счет

с л о в

ш к а ф ч и к ,

д в е р ц а ,

п о л о ч к а ,

о т к р ы т ь ,

закрыть,

п о л ож и т ь ,

сложить, повесить.

«Носики-курносики»-

продолжать учить детей

пользоваться

носовым

платком.

Рассматривание

сюжетных

ка рт и н о к

«Девочка

ч у м а з а я » ,

«Девочка аккуратная»

И г р а - з а н я т и е

п о

самообслуживанию

на

тему

«Научим

Катю

одеваться»

май

И г р о в а я

с и т у а ц и я

« Ку к л а

К ат я

х о ч е т

спать»-продолжать

у ч и т ь

д е т е й

последовательности

действий:

положить

мат рац

на

к р о в а т ь ,

застелить

простынкой,

п ол ожи т ь

п од у ш к у,

уложить куклу, накрыть

одеялом.

Д/упр. «Покажем кукле,

к а к

в ы т и р а т ь с я

полотенцем»-закреплять

умение

пользоваться

полотенцем, вешать его

на

место»,

«Причеши

Катю»-закрепить

умение

пользоваться

расческой.

Д/и

«Научим

ку к л у

застегивать

пуговицы»-

н а у ч и т ь

д е т е й

з а с т е г и в а т ь

и

А н ке т и р о ва н и е

д л я

родителей

«Здоровый

образ жизни»

Оформление

фотовыставки «Чему мы

научились за год»

расстегивать

пуговицы;

р а з в и в а т ь

м е л к у ю

моторику.

Предполагаемый результат:

-создание

предметно-развивающей

среды

приведет

к

развитию

навыков

самообслуживания у детей;

-систематическое

использование

игр

и

упражнений

на

формирование

навыков самообслуживания разовьет у детей самостоятельность;

-взаимодействие педагогов и родителей поспособствует повышению интереса

родителей к данной проблеме и приведет их к активному участию в работе по

воспитанию навыков самообслуживания у детей.

Мы ежегодно набираем маленьких детей в детский сад, поэтому работа по

развитию навыков самообслуживания будет актуальна для нас всегда.

Литература:

И.С.Авдеева,

М.Г.Борисенко,

Н.А.Лукина

«Помоги

мне

сделать

самому»

(развитие навыков самообслуживания).

О.В.Акулова,

А.Г.Гогберидзе,

Т.И.Гризик

«Совместная

деятельность

взрослых и детей»

Р.С.Буре, Л.Ф.Островская «Учите детей трудиться»

Г.И.Винникова «Занятия с детьми 2-3лет: социальный мир, окружающий

мир»

«Воспитание дошкольников в труде» под редакцией В,Г,Нечаевой.



В раздел образования