Автор: Прокопьева Евгения Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Шилово-Курьинской СОШ Карасукского района Новосибирской области
Населённый пункт: село Шилово-Курья Карасукского района Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Значение школьной газеты в формировании речевой культуры школьников
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шилово-Курьинская средняя общеобразовательная школа Карасукского
района Новосибирской области
Значение школьной газеты
в формировании речевой
культуры школьников
Прокопьева Евгения Александровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Шилово-Курьинской СОШ
Карасукского района
Новосибирской области
2019 год
Тема: Значение школьной газеты в формировании речевой культуры
школьников.
Речь - это один из видов общения. Она обогащает человека, служит
предметом искусства. Недостаточное владение речью является объективной
причиной, которая не даёт возможности свободно участвовать в жизни
современного общества. Проблема развитой речи особенно важна сегодня,
когда растёт значение правильного убедительного слова. Когда живое
общение детей ограничивается различными гаджетами. Для ребёнка развитая
речь - залог успешного обучения и развития. Обогащение словарного запаса -
признак высокого развития человека. Обучение речевому творчеству - это
обучение детей умению владеть устным и письменным словом в процессе
создания текстов разных стилей и жанров.
Актуальную задачу формирования речевой культуры личности
подрастающего поколения сегодня успешно решает школьная журналистика,
которая соответствует социальному заказу общества и школы.
Воспитательный потенциал школьных печатных изданий широк: они
приобщают подростков к интеллектуальному и духовному потенциалу
общества, служат важным каналом передачи информации от старшего
поколения к младшему и одновременно – средством коммуникации, которое
позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир.
Следовательно, школьные средства массовой информации сегодня
рассматриваются как один из факторов, способствующих речевому и
культурному становлению личности.
Исходя из всего вышесказанного, у нас возникла идея создания школьной
газеты, и в сентябре 2016 года вышел ее первый номер. Среди читателей был
объявлен конкурс на лучше название газеты. Наибольшее количество голосов
набрало название «Тетрадка в клеточку». Под этим названием и стала
выпускаться наша школьная газета.
Целью журналистской деятельности, поставленной перед ребятами, стало
научиться применять в работе публицистический стиль, овладеть
информационно-коммуникационными технологиями. Задача учителя:
заинтересовать ребят в выпуске газеты, сделать её интересной, чтобы она
чему-то научила, увлекла, задела за живое. Хотелось, чтобы газету
воспринимали всерьёз, читали, ждали следующего номера, чтобы она имела
лицо: была газетой определенного коллектива, нашей школы, чтобы её
содержание отражало и одновременно формировало общественное мнение
наших школьников. А для этого в создании газеты должны были принять
участие все желающие. Родилась мысль – в работе над газетой опираться на
интересы, увлечения ребят. В школьной жизни много интересных событий, и
мы не всегда знаем, что происходит в других классах. А из газеты мы узнаем
о классных часах, спортивных мероприятиях, научных конференциях,
ребятах-победителях конкурсов, фестивалей, проводимых мероприятиях на
базе школы.
Самое главное, чего мы добились – сделали газету неординарной:
заинтриговали читателей материалами об интересных событиях, осветили
культурные мероприятия не только школы, но и села, своего района. Все
номера газет сопровождаются фоторепортажами. Каждый выпуск
обсуждается: что больше всего понравилось в конкретном номере, что можно
было не печатать, что можно предложить для следующего номера.
Привлекаем как можно больше авторов разного возраста; постоянно
занимаемся изучением читательского спроса, повышением
профессионального уровня. Ребята пишут заметки, оформляют их, ищут
темы, стараются интересно их раскрыть, сочиняют в газету стихи, делают
рисунки, фотографии. Получилось, что газета нужна всем. Работа нашей
прессы пронизывает всю деятельность школы. Трудно переоценить значение
газеты в жизни школы. Каждый делает, что умеет. А умеют, оказалось,
многое. Рубрики самые разнообразные. Дети почти все хотят напечатать свою
статью в газете, а когда начинают писать, то понимают, что здесь необходимо
потрудиться.Они сами выбирают то, о чём хотят написать. И перед ребятами
стоит задача и интересно изложить материал, избежать ошибок, придумать
заголовок для статьи. Да такой, чтобы он смог заинтриговать читателя. Для
учителя русского языка и литературы это важная работа. Мы занимаемся
развитием речи учащихся ненавязчиво, так как важно заметить способности
ребят, дать им возможность раскрыться, почувствовать себя нужными,
лучшими.
Писать хорошо можно лишь о том, что знаешь, что волнует тебя. Поэтому
очень важно, чтобы школьники, готовя статьи для газеты, имели достаточно
материала, чтобы они могли выбирать, свободно оперировать словами и
применять их на практике. Тему статьи дети выбирают самостоятельно,
пишут о том, что их волнует, о чем хотели бы рассказать другим. При
написании материала учимся выделять темы высказывания, определяем
несколько микротем.
Первые работы авторов нельзя грубо редактировать, так как неуверенные в
себе юнкоры при попытке навязать им чьё-то мнение закрываются и теряют
интерес к работе. Формы занятий у нас самые разнообразные: это и
свободная творческая дискуссия, и ролевые игры, выполнение творческих
заданий, практическая работа (верстка школьной газеты, подготовка
материалов для публикаций в прессе).
Оформляя материал для газеты, ученики знакомятся с культурой
письменной речи, совершенствуют навыки работы над статьями, учатся брать
интервью и оформлять его, осуществлять орфографическую,
пунктуационную и стилистическую правку текста.
Сотрудничество с газетой помогло ребятам увеличить словарный
запас, при написании сочинений правильно выстраивать предложения,
более точно излагать свои мысли, улучшилась техника чтения. Все это
стало способствовать повышению успеваемости.
Многие ребята, работая над материалами для газеты, раскрыли
творческие способности, расширили свой кругозор, развили логическое
мышление, усовершенствовали навык работы на компьютере, проявили свою
активную гражданскую позицию.
Для меня, как для учителя русского языка, важно, чтобы дети интересно
излагали материал, избегали грамматических, речевых ошибок, придумывали
интересные заголовки к текстам. Таким образом, ненавязчиво идет работа над
развитием речи ребенка. Они приобретают опыт владения словом,
грамотного построения текста, учатся грамотно общаться со сверстниками,
взрослыми.
Необходимо одновременно помогать детям в анализе и понимании
устного и печатного слова, способствовать тому, чтобы они сами могли
рассказать о происходящих событиях, высказаться о своем социальном,
политическом окружении, рассказать о том, что их волнует.
Система наших занятий построена таким образом, чтобы на каждом
ребёнок узнавал что-то новое, обогащал свой словарный запас, постигал
лексическое многообразие и образность родного языка, приобрёл навыки
самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля;
научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью
предусматриваются индивидуальные занятия.
Газета способствует повышению уровня мастерства изложения
собственных мыслей и взглядов. Обучение написанию сочинений разных
жанров (отзывов, эссе, репортажей, заметок) актуализирует и обогащает
общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников,
которые являются первостепенно важными для формирования социально и
профессионально компетентной личности, способной сделать свой
социальный и профессиональный выбор.
Таким образом, школьная газета выполняет не только образовательную
функцию, но и информационную, развивающую, воспитывающую и
профориентационную.
Достижения газеты «Тетрадка в клеточку» за 3 неполных учебных года.
Наши юнкоры активно сотрудничают с районной газетой «Наша жизнь».
Ребята пишут в газету статьи, заметки, рассказы, участвуют в районном
конкурсе «Журналина». За два года в районной газете напечатано почти два
десятка материалов наших юнкоров.
В 2017 году Вахтель Анна и Мысак Татьяна заняли 1 место в номинации
«Лучшее интервью».
В 2018 году Прокурова Анастасия заняла 1 место в номинации «Лучшая
зарисовка», Вахтель Анастасия 1 место в номинации «Лучшая зарисовка»,
Костина Лилия заняла III место в номинации «Лучшая заметка». Школьный
пресс-центр награжден благодарностью за активное участие в конкурсе.
В сентябре 2018 года юнкоры школьной газеты «Тетрадка в клеточку»
награждены благодарностью редакции районной газеты «Наша жизнь» за
освещение патриотической тематики в своих печатных материалах.
В ноябре 2018 года три юнкора приняли участие в областном онлайн-
конкурсе «Пишу про школу». Здесь ребята получили сертификаты
участников.
В этом году ребята также активно участвуют в конкурсе «Журналина».
Добавились новые участники: Ладышкина Лена 5 класс, Прокопьев Максим 8
класс. Надеемся, что и в этом году работы юнкоров займут призовые места.
Являемся постоянными участниками районных слетов юных журналистов,
проводимых в рамках Российского движения школьников.
Ожидаемые результаты:
Мы предполагаем, что работа в школьном СМИ и сотрудничество с газетой
позволят детям научиться:
Логично излагать материал;
Создавать различные по жанру заметки и статьи;
Проводить опросы, анкетирование учащихся, осуществлять
мониторинг деятельности;
Брать интервью и оформлять его;
Работать индивидуально, в соавторстве, в группе;
Правильно строить текст;
Осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую
правку текста.
использовать приобретенные знания при написании различных
творческих работ;
Я надеюсь, что после обучения в нашем кружке, получив опыт работы
над школьной газетой, у наших учащихся сформируются такие качества и
умения, необходимые человеку 21 века, как: ответственность и
коммуникабельность; межличностное взаимодействие и сотрудничество;
информационная и медиа грамотность.
Помочь детям овладеть искусством речи – это главное в деятельности
школьной газеты. Не сковывать речь детей, сохранять их живое слово,
поддерживать стремление детей к самовыражению через словесное
творчество, развивать у них врождённый дар слова.
Необходимо предоставлять детям возможность свободно говорить и писать –
о чём бы им хотелось, что их волнует, интересует, говорить и писать
искренне, с уверенностью, что их поймут. А для этого нужно, чтобы была
атмосфера взаимного общего интереса друг к другу, атмосфера доверия. Эту
атмосферу мы и создаем для детей.
Школьная газета пользуется популярностью среди школьников, родителей,
учителей и жителей нашего села. Попробуйте в своей школе организовать
выпуск газеты, вы не пожалеете.