Автор: Михайлова Юлия Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №20 "Росинка" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Березовский Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Логопедическая ритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Аннотация. В статье
рассматриваются вопросы о преодолении речевых
нарушений
у
детей
через
использование
двигательных
и
речевых
упражнений,
направленных
на
формирование
фонематического
слуха,
правильного
и
выразительного
произношения,
координацию
движений,
постановку
речевого
дыхания.
Материал
может
быть
использован
на
занятиях
с
детьми,
начиная
с
трехлетнего
возраста.
Рекомендуется
логопедам, воспитателям, родителям для коррекции устной речи у детей
дошкольного возраста.
«Логопедическая ритмика как метод
преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
В современное время наблюдается увеличение количества детей с
недостатками
речевого
развития.
Также
возросло
количество
детей
с
осложненными
нарушениями,
которые
проявляются
в
отставании
психомоторного
развития,
наличием
нестабильного
психоэмоционального
состояния
детей,
которые
являются
причиной
быстрой
утомляемости,
низкой
работоспособности,
недоразвитием
мелкой
и
общей
моторики,
сложными нарушениями речи.
Вышеуказанные нарушения не позволяют проводить логопедическую
коррекционную работу, используя только традиционные методы и приемы.
Логопедическая
ритмика
позволяет
подобрать
такие
средства,
которые
оптимально способствуют активизации деятельности речевого центра мозга
ребенка.
Разработкой логоритмической гимнастики занимались Волкова Г.А.,
Гиляровский В.А., Власова Н.А. В основе вышеуказанной методики лежит
преодоление речевых нарушений детей через развитие двигательной сферы
в
сочетании
со
словом
и
музыкой.
Логопедическая
ритмика
позволяет
преодолевать речевые и психомоторные нарушения у детей дошкольного
возраста. Объединение двигательного и речевого материала способствует
преодолению
выявленных
речевых
нарушений,
формированию
эмоционально
–
волевой
сферы,
физическому
и
психическому
развитию
детей.
Так
же
логопедическая
ритмика
направлена
на
коррекцию
и
преодоление
общего
недоразвития
речи
у
детей
младшего
и
старшего
дошкольного возраста, и решить оздоровительные и образовательные цели
и задачи.
Через
соединение
двигательного
и
речевого
материала
происходит
расслабление перенапряженного мышечного тонуса и мускулатуры ребенка.
Упражнения
в
логоритмике
построены
таким
образом,
что
словесные,
зрительные,
музыкальные
сигналы
вызывают
заранее
обусловленные
действия у детей.
В методику логоритмической гимнастики входят разные направления, к
ним
относятся
речевые
упражнения.
Они
включают
проговаривание
чистоговорок,
рифмованных
четверостиший,
стихов,
направленных
на
увеличение диапазона, длительности фраз, сочетание звукового перехода от
тихого звучания к громкому.
Произнесение
текста
в
стихотворной
форме
можно
сопровождать
движениями,
использовать
гимнастические
инструменты
(мяч,
обруч,
скакалки). Для заучивания логоритмических упражнений дети могут сначала
произносить
текст,
потом
выполнять
упражнения,
затем
выполнять
упражнения по памяти.
Следующим
направлением
логоритмической
ритмики
являются
упражнения,
направленные
на
регуляцию
мышечного
тонуса
детей.
Они
позволяют
чередовать
напряжение
и
расслабление
работы
мышечного
аппарата ребенка, снимать излишнее напряжение.
Упражнения, активизируют внимание, позволяют развивать зрительную,
слуховую и моторную память. В играх логопедической ритмики развиваются
наблюдательность,
находчивость,
сообразительность.
Так
же
на
занятиях
логоритмики
формируется
быстрая
двигательная
реакция,
умение
переключаться с одного задания на другое.
Целью логоритмических упражнений является научить ребенка слушать и
слышать
звуки.
Дети
с
речевыми
нарушениями
не
могут
правильно
пользоваться своим слухом, сравнивать и различать звуковой состав слов.
Порой
малыши
не
замечают,
что
неправильно
произносят
звуки,
у
них
наблюдается
нарушение
фонематического
восприятия.
Логоритмические
упражнения помогают ребенку слышать свою речь, находить правильную
артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Можно
провести
с
детьми
игры
на
развитие
слухового
внимания.
Например,
«Отгадай,
что
звучит?»
Логопед
находится
за
ширмой
или
за
спиной
ребенка
и
производит
действия
с
определенными
звучащими
предметами
(звенит
бубном,
шуршит
бумагой,
звонит
в
колокольчик),
каждым предметом по отдельности и предлагает ребенку отгадать, каким
предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными,
чтобы
малыш
мог
их
угадать,
сидя
или
стоя
спиной
к
взрослому
(если
взрослый не отгорожен ширмой).
Игра «Где звучит предмет?», в которой ребенок угадывает из какой части
комнаты доносится звук. Игра «Где позвонили?» Ребенок закрывает глаза,
логопед
встает
слева,
справа,
позади
малыша
и
звонит
в
колокольчик.
Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не
открывая глаз, рукой показать направление. Игру можно повторить 4 - 5 раз.
Задание «Угадай, кто сказал?» Взрослый произносит фразы из сказки «Три
медведя»,
изменяя
высоту
голоса,
дети
должны
назвать
персонажа,
чей
голос
они
услышали.
Второй
вариант
задания,
в
котором
дети
сами
озвучивают персонажей сказки и просят других детей отгадать озвученных
ими персонажей.
Игры на развитие фонематического слуха: «Какой звук спрятался?»,
логопед
произносит
ребенку
слова,
которые
различаются
одним
звуком,
ребенок должен найти изображения и показать картинку, название которой
соответствует произнесенному ранее слову. Если ребенок не справился с
заданием, логопед и ребенок вместе произносят слова и логопед объясняет
ребенку,
в
произношении
какого
звука
он
ошибся,
(в
качестве
примера
можно произнести слова: роза – роса, коза – коса, дрова – трава, лук – луг и
др). Ребенок отмечает разное и сходное звучание слов.
Игра «Покажи звук», в которой перед ребенком ставится задача показать
карточку определенного цвета. Гласный звук обозначается красным цветом,
твердый
согласный
–
синим,
мягкий
согласный
звук
–
зеленым.
При
произнесении слов ребенок объясняет, какой звук он услышал. Следующий
вариант
игры,
в
котором
ребенок
произносит
первый
звук
в
слове
и
показывает
карточку
определенного
цвета.
Затем
с
ребенком
можно
выкладывать схемы слов. Ребенок может находить звук, который дольше
всех
произносится
в
слове.
Логопед
помогает
ребенку
использовать
зрительное и слуховое восприятие.
Если ребенок путает звуки, не может их сравнивать, не замечает, что он
неправильно
произносит
слова,
цель
логоритмических
упражнений
–
научить
ребенка
слышать
свою
речь,
находить
правильную
артикуляцию
звука, исправлять дефектное произношение, различать звуковой состав слов.