Автор: Дмитриева Ирина Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Канашский район Чувашской Республики
Наименование материала: Урок – игра по налоговой грамотности
Тема: «Клуб грамотных налогоплательщиков»
Раздел: полное образование
Урок – игра по налоговой грамотности
«Клуб грамотных налогоплательщиков»
Ведущий. Тему нашей сегодняшней встречи вы назовете мне сами. Для этого
воспользуемся подсказками.Это высказывания знаменитых людей, живших в
разное
время.
Все
их
высказывания
посвящены
теме
нашего
сегодняшнего
занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем
сегодня изучать?
Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”
Не платит _______.только медведь в берлоге: он не ест, не пьет, только лапу сосёт.
_______ платятся, и жизнь в гору катится.
_______ - нервы государства.
Цицерон.
_______ для государства то же, что паруса для корабля.
Екатерина II Великая.
Требовать
уничтожения
_______
значило
бы
требовать
уничтожения
самого
общества.
Николай Иванович Тургенев, русский экономист.
__________ для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы.
А. Смит, английский философ и экономист
Каждый человек хотя бы раз в жизни когда-нибудь задаст себе вопрос: «Зачем
нужноплатить
налоги?».
Наверное,
потому,
что
уплата
налогов
-
основа
достойной жизни каждогогражданина. Люди во все времена хотели жить
хорошо.
А
чтобы
воплотить
свою
мечту,нужно
платить
налоги,
которые
всегда были важной составляющей жизничеловечества. Сотни и даже тысячи
лет назад люди уже понимали, как это важно платитьналоги. Государство не
могло существовать без денежных средств, и ни одна казна необеспечила бы
его всем необходимым без постоянного финансового пополнения.
В
современной
России
налоговая
система
как
необходимое
условие
построения
цивилизованных рыночных экономических взаимоотношений предприятий и
граждан сгосударством, начала формироваться с 1990 г.
Я приглашаю всех вас вступить в Клуб грамотных налогоплательщиков.
Девиз клуба -выражение О.У. Холмса: «Налоги - это та цена, которую мы
платим, чтобы жить вцивилизованном обществе».
Вы уже много раз сегодня слышали слово «налог», у каждого, наверное,
естьпредставление об этом понятии. Давайте дадим определение определение
налога.
Налог — обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый
органами
государственной
власти
различных
уровней
с
организаций
и
физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства
и муниципальных образований
В слове "налог" 5 букв, и основных признаков у налога тоже 5. Давайте их
выделим:
-
Часть дохода граждан.
-
Носит принудительный характер.
-
Выплата периодическая.
-
Выплата в пользу государства.
-
Определяется законом.
Налоги взимаются:
•
с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
•
с имущества, передачи имущества;
•
с ввоза и вывоза товаров за границу.
Знаете ли вы?
Что
Итальянские врачи отмечают, что количество сердечных приступов в стране ежегодно возрастает
примерно в одно и то же время — по мере приближения 18 июня. Это последний срок подачи налоговой
декларации.
В СССР неженатые мужчины и незамужние женщины в возрасте 20-50 лет должны были платить налог
холостяков, который составлял 6 % от доходов
Своеобразно относился к налогам канцлер Гитлер. Приходуя большие доходы от книги "MeinKampf"
(Моя борьба), он поручил чиновникам найти причину, освобождающую его от неприятной обязанности.
Повод нашли: Гитлера сравнили с Цезарем, на которого закон об уплате налогов не распространялся.
У каждого гражданина Швеции есть налоговый «паспорт», который присваивается ему с рождения (!). В
любой
налоговой
инспекции
страны,
набрав
соответствующий
код,
можно
посмотреть
доходы
за
м и н у в ш и й
г о д
л ю б о г о
г р а ж д а н и н а
с т р а н ы ,
в
т о м
ч и с л е
и
к о р о л я .
Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой
налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13 %. В Бельгии
53, 7%, Нидерланды 52 %, Дания и Австрия 51, 5%, Великобритания 50%.
Болгария и Казахстан 10%
Учитель.Чтобы вступить в Клуб грамотных налогоплательщиков нам надо
будет выполнить конкурсные задания.
1 конкурс
Команды вытаскивают один из вопросов и один из учащихся от каждой
команды должен выступить с речью на 1 минуту по данной теме.
1.
Почему люди не любят платить налоги?
2.
Почему государство не любит тех, кто не любит платить налоги?
2 конкурс
« Верю- не верю»
1.
Верно ли, что крылатое выражение «Деньги не пахнут» появилось
в
Древнем
Риме
во
время
ввода
налогов
на
общественные
туалеты?
(Да, эти слова принадлежат римскому императору Титу Веспасиану
(69-79гг.н.э.), который ввел налог на латрины (общественные туалеты).
Это
был
ответ
на
упрек
собственного
сына
по
поводу
позорного
налога.)
2.
Верно ли, что сотрудникам финансового управления каждый вечер
приходится гавкать у дверей?
(Сотрудникам финансового управления Стокгольма не позавидуешь.
Каждый
вечер
им
приходится
гавкать
у
дверей
домов
несознательных
граждан. А все для того, чтобы вызвать ответный лай песика, которого прячет
х о з я и н ,
ч т о б ы
н е
п л а т и т ь
н а л о г .
Налог на собак существует во многих европейских странах. В Швеции,
например, его размер зависит от роста пса, а в Норвегии - от длины. Поэтому
шведы обычно заводят приземистых такс, а норвежцы - собачек длиннолапых
«компактных» пород).
3.Верно ли, что в некоторых восточных странах есть льготы по уплате
налогов для победителей конкурсов красоты?
(Нет, об этом красавцы и красавицы могут только мечтать)
3.Верно ли, что в Венеции был введен налог на тень?
(Был введен в Венеции в 1993 году. Его обязаны уплачивать владельцы
уличных ресторанов, кафе и магазинов – одним словом, все те, кто имеет
тенты или специальные зонтики от солнца. Согласно закону платят они за то,
что тень от этих самых зонтиков падает на государственную землю).
4.Верно ли, что в Египте был введен налог на танец живота.
(В Египте каждая официально зарегистрированная плясунья платит
налог. Ежегодные поступления от танца живота оцениваются в 264
миллиона долларов).
3 конкурс« Свой налог».
Мини - проект «Свой налог» (домашнее задание). Цель: применение знаний
курса в жизненных ситуациях. В этом конкурсе учащиеся должны
презентовать предлагаемый ими новый налог (название налога,
налогоплательщики, объект обложения, налоговая база, налоговая ставка,
налоговый период, порядок и сроки уплаты налога) для пополнения бюджета
города, опираясь на теоретические знания курса и применение этих знаний в
жизненных ситуациях. Это задание направлено на активизацию
мыслительной деятельности студентов (максимальное количество баллов 5).
( Например: “Налог с посетителей ночных клубов (заведений)”
- налогоплательщики – посетители ночных клубов старше 18 лет;
- объект налогообложения – посещение ночного клуба;
- налоговая ставка – 10% от стоимости входного билета (например: стоимость
входного билета - 200 руб., сумма налога – 20 руб.; итого стоимость билета – 220
руб.);
- сроки уплаты – не позднее 15 числа, следующего за отчетным месяцем в налоговые
органы;
3.
- расход налоговых поступлений – часть налоговых поступлений пойдёт на
благотворительность: клиники для больных СПИДом (наркоманов), раковыми
заболеваниями; в детские дома, приюты.
4.
- история налога - налог стали взимать (применять) в нашем городе, когда стали
открываться (работать) ночные клубы (заведения).)
4 конкурс плакатов и рекламных слоганов.
Учитель. Привлечению общественного внимания к проблематике уплаты
налогов
и
сборов
вРоссийской
Федерации,
повышению
социальной
ответственности населения способствуетсоциальная реклама.
Конкурс
4.Давайте
и
мы
попробуем
придумать
рекламный
слоган,
призывающий платитьналоги. Каждая команда придумает рекламный слоган,
призывающий платить налоги.
Участники все вместе озвучивают рекламный слоган.
(Рекламные слоганы учеников:
«Заплати налоги или сам чини дороги»,
«В срок налоги ты отдал: краше, лучше город стал!»)
5 конкурс «Новые пословицы и приметы »
В пословицах не только скрыта вековая мудрость народная, но и
зафиксированы все
исторические события. Например, в феодальной Руси
взимались пошлины за провоз товара по территории владельца земли. Так как
пошлина взималась за каждую повозку, то купцы стремились максимально
нагрузить
свои
повозки.
Но
на
дороге
всякое
может
случиться:
лошадь
споткнется или колесо повозки сломается… В такой ситуации товар мог с
повозки свалиться. Князья ввели правило, согласно которому товар, упавший
с повозок, изымался в качестве дополнительной пошлины. Так появилась
поговорка: что с воза упало, то пропало.
Новое время – новые пословицы. В наши дни популярно такое
высказывание на тему налогов: «Заплати налоги и спи спокойно»
Участникам конкурса предстоит переделать старые пословицы на
новый лад или придумать свои. А в качестве разминки определить, какая
старая пословица послужила основой для новой?
Конкурс пословиц и поговорок. (Представить две самые актуальные для
нашего государства пословицы о налогах)
Кому на Руси живется хорошо – платить налоги не грешно.
Чтобы Россия была сильна – плати налоги сполна
Командам дается 3 минуты на изобретение новых пословиц. В качестве
подсказки можно предложить участникам лист с пословицами, которые они
могут использовать.
Максимальное количество баллов за новые пословицы – 10.
Оцениваются количество и качество.
Аналогично можно провести конкурс народных примет. Народные
приметы могут быть такими:
- Не заплатить налоги - к бессоннице.
- Неучтенные доходы – к стуку в дверь (к нежданным гостям)
6 конкурс «Нам песня налоги платить помогает»
Известные слова «Нам песня строить и жить помогает» можно переиначить;
«Нам песня налоги платить помогает». Музыкальный конкурс может быть
домашним заданием для команд или проводиться экспромтом. В этом случае
команды получают листы с вариантами нескольких
песен и должны их
доделать, переделать, инсценировать, то есть достойно представить на суд
зрителей. Второй вариант проведения конкурса – раздать листы с заданием
группам поддержки команд, чтобы песни исполнили болельщики и принесли
своей
команде
дополнительные
очки.
Болельщики
могут
готовиться
к
музыкальному конкурсу во время проведения творческого конкурса листовок
и плакатов.
Варианты песен:
1. На мотив песни «Листья жёлтые над городом кружатся»:
Листья желтые над городом кружатся….
Доходы левые куда-то там ложатся…
Но от налогов им не спрятаться, не скрыться!
Кто утаил, скажите: «что вам, что вам снится?»
И не пытайтесь от налогов уклониться:
Кто заплатил, тому спокойно ночью спится….
2. На мотив песни из м/ф «Бременские музыканты»
Ничего на свете лучше нету,
Чем без долгов бродить по белу свету.
Кто законы соблюдает строго,
Вовремя заплатит все налоги } 2 раза
Ла-ла-ла-ла-ла…
Про долги свои мы не забудем:
Вовремя платить налоги будем } 2 раза
3. На мотив песни «Очарована, околдована…»
Пересчитаны, пронумерованы…
И знакомые с детства с налогами…
Все мы, словно в оковы закованы,
Но зато государство свободное!
4. На мотив песни «Чему учат в школе»
Надо с детства всех учить,
Что налоги всем платить.
И тогда проблем не будет столько много…
Как бумаги заполнять,
Как отчетность составлять -
Обучать всему со школьного порога…
5. На мотив песни «Для тебя»
Для тебя, для тебя, для тебя
Самым лучшим мне хочется быть!
Я законы любые готов соблюсти,
Все налоги готов заплатить!
6. На мотив песни «Эх, дороги!»
Эх, налоги…
Полный туман…
Только их на заплатишь,
Штрафов – полный карман…
Подведение итогов, награждение победителей
Ведущий:
Подошла к концу наша встреча. Сегодня мы с вами расширили свои знания в
области
налоговой
грамотности,
повысили
уровень
правовой
культуры.
Согласно последним социологическим опросам, россияне готовы платить
налоги
государству,
которое
способно
их
эффективно
использовать.
Мы
также не должны забывать о том, что уплата налогов – это конституционная
обязанность граждан РФ. Нам, молодому поколению 21 века жить дальше, за
нами будущее нашего государства. И от того насколько будет высоким наше
законопослушное
поведение
по
уплате
налогов,
настолько
счастливой,
сильной будет наша Россия.