Напоминание

"Этнокультурный компонент в проектной деятельности на уроках технологии"


Автор: Белова Светлана Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 62"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "Этнокультурный компонент в проектной деятельности на уроках технологии"
Раздел: среднее образование





Назад




С. Н. Белова,

учитель технологии МБОУ «СОШ № 62

с углубленным изучением отдельных предметов

имени академика РАО Г.Н. Волкова»

г. Чебоксары Чувашской Республики

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ

В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

В

соответствии

с

реализацией

Федерального

государственного

образовательного стандарта общего образования Министерства образования

и

науки

Российской

Федерации

и основной

образовательной

программы

главная цель обучения предмету «Технология» – знакомство обучающихся с

основными

технологическими

процессами

современного

производства,

обеспечение

усвоения

ими

основ

материаловедения,

информационных

технологий в их интеграции с декоративно-прикладным искусством.

Народное искусство отражает мировоззрение, материальную культуру

народа,

его

художественные

и

эстетические

идеи,

поэтому

оно

играет

большую

роль

в

изучении

предмета

«Технология»

в

средней

общеобразовательной

школе.

Отсюда

на

первый

план

выходит

задача

ориентации

обучающихся

на

генерирование

новых

идей,

творческую

интерпретацию этнокультурного компонента в современных проектах.

Чувашское

народное

искусство

является

элементом

традиционной

национальной культуры, отражающий систему художественных принципов и

символико-смысловых

элементов.

В

его

образной

и

стилистической

структуре отразились художественно-эстетические представления народа, его

менталитет.

Данное

обстоятельство

обусловливает

актуально сть

использования этнокультурного компонента в проектной деятельности на

уроках технологии.

Соответственно, это дает возможность по-новому выстроить процесс

обучения, дифференцированно подойти к каждому обучающемуся, укрепить

его интерес к учебе, творчеству, в полной мере развить индивидуальные

возможности и способности.

1

Как

известно,

труд,

работа

занимают

особое

место

не

только

в

народной педагогике, но и в быту человека. Корни прикладного искусства

находятся в стремлении человека к творчеству. Творчество в труде есть благо,

которое проверяется пользой не только себе и обществу, но и окружающей

природной

среде

и

жизни.

Оно

является

главным

мерилом

духовности,

эстетической ценности, так как духовную жизнь народа всегда определяли

труд, душевный талант и человечность.

Достижение

мастерства

в

каком-либо

деле

развивается

новым

познанием, новым творчеством и новым отношением к уже известному делу.

Человек создает красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Она

проявляется и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в

устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в

красоте одежды, и в законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего

тона и правилах приличия.

В процессе воспитания и обучения детей народная педагогика всегда

придает

большое

значение

использованию

различных

видов

искусства:

расписных предметов, вышивки, плетения, вязания, ткачества и т.д. Тем

самым,

обучающиеся

приобретают

навыки

работы

с

различным

художественным материалом, развивают свой творческий потенциал, у них

появляется

возможность

и

потребность

создавать

изделия

декоративно-

прикладного

характера

в

этнокультурных

традициях

своими

руками,

получать радость от самого процесса творчества.

Реализация

этнокультурного

компонента

на

уроках

технологии

осуществляется при освоении раздела «Рукоделие. Художественные ремесла»

через освоение различных видов декоративно-прикладного искусства. При

изучении

раздела

«Создание

изделий

из

текстильных

и

поделочных

материалов» учащиеся учатся осуществлять проектную деятельность, при

этом творчески мыслить, комбинировать, разрабатывать авторские изделия.

Развивающая

функция

проектной

деятельности проявляется

в

формировании таких умений как:

2

работать

с

различными

источниками

информации;

аналитически

мыслить;

– использовать разнопредметные знания и навыки (например, создание

изделия с применением чувашской национальной вышивки);

– представлять информацию; оценивать результаты своей деятельности

и других.

Существуют

различные

виды

проектов,

которые

включают

в

себя

следующие этапы:

определение

проблемы

и

цели

проекта,

связанных

с

решением

творческой

задачи

(например,

создание

изделия

с

использованием

трансферной печати);

– исследование проблемы (сбор и анализ информации, включающий

изучение аналогов и прототипов);

– разработка дизайн-концепции изделия, например конструирование и

моделирование фартука в национальном стиле;

определение

способа

решения

проблемы

(например,

создание

украшения в этнокультурных традициях),

– планирование деятельности и ресурсов;

– реализация проекта на практике;

– презентация результата и проведение фотосессии.

Каждый этап требует творческой работы через освоение и применение

новых

знаний

на

практике,

освоение

различных

видов

декоративно-

прикладного искусства, составляющих огромный пласт народной культуры и

его образовательно-воспитательный потенциал.

В помощь обучающимся нами была разработана структура системного

анализа

первоисточников,

вышивок,

народных

орнаментов,

состоящая

из

ряда

этапов.

На

первом

этапе

выявляется

пластическое

своеобразие

исследуемых аналогов и прототипов. В связи с этим необходимо создать

графиче скую

схему

их

форм. Н а

в т о р о м

э т а п е представляется

пропорциональный анализ аналогов и прототипов, который выполняется в

виде

рисунка,

показывающего

основные

соотношения

форм.

Далее

выполняется ритмический анализ исследуемых источников. На следующем

этапе определяется анализ тональной структуры, который характеризуется

проявлением

цвета

и

света.

В

композиции

исследуемых

аналогов

и

3

прототипов

значимую

роль

играет

колористическое

решение

и

фактура

материалов, поэтому важным этапом является анализ их цветовой структуры,

выполненный с передачей цвета и фактуры его элементов, выведенный в

диаграмму

пропорциональных

цветовых

отношений.

Следующий

этап

анализа

выявляет

особенности

декоративного

решения

первоисточника,

который

является

одним

из

способов

достижения

его

художественной

выразительности.

Целостность декоративного решения позволяет объединить различные

элементы исследуемых аналогов и прототипов в единый самобытный образ.

Предложенная система композиционно-структурного анализа первоисточника

помогает обучающимся лучше изучить этнокультурные традиции в создании

изделий, и затем трансформировать их в современные решения в авторских

творческих проектах.

Таким

образом,

использование

этнокультурного

компонента

в

проектном методе обучения на уроках технологии способствуют развитию

творческого потенциала личности, а также является условием повышения

качества

обучения

в

образовательном

процессе.

Участие

в

конкурсах

и

олимпиадах

по

технологии

с

подобными

творческими

проектами

способствует

совершенствованию

технологического

образования,

формированию

технологической

культуры

учащейся

молодежи,

подготавливает их к самостоятельной трудовой жизни.

Успешным

результатом

технологического

образования

являются

творческие,

активные

обучающиеся

с

широким

кругозором,

с

высоким

потенциалом,

имеющие

навыки

в

области

проектирования,

технологии

обработки материалов, способные приобретать новые навыки в процессе

обучения.

4



В раздел образования