Автор: Белова Светлана Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 62"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "Этнокультурный компонент в проектной деятельности на уроках технологии"
Раздел: среднее образование
С. Н. Белова,
учитель технологии МБОУ «СОШ № 62
с углубленным изучением отдельных предметов
имени академика РАО Г.Н. Волкова»
г. Чебоксары Чувашской Республики
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ
В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
В
соответствии
с
реализацией
Федерального
государственного
образовательного стандарта общего образования Министерства образования
и
науки
Российской
Федерации
и основной
образовательной
программы
главная цель обучения предмету «Технология» – знакомство обучающихся с
основными
технологическими
процессами
современного
производства,
обеспечение
усвоения
ими
основ
материаловедения,
информационных
технологий в их интеграции с декоративно-прикладным искусством.
Народное искусство отражает мировоззрение, материальную культуру
народа,
его
художественные
и
эстетические
идеи,
поэтому
оно
играет
большую
роль
в
изучении
предмета
«Технология»
в
средней
общеобразовательной
школе.
Отсюда
на
первый
план
выходит
задача
ориентации
обучающихся
на
генерирование
новых
идей,
творческую
интерпретацию этнокультурного компонента в современных проектах.
Чувашское
народное
искусство
является
элементом
традиционной
национальной культуры, отражающий систему художественных принципов и
символико-смысловых
элементов.
В
его
образной
и
стилистической
структуре отразились художественно-эстетические представления народа, его
менталитет.
Данное
обстоятельство
обусловливает
актуально сть
использования этнокультурного компонента в проектной деятельности на
уроках технологии.
Соответственно, это дает возможность по-новому выстроить процесс
обучения, дифференцированно подойти к каждому обучающемуся, укрепить
его интерес к учебе, творчеству, в полной мере развить индивидуальные
возможности и способности.
1
Как
известно,
труд,
работа
занимают
особое
место
не
только
в
народной педагогике, но и в быту человека. Корни прикладного искусства
находятся в стремлении человека к творчеству. Творчество в труде есть благо,
которое проверяется пользой не только себе и обществу, но и окружающей
природной
среде
и
жизни.
Оно
является
главным
мерилом
духовности,
эстетической ценности, так как духовную жизнь народа всегда определяли
труд, душевный талант и человечность.
Достижение
мастерства
в
каком-либо
деле
развивается
новым
познанием, новым творчеством и новым отношением к уже известному делу.
Человек создает красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Она
проявляется и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в
устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в
красоте одежды, и в законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего
тона и правилах приличия.
В процессе воспитания и обучения детей народная педагогика всегда
придает
большое
значение
использованию
различных
видов
искусства:
расписных предметов, вышивки, плетения, вязания, ткачества и т.д. Тем
самым,
обучающиеся
приобретают
навыки
работы
с
различным
художественным материалом, развивают свой творческий потенциал, у них
появляется
возможность
и
потребность
создавать
изделия
декоративно-
прикладного
характера
в
этнокультурных
традициях
своими
руками,
получать радость от самого процесса творчества.
Реализация
этнокультурного
компонента
на
уроках
технологии
осуществляется при освоении раздела «Рукоделие. Художественные ремесла»
через освоение различных видов декоративно-прикладного искусства. При
изучении
раздела
«Создание
изделий
из
текстильных
и
поделочных
материалов» учащиеся учатся осуществлять проектную деятельность, при
этом творчески мыслить, комбинировать, разрабатывать авторские изделия.
Развивающая
функция
проектной
деятельности проявляется
в
формировании таких умений как:
2
–
работать
с
различными
источниками
информации;
аналитически
мыслить;
– использовать разнопредметные знания и навыки (например, создание
изделия с применением чувашской национальной вышивки);
– представлять информацию; оценивать результаты своей деятельности
и других.
Существуют
различные
виды
проектов,
которые
включают
в
себя
следующие этапы:
–
определение
проблемы
и
цели
проекта,
связанных
с
решением
творческой
задачи
(например,
создание
изделия
с
использованием
трансферной печати);
– исследование проблемы (сбор и анализ информации, включающий
изучение аналогов и прототипов);
– разработка дизайн-концепции изделия, например конструирование и
моделирование фартука в национальном стиле;
–
определение
способа
решения
проблемы
(например,
создание
украшения в этнокультурных традициях),
– планирование деятельности и ресурсов;
– реализация проекта на практике;
– презентация результата и проведение фотосессии.
Каждый этап требует творческой работы через освоение и применение
новых
знаний
на
практике,
освоение
различных
видов
декоративно-
прикладного искусства, составляющих огромный пласт народной культуры и
его образовательно-воспитательный потенциал.
В помощь обучающимся нами была разработана структура системного
анализа
первоисточников,
вышивок,
народных
орнаментов,
состоящая
из
ряда
этапов.
На
первом
этапе
выявляется
пластическое
своеобразие
исследуемых аналогов и прототипов. В связи с этим необходимо создать
графиче скую
схему
их
форм. Н а
в т о р о м
э т а п е представляется
пропорциональный анализ аналогов и прототипов, который выполняется в
виде
рисунка,
показывающего
основные
соотношения
форм.
Далее
выполняется ритмический анализ исследуемых источников. На следующем
этапе определяется анализ тональной структуры, который характеризуется
проявлением
цвета
и
света.
В
композиции
исследуемых
аналогов
и
3
прототипов
значимую
роль
играет
колористическое
решение
и
фактура
материалов, поэтому важным этапом является анализ их цветовой структуры,
выполненный с передачей цвета и фактуры его элементов, выведенный в
диаграмму
пропорциональных
цветовых
отношений.
Следующий
этап
анализа
выявляет
особенности
декоративного
решения
первоисточника,
который
является
одним
из
способов
достижения
его
художественной
выразительности.
Целостность декоративного решения позволяет объединить различные
элементы исследуемых аналогов и прототипов в единый самобытный образ.
Предложенная система композиционно-структурного анализа первоисточника
помогает обучающимся лучше изучить этнокультурные традиции в создании
изделий, и затем трансформировать их в современные решения в авторских
творческих проектах.
Таким
образом,
использование
этнокультурного
компонента
в
проектном методе обучения на уроках технологии способствуют развитию
творческого потенциала личности, а также является условием повышения
качества
обучения
в
образовательном
процессе.
Участие
в
конкурсах
и
олимпиадах
по
технологии
с
подобными
творческими
проектами
способствует
совершенствованию
технологического
образования,
формированию
технологической
культуры
учащейся
молодежи,
подготавливает их к самостоятельной трудовой жизни.
Успешным
результатом
технологического
образования
являются
творческие,
активные
обучающиеся
с
широким
кругозором,
с
высоким
потенциалом,
имеющие
навыки
в
области
проектирования,
технологии
обработки материалов, способные приобретать новые навыки в процессе
обучения.
4