Напоминание

"Тональный рисунок гипсового цилиндра в вертикальном положении"


Автор: Ханнанова Алина Айдаровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Джалильская детская художественная школа"
Населённый пункт: Республика Татарстан, Сармановский район, пгт. Джалиль
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Тональный рисунок гипсового цилиндра в вертикальном положении"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Класс: 1 рисунок

Общая тема урока: «Тональный рисунок гипсового цилиндра в

вертикальном положении»

Тема 1 день: «Конструктивный рисунок гипсового цилиндра» 3 часа

Цель:

Задачи:

Тип

занятия:

Материалы и

оборудование:

Структура

урока:

1 урок

Орг. момент

Актуализация

Выполнить построение цилиндра в вертикальном положении

обучающая: научить строить цилиндрический предмет, расширить

представление о линейном рисунке;

развивающая: развить умение анализировать форму предмета,

умение, наблюдательность и усидчивость, развить глазомер;

воспитывающая: воспитать любовь к изобразительному

искусству, к предметам окружающего мира, культуру работы с

графическим материалом;

комбинированный (рисунок с натуры)

для учителя: наглядные пособия - поэтапность построения

цилиндра; работы учащихся ДХШ.

для учащихся: бумага, карандаш, ластик;

1.

Орг. момент (1-2 мин)

2.

Актуализация (10 мин)

3.

Объяснение нового материала (35 мин)

4.

Практическая работа (70 мин)

5.

Анализ работ (3 мин)

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Айдаровна. (Проверяю

готовность к уроку). Сегодня мы будем учиться выполнять

построение цилиндра в вертикальном положении.

- Ребята, а что такое рисунок?

Ответы учащихся.

-Рисунок – это графическое изображение окружающего мира и

вместе с этим, это основа изобразительного искусства.

- А что такое графика?

Ответы учащихся.

- Графика – это вид изобразительного искусства. В качестве

основных изобразительных средств используются линии, штрихи,

пятна, точки.

Объяснение

нового

материала

- Графика (в переводе с фр.) – означает письменный, пишу, черчу,

рисую.

- Ребята, а какие геометрические тела вы знаете?

Ответы учащихся.

- Это ребята, цилиндр, конус, призма, шар, круг.

- А чем отличаются тела от фигур?

Ответы учащихся.

Геометрические тела – это объемные предметы. Например –

цилиндр, призма. А фигуры – это плоские фигуры. Значит,

фигурами можно назвать квадрат, круг, треугольник и т.д.

- По форме простые геометрические тела можно разделить на тела

вращения и многогранники.

- Как вы думаете, чем отличается эти тела?

Ответы учащихся.

Многогранники

– это фигуры, у которых оболочка образована

отсеками плоскостей.

Грани – это отсеки плоскостей, которые составляют поверхность

многогранника; ребра - это отрезки прямых, по которым

пересекается грани, вершины – это концы ребер.

- Вот посмотрите на этот предмет. Это призма. Вот, мы видим, что

у этого тела есть грани. Призма отчетливо делится на несколько

плоскостей.

- А какие многогранники вы можете еще назвать?

Ответы учащихся.

- Да, это - пирамида, куб и другие тела, которые имеют грани.

- А

тела вращения

- геометрические тела, оболочка которых

представляет собой поверхность вращения.

- Какие тела вращения вы можете назвать?

Ответы учащихся.

- Конус, цилиндр, шар.

Так отличается цилиндр от призмы? Чем?

Ответы учащихся.

Цилиндр

– простой геометрический предмет, форма которого

состоит из 3 поверхностей. Это одинаковые по форме плоские

круги (показываю на цилиндре); и одна образующая форму

цилиндрическая поверхность (показываю на цилиндре)

Проследим поэтапность построения цилиндра:

Для начала намечаем место цилиндра на листе. Ребята, но

еще надо учитывать место для падающей тени. Старайтесь

цилиндр разместить в середине листа. Снизу оставляем

больше места с целью обозначения пространства.

Засечками отмечаем произвольную высоту цилиндра. И

способом визирования измеряем ширину и откладываем в

высоте цилиндра ( показываю на постановке ).

- Ребята, вы конечно же помните как с помощью визирования,

находим ширину в высоте. Вытягиваем руку. Измеряем ширину и

откладываем в высоте. У вас примерно будет 1,5 раза.

2 -3 урок

После того как наметили основные пропорции, строим

прямоугольник. То есть соединяем горизонтальные и

вертикальные линии. Вот посмотрите на рисунок, я сначала

отметила общие пропорции, и соединяю линии, потом делю

этот прямоугольник на равные части, провожу ось

симметрию. Ось симметрия делит предмет на равные части,

если у вас одна сторона будет больше, то предмет получится

кривым.

Следующий этап – это построение овалов.

Овал – это замкнутая кривая линия, которая строится на двух

взаимно перпендикулярных осях: горизонтальной и

вертикальной. В рисунке под овалом стоит понимать

перспективное изображение окружности, где нет углов. А

есть плавный переход от ближней части к дальней.

- Ребята часто в рисунках делают такие ошибки: овалы

получаются с острыми углами по краям, так как овал – это круг в

ракурсе. Он не имеет острых углов. Или же овалы получаются

прямыми. Вот давайте посмотрим на цилиндр.

- Чем ниже овал, тем он становится шире. Вот постепенно, я его

опускаю.

- Что происходит с овалом?

Ответы учащихся.

- Да, верно, ребята, он расширяется.

- А если линия горизонта совпадает с овалом? Что вы сейчас

видите? (ответы учащихся).

- Совершенно верно, прямую линию, потому что овал совпал с

уровнем зрения. Значит овал, не имеет острых углов, тем более

прямые края.

Для построения овала сначала внутри прямоугольника

намечаем маленький прямоугольник. Посмотрите на рисунок,

я рисую прямоугольник, он зависит от высоты овала. Кто

сидит дальше от постановки, то у них будет овал уже, а кто

ближе, то шире. Провожу горизонтальную линию, но та

сторона овала, которая ближе к нам будет чуть шире. И от

точек провожу линии, они у меня не прямые. А когда строим

второй овал, делаем тоже самое, но основание цилиндра

будет шире. Так как чем ниже овал, тем больше расширяется.

После построения овалов, соединяем крайние точки, и у нас

получится цилиндр.

1.Композиционное размещение предмета на формате.

Снизу оставляем больше места. Предмет размещаем в

середине листа, потому как он один. Предмет не должен

быть слишком большим и слишком мелким. Также не

забываем о падающей тени.

2. Общие размеры:

Практическая

часть

Анализ работ:

Намечаем высоту цилиндра. Путем визирования находим ширину.

3. Построение овалов.

Строим прямоугольник.

Намечаем горизонтальную линию. Та часть, которая ближе

к нам, будет чуть шире.

Вписываем овал в прямоугольник

Основание цилиндра делаем шире, чем первый овал.

Учитываем правила перспективы построения овалов.

4. Линии конструкции.

Проводим вертикальные линии, соединяем точки

С помощью линий различной толщины показываем - какая часть

овала ближе к нам. Линии построения оставляем еле заметными.

В процесс работы учащихся провожу индивидуальную работу.

Подхожу к каждому ученику, анализирую ошибки, объясняю.

Вывешиваем работы на доску. Вместе анализируем работы.

- Ребята, посмотрите внимательно на работы.

-Как вы думаете, какая работа получилась правильно?

Ответы учащихся.

-А какие ошибки вы видите в работах?

Ответы учащихся.

- Почему так получилось?

Ответы учащихся.

Класс: 1

Тема 2 день: «Тональный рисунок гипсового цилиндра в вертикальном

положении» 3 часа

Цель:

Задачи:

Материалы и

оборудование:

Тип урока:

Структура урока:

1 урок

Орг. момент

выполнить рисунок цилиндра в тоне (продолжение

предыдущей темы);

обучающая: обучать правильно передавать в

рисунке светотеневые отношения на предмете

цилиндрической формы;

развивающая: развивать умение видеть

светотеневые отношения на предметах (тень,

полутень, свет, рефлекс, падающая тень);

воспитывающая: воспитывать культуру работы с

графическим материалом, аккуратность,

усидчивость;

для учителя: наглядные пособие ( поэтапность

построения, последовательность выполнения

цилиндра в тоне), конспект урока;

для учащихся: бумага (формат А3), карандаш,

ластик.

комбинированный (работа с натуры)

1)

Орг. момент (1-2 мин)

2)

Актуализация (10 мин)

3)

Объяснение нового материала (35 мин)

4)

Практическая часть (выполнение цилиндра в

тоне) (70 мин)

5)

Анализ урока (3 мин)

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем

рисовать цилиндр. Но сегодня мы должны

выполнить работу уже в тоне.

- Ребята, на том уроке мы с вами разговаривали о

формах, геометрических телах.

- Чем отличаются фигуры от тел?

Ответы учащихся.

Фигуры – они плоские, а тела - объемные.

- Какие тела вы можете назвать, какие фигуры?

Ответы учащихся.

- А на какие группы делятся простые

геометрические тела?

Ответы учащихся.

- Тела вращения (шар, конус, цилиндр)

-Многогранники (пирамида, призма, куб )

- А к какой группе относится цилиндр?

Ответы учащихся.



В раздел образования