Автор: Ханнанова Алина Айдаровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Джалильская детская художественная школа"
Населённый пункт: Республика Татарстан, Сармановский район, пгт. Джалиль
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Тональный рисунок гипсового цилиндра в вертикальном положении"
Раздел: дополнительное образование
Класс: 1 рисунок
Общая тема урока: «Тональный рисунок гипсового цилиндра в
вертикальном положении»
Тема 1 день: «Конструктивный рисунок гипсового цилиндра» 3 часа
Цель:
Задачи:
Тип
занятия:
Материалы и
оборудование:
Структура
урока:
1 урок
Орг. момент
Актуализация
Выполнить построение цилиндра в вертикальном положении
обучающая: научить строить цилиндрический предмет, расширить
представление о линейном рисунке;
развивающая: развить умение анализировать форму предмета,
умение, наблюдательность и усидчивость, развить глазомер;
воспитывающая: воспитать любовь к изобразительному
искусству, к предметам окружающего мира, культуру работы с
графическим материалом;
комбинированный (рисунок с натуры)
для учителя: наглядные пособия - поэтапность построения
цилиндра; работы учащихся ДХШ.
для учащихся: бумага, карандаш, ластик;
1.
Орг. момент (1-2 мин)
2.
Актуализация (10 мин)
3.
Объяснение нового материала (35 мин)
4.
Практическая работа (70 мин)
5.
Анализ работ (3 мин)
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Айдаровна. (Проверяю
готовность к уроку). Сегодня мы будем учиться выполнять
построение цилиндра в вертикальном положении.
- Ребята, а что такое рисунок?
Ответы учащихся.
-Рисунок – это графическое изображение окружающего мира и
вместе с этим, это основа изобразительного искусства.
- А что такое графика?
Ответы учащихся.
- Графика – это вид изобразительного искусства. В качестве
основных изобразительных средств используются линии, штрихи,
пятна, точки.
Объяснение
нового
материала
- Графика (в переводе с фр.) – означает письменный, пишу, черчу,
рисую.
- Ребята, а какие геометрические тела вы знаете?
Ответы учащихся.
- Это ребята, цилиндр, конус, призма, шар, круг.
- А чем отличаются тела от фигур?
Ответы учащихся.
Геометрические тела – это объемные предметы. Например –
цилиндр, призма. А фигуры – это плоские фигуры. Значит,
фигурами можно назвать квадрат, круг, треугольник и т.д.
- По форме простые геометрические тела можно разделить на тела
вращения и многогранники.
- Как вы думаете, чем отличается эти тела?
Ответы учащихся.
Многогранники
– это фигуры, у которых оболочка образована
отсеками плоскостей.
Грани – это отсеки плоскостей, которые составляют поверхность
многогранника; ребра - это отрезки прямых, по которым
пересекается грани, вершины – это концы ребер.
- Вот посмотрите на этот предмет. Это призма. Вот, мы видим, что
у этого тела есть грани. Призма отчетливо делится на несколько
плоскостей.
- А какие многогранники вы можете еще назвать?
Ответы учащихся.
- Да, это - пирамида, куб и другие тела, которые имеют грани.
- А
тела вращения
- геометрические тела, оболочка которых
представляет собой поверхность вращения.
- Какие тела вращения вы можете назвать?
Ответы учащихся.
- Конус, цилиндр, шар.
Так отличается цилиндр от призмы? Чем?
Ответы учащихся.
Цилиндр
– простой геометрический предмет, форма которого
состоит из 3 поверхностей. Это одинаковые по форме плоские
круги (показываю на цилиндре); и одна образующая форму
цилиндрическая поверхность (показываю на цилиндре)
Проследим поэтапность построения цилиндра:
Для начала намечаем место цилиндра на листе. Ребята, но
еще надо учитывать место для падающей тени. Старайтесь
цилиндр разместить в середине листа. Снизу оставляем
больше места с целью обозначения пространства.
Засечками отмечаем произвольную высоту цилиндра. И
способом визирования измеряем ширину и откладываем в
высоте цилиндра ( показываю на постановке ).
- Ребята, вы конечно же помните как с помощью визирования,
находим ширину в высоте. Вытягиваем руку. Измеряем ширину и
откладываем в высоте. У вас примерно будет 1,5 раза.
2 -3 урок
После того как наметили основные пропорции, строим
прямоугольник. То есть соединяем горизонтальные и
вертикальные линии. Вот посмотрите на рисунок, я сначала
отметила общие пропорции, и соединяю линии, потом делю
этот прямоугольник на равные части, провожу ось
симметрию. Ось симметрия делит предмет на равные части,
если у вас одна сторона будет больше, то предмет получится
кривым.
Следующий этап – это построение овалов.
Овал – это замкнутая кривая линия, которая строится на двух
взаимно перпендикулярных осях: горизонтальной и
вертикальной. В рисунке под овалом стоит понимать
перспективное изображение окружности, где нет углов. А
есть плавный переход от ближней части к дальней.
- Ребята часто в рисунках делают такие ошибки: овалы
получаются с острыми углами по краям, так как овал – это круг в
ракурсе. Он не имеет острых углов. Или же овалы получаются
прямыми. Вот давайте посмотрим на цилиндр.
- Чем ниже овал, тем он становится шире. Вот постепенно, я его
опускаю.
- Что происходит с овалом?
Ответы учащихся.
- Да, верно, ребята, он расширяется.
- А если линия горизонта совпадает с овалом? Что вы сейчас
видите? (ответы учащихся).
- Совершенно верно, прямую линию, потому что овал совпал с
уровнем зрения. Значит овал, не имеет острых углов, тем более
прямые края.
Для построения овала сначала внутри прямоугольника
намечаем маленький прямоугольник. Посмотрите на рисунок,
я рисую прямоугольник, он зависит от высоты овала. Кто
сидит дальше от постановки, то у них будет овал уже, а кто
ближе, то шире. Провожу горизонтальную линию, но та
сторона овала, которая ближе к нам будет чуть шире. И от
точек провожу линии, они у меня не прямые. А когда строим
второй овал, делаем тоже самое, но основание цилиндра
будет шире. Так как чем ниже овал, тем больше расширяется.
После построения овалов, соединяем крайние точки, и у нас
получится цилиндр.
1.Композиционное размещение предмета на формате.
Снизу оставляем больше места. Предмет размещаем в
середине листа, потому как он один. Предмет не должен
быть слишком большим и слишком мелким. Также не
забываем о падающей тени.
2. Общие размеры:
Практическая
часть
Анализ работ:
Намечаем высоту цилиндра. Путем визирования находим ширину.
3. Построение овалов.
Строим прямоугольник.
Намечаем горизонтальную линию. Та часть, которая ближе
к нам, будет чуть шире.
Вписываем овал в прямоугольник
Основание цилиндра делаем шире, чем первый овал.
Учитываем правила перспективы построения овалов.
4. Линии конструкции.
Проводим вертикальные линии, соединяем точки
С помощью линий различной толщины показываем - какая часть
овала ближе к нам. Линии построения оставляем еле заметными.
В процесс работы учащихся провожу индивидуальную работу.
Подхожу к каждому ученику, анализирую ошибки, объясняю.
Вывешиваем работы на доску. Вместе анализируем работы.
- Ребята, посмотрите внимательно на работы.
-Как вы думаете, какая работа получилась правильно?
Ответы учащихся.
-А какие ошибки вы видите в работах?
Ответы учащихся.
- Почему так получилось?
Ответы учащихся.
Класс: 1
Тема 2 день: «Тональный рисунок гипсового цилиндра в вертикальном
положении» 3 часа
Цель:
Задачи:
Материалы и
оборудование:
Тип урока:
Структура урока:
1 урок
Орг. момент
выполнить рисунок цилиндра в тоне (продолжение
предыдущей темы);
обучающая: обучать правильно передавать в
рисунке светотеневые отношения на предмете
цилиндрической формы;
развивающая: развивать умение видеть
светотеневые отношения на предметах (тень,
полутень, свет, рефлекс, падающая тень);
воспитывающая: воспитывать культуру работы с
графическим материалом, аккуратность,
усидчивость;
для учителя: наглядные пособие ( поэтапность
построения, последовательность выполнения
цилиндра в тоне), конспект урока;
для учащихся: бумага (формат А3), карандаш,
ластик.
комбинированный (работа с натуры)
1)
Орг. момент (1-2 мин)
2)
Актуализация (10 мин)
3)
Объяснение нового материала (35 мин)
4)
Практическая часть (выполнение цилиндра в
тоне) (70 мин)
5)
Анализ урока (3 мин)
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем
рисовать цилиндр. Но сегодня мы должны
выполнить работу уже в тоне.
- Ребята, на том уроке мы с вами разговаривали о
формах, геометрических телах.
- Чем отличаются фигуры от тел?
Ответы учащихся.
Фигуры – они плоские, а тела - объемные.
- Какие тела вы можете назвать, какие фигуры?
Ответы учащихся.
- А на какие группы делятся простые
геометрические тела?
Ответы учащихся.
- Тела вращения (шар, конус, цилиндр)
-Многогранники (пирамида, призма, куб )
- А к какой группе относится цилиндр?
Ответы учащихся.