Напоминание

"Роль родителей в формировании правильной речи ребенка"


Автор: Михайлова Юлия Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №20 "Росинка" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Березовский, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль родителей в формировании правильной речи ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Аннотация. В

методической

разработке

предложены

рекомендации

родителям,

направленные

на

активизацию

речевой

активности

детей

и

создание

атмосферы,

благоприятной

для

развития

их

ребенка.

Рассматриваются

вопросы

о

формировании

фонематического

восприятия,

словарного

запаса,

мелкой

моторики

у

детей.

Включены

задания

и

упражнения

по

использованию

нетрадиционных

методик

игрушек,

изготовленных

из

природных

материалов,

игр

с

использованием

песка.

Разработка адресована родителям, логопедам, воспитателям детских садов

для работы с детьми 3-5 летнего возраста.

«Роль родителей в формировании правильной речи ребенка».

Семья и близкие люди создают условия для обеспечения психологического

благополучия

и

речевого

развития

ребенка.

Отношения

между

членами

семьи создают благоприятную микросоциальную среду взаимодействия с

ребенком.

К

составляющим

элементам

микросреды

относятся

нормы

поведения,

понятия

о

нравственности,

духовность,

настроение,

общее

мнение и т. д. Доброжелательное отношение всех членов семьи стимулирует

и направляет нравственное и речевое развитие их ребенка.

Через взаимодействие членов семьи со специалистом – логопедом

способствует правильному формированию речевых основ дошкольника. К

ним относятся обогащение речевого и словарного запаса, познавательного

интереса, расширение представлений об окружающем мире, формирование

умения

свободно

и

грамотно

строить

речевые

высказывания,

развитие

фонематического слуха и звукового анализа слов. Данные речевые умения и

навыки

формируются

через

разнообразные

формы

работы:

социально-

педагогические

консультации,

просветительские

беседы,

родительские

собрания, логопедические мастер-классы. Логопедическая работа позволяет

учитывать

индивидуальный

подход

и

особенности

развития

каждого

ребенка.

Правильному речевому развитию ребенка способствует развитие мелкой

моторики

рук.

Они

включают

развитие

тактильных

ощущений,

игровые

упражнения движения пальчиков с речевым сопровождением, пальчиковые

игры

с

мелкими

игрушками,

формирование

умения

правильного

захвата

карандаша.

Можно проводить занятия лепки, аппликации. Развитие пространственной

ориентировки: разукрашивание, рисование на верхнем, среднем, нижнем

или боковом участке листа.

Развитие речевых навыков может осуществляться через ролевые задания

и упражнения. Родители знакомят ребенка с содержанием рассказа, текста и

предлагают

разыграть

его

по

ролям.

Согласовывается

описание

места

действия инсценировки (лес, дом, дорога и др.). На следующем этапе дети

анализируют и самостоятельно описывают события, стараются восстановить

их

последовательность,

используют

элементы

пересказа.

Взрослый

предлагает ребенку придумать внешний вид действующих лиц, продумать

взаимоотношения между героями.

При

составлении

описания

действующих

лиц

активизируется

и

пополняется

словарный

запас

в

назывании

предметов,

прилагательных,

глаголов.

Особенности

поведения

героев,

их

действий

сначала

проговариваются

детьми,

а

затем

демонстрируются

зрителям.

В

подготовительном

этапе

можно

вводить

предварительные

беседы

и

маленькие этюды, которые помогают лучшему восприятию произведения.

Данный

вид

деятельности

способствует

речевому

развитию

детей

дошкольного возраста, развивают речевое и психоэмоциональное состояние.

В

речевом

плане

пополняется

словарный

запас

детей,

они

учатся

согласовывать

слова

с

движениями

и

действиями.

Отрабатывается

просодическая

сторона

речи

(высота,

сила,

громкость,

интонационная

выразительность). Дети упражняются в диалогическом взаимодействии.

Родители могут оказывать положительное воздействие на речевое

развитие ребенка с использованием игр с песком, (использование метода

«Песочная терапия»). Простые, на первый взгляд, игры могут быть очень

полезны

для

психического

здоровья

и

речевого

развития

детей.

«Песок-

природный

материал,

он

наполняет

любого,

прикоснувшегося

к

нему,

энергией

и

дает

ощущение

«творца».

Задания

способствуют

развитию

мелкой моторики у детей. Упражнения, выполняемые с детьми, доставляют

радость.

Игры:

«Чувствительные

ладошки».

Положите

ладошки

на

песок,

закройте глазки, почувствуйте какой он. Откройте глазки. Расскажите, что вы

чувствовали.

Послушайте

ответы

детей.

Сделайте

то

же

самое,

повернув

ладошки

другой

стороной.

Расскажите

о

своих

ощущениях.

Скользите

ручками по поверхности песка как змейка или машина. Двигайте ручками и

покажите как ходит слон, как маленький слоненок, как быстрый зайчик.

Оставьте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

Создайте узоры и рисунки: солнышко, бабочка, буква «А», другие буквы

или напишите целое слово. Сначала взрослый пишет слово сам, а затем

просит написать ребенка. Развивать мелкую моторику рук у детей помогут

игры и упражнения, также связанные с песком. Движения можно выполнять

от более простых игр пальчиками, до более сложных, выполняемых руками.

Можно

предложить

ребенку

«прошагать»

каждым

пальчиком

правой

и

левой

руки

по

песочной

поверхности.

Разложить

на

песке

разные

по

структуре и размеру камни и природные материалы в особой логической

очередности.

Выложить

камешками

геометрическую

фигуру.

Посчитать

камешки

или

выполнить

математическое

задание.

Нарисовать

один

или

несколько узоров кисточкой или палочкой на поверхности песка. На влажном

песке оставить след от ладошки или колес от игрушечной машинки, ребенок

должен угадать, чей это отпечаток.

Можно

выполнить

песочную

аппликацию.

Сделать

это

можно

в

следующей

последовательности.

Клеем

нанесите

на

картон

рисунок

и

посыпьте песком, затем стряхните лишний песок с изображения и у вас с

ребенком получится «песочная» картина. Песок можно покрасить красками и

высушить.

Взрослый

может

предложить

ребенку

стать

археологом

и

произвести собственные раскопки в песочнице. Для этого предварительно

закопайте одну игрушку или 2, 3 предмета в непрозрачную емкость с песком.

Ребенок не должен знать, что именно было закопано. В ходе раскопок по

открывающимся

частям

предмета

ребенок

должен

догадаться,

что

было

спрятано.

Малыш

может

раскопать

один

из

предметов

и

на

ощупь

определить,

что

это.

Выполнять

упражнение

можно,

начиная

с

одного

предмета, затем закопать 5,6 игрушек. Игры на песке помогают развивать не

только

мелкую

моторику

рук,

но

и

развивать

слуховое

фонематическое

восприятие. Взрослый может произносить отдельные слоги или подражания

звуков, например: (да-да-да, га-га, ав, ме-ме-ме), а ребенок может ставить на

песке

такое

количество

палочек

или

рисовать

количество

кружков

соответственно

тому,

какое

количество

слогов

он

услышал.

Взрослый

проверяет

задание

и

в

случае

затруднений

ребенка

выполняют

задание

вместе. Родители произносят слоги отдельно и вместе с ребенком чертят на

поверхности песка определенные знаки пальчиком или палочкой, которую

ребенок удобно держит в руках.

Можно предложить ребенку более старшего возраста найти в слове звук,

который

произносится

под

ударением.

Ребенок

читает

и

произносит

написанное на песке слово, интонацией выделяет ударный звук. Держа в

руке «волшебную палочку», он дотрагивается до буквы и ставит над ней след

ударения.

Можно написать на песке слоговую схему слова, а ребенок находит слог, в

котором

есть

ударная

гласная

и

ставит

палочкой

над

ним

ударение.

Например: ма-ши-на. Чертим на песке: - - -. Над вторым слогом в схеме

ставим ударение. Слово: пи-ра-ми-да.

Изображаем на песке:

- - - -. Над третьим слогом в схеме ставим ударение. На поверхности песка

можно выполнять задания, включающие деление слов на слоги. Сверху-вниз

на

поверхности

песка

можно

выложить

домики

с

одним,

двумя,

тремя,

четырьмя окнами или нарисовать ступеньки от одной до четырех лестниц.

Возле домика с одним окном выкладываются слова или картинки, которые

состоят из одного слога: кот, кит, мак, мох. Возле домика с двумя окнами-

слова, состоящие из двух слогов: кош-ка, тап-ки, лу-на, ту-ча, ре-ка. Возле

домика с тремя окнами – слова, состоящие из трех слогов: ра-ке-та, ка-ре-та,

во-ро-бей. У домика, у которого изображено четыре окна – слова, состоящие

из

четырех

слогов:

эк-ска-ва-тор,

пи-ра-ми-да,

Бу-ра-ти-но.

Можно

предложить

ребенку

возле

каждого

домика

выкладывать

схемы

слов,

которые ребенок произносит.

Задания по развитию речи можно выполнить, так же с использованием

поверхности на емкости с песком. Логопед дает задание выбрать картинки

или фигурки, в названиях которых есть заданный звук. Он может находиться

в

начале,

в

середине

или

в

конце

слова,

затем

расположить

их

в

определенной

последовательности

или

построить

город.

Потом

можно

составить

устный

рассказ

об

этом

городе

или

фигурках,

которые

расположены на песке. Ребенок может отвечать на вопросы: кто это? или что

это за предметы, животные, птицы? и т.д. Какие это предметы? Опишите их

признаки, цвет. Что они делают? Где живут? Для чего они необходимы людям

или

природе?

Потом

можно

предложить

малышу

составить

рассказ

или

рассуждение об этом городе, предметах, жителях.

Роль родителей совместно с деятельностью логопеда позволяет создать

атмосферу, благоприятную для развития ребенка, повысить результативность

коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического

воздействия, ведь качественное развитие, обучение и воспитание ребенка

невозможно без внимания родителей.

Совместная деятельность логопеда совместно с родителями ребенка

заключается в развитии речевой активности, пополнении словарного запаса,

формировании

мелкой

моторики,

внимания,

памяти,

совершенствовании

связной речи, повышении интереса к логопедическим занятиям. Проведение

здоровьесберегающих упражнений способствуют развитию общей и мелкой

моторики

у

детей,

подвижности

органов

артикуляционного

аппарата.

У

дошкольников

формируется

самостоятельность,

сотрудничество,

сотворчество

с

родителями,

логопедом

и

сверстниками,

самоконтроль

правильной речи. Взаимный метод деятельности перспективен в том, что

помогает

детям

применять

на

практике

известные

им

знания,

развивает

воображение,

расширяет

знания

об

окружающем

мире,

укрепляет

отношения в группе или коллективе, позволяет ребенку развивать речевые

коммуникации, делает ребенка более активным, позволяет проявить свои

коммуникативные качества.



В раздел образования