Авторы: Микишева Ольга Александровна, Жукова Людмила Георгиевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ" Голубой вагон"
Населённый пункт: Тукаевский район.Посёлок Круглое поле
Наименование материала: Проектная работа
Тема: "Природа и мы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение - детский сад «Голубой вагон» п. Круглое поле
Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Проект
«Природа и мы»
Авторы проекта:
воспитатель
МБДОУ-
воспитатель
высшей
кв.
категории
Микишева
Ольга
Александровна
1
2018г.
Содержание
1. Введение………………………………………………………………….....3
1.1. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников
во взаимодействии с семьёй………………………………………………….3
1.2. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию………5
2. Проект работы с родителями в экологическом воспитании
дошкольников………………………………………………………………….6
3. Заключение…………………………………………………………………13
4. Список использованной литературы…………………………………….14
5. Приложения……………………………………………………………….14
Введение:
Работа
с
родителями
по
экологическому
воспитанию
дошкольников
является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только
2
опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную
задачу
–
воспитание
человека
с
большой
буквы,
человека
экологически
грамотного.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый
план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали
актуальными?
Причина
–
в
деятельности
человека
в
природе,
часто
безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная,
ведущая к нарушению экологического равновесия.
Проект направлен на работу с родителями воспитанников, посещающих
дошкольное учреждение, и позволяет сочетать интересы всех участников
образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.
1.1. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во
взаимодействии с родителями
Дошкольный
возраст
–
самоценный
этап
в
развитии
экологической
культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том
числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте
ребенок
начинает
выделять
себя
из
окружающей
среды,
развивается
эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы
нравственно-экологических
позиций
личности,
которые
проявляются
во
взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний,
норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней,
активность
в
решении
некоторых
экологических
проблем.
При
этом
накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью.
Они
–
необходимое
условие
выработки
эмоционально-нравственного
и
действенного отношения к миру.
Семья
занимает
важное
место
в
экологическом
воспитании
человека.
Именно
в
семье
формируются
основы
духовного
и
культурного
облика,
закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от
своей семьи, поскольку она обеспечивает:
- физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
- эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и
мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
-
условия
развития,
включая
общение,
возможности
ползать,
ходить,
бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Цель экологического воспитания в современном ДОУ - становление
начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания,
мышления,
экологической
культуры
у
взрослых,
их
воспитывающих,
3
формирование
ответственного
отношения
к
окружающей
среде,
которое
строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение
нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей
его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы
своей
местности.
Сама
природа
понимается
не
только
как
внешняя
по
отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Вышеуказанные
цели
достигаются
по
мере
решения
в
единстве
следующих задач:
-
образовательных
-
формирование
системы
знаний
об
экологических
проблемах современности и пути их разрешения;
-
воспитательных
-
формирование
мотивов,
потребностей
и
привычек
экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа
жизни;
-
развивающих
-
развитие
системы
интеллектуальных
и
практических
умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды
своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране
окружающей
среды:
интеллектуального
(способности
к
анализу
экологических
ситуаций),
эмоционального
(отношение
к
природе
как
к
универсальной
ценности),
нравственного
(воли
и
настойчивости,
ответственности).
Детский
сад
является
первым
звеном
системы
непрерывного
экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает
задача
формирования
у
дошкольников
основ
культуры
рационального
природопользования.
Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ через
весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет
природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах,
комната
природы,
зимний
сад,
правильно
оформленный
и
возделанный
участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с
природой;
организация
систематических
наблюдений
за
природными
явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участках
ДОУ - создание специальных площадок природы, естественных уголков с
дикорастущими растениями, экологическая тропа, уголок помощи живому
“Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, ручеёк, бассейн и т. д.
1.2 Формы работы с родителями по экологическому воспитанию
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей,
воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как
4
когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься
вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться
интерес,
любовь
к
природе
и
бережное
отношение
к
ней.
Поэтому
экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии
с семьёй ребёнка.
Сотрудничество
с
семьями
детей
по
экологическому
направлению,
совместно
организованные
мероприятия
не
только
помогают
обеспечить
единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот
процесс
необходимую
ребенку
особую
положительную
эмоциональную
окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо
использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти
формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического
воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует
проводить в двух направлениях:
- Педагог - родитель;
- Педагог – ребенок - родитель.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
-
Анкетирование,
проведение
опросов
с
целью
выявления
их
экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной
форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон),
консультации и сообщения экологической направленности для родительского
уголка.
-
Календарь
интересных
дат
-
совместные
досуги,
праздники,
КВНы,
викторины и т. д.
-
Домашнее
задание
-
участие
в
выставках,
смотрах-конкурсах,
педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на
участке и в уголке природы.
-
Использование
научно-популярной
методической
литературы
по
проблемам экологического воспитания.
-
Выпуск
газет,
фотогазет,
экологических
альбомов,
плакатов,
папок-
передвижек.
Деятельность
педагогов
по
приобщению
семей
к
экологическому
воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное
отношение
к
окружающей
среде,
достигнуть
более
высокого
уровня
их
воспитанности.
5
Проект работы с родителями
в экологическом воспитании дошкольников
Цель
проекта: формирование
экологической
компетентности
и
природоохранной
деятельности
родителей
в
улучшении
качества
окружающей среды и в деле воспитания детей.
Актуальность:
- сохранность окружающей природы: поселка, улиц, леса, парка;
-
экологическое
воспитание
детей
и
родителей,
создание
позитивного
образа чистого поселка.
Задачи проекта:
1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека
с природой и последствий деятельности человека в ней.
2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не
исчезает
бесследно
и
очень
важно
научить
ребенка
защищать
природу,
любить ее и уметь охранять.
3.
Повысить
уровень
экологической
культуры
и
информированности
родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных
сообщений.
4.
Побудить
интерес
к
созданию
благоприятной
окружающей
среды
поселка и микрорайона.
5.
Формировать
детско-родительские
отношения
в
духе
воспитания
интереса и экологически правильного поведения в природе.
6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно,
охранять и защищать ее.
Гипотеза: целенаправленная работа по экологическому воспитанию с
родителями дошкольников будет осуществляться эффективно, если:
- будет вестись систематическая работа
с родителями по экологическому
воспитанию.
Проблема: Проблема отходов существовала всегда: от каменного века
до нашего времени. Сейчас отходы – одна из наиболее актуальных проблем
человечества. Мусор на улицах – это наше отношение к поселку, к людям и к
самим себе. Взглянув на некоторые улицы, понимаешь, мы себя не уважаем.
Проблема замусоривания и для нашего поселка, его жителей очень
актуальна. С ней ведется безуспешная борьба уже много лет. Существует
необходимость
экологического
воспитания
и
пропаганды
«антимусора»
с
детского
возраста.
При
работе
с
проектом
родители
и
дети
получат
практические навыки по популяризации экологических знаний, повысят свою
экологическую культуру.
Ожидаемые результаты:
6
- посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
- непосредственное участие родителей и детей в организации различных
экологических мероприятий;
- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного
поселка, охране природы.
Участники проекта: родители и дети, педагоги.
Методы проекта:
- Целевые прогулки и экскурсии совместно с родителями.
- Наблюдения.
- Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
- Беседы с детьми и родителями о родном крае:
в поселке Круглое поле,
городе Набережные Челны, Тукаевском районе.
- Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок,
прослушивание музыкальных произведений совместно с родителями.
- Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись,
скульптура).
- Обогащение и стимулирование детского творчества.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Участники
проекта:
родители,
дети
старшей
группы,
воспитатели,
старший
воспитатель,
узкие
специалисты:
музыкальный
руководитель,
воспитатель по обучению татарскому языку
Тип проекта: групповой, с привлечением родителей
Сроки разработки и реализации проекта: 03.09.2019 – 31.05.2020 года.
Вид проекта: игровой, информационный, практико-ориентированный
Обеспечение
проектной
деятельности:
Мультимедийное
оборудование,
аудио-видео
записи,
музыкальный
центр,
музейные
экспонаты,
«Красная
книга
Республики
Татарстан»,
художественная
литература,
наглядный
и
демонстрационный материал.
Условия реализации проекта:
- разработка комплексно-тематического плана образовательной деятельности
по экологическому воспитанию;
- подбор наглядного и демонстрационного материала;
- подбор методической и художественной литературы;
-
разработка
конспектов
образовательной
деятельности,
презентаций,
наглядно-демонстрационного,
раздаточного
и
дидактического
материала
с
применением ИКТ;
- включение родителей в реализацию проекта.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
7
Создана предметно-развивающая среда.
Составлены конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений
Нравственно-патриотическое воспитание формирует у дошкольников
представление о родном селе, крае, стране, желание быть патриотом
своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней
происходит.
Расширение знаний детей и родителей о родном крае, поселке, его
обычаях,
культуре,
формирование
на
этой
основе
духовного,
экологического,
нравственного
и
личностного
отношения
к
действительности.
Улучшение
работы
по
взаимодействию
с
родителями,
активизация
позиции родителей как участников педагогического процесса детского
сада.
Формирование
у
родителей
интерес
к
проблеме
экологического
воспитания своих детей.
Продукт проекта:
Выставка
работ
из
бросового
материала
«И
мусор
может
быть
красивым!»
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (определение целей и задач проекта, составление плана)
2. Основной (реализация плана проекта)
3. Заключительный (подведение итогов)
Содержание проекта:
Этапы реализации
проекта
Мероприятия
проекта
Задачи
Сроки
реализации
проекта
Подготовительный
Разработка плана
реализации проекта.
Составление
конспектов
мероприятий
Проектирование и
систематизация
мероприятий по
реализации проекта
август
Подбор
иллюстративного
материала
Оснащение
предметно-
пространственной
среды
сентябрь
Знакомство
родителей с планом
проекта
Включение
родителей в
проектную
деятельность,
сентябрь
8
определение их роли
в данном проекте
Основной
Тематическая
экскурсия
совместно с
родителями по
территории
детского сада и за
её пределами
«Чистый участок
детского сада»
Понаблюдать и
оценить чистоту
территории детского
сада и территории
вокруг.
октябрь
Создание
электронной книги
«Природа молит о
помощи!»
Сбор
фотоматериалов на
тему «Природа
молит о помощи!»
ноябрь -
декабрь
Занятие – беседа с
родителями и
детьми «Помогите
природе»
Закрепить с детьми
знания о загрязнении
окружающей среды,
способах её защиты
январь
Игра – эксперимент
«Рассортируем
мусор»
Учиться
классифицировать
мусор
февраль
Оформление
буклетов, памяток;
Наблюдение за
поведением птиц на
кормушках;
Разработка и
накопление
методических
материалов
Разработка
рекомендаций
март
Заключительный
Подведение итогов
реализации
проекта;
Награждение
активных
участников проекта;
Организация
фотовыставок:
Воспитывать
бережное отношение
к окружающей среде,
на практике
показывать своё
отношение к мусору
на улицах родного
поселка
апрель
-май
9
«Птичья столовая»,
«Такие разные
кормушки» и т.д.
Презентация
проекта (освещение
опыта работы);
Освещение опыта
работы в СМИ;
Выставка работ из
бросового
материала
«И мусор может
быть красивым!»
Перспективный план проекта
Октябрь
1. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к
участию
в
проекте.
Провести
беседу
с
родителями
с
предварительным
анкетированием на тему «Насколько вы компетентны в вопросах экологии».
2. Создать семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии
– отдых на природе: парк, лес, на даче).
3. Групповые экскурсии с детьми и родителями по поселку.
4. Оформить фотостенд в группе «Природа нашего поселка».
5.
Привлечь
родителей
к
созданию
стенгазеты,
посвященной
охране
природы.
Ноябрь
1. Провести консультацию «Мусор-проблема №1». С помощью этой темы
мы хотим донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем
городе.
Рассказать
о
способах
переработки
мусора,
о
возможностях
его
вторичного
использования.
Показать
на
примерах,
какой
ущерб
наносят
отходы поселку.
2. Создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн
типа: «Пусть поселок будет чистым!» «Отдай мне мусор!» и т.п.
3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с детьми и родителями
экологические экскурсии по поселку.
4.
Привлечь
родителей
к
пополнению
уголка
природы
и
опытно-
экспериментальной деятельности в группе.
10
5. Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать
взрослых о том, куда можно сдать в нашем поселке промышленные отходы
для переработки.
Декабрь
1. Разработать совместно с родителями консультации и сделать коллаж на
тему «Как научить ребенка защищать природу».
2. «Экологический десант» – провести совместно с родителями и детьми
прогулки по поселку с целью сбора пластика.
3. Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к
сбору пластиковых отходов).
Январь
1.
Подготовить
информационную
страничку
для
родительского
уголка:
«Вода – источник жизни!» В сообщении мы хотим напомнить взрослым о
том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов. Мало того, что
в некоторых населенных пунктах остро стоит проблема с питьевой водой (ее
не хватает, либо очень низкое качество), но она еще и является местом
обитания множества растений и живых организмов.
2. Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!»,
«Не бросайте мусор, где попало!»
3. «Экологический десант» – привлечь родителей к сбору пластиковых
отходов.
4. Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш
поселок чище».
Февраль
1. Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Мы
хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить
детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр.
2. Провести конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для
детей.
3.
Оформить
передвижную
папку
для
родительского
уголка
«Люби
и
охраняй окружающую природу».
4. Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем на
природе (даче, в лесу и пр.).
Март
1.
«Клуб
выходного
дня»
–
выступление
родителей
на
тему
«Дом,
в
котором мы живем». С помощью этой беседы мы хотели бы выяснить у
родителей,
как
выглядит
их
придомовая
территория,
как
выглядят
их
подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и
11
делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения
придомовых территорий?
2.
«Экологический
десант»
«привлечь
родителей
к
сбору
пластиковых
отходов.
3.
«Клуб
выходного
дня»
–
провести
совместно
с
родителями
экологические прогулки по поселку.
4.
Домашнее
задание
–
придумать
сказки,
частушки,
речевки
на
экологические темы.
5. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый,
чистый поселок!»
Апрель
1. Прогулка - наблюдение на тему «Весна пришла. А поселок чистый?»
2. Провести беседу с родителями на тему «Животноводческие хозяйства
поселка». У многих из нас есть домашние животные, и весной, на газонах,
мы видим остатки их жизнедеятельности. Все это выглядит ужасно. Мы бы
хотели поинтересоваться у родителей, как они относятся к этой проблеме, и
что, по их мнению, можно было бы сделать.
3. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник
по уборке территории детского сада.
4. Подготовка буклета «А знаете ли вы, что...» (Как долго разлагается
различный мусор: бумага, стекло, пластик).
Май
1. «Клуб выходного дня» – провести беседу с родителями на тему «Огонь –
беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за поселок.
Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого
сообщения мы бы хотели предупредить родителей о том, какой вред может
нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д.
2.
«Экологический
десант»
–
провести
субботник
с
родителями
по
озеленению территории детского сада.
3. Изготовить фотостенд о субботнике «Вот как стало зелено!».
4. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием
родителей.
Формы и методы работы с родителями:
1.
Консультации
и
сообщения
экологической
направленности
для
родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
2. Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».
3. Изготовление фотоальбома.
12
4. Привлечение родителей к пополнению уголка природы.
5. Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.
6. Участие родителей в субботниках.
7. Сбор пластиковых отходов.
8. Проведение совместных экологических экскурсий.
9.
Анкетирование
родителей
с
целью
выявления
их
экологической
компетентности.
3. Заключение
Цель
экологического
воспитания
-
становление
начал
экологической
культуры
у
детей,
развитие
экологического
сознания,
мышления,
экологической
культуры
у
взрослых,
их
воспитывающих,
формирование
ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе
экологического
сознания.
Это
предполагает
соблюдение
нравственных
и
правовых
принципов
природопользования
и
пропаганду
идей
его
оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей
местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к
человеку среда - она включает в себя, человека.
Семья
занимает
важное
место
в
экологическом
воспитании
человека.
Именно
в
семье
формируются
основы
духовного
и
культурного
облика,
закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от
своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные
и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
•
условия
развития,
включая
общение,
возможности
ползать,
ходить,
бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Детский
сад
является
первым
звеном
системы
непрерывного
экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает
задача
формирования
у
дошкольников
основ
культуры
рационального
природопользования. Сотрудничество с семьями детей по экологическому
направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают
обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят
в
этот
процесс
необходимую
ребенку
особую
положительную
эмоциональную окраску.
Только
совместными
усилиями
мы
можем
решить
главную
задачу
–
воспитать экологически грамотного человека.
Список использованной литературы
13
1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева
и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
2.
Голицына
Н.С.
Экологическое
воспитание
дошкольников.
Перспективное
планирование
работы
с
детьми
3-7
лет:
Методическое
пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
4. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика
экологического
воспитания
дошкольников:
Учебное
пособие.
–
СПБ.:
Детство-Пресс, 2007.
5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском
саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников:
Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. –
М.: Академия, 2002.
8. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика.
2007. - № 5. - С. 22-27.
9.
Поломошнова
О.Ю.
Об
экологическом
воспитании
дошкольников
//
Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49.
10. От рождения до школы / Под ред. Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой,
Т.С.Комаровой: Москва – Синтез, 2014.
Приложения
Приложение 1
Анкета
для
родителей
«Насколько
вы
компетентны
в
вопросах
экологии?»
1. Ф.И.О.
14
2.
Считаете
ли
вы
необходимым
знакомить
детей
с
природой
нашего
поселка?
3. Считаете ли вы, что в нашем селе существуют экологические проблемы?
Какие?
4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе
нашего села, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе?
А вы?
7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические
темы в группе или для поселка?
8. Как вы считаете, в нашем поселке существуют проблемы, связанные с
бытовыми отходами? Какие?
Приложение 2
Примерная
тематика
бесед
и
консультаций
с
родителями
по
экологическому воспитанию
1. Не причиняя вреда природе (Обговорить правила поведения в природе)
2.
Пусть
цветут
травы!
(Познакомить
с
травянистыми
растениями,
рассказать об их пользе, о том, как их беречь)
3. Поклонись ягодке (Поговорить о ягодах наших лесов, рассказать,
какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана)
4.
Крылатые
доктора
(Познакомить
с
птицами,
за
которыми
можно
проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем
оказать им зимой; каким кормом можно кормить)
5.Сокровища леса (Роль леса в жизни человека; что человек получает от
леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу)
6. Ядовитые растения (Познакомить с ними, каковы правила обращения с
ними, охрана ядовитых растений)
Приложение 3
Примерная
тематика
ширм
для
родителей
по
экологическому
воспитанию
1. Азбука поведения в природе.
2. Прогулки в природу.
3. Войди в природу другом!
4. Очей очарованье!
15
5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).
6. В лес по грибы.
7. Поможем крылатым докторам (о птицах).
8. Наши друзья - насекомые.
9. Защитим друзей леса!
10. Пожар - это беда леса!
11. Сбережем нашу елочку.
12. Цветы - земной красы начало.
13. Первоцветы - вестники весны.
14. Давайте беречь воду!
Приложение 4
Сбережем родную природу
Материал круглого стола для родителей
1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.
• Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?
• Оказывает ли общество влияние на природную среду?
•
Может
ли
мораль
(нравственность)
быть
регулятором
отношений
человека к природе?
2. Разобрать следующие ситуации:
•
Находясь
на
прогулке
в
лесу,
пятилетний
Павлик
увидел
красивую
бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но
предложила сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний
вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».
Вопросы
Правильно ли поступила мать?
Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?
Чему способствовала мать постановкой такой задачи?
Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что
воспитывается в детях при этом?
Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?
•
Саша,
помогая
бабушке
ухаживать
за
земляникой
в
саду,
заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила
мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила
внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по
форме и окраске.
Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о
росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить
процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него
16
сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое
впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.
Вопросы
Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями
сада и огорода? Что это дает?
Как
Вы
считаете,
если
ребенок
будет
принимать
участие
в
трудовой
деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он
проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?
Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?
3. Концерт силами детей «Русская природа».
4. Обсуждение с родителями увиденного.
•
Считают
ли
они,
что
такая
работа
с
детьми
будет
способствовать
воспитанию любви к природе родного края, стремлению беречь ее.
• Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке
прекрасного?
«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно
пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры
мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы
природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это
заставит
внимание
сильнее
вникать
в
наблюдаемый
объект,
сознательнее
относиться
к
нему
при
оценке,
глубже
вникать
в
его
сущность...
Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что
помогает
вырабатывать
хороший
вкус
и
любовь
к
красивому». (К.
Станиславский)
5. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по
охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском
саду).
Приложение 5
Интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой»
Ведущий. Сегодня у нас интеллектуально-творческая игра «В гармонии с
природой».
Участвуют
воспитатели
и
родители
детского
с а д а .
На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по
части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались
две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и
выберите капитана.
17
Конкурс 1. «Разминка»
Командам
по
очереди
задаются
вопросы,
оценивается
правильность
и
быстрота ответов.
1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов.
(Экология)
2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах
охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)
3. Как называется растительный мир? (Флора)
4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого
«витамина роста»? (Морковь)
5.
Цветы
этого
дерева
применяют
в
качестве
чая
при
простудных
заболеваниях? (Липа)
6. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и
комаров. (Герань)
7.
Витаминное
блюдо,
приготовленное
из
измельченных
овощей
с
добавлением соли и растительного масла. (Салат)
8. Великий русский полководец А.В.Суворов очень ценил эту злаковую
культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не
только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)
9. Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в
рационе
крестьян
второе
место
после
хлеба.
Как
известно
из
народной
сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)
10.
Засушенные
цветки
этого
горного
растения,
о
котором
пела
в
популярной песне София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда)
Конкурс 2. «Урожай плодов»
Сейчас будем выращивать урожай на деревьях познания. Члены команды в
ходе эстафеты перечисляют методы и приемы ознакомления дошкольников с
природой. Жюри оценивает, какое дерево будет урожайней.
Музыкальная пауза.
Конкурс 3. «Загадалки»
Ведущий.
У
меня
в
руках
изображения
животных,
птиц,
насекомых.
Каждая
команда
берет
по
одной
карточке,
не
показывая
соперникам.
Необходимо составить рассказ о животном на рисунке, не называя его, а
команда-соперница
должна
угадать,
о
ком
идет
речь.
Жюри
оценивает
лучший рассказ и правильный ответ.
Информационная справка для зрителей «Известное об известном»
1. Самый крупный:
- из млекопитающих – синий кит 150 тонн, 30 метров
- из птиц – страус 90 кг, высота 270 см
18
- из змей – анаконда длина 5-10 метров
2. Самые высокие растения -- эвкалипт до 162 м
Самые толстые - баобаб до 50 метров в окружности
Самые длинные – ротансовая пальма, стебли тянутся до 400 метров в
длину
3. Быстрее всех:
бегает гепард
плавает меч-рыба
летает стриж
4. Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. Его максимальная
высота – 36 метров.
5. Птиц на земле – 8500 разных видов. Из них 770 живут у нас.
Предполагается, что всех птиц примерно 100 миллиардов.
6. Один цветок одуванчика дает 200 семян. На растении бывает до 6
цветков. Появляется 1200 новых одуванчиков.
7. Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.
8. Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик, по 4-5 см в сутки.
9. Обыкновенные пчелы в секунду делают 200 взмахов крыльями.
10. При продолжительности жизни в 70 лет человек тратит на сон 23 года,
на разговоры – 13 лет, на еду – 6 лет, на умывание – 1,5 года.
Конкурс 4. «Угадай мелодию»
Командам необходимо угадать песни из возможных 7 нот о природе.
Подсказки:
1. Песня о неразделенной любви. (Что стоишь качаясь, тонкая рябина?)
2. Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)
3.То, что мы должны принимать таким, как есть. (У природы нет плохой
погоды)
4. О птицах, которые красиво поют. (Вы слыхали, как поют дрозды)
5.О
кустарниках,
красиво
пахнущих
и
цветущих.
(Отцвела
сирень,
черемуха в саду)
6.
Песня
о
тех
местах,
где
можно
услышать
красивое
пение
птиц.
(Соловьиная роща)
7. Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы. (Яблони в
цвету)
8.Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда)
Конкурс 5. «Домашнее задание»
Командам
дано
задание
нарисовать
плакаты
э кол о г и ч е с ко й
направленности,
придумать
им
название
и
защиту.
Жюри
оценивает
домашнее задание по этим критериям.
19
Конкурс 6. «Театр-экспромт»».
Команды разыгрывают сценку-пантомиму на темы басен Крылова.
1 команда – басня «Свинья под дубом»
2 команда – басня «Ворона и лисица»
жюри оценивает оригинальность и точность изображаемых образов,
язык пантомимы.
Пока команды готовятся, совершим небольшое путешествие в мир сказок.
Из каких сказок эти отрывки?
«…их там видимо-невидимо. И на кочках. И под кочками, и в чащах, и на
лужайках, и под камнями, и под деревьями!... стебельки пушистые, точно
бархатные,
лепестки
будто
хрустальные.»
(С.
А.
Маршак
«Двенадцать
месяцев»).
«Слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто
поглядит, тому белый свет не мил станет». (П.П.Бажов. «Каменный цветок»)
«…зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный
цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у
нераспустившегося бутона. ( Х.К.Андерсен. «Дюймовочка»)
«Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки. У него было семь
прозрачных
лепестков,
каждый
другого
цвета:
желтый,
красный,
синий,
зеленый,
оранжевый,
фиолетовый
и
голубой»
(В.П.Катаев.
«Цветик
-
семицветик»).
«Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный,
любимый
цветок?
Я
хранил
его
паче
зеницы
ока
моего
и
всякий
день
утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни».
(С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»)
«В
городе
было
очень
красиво.
Вокруг
каждого
дома
росли
цветы:
маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами
цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам
город назывался цветочным городом». (Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и
его друзей»)
Конкурс 7. «Проявим фантазию – создадим образ»
Экологическое
воспитание
неразрывно
связано
с
изобразительной
деятельностью, в частности с нетрадиционной техникой рисования.
Задания
командам:
в
течение
3
минут
подобрать
технику
рисования,
которая соответствует раскрытию данной темы:
1 команда – тема «Подводный мир»
2 команда – тема «Царство снежной королевы»».
Жюри
оценивает
творчество
воспитателей,
нетрадиционность
изображения.
20
Игра для болельщиков «Перевертыши».
Конкурс 8. «Дуэль»
Команды по очереди называют народные приметы. Выигрывает тот, кто
назовет их больше. В это время капитаны команд за отдельным столиком
вырабатывают
правила
поведения
детей
на
природе,
начинающихся
с
частицы НЕ.
1. В лесу много орехов, но мало грибов – зима будет суровая и снежная.
2. Деревья покрылись инеем – к теплу.
3. Если выпадает снег, когда деревья еще не сбросили листву – он скоро
растает.
4. Если осина в сережках (цветет богато) – то будет богатый урожай овса.
5. Зацвела осина – пора сеять морковь.
6. На дубе много желудей – перед морозной зимой и плодородному лету.
7. Листопад скоро проходит – к холодной зиме. Поздний листопад – к
суровой и продолжительной зиме, к неурожайному году.
8. Много сока в березах – к дождливому лету.
9. Хорошо цветет рябина – к урожаю льна.
10. Если в пору цветения рябины тепло, то все лето будет сухое и погожее.
11. Если летом в лесу на рябине мало плодов – осень будет сухая, а много
плодов – к дождливой осени и малоснежной зиме.
12. Зазеленела черемуха – пора сеять картофель.
13. Если черемуха рано зацвела, то лето будет теплым.
14. Если на черемухе много цветов – то лето будет мокрое.
Подведение итогов конкурсов. Слово жюри.
Конструирование из бросового материала
«Кормушка для птиц»
Цель: учить конструировать кормушки для птиц, используя бросовый
материал.
Материалы и оборудование: пластиковые бутылки, коробки из-под соков;
ножницы.
21
Труд в природе: установка кормушек для птиц
Цель: Подвесить изготовленные кормушки. Разложить в них корм.
Учить проявлять заботу о птицах.
Экологическое развлечение
на тему: «Лесная прогулка»
Задачи:
Формирование элементарных экологических знаний и представлений у детей.
Воспитание любви к природе, чувства доброго, бережного отношения ко
всему живому.
Максимально реализовать свои двигательные возможности на
положительном эмоциональном фоне в предложенных ситуациях.
Предварительная работа:
- заучивание стихов, названия и девиз команд;
- проведение беседы о правилах поведения в лесу;
- повторить правила эстафет.
Содержание:
Звучит запись звуков леса. Дети садятся на стульчики.
В.: Ребята, сегодня мы будем говорить о земной красоте, о природе.
А как вы думаете, что такое природа?
Высказывания детей.
Ребёнок: Природа – это дом, украшенный трудом. В любой мороз и зной
устроен и приветлив.
В.: Скажите, что является домом для человека? (дом в котором каждый из нас
живёт)
Что является домом для зверей? (лес, поле, горы)
Что является домом для рыб? (река, озеро, море)
Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
22
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый ребята.
Солнышко рано встаёт,
Лучиком день начинает.
Весело птица поёт,
Песнею день начинает.
Включается запись голосов птиц.
В.: Ребята, а надо ли беречь и охранять природу?
Дети: Да.
В.: А вы знаете эти правила?
Дети: Да.
В.: Сейчас мы проверим.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй,
Только ,чур, не забывай …
Ребёнок:
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь:
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ребенок:
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Ребёнок:
Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Ребёнок:
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ребёнок:
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
23
В.: Молодцы ребята, с вами можно ходить в лес гулять.
Давайте представим, что мы с вами станем деревьями.
Проводится разминка «Станем мы деревьями»
Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире,
(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)
Чтоб держали дерево,
(Ставят один кулак на другой.)
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали.
(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)
Наше тело – прочный ствол.
(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается
(Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой
(Складывают ладони шалашиком.)
В небо упирается
(Поднимают соединённые руки над головой.)
Наши руки – ветви
(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)
Крону образуют.
(Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно,
(Качают головой.)
Если ветры дуют.
(Качают поднятыми руками.)
В.: Ребята, а знаете ли вы, что за порядком в лесу следит человек. Ещё он
проявляет заботу о больных зверях, подкармливает зимой птиц.
Как называется профессия этого человека?
Дети: Лесник.
Сценка «На лесной опушке»
Девочка: Лапы ёлок прикрыли избушку, где живёт дядя Вася – лесник.
Приходите к нему на опушку – всех приветливо встретит старик.
Дядя Вася про птиц нам расскажет, вспомнит, как подстерёг он лису, самый
лучший малинник покажет и грибные местечки в лесу.
24
Дядя Вася: (Выходит из избушки и садится на пенёк. Дети подходят к нему,
и присев на корточки, слушают его.)
Лес не только для нашей забавы,
Он - богатство России.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Вырастет дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь?
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодёжь.
Хорошо здесь в избушке просторной,
Дядя Вася гостям своим рад.
В.: Мы готовились заранее.
И начнём соревнование.
Две команды есть у нас.
Они просто суперкласс.
Одна команда «Светлячки», а вторая «Лесовички».
Представление команд
Первая команда:
Наша команда – «Светлячки».
Наш девиз: «Беречь леса, поля и реки, чтоб сохранилось всё навеки».
Вторая команда:
Наша команда – «Лесовички».
Наш девиз: «Будем лес любить, оберегать, будем взрослым в этом помогать».
В.: Ну, а теперь, задание командам.
Команда «Светлячки» отгадайте загадку:
Все обходят это место
Здесь земля как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи –
Нет опоры для ноги.
(болото)
Команда «Лесовички» отгадайте загадку:
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
25
И в кусты через пенёк
Промелькнул как огонёк?
(белка)
В.: Правильно, а сейчас задание. Вы превращаетесь в белок, которые должны
перенести шишку к себе в дупло через болото.
Эстафета «Белка».
На
линии
старт
финиш
стоит
корзина
с
шишками.
Первый
ребёнок
по
команде «на старт, внимание, марш!» начинает выполнять задание. Добегает
до обручей, прыгает из обруча в обруч на двух ногах. Берёт шишку из
корзины и возвращается с ней обратно бегом.
Кладёт шишку в пустую
корзину, стоящую перед командой. Передаёт эстафету следующему и встаёт в
конец колонны. Побеждает та команда, которая быстрее выполнила задание.
В.: Эстафета «Кто больше соберёт грибов».
Раз, два, три грибочки собери!
На полу разбросаны грибы (съедобные и несъедобные). По команде дети
разбегаются и начинают собирать съедобные грибы. Один гриб взял, принёс,
положил в корзину. Когда соберут все грибы, подсчитывается количество
собранных. Кто больше соберёт, тот победил. Если в корзине обнаружится
ядовитый гриб – штраф.
В.: Помните ребята, мы с вами ходили в лес и собирали там мусор, который
оставляют после себя нехорошие люди.
Сейчас мы посмотрим, как вы быстро и чисто убираете мусор.
Эстафета «Собери мусор».
На
пол
высыпается
из
мешка
мусор
(бумажки,
пластиковые
бутылки,
фантики и т.п.). Дети по команде собирают мусор в свою корзину. Побеждает
та команда, которая быстрее наполнит свою корзину мусором.
В.: Ребята, сегодня вы были и ловкими, и смелыми, быстрыми и умелыми,
дружными и задорными. А главное мы поговорили о том, как важно беречь
природу. И хочется думать, что никто из вас не сорвёт цветок, не сломает
ветки, не разорит птичьего гнезда, не оставит за собой мусор, не разведёт
костёр. Так ли это?
Дети: да.
В.: Ребята! Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природой,
Давайте же всегда её беречь!
Ребёнок:
Лес нам надо охранять
В нём костров не разжигать,
26
Надо лесу помогать,
И деревья сохранять.
Ребёнок:
Охранять мы вместе будем
Этот сказочный народ:
Зайцы, лисы,
Волки, птицы,
Ели, клёны и дубы.
Эти дивные поляны нам природою даны.
Конспект образовательной деятельности
по познавательному и художественно-эстетическому развитию
во второй младшей группе «Все сосульки плакали»
Цель
занятия:
Воспитывать
эмоциональное
восприятие
природных
явлений, вызывая интерес к рисованию капели.
Задачи:
Научить
наблюдать
за
изменениями
в
природе. Развивать
эстетические чувства к природе, учить видеть её красоту. Развивать навыки
работы
с
кистью. Воспитывать
доброту,
отзывчивость,
активность,
инициативность;
поощрять
умение
детей
делиться
полученными
впечатлениями.
Интеграция
образовательных
областей:
познавательное
развитие,
художественно-эстетическое
развитие,
речевое
развитие,
социально-
коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материал
для
занятия: фланелеграф,
мольберт,
иллюстрация
«Капель», альбомный лист, стаканчик с водой, кисть, подставка 2-3 ватные
палочки; гуашевые краски голубого и желтого цвета; салфетка.
Предварительная
работа:
чтение
художественных
произведений
о
весне, загадывание загадок, наблюдение за сосульками на прогулке и из окна
детского сада; сравнение снега и льда; лепка сосулек, беседы о приметах
весны.
Ход занятия
Здравствуйте ребята. К нам сегодня пришли гости. Вместе поздороваемся.
Здравствуйте.
Организационный момент (1-2 мин)
Воспитатель: (на паласе) Ребята встанем в круг все улыбнёмся и поделимся
хорошим настроением друг с другом и с нашими гостями.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмитесь,
И друг другу улыбнитесь.
27
Основная часть (5 мин)
Воспитатель:
Ребята.
Какое
время
года
за
окном?
Правильно,
наступила
весна.
Солнышко
пригревает
все
теплее
и
теплее.
Сколько
интересного
можно наблюдать весной.
«Сосульки»Ты взгляни: увидишь снизу
Сто сосулек по карнизу .
Плюх-плик,плюх-плик-
Каплет с крыш за воротник,
Под окно и на крылечко
Льётся песня – бесконечка! Г. Лазздынь
Воспитатель: Ребята, вы догадались про что это стихотворение?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель:
Снег
тает
и
на
крышах
домов
появляется
много
сосулек
больших и маленьких (педагог прикрепляет на фланелеграф фигурки сосулек
разной величины).
Воспитатель: Тимур, покажи самую большую сосульку. Яна, покажи самую
маленькую.
Воспитатель: На что похожа сосулька?
Дети: треугольник, нос, морковка.
Воспитатель:
Но
вот
солнце
начинает
пригревать
(
прикрепляется
на
фланелеграф фигурка солнышка) и вдруг с сосулек начинают капать первые
капельки,
сначала
редко
(
начинает
стучать
пальчиком
по
ладони
приговаривая, тихо кап-кап ), потом все чаще ( продолжая стучать пальчиком
приговаривая все громче Кап-Кап.)
Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?
Висит за окошком Кулек ледяной.
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
Посмотрите
ребята
сколько
сосулек?
Возьмите
по
одной.
Потрогайте
сосульку, какая она? Дети: Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная,
острая
Воспитатель: правильно, холодная. Молодец, … А какая она по форме? На
что она похожа?
Дети: (На морковку)
Воспитатель: Посмотрите на нее, какая она?
Дети: (Прозрачная, блестящая, переливается на солнце…)
Воспитатель: Если сосулька упадет, что произойдет?
Дети: (Она разобьется).
Воспитатель:
Проверим
ребята?
(уронить
в
таз).
Значит,
она
какая?
(Хрупкая). Что еще бьется при падении? (Стекло, тарелка)
28
Воспитатель: А что происходит с сосулькой в тепле?
Дети: (Тает)
Воспитатель:
Возьмите
сосульку
в
руку,
что
происходит?
(По
сосульке
стекают капельки). Когда на улице тает сразу много сосулек – получается
капель (вытереть руки)
Физкультминутка
С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе топать и хлопать)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены
как лучики солнца)
И быстрей звенит капель:
Кап,
кап,
кап,
кап,
кап!
Кап-кап-кап-кап!!!
(повторяем
движение
капели
быстром темпе.)
Практическая часть (5 мин)
Воспитатель: (звучит музыка птичьи трели). А теперь пройдем к столам и
нарисуем капель. Садитесь поудобней, спинку держите ровно, ножки вместе.
Для рисунка у нас приготовлена краска. Какого она цвета.
Дети: голубого и желтого.
Воспитатель: Для капели у нас приготовлена краска голубого цвета. А зачем
нам желтая?
Дети: для солнышка
Воспитатель: Правильно солнышко будет пригревать и тогда сосульки начнут
плакать.
Педагог прикрепляет лист к доске и начинает рисовать, комментируя свои
действия:
-
берем
краску
желтого
цвета
и
рисуем
круглое
солнышко.
-поднимаем кисточку и рисуем лучики, ведем линию - раз лучик - еще и
еще…. Посмотрите после того, как я нарисовала я кисточку промыла в воде,
просушила на салфетке и убрала на подставку.
Дети рисуют солнце, воспитатель контролирует приемы работы, оказывает
помощь детям. Во время рисования педагог активизирует деятельность детей
Воспитатель: Захар, какое солнышко у тебя получилось?
Дети: круглое…
Воспитатель:
А
сейчас
поднимите
глазки
и
посмотрите
как
пригрело
солнышко и сосульки начали плакать. Посмотрите как они тают (показывает
приемы рисования методом тычка на листе, произнося вместе с детьми кап-
кап, ритмично наносит мазки точно под сосульками.
29
-
а
теперь
попробуем
нарисовать
маленькие
капельки
–
берем
ватную
палочку опускаем в краску голубого цвета и спокойно делаем тычок о бумагу
точно под сосульками, вот они какие кап-кап.
Дети рисуют капель. Педагог помогает индивидуальным показом, приемов
«рука в руке».
Рефлексия (2 мин) Воспитатель: Ребята вспомним, чем мы занимались? Что
интересного вы узнали? О чём мы сегодня говорили? Чем вы рисовали?
(Ответы детей.) молодцы ребята.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают получившиеся работы.
Воспитатель: Вот какая капель у нас получилась. Полюбуйтесь ребята.
Пойдёмте ребята в приёмную и устроим для наших мам и пап выставку
рисунков.
Со временем некоторые вещи становятся ненужными, единственный
способ от них избавиться – выбросить. Но мы узнаем, что можно дать
«вторую жизнь»: сделать подарки, игрушки, предметы интерьера.
У нас в группе открылась творческая мастерская – «И мусор может быть
красивым». Наши поделки:
Красивые цветы из упаковки для яиц.
Удивительная гусеница.
Из старой банки, обмотанной шпагатом – чудо – карандашница.
Семейка ёжиков.
Два попугая, сидящие на ветке.
Из упаковок от киндер-яиц у нас с помощью пластилина получился зоопарк.
Пластиковые ложки + гуашь - замечательные божьи коровки на листе из
фетра. А шмель из бутылочки из-под йогурта прилетел на цветок.
По морскому берегу медленно ползёт черепаха.
Вывод. Если мы хотим жить в чистом селе, нужно не сорить! Убирать за
собой мусор! И в наших силах дать вещам «вторую жизнь»!
Конспект прогулки
«Чистый участок нашего детского сада»
Цель:
Наблюдение
за
состоянием
окружающей
среды
на
территории
детского
сада
и
вокруг
него.
Прививать
любовь
к
природе,
бережное
и
заботливое
отношение
к
окружающей
среде.
Воспитывать
интерес
и
уважение к работе дворника.
Ход прогулки:
- Сегодня, ребята, мы с вами совершим прогулку не только по территории
детского сада, но и вокруг, для того, чтобы посмотреть в каком состоянии
находятся дорожки, газоны и вся территория вокруг детского сада.
(Дети, построившись парами, выходят за территорию.)
30
- Ребята, обратите внимание на дорожки. Чистые они или на них есть мусор?
(Ответы детей).
- Да, дети. На дорожках встречается мусор: бумажки от конфет, бутылочки от
лимонада, разные ветки и другой мусор.
- А вы, ребята, бросаете мусор на землю? (Ответы детей.)
- А видели, как взрослые мусорят?
- Скажите мне, пожалуйста, что будет, если все будут выбрасывать мусор на
улицу?
- Правильно! Везде будет мусорная свалка. А вы хотели бы жить на мусорной
свалке? (Дети дружно отвечают НЕТ!!!)
- Молодцы, ребята! А что мы с вами можем сделать для того, чтобы на улицах
нашего города всегда было чисто? (Ответы детей).
- Конечно же, если мы не будем бросать на землю фантики от конфет,
баночки от йогуртов, обёртки от шоколадок и т. д., то в нашем любимом селе
будет всегда чисто, красиво и уютно. (Дети возвращаются в детский сад и
видят дворника, который подметает дорожки.)
- Ребята, а на территории детского сада есть мусор? (Ответы детей).
- А как вы думаете почему? (Ответы детей).
- Да, конечно же, мы не бросаем мусор на дорожки, а только в урну, а если на
дорожках появляются опавшие листья или принесёт ветром, то его убирает
дворник.
- Молодцы, ребята, вы очень правильно всё рассказали. Мы хотим жить в
чистом, красивом, уютном селе, а для этого необходимо выполнять правила:
1. Нельзя бросать мусор на землю!
2. Если на ваших глазах кто-то бросил бумажку, нужно указать
ему на неправильное поведение.
3. «Не бросайте никогда корки, шкурки, палки…
Быстро наши сёла превратятся в свалки!»
Приложение: фотографии с конкурсов, мероприятий
31
Конкурс поделок «Осенние фантазии»
Образовательная деятельность в средней группе по художественно-
эстетическому воспитанию по теме «Бабочки»
Образовательная деятельность в подготовительной группе по
познавательному и художественно-эстетическому развитию для учителей
начальных классов и родителей по теме «Деревья зимой»
Познавательно-исследовательская деятельность на учебно-опытном участке
32
Субботник в детском саду
Участие в конкурсах:
«Лучший участок детского сада»
« Л у ч ш и й
ц е н т р
о п ы т н о -
экспериментальной деятельности
(уголок
экспериментирования)
в
группе»
33