Напоминание

"Преодоление речевых нарушений у детей с диагнозом стертая форма дизартрии через интеграцию с двигательной сферой и артикуляционоой моторикой".


Автор: Михайлова Юлия Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №20 "Росинка" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Березовский Кемеровская область
Наименование материала: проект
Тема: "Преодоление речевых нарушений у детей с диагнозом стертая форма дизартрии через интеграцию с двигательной сферой и артикуляционоой моторикой".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Аннотация. Проект рассматривает проблему увеличения количества детей

дошкольного возраста с речевыми нарушениями и предлагает комплексное

логопедическое воздействие при работе с детьми с диагнозом стертая форма

дизартрии. Структура проекта

включает методы коррекционной работы,

направленные на развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики у

детей.

Формирование

фонематического

восприятия,

л е кс и ко -

грамматического строя, связной речи, зрительных оптико-пространственных

представлений.

Материал

рекомендован

логопедам,

воспитателям,

педагогам по физическому воспитанию, родителям для работы с детьми 4-6

летнего возраста.

Содержание проекта.

1. Актуальность_____________________________________2с.

2.Цель ____________________________________________2с.

3. Задачи __________________________________________3с.

4. Этапы проекта ____________________________________3с.

5. Планируемый результат ____________________________3с.

6. Содержание проекта _______________________________4с.

7. Диагностика ______________________________________5с.

8. Результаты диагностики ____________________________8с.

9. Практический этап__________________________________9с.

I Развитие двигательной сферы________________________10с.

II Постановка и развитие навыков правильного дыхания____10с.

III Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодической

стороны речи)_____________________________________10с.

IV Мимические и артикуляционные упражнения___________10с.

V Развитие зрительного восприятия, навыков анализа

и синтеза, пространственных представлений_______________11с.

VI Развитие фонематического восприятия,

навыков анализа и синтеза_______________________________11с.

VII Коррекция звукопроизносительной стороны речи_________11с.

VIII Коррекция лексико-грамматического строя речи___________11с.

10. Вывод _____________________________________________12с.

1

Проект:

«Преодоление речевых нарушений у детей

с диагнозом стертая форма дизартрии через

интеграцию с двигательной сферой и артикуляционной моторикой».

Актуальность. Проект позволяет проследить динамику формирования

фонематического восприятия, звукопроизношения, лексико-грамматического

строя речи, состояния связной речи с использованием методики развития

двигательной

сферы

у

детей

со

стертой

формой

дизартрии.

Итогом

проектной

деятельности

должно

стать

развитие

связной

речи

у

детей

дошкольного возраста.

В последнее время логопедами и воспитателями дошкольных учреждений

наблюдается

увеличение

количества

детей

с

недостатками

речевого

развития,

которое

осложняется

нарушением

психомоторной

сферы,

проявляющееся

в

нестабильности

психоэмоционального

состояния

детей,

приводящего

к

низкой

работоспособности,

быстрой

утомляемости,

недоразвитием общей и мелкой моторики, что препятствует эффективному

обучению детей в дошкольном, а затем и в школьном учреждениях. Поэтому

перед

специалистами

и

воспитателями

встала

задача

разработать

новые

методы

работы

с

детьми,

которые

бы

способствовали

активизации

деятельности

речевого

центра

через

взаимосвязь

рецепторов

головного

мозга ребенка. Вопросами

изучения формирования двигательной сферы

занимались

ведущие

специалисты:

Г.А.

Волкова,

В.А.

Гиляровский,

Н.А.

Власова и др. Они выявили взаимосвязь развития речевых зон детей через

двигательную сферу в сочетании со словом и ритмом.

Таким

образом,

перед

логопедом

и

специалистами

появилась

необходимость разработать систему двигательных упражнений для детей с

нарушением речи.

Цель проекта: формирование правильного проговаривания звуков, слов и

стихотворных

текстов,

сопровождающихся

движением

корпуса

и

мелкой

моторики рук детей.

2

Задачи: 1) выявить уровень моторной сферы и речевые особенности детей

с диагнозом стертая форма дизартрии.

2)

разработать

систему

коррекционных

упражнений,

способствующих

речевому и психомоторному развитию детей дошкольного возраста.

3) определить степень эффективности использования данного метода для

коррекции речи и психомоторного развития детей.

Проект

включает

несколько

этапов:

I

-

Диагностический,

который

направлен на выявление особенностей речевого и психомоторного развития

детей

старшей

группы

с

диагнозом

стертая

форма

дизартрии.

Для

определения уровня развития произвольной моторики дошкольников были

использованы следующие методы: 1. Наблюдение, которое проводилось за

детьми в группах, на физкультурных занятиях, на прогулках и в свободной

деятельности

детей.

2.

Диагностика

уровня

моторного

развития

детей,

направленная на выявление уровня сформированности общей, мелкой и

артикуляционной

моторики

детей. II

-

Теоретический,

направленный

на

разработку

и

пополнение

видов

двигательных

и

речевых

упражнений,

представляющих

тематическую

и

игровую

целостность,

используемых

на

логопедических

занятиях,

на

прогулке,

физкультурных

упражнениях,

физминутках. III - Практический, который помогает логопеду и специалистам

проследить

уровень

овладения

детьми

заданий

и

упражнений,

направленных на формирование звуковой и произносительной стороны в

соответствии с возрастным развитием детей. VI - Сравнительный, который

позволяет выявить эффективность разработанной системы занятий для детей

со

стертой

формой

дизартрии,

проследить

динамику

речевого

и

психомоторного развития. Проект предполагает наблюдение и сравнение

результатов диагностического исследования детей на начало года, середину

и окончание учебного года.

Планируемый результат: 1.Развитие координации движений пальцев рук,

формирование

глазомера

у

детей.

2.Формирование

координации

в

пространстве.

3.Формирование

представлений

о

предметах

окружающей

действительности.

4.Автоматизация

поставленных

звуков.

5.Развитие

произношения

слов

сложной

слоговой

структуры.

6.Формирование

грамматических

категорий.

7.Обогащение

словарного

запаса

детей.

8.Развитие навыка построения предложений.

3

Содержание проекта: В связи с тем, что у детей со стертой формой

дизартрии

наблюдаются

двигательные

и

речевые

нарушения,

проявляющиеся

в

недостаточном

формировании

зрительного

гнозиса,

пространственных представлений, нарушении общей и мелкой моторики,

низком уровне развития звукопроизношения, фонематического восприятия,

лексико-грамматического

строя

и

связной

речи,

необходимо

применять

комплексное

коррекционное

воздействие,

направленное

на

преодоление

вышеуказанных нарушений. Задания и упражнения, проводимые с детьми со

стертой формой дизартрии, направлены на формирование артикуляционной

моторики, дыхательной и произносительной функции.

1.Развитие артикуляционной моторики включает правильное выполнение

движений

губ,

щек,

языка.

Детям

предлагается

вытянуть

губы

вперед,

показать улыбку; вытянуть язык вперед, дотянуться кончиком языка в левые

и правые направления; округлить две щеки вместе, потом попеременно.

Движения сочетать в быстром и медленном темпе, что помогает удержанию

статических

и

динамических

артикуляционных

поз

у

детей

со

стертой

дизартрией.

2. Состояние фонематического восприятия формируется в умении детей

воспринимать

и

воспроизводить

на

слух

простые

и

сложные

ритмы,

сопровождающиеся темпом, музыкой или стихотворным текстом. Задания

могут

включать

повторение

пар

слов,

близких

по

артикуляторно-

акустическим признакам, слов сложной слоговой структуры и скороговорок.

3.

Состояние

лексико-грамматического

строя

речи

у

детей

со

стертой

дизартрией формируется в умении использовать в активном словаре слова

различных частей речи, образовывать новые слова, правильно согласовывать

их в предложении. Грамматический строй включает овладение предложно-

падежными

и

логико-грамматическими

конструкциями.

Уровень

развития

лексического

строя

включает

пополнение

словарного

запаса,

знание

обобщающих понятий, умение выделять существенные признаки, сравнивать

понятия, владеть временными представлениями.

4. Состояние связной речи детей дошкольного возраста включает умение

составлять рассказ с использованием сложных грамматических конструкций с

опорой

на

зрительное

восприятие

сюжетных

изображений,

придумывать

истории на заданные темы, отвечать на вопросы взрослого, излагать свои

мысли.

4

5.Состояние

зрительных

оптико-пространственных

представлений

формируется

в

способности

детей

со

стертой

дизартрией

воспринимать

целостность

образа

фигуры,

в

том

числе

фигур

Тейлора;

совмещать

фрагменты изображения относительно друг друга, соединять линии и точки

пересечения отдельных частей фигуры.

Диагностика

детей

со

стертой

формой

дизартрии

включает

оценку

состояния

высших

психических

функций

в

сочетании

с

логопедическими

приемами, предложенными А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, А.В. Семенович и др.

Исследование включает:

1. Анализ анамнестических данных (исследование моторного и речевого

развития, начиная с годовалого возраста ребенка).

2. Обследование состояния высших психических функций и процессов

(уровень

включения

ребенка

в

систему

социальных

взаимоотношений,

которые оказывают влияние на его развитие).

Обследование

состояния

высших

психических

функций

и

процессов

включает шкалу, состоящую из определенного количества баллов: 4 балла-

высокий уровень, 3 балла-средний уровень, 2 балла-ниже среднего уровня,

1 балл-низкий уровень развития ребенка.

1) Состояние общей, тонкой, артикуляционной моторики, мимической

мускулатуры.

1.

Обследование

общей

моторики

у

детей

включает

выполнение

упражнений по статической и динамической координации движений.

2. Обследование тонкой моторики у детей со стертой формой дизартрии

включает

выполнение

упражнений

по

исследованию:

1.

Кинетического

праксиса.

Задания

выполняются

по

зрительному

образцу.

Движения

выполняются

левой

и

правой

рукой

поочередно.

Детям

предлагают

выполнить

движения

по

предлагаемому

образцу:

соединить

большой

и

указательный пальцы в «кольцо»; указательный и средний пальцы выдвинуть

вперед-упражнение

«зайчик»;

соединить

большой

пальчик

и

мизинец

в

«кольцо»; указательный палец и мизинец выдвинуты вперед «коза».

2.

Динамического

праксиса.

Выполнить

движения

«кулак-ребро-ладонь»

в

следующей последовательности (рука согнута в кулак; рука удряет о стол

ребром ладони; рука ударяет о стол ладонью. Поочередно проба проводится

правой и левой рукой.

5

3) Изменение координации движений. Ребенка просят положить перед

собой обе руки. Кисть одной руки сжата в кулак, на другой руке пальцы

выпрямлены. Детям предлагают попеременно изменять положение обеих

кистей рук, выпрямляя пальцы одной руки и сжимая пальцы другой.

2) Обследование артикуляционной моторики. 1.Удержание статического

праксиса (растянуть губы в улыбке, дотянуться языком до верхней, затем до

нижней губы, удерживать положение губ и языка в течении 5-10 секунд).

2.Удержание

кинестетического

праксиса

(повторить

произнесение

звуков:

и,о,у,б,в).

3.Динамическая

координация

движений.

Ребенку

предлагается

выполнить

серию

движений

по

образцу

(улыбнуться,

собрать

губы

в

трубочку, затем улыбнуться, поднять и опустить язык).

3.

Обследование

фонематического

восприятия.

1.Умение

слушать

и

воспроизводить

громкость,

высоту

звуков,

интонации

(послушать

и

определить близко или далеко слышен звук; громко или тихо произносятся

звуки; ласково, радостно или грустно говорит человек, доносятся звуки в

лесу;

произносит

звукоподражания

взрослое

животное

или

детеныш).

2.Восприятие или воспроизведение ритмов, простых сложных. 3.Различение

слов, близких по звуковому составу, отличающихся одним звуком (пр: дом-

сом, ком-том, рак-лак, мак-бак, сор-хор).

4. Выполнение звукового анализа. 1.Выделение первого и последнего

звуков

в

словах.

2.Определение

количества

звуков

и

слогов

в

словах

различной слоговой структуры (кот, лес, часы, барабан, черепаха).

5. Выполнение звукового синтеза.

1.Воспроизведение

слова,

произносимое

по

отдельным

звукам.

2.Воспроизведение

слова, произнесенное переставленными звуками или

слогами (пр: н,с,ы-сын; р,г,у,к-круг; шад-ло-ка - лошадка).

6. Обследование просодической стороны речи. Воспроизведение уровня

громкости,

интонационной

окраски

голоса

(модулированности),

исследование тембра голоса, темповой и динамической организации речи,

типа

дыхания,

длины

речевого

выдоха.

(Наблюдение

за

наличием

или

отсутствием

смазанного

или

назализованного

оттенка

речи).

Методика

наблюдения

включает

произношение

рассказов

на

произвольную

тему,

стихов или счета.

6

7.

Состояние

звукопроизношения

включает

наблюдение

за

произношением звуков и выявление их нарушенного звукопроизношения.

(Наблюдение

за

наличием

или

отсутствием

замен,

искаженного

произношения или отсутствия звука при изолированном произношении или

в

спонтанной

речи).

Методика

наблюдения

включает

исследование

самостоятельной

речи

ребенка,

использование

наглядного

материала,

произношение стихотворных текстов.

8.

Обследование

состояния

лексико-грамматического

строя

речи

проводится

на

материале

иллюстраций,

сопровождающихся

словесным

заданием. 1.Обследование лексики включает знания слов, обозначающих

предметы и обобщающие понятия (пр: игрушки, мебель, одежда, обуви,

предметы посуды, деревья, цветы, фрукты, овощи, животные домашние и

дикие, профессии, транспорт, инструменты, учебные предметы). 2.Знания

слов

с

антонимическими

(пр:

день-ночь,

утро-вечер,

зима-лето)

и

синонимическими значениями. 3.Знания слов с многозначным значением,

умение

составлять

предложения

их

словосочетаний

(пр:

песчаная

коса,

длинная

коса,

острая

коса).

4.Знание

времен

года,

суток,

дней

недели,

умение

перечислять

их

по

порядку.

Из

названных

слов

находить

слова,

относящихся

к

лету

или

осени

(пр:

лед,

трава,

санки,

загар,

снеговик,

урожай);

находить

слова,

относящихся

к

утру

или

вечеру

(пр:

вставать,

ложиться, темно, светло, завтракать, ужинать). 5.Знание слов, обозначающих

признаки предметов. Уметь описывать предмет по цвету, форме, величине,

вкусу (пр: яблоко, лимон, огурец, помидор). Сравнивать предметы по цвету,

форме,

вкусу,

качеству

(пр:

лимон-апельсин,

река-ручей).

Придумывать

антонимы к словам (пр: толстый-тонкий, широкий-узкий, горький-сладкий,

здоровый-больной;

придумывать

синонимы

к

словам

(пр:

грустный-

печальный, веселый-радостный, храбрый-смелый).

9.Обследование

словообразования.

1.Умение

образовывать

существительные (пр: называть детенышей животных-козы, волка, медведя,

льва). 2.Образовывать глаголы с противоположным значением (антонимов) с

помощью

приставок

(пр:

завязать-развязать,

включить-выключить,

выдвинуть-задвинуть). 3.Образовывать прилагательные от существительных

(пр:

морозный,

дождливый,

солнечный,

яблочный,

сливовый,

лисий,

медвежий, волчий).

7

10. Обследование грамматического строя речи. 1.Умение согласовывать

слова в числе, образовывать множественное число существительных от слов

в ед. ч. (пр: деревья, грибы, птицы). 2.Согласовывать существительные в

категории рода с прилагательными и глаголами (пр: воробей летает, картина

висит,

кошка

пушистая,

поезд

быстрый).

3.Изменять

существительные

по

падежам.

4.Использовать

связи

слов

в

предложении:

согласование,

управление, примыкание (пр: «Я взяла зонт, потому что шел дождь». «Цветы

засохли, потому что их не поливали).

11. Обследование связной речи. 1.Умение составлять рассказ по картине

или по серии сюжетных картин (трех, четырех изображений). Учитываются

смысловая адекватность, состояние словарного запаса, самостоятельность

выполнения, правильность определения последовательности иллюстраций,

грамматическое оформление рассказа.

12.

Обследование

зрительного

гнозиса.

1.Умение

воспринимать

предметные изображения по выбору (называнию логопедом по 2 и более).

2.Восприятие

зашумленных

изображений;

возможность

назвать

4-6

предметов.

3.Восприятие

недорисованных

изображений;

возможность

назвать

6-12

изображений

(без

поворачивания

альбома).

4.Восприятие

«химерных»

изображений;

способность

назвать

6-8

изображений.

Если

ребенок знает буквы, задание можно дополнить опознанием букв.

13) Обследование зрительных стимулов. Умение запоминать рисунок или

фигуру, состоящую из 6 частей. После предъявления для запоминания эталон

убирается, после чего ребенок рисует фигуры по памяти.

14) Обследование слуховых стимулов. Логопедом называются 2 группы по 3

слова (пр: дом, лес, кот и ночь, игла, пирог), через 10 секунд ребенок должен

воспроизвести шесть слов.

В диагностическом исследовании участвовали 25 детей подготовительной

и старшей групп. По результатам обследования детей можно разделить на

группы, с учетом степени тяжести нарушений:

Результаты логопедического обследования детей, проводимого в начале

учебного года: (25 чел.)

1) Дети без нарушений, выполнившие задания без ошибок- 3 чел.

2) Дети со стертой формой дизартрии с минимальной степенью нарушений

высших психических функций- 11 чел.

8

3)

Дети

со

стертой

формой

дизартрии

со

средней

степенью

нарушений

высших психических функций- 7 чел.

4) Дети со стертой формой дизартрии с выраженной степенью нарушений

высших психических функций- 4 чел.

Результаты логопедического обследования детей, проводимого в середине

учебного года: (25 чел.)

1) Дети без нарушений, выполнившие задания без ошибок- 5 чел.

2) Дети со стертой формой дизартрии с минимальной степенью нарушений

высших психических функций- 12 чел.

3)

Дети

со

стертой

формой

дизартрии

со

средней

степенью

нарушений

высших психических функций- 5 чел.

4) Дети со стертой формой дизартрии с выраженной степенью нарушений

высших психических функций- 3 чел.

Результаты логопедического обследования детей, проводимого в конце

учебного года: (25 чел.)

1) Дети без нарушений, выполнившие задания без ошибок- 7 чел.

2) Дети со стертой формой дизартрии с минимальной степенью нарушений

высших психических функций- 12 чел.

3)

Дети

со

стертой

формой

дизартрии

со

средней

степенью

нарушений

высших психических функций- 4 чел.

4) Дети со стертой формой дизартрии с выраженной степенью нарушений

высших психических функций- 2 чел.

Практический этап коррекционной работы с детьми со стертой формой

дизартрии включает этапы логопедического воздействия, направленные на

преодоление

речевых

нарушений:

развитие

общей,

тонкой

и

артикуляционной

моторики,

формирование

зрительного

гнозиса,

пространственных

представлений,

просодической

стороны

речи,

фонематического восприятия, грамматического строя, связной речи.

Длительность каждого этапа может варьироваться, в зависимости от

степени тяжести речевых нарушений у детей со стертой формой дизартрии.

В отдельную группу входят дети, имеющие сочетанные нарушения,

такие как общее недоразвитие речи I и II уровня и стертая форма дизартрии.

Работа со всеми дошкольниками начинается с подготовительного этапа.

9

На

этом

этапе

совмещаются

занятия

по

развитию

двигательной

сферы

(общей, тонкой, артикуляционной моторики),

постановке

и

автоматизации

навыков

правильного

дыхания,

развитию

просодической стороны речи. Занятия можно проводить в индивидуальной

или групповой форме.

Последовательность

логопедической

коррекционной

работы

включает

следующие этапы:

I Развитие двигательной сферы:

1.Общедвигательная сфера.

2.Развитие

тонкой

моторики:

а)

развитие

тактильных

ощущений

и

кинестетического компонента двигательного акта; б) развитие кинетического

компонента

амплитуды

движений:

-движение

кистями

рук;

-движения

пальцами рук; -упражнения, выполняемые двумя руками вместе.

3.Динамическая координация движений.

4.Развитие реципрокной координации движений рук.

II Постановка и развитие навыков правильного дыхания:

1.Развитие четырехфазного диафрагмального дыхания.

2.Развитие носового и ротового дыхания.

3.Совмещение навыка дыхания с движениями.

4.Закрепление навыка дыхания в движении

5.Развитие речевого дыхания.

III

Развитие

громкости,

высоты

голоса

и

интонации

(просодическая

сторона речи):

1.Развитие голоса.

2.Развитие диапазона голоса.

IV Мимические и артикуляционные упражнения:

1.Мимичечкие упражнения.

2.Снятие спастичности мышц.

3.Артикуляционная гимнастика: а) упражнения для нижней челюсти;

б)

упражнения

для

губ;

в)

упражнения

для

языка;

г)

упражнения

для

постановки нарушенных звуков.

10

V

Развитие

зрительного

восприятия,

навыков

анализа

и

синтеза,

пространственных представлений:

1.Развитие зрительного восприятия, навыков анализа и синтеза.

2.Развитие пространственных представлений.

3.Уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве.

4.Определение пространственных направлений по отношению к себе.

5.Определение ориентации предметов по отношению друг к другу.

6.Ориентация в схеме тела человека, стоящего напротив.

7.Конструирование.

8.Ориентация на листе бумаги.

9.Вербальная маркировка пространства: а) освоение последовательности;

б)

составление

рассказа

по

сюжетной

серии

иллюстраций,

картине;

в)

освоение логико-грамматических конструкций.

VI Развитие фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза:

1.Восприятие

и

различение

неречевых

звуков:

а)

развитие

слухового

внимания;

б)

различение

звуков,

издаваемых

громко

(тихо);

в)

развитие

чувства ритма.

2.Восприятие

и

дифференциация

звуков

речи:

а)

различение

голосов

и

интонированности речи; б) развитие речевого внимания; в) диффенциация

фонем, близких по акустико-артикуляционным признакам.

3.Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

VII Коррекция звукопроизносительной стороны речи:

1.Постановка нарушенных звуков.

2.Автоматизация и введение звуков в речь

3. Дифференциация поставленных звуков.

VIII Коррекция лексико-грамматического строя речи:

1.Классификация предметов в соответствиями с обобщающими понятиями.

2.Нахождение пар предметов по описанию или сравнению.

3.Исключение четвертой лишней картинки (обобщающие понятия).

4.Сравнение целого и частей предметов.

5.Отгадывание предметов по их частям.

6.Отгадывание предметов живого и неживого мира по описанию.

7.Пополнение лексического запаса по определенным темам.

11

Вывод. Таким образом, практический этап позволяет сделать вывод, что

комплексная системная логоритмическая работа способствует преодолению

речевых нарушений, формированию эмоционально-волевой сферы у детей

со стертой формой дизартрии.

Интеграция с двигательной сферой и артикуляционной моторикой решает

оздоровительные,

образовательные,

коррекционные

и

воспитательные

задачи.

У

детей,

имеющих

нарушенное

звукопроизношение

и

фонетико-

фонематическое недоразвитие речи, наблюдается:

1) Совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой

памяти.

2)

Формирование

фонематического

восприятия

и

фонематических

представлений.

Дети овладевают навыками связной речи: 1. Формирование и развитие

навыков

группировки

и

классификации

предметов.

2.

Развитие

навыков

анализа

и

синтеза

предметов,

явлений.

3.

Формирование

умения

устанавливать

последовательность

и

выстраивать

причинно-следственные

отношения,

опираясь

на

собственный

жизненный

опыт.

4.

Выполнение

заданий по инструкциям с умением устанавливать связи между событиями

или явлениями.

Логопедические задания и упражнения проводятся в индивидуальной,

групповой

форме,

направленные

на

преодоление

речевых

нарушений

у

детей с диагнозом стертая форма дизартрии.

12



В раздел образования