Напоминание

"Развитие творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы"


Автор: Джалкуева Елена Каюмовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: Малодербетовского РМО Республики Калмыкия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы"
Раздел: полное образование





Назад




Развитие творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие творческой активности обучающихся - одна из актуальных проблем современной

школы. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется

максимальное

проявление

гибкости,

критичности,

толерантности,

умение

находить

нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени

присущи

творческим

личностям

и

позволяют

им

не

только

быстро

адаптироваться,

но

и

эффективно

действовать

в

любых

жизненных

ситуациях,

быть

успешными

в

различных

социальных общностях и экономических системах.

Развитие творческих способностей начинается в детстве, а уровень их сформированности

выступает

гарантом

успешности

личности

в

осуществляемой

деятельности,

ее

социальной

мобильности. Это качество можно развивать во всех социально и личностно значимых видах

деятельности.

Для реализации этой задачи необходимо организовать работу так, чтобы заинтересовать

обучающихся,

вызвать

отклик,

направить

внимание,

способствовать

стойкому

интересу,

повышению познавательной активности. Какие же формы и приёмы работы с обучающимися

помогут достигнуть желаемого результата?

В процессе своей педагогической деятельности я применяю разнообразные по форме

организации

уроки

и

внеклассные

мероприятия,

а

также

современные

педагогические

технологии с применением активных форм и методов обучения, формирующие познавательную

активность обучающихся, их интерес к обучению, а именно:

Проектная деятельность и Мини-проекты;

Создание с учениками «Банка Презентаций»;

Исследовательская работа;

Разнообразие жанров урока (урок-новелла, урок-концерт, урок-путешествие, урок - литературная

игра).

Проектная деятельность

У

Бернарда

Шоу

есть

хороший

афоризм:

«Единственный

путь,

ведущий

к

знанию,

-

это

деятельность». Он

как

нельзя

лучше

соответствует

принципам,

заложенным

в

такой

педагогической технологии как метод проекта. Учебный проект с точки зрения учащегося – это

возможность

делать

что-то

интересное

самостоятельно

или

в

группе,

это

деятельность,

позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и

показать публично достигнутый результат.

Данная образовательная технология вводится мною в учебный процесс, начиная с 5-го

класса. Для пятиклассников проектным видом работы можно считать работу над иллюстрациями

к художественному произведению и последующее составление из них тематических буклетов и

альманахов. Уже в этом виде деятельности выделяются основные этапы работы над проектом, а

именно: выбор эпизода для иллюстрирования, обдумывание сюжета, композиции, выбор лучших

работ, которые войдут в сборник-альманах, подготовка вступительной статьи о произведении и

рисунках одноклассников.

Кроме того, творческая группа должна представить и защитить свой проект. Следовательно,

выполнение задания требует от обучающихся не только знания содержания произведения, но и

творческого подхода к работе. Для учащихся выбираются мини-проекты, посильные для этого

возраста.

Например, после уроков в 5-м классе по теме «Поэзия 19 века о родной природе» была

предложена работа над коллективным проектом «Времена года в поэзии, музыке, живописи».

Задание: подготовить: 1) иллюстрацию к стихотворению, посвященному одному из времен года;

2)

рассказ

о

русских

художниках,

3)

выразительное

чтение

стихотворения

о

природе,

4)

сочинение «Мое любимое время года» получили 4 творческие группы. Каждая группа отобрала

лучшие работы, объединила их в один сборник, подготовила небольшую вступительную статью о

своем времени года, особенностях его изображения в литературе, музыке и живописи, дала

оценку рисункам одноклассников, выступив с защитой своего проекта на уроке.

Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс,

как правило, ученики хорошо справляются с ними. А учитель получает возможность изучить

индивидуальные

способности

учащихся,

выявить

интеллектуальных

лидеров

и

учащихся,

нуждающихся в поддержке.

Кроме того, в ходе подготовки таких мини-проектов закладываются умения сбора и

систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и

коммуникативной компетенций. Важен также и познавательный аспект. Такие творческие задания

вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных

областей искусства.

Создание с учениками «Банка Презентаций»

Работая несколько лет над своим проектом «Банк Презентаций», на данный момент имею в своей

«копилке» презентации по многим темам русской литературы XIX–XX вв. В этом году планирую

организовать

работу

группы-мастерской

инициативных

учащихся

8-9

классов

по

созданию

тематических презентаций.

Электронное изложение учебного материала позволяет учитывать индивидуально-

психологические характеристики личности, в основе которых лежит уровень развития таких

познавательных процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание, речь.

Также немаловажно и то, что сведения, полученные с использованием ИКТ, воспринимаются

учащимися лучше, с большим интересом, а значит, повышается и уровень их мотивации к

обучению.

Исследовательская работа

В «копилке» педагогических технологий есть и исследовательские формы работы. Благодаря

данной технологии обучения обучающиеся приобретают навык исследования как универсального

способа

освоения

действительности,

развития

способностей

к

исследовательскому

типу

мышления, активизации личностной позиции на основе самостоятельно получаемых знаний,

являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика.

Разнообразие жанров урока (урок-новелла, урок-концерт, урок-путешествие, урок - литературная

игра)

Один из эффективных приемов повышения активности обучающихся, их познавательного и

творческого стимулирования - разнообразие жанров урока. Здесь выбор большой – это может

быть урок-путешествие, урок-литературная игра, урок-концерт и т.д. Главное, следовать тем

правилам и принципам, которые предполагает выбранная жанровая форма урока.

Урок

-

литературная

игра

по

повести

А.

Пушкина

«Капитанская

дочка»

потребовал

таких

приемов и форм работы, которые бы с наибольшей силой повлияли на восприятие обучающихся

и их ответный отклик. Поэтому на уроке использовались следующие приемы:

- прием эмоционального воздействия: музыкальное вступление и заключение урока; эпиграф к

уроку из русской народной песни;

- визуальные приемы: фрагменты художественного фильма «Капитанская дочка», иллюстрации

учащихся к произведению;

- театрализация: учащиеся инсценировали отрывки из произведения; «обыгрывали» сюжетные

ситуации;

- Рефлексия: закончите фразу: «Об уроке я могу сказать, что…»

Заключение:

Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится

разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а

подвижности мышления, быстрого и творческого подхода к решению больших и малых задач.

Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую

«изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высоких результатов. Поэтому

свою

задачу

как

педагога

я

вижу

в

развитии

творческой

и

познавательной

активности

обучающихся и стараюсь, чтобы моим ученикам на уроках было интересно.



В раздел образования