Автор: Джалкуева Елена Каюмовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: Малодербетовского РМО Республики Калмыкия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы"
Раздел: полное образование
Развитие творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Развитие творческой активности обучающихся - одна из актуальных проблем современной
школы. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется
максимальное
проявление
гибкости,
критичности,
толерантности,
умение
находить
нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени
присущи
творческим
личностям
и
позволяют
им
не
только
быстро
адаптироваться,
но
и
эффективно
действовать
в
любых
жизненных
ситуациях,
быть
успешными
в
различных
социальных общностях и экономических системах.
Развитие творческих способностей начинается в детстве, а уровень их сформированности
выступает
гарантом
успешности
личности
в
осуществляемой
деятельности,
ее
социальной
мобильности. Это качество можно развивать во всех социально и личностно значимых видах
деятельности.
Для реализации этой задачи необходимо организовать работу так, чтобы заинтересовать
обучающихся,
вызвать
отклик,
направить
внимание,
способствовать
стойкому
интересу,
повышению познавательной активности. Какие же формы и приёмы работы с обучающимися
помогут достигнуть желаемого результата?
В процессе своей педагогической деятельности я применяю разнообразные по форме
организации
уроки
и
внеклассные
мероприятия,
а
также
современные
педагогические
технологии с применением активных форм и методов обучения, формирующие познавательную
активность обучающихся, их интерес к обучению, а именно:
Проектная деятельность и Мини-проекты;
Создание с учениками «Банка Презентаций»;
Исследовательская работа;
Разнообразие жанров урока (урок-новелла, урок-концерт, урок-путешествие, урок - литературная
игра).
Проектная деятельность
У
Бернарда
Шоу
есть
хороший
афоризм:
«Единственный
путь,
ведущий
к
знанию,
-
это
деятельность». Он
как
нельзя
лучше
соответствует
принципам,
заложенным
в
такой
педагогической технологии как метод проекта. Учебный проект с точки зрения учащегося – это
возможность
делать
что-то
интересное
самостоятельно
или
в
группе,
это
деятельность,
позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и
показать публично достигнутый результат.
Данная образовательная технология вводится мною в учебный процесс, начиная с 5-го
класса. Для пятиклассников проектным видом работы можно считать работу над иллюстрациями
к художественному произведению и последующее составление из них тематических буклетов и
альманахов. Уже в этом виде деятельности выделяются основные этапы работы над проектом, а
именно: выбор эпизода для иллюстрирования, обдумывание сюжета, композиции, выбор лучших
работ, которые войдут в сборник-альманах, подготовка вступительной статьи о произведении и
рисунках одноклассников.
Кроме того, творческая группа должна представить и защитить свой проект. Следовательно,
выполнение задания требует от обучающихся не только знания содержания произведения, но и
творческого подхода к работе. Для учащихся выбираются мини-проекты, посильные для этого
возраста.
Например, после уроков в 5-м классе по теме «Поэзия 19 века о родной природе» была
предложена работа над коллективным проектом «Времена года в поэзии, музыке, живописи».
Задание: подготовить: 1) иллюстрацию к стихотворению, посвященному одному из времен года;
2)
рассказ
о
русских
художниках,
3)
выразительное
чтение
стихотворения
о
природе,
4)
сочинение «Мое любимое время года» получили 4 творческие группы. Каждая группа отобрала
лучшие работы, объединила их в один сборник, подготовила небольшую вступительную статью о
своем времени года, особенностях его изображения в литературе, музыке и живописи, дала
оценку рисункам одноклассников, выступив с защитой своего проекта на уроке.
Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс,
как правило, ученики хорошо справляются с ними. А учитель получает возможность изучить
индивидуальные
способности
учащихся,
выявить
интеллектуальных
лидеров
и
учащихся,
нуждающихся в поддержке.
Кроме того, в ходе подготовки таких мини-проектов закладываются умения сбора и
систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и
коммуникативной компетенций. Важен также и познавательный аспект. Такие творческие задания
вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных
областей искусства.
Создание с учениками «Банка Презентаций»
Работая несколько лет над своим проектом «Банк Презентаций», на данный момент имею в своей
«копилке» презентации по многим темам русской литературы XIX–XX вв. В этом году планирую
организовать
работу
группы-мастерской
инициативных
учащихся
8-9
классов
по
созданию
тематических презентаций.
Электронное изложение учебного материала позволяет учитывать индивидуально-
психологические характеристики личности, в основе которых лежит уровень развития таких
познавательных процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание, речь.
Также немаловажно и то, что сведения, полученные с использованием ИКТ, воспринимаются
учащимися лучше, с большим интересом, а значит, повышается и уровень их мотивации к
обучению.
Исследовательская работа
В «копилке» педагогических технологий есть и исследовательские формы работы. Благодаря
данной технологии обучения обучающиеся приобретают навык исследования как универсального
способа
освоения
действительности,
развития
способностей
к
исследовательскому
типу
мышления, активизации личностной позиции на основе самостоятельно получаемых знаний,
являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика.
Разнообразие жанров урока (урок-новелла, урок-концерт, урок-путешествие, урок - литературная
игра)
Один из эффективных приемов повышения активности обучающихся, их познавательного и
творческого стимулирования - разнообразие жанров урока. Здесь выбор большой – это может
быть урок-путешествие, урок-литературная игра, урок-концерт и т.д. Главное, следовать тем
правилам и принципам, которые предполагает выбранная жанровая форма урока.
Урок
-
литературная
игра
по
повести
А.
Пушкина
«Капитанская
дочка»
потребовал
таких
приемов и форм работы, которые бы с наибольшей силой повлияли на восприятие обучающихся
и их ответный отклик. Поэтому на уроке использовались следующие приемы:
- прием эмоционального воздействия: музыкальное вступление и заключение урока; эпиграф к
уроку из русской народной песни;
- визуальные приемы: фрагменты художественного фильма «Капитанская дочка», иллюстрации
учащихся к произведению;
- театрализация: учащиеся инсценировали отрывки из произведения; «обыгрывали» сюжетные
ситуации;
- Рефлексия: закончите фразу: «Об уроке я могу сказать, что…»
Заключение:
Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится
разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а
подвижности мышления, быстрого и творческого подхода к решению больших и малых задач.
Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую
«изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высоких результатов. Поэтому
свою
задачу
как
педагога
я
вижу
в
развитии
творческой
и
познавательной
активности
обучающихся и стараюсь, чтобы моим ученикам на уроках было интересно.