Автор: Девяшина Светлана Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детство" детский сад №190
Населённый пункт: город Нижний Тагил Свердловская обрасть
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогическая диагностика, как условие сопровождения музыкальной одарённости ребёнка.и
Раздел: дошкольное образование
Педагогическая диагностика как условие сопровождения музыкальной
одарённости ребенка
Детская
одаренность,
несомненно,
занимает
одно
из
ведущих
мест
среди самых интересных и загадочных её явлений.
Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен.
Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если
его талант востребован.
И чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата
целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться
одаренная личность, тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей
жизнедеятельности.
Для
таких
детей
обучение
должно
быть
особое,
индивидуальное,
направленное
на
развитие
их
потенциала,
оно
не
должно
ограничивать
возможности
их
развития.
Отсюда
вытекает актуальная
проблема
общественного
характера:
создание
условий
для
сохранения
и
развития
одаренности, начиная с детского возраста.
Но, я как педагог, задаю вопрос - так ли необходимо для ребенка
старание
взрослых
развивать
его
природную
одарённость,
например,
музыкальную, если больше всего на свете он любит рисовать или заниматься
спортом. Наверное, имеет смысл поинтересоваться у него самого или помочь
ему разобраться в своих приоритетах.
Для этого я использую в своей работе педагогическую диагностику
особенностей
интереса
и
отношения
детей
к
музыке
и
разным
видам
музыкальной деятельности Татьяны Анатольевны Евиной.
Задачи диагностики:
Изучить
особенности
интереса
и
отношения
детей
старшего
дошкольного
возраста
к
музыке
и
к
разным
видам
музыкальной
деятельности.
Изучить
особенности
музыкальной
субкультуры
ст арших
дошкольников.
Изучить
особенности
музыкальных
способностей
старших
дошкольников.
Определить
позиции
детей
старшего
дошкольного
возраста
в
м у з ы к а л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и .
Методы педагогической диагностики, предложенные автором:
индивидуальные беседы с ребенком;
наблюдения за детьми в повседневной жизни и в музыкальной деятельности;
диагностические игры и ситуации;
индивидуальные карты развития;
дневники наблюдений;
анкетирование родителей.
Диагностика мотивации музыкальной деятельности.
Игровое задание «Музыкальная поиграй-ка».
Цель: выявить степень выраженности потребности ребенка в музыкальных
видах деятельности.
Стимульный материал: спортивный инвентарь, различные игровые
предметы, музыкальные инструменты.
1 этап.
Предлагаю ребенку поиграть и при получении согласия ввожу в комнату с
игровыми предметами.
Ребёнку сообщаю, что мне нужно ненадолго отлучиться, и он сам может
поиграть в любые находящиеся в комнате игры.
Вернувшись, наблюдаю за тем, какой группе игр ребенок отдал
предпочтение.
Если его привлекла группа музыкальных инструментов, в дневник заношу 1
балл. Если ребёнка первоначально заинтересовали другие (немузыкальные)
группы предметов – ситуацию оцениваю в 0 баллов.
2этап.
Веду наблюдение за тем, как ребенок использует музыкальные инструменты.
Продолжительная увлеченность одним инструментом + 1 балл;
пробное музицирование на нескольких инструментах + 2 балла;
увлеченное и продолжительное музицирование на одном - двух инструментах
+ 3 балла.
3 этап.
Тест усложняю введением сбивающего фактора.
Появившись в комнате и, похвалив ребенка за его самостоятельность в
использовании музыкальных игр (проявив интерес к его игровым
результатам), предлагаю ему заняться чем-нибудь другим, например,
порисовать или поиграть в мяч. Такое предложение выступает в качестве
фактора помехи тому виду деятельности, который избрал ребенок
самостоятельно.
В случае, если ребенок отказывается от моего предложения и продолжает
самостоятельно заниматься музыкальными играми-предметами, в дневник
заношу еще + 4 балла.
4 этап.
Начинаю заниматься рисованием (или другой, незвуковой игрой). Если и в
этой ситуации отвлечения в течение 30 - 60 секунд ребенок не подходит ко
мне с заинтересованным видом, в дневник заношу еще + 5 баллов.
Критерии оценки степени мотивационной готовности:
10 - 16 баллов – мотивация к музыкальной деятельности высокая;
5 - 9 баллов – мотивация к музыкальной деятельности на стадии
формирования;
0 - 4 балла – несформированная мотивация.
Следующий аспект -
Педагогическая диагностика позиций, занимаемых детьми
в музыкальной деятельности. Позиции: слушатель, исполнитель,
сочинитель.
Наблюдение
организую
во
время
образовательной
деятельности,
параллельно со мной наблюдение ведут воспитатели в группе в течение
одной-двух
недель
во
время
самостоятельной
музыкально-творческой
деятельности.
По
характерным
проявлениям
ребёнка
делаем
вывод:
о
его
направленности на конкретный вид музыкальной деятельности (восприятие
музыки, исполнительство, творчество); о принадлежности к определённой
позиции.
Таблица №1
Пример диагностической характеристики на ребёнка-слушателя.
Алина (6 лет).
Идентификаци
я с
музыкальным
образом,
замыслом
музыкального
произведения:
- легко
соотносит
новые
музыкальные
впечатления с
собственным
жизненным
опытом,
опытом других,
- склонен к
рефлексии на
содержание
музыки.
Впечатления о
музыке,
суждения
и эстетические
оценки о ней:
- суждения
развёрнутые,
глубокие,
оригинальные,
простые,
- сам является
инициатором
разговора
о музыкальном
произведении,
- эстетические
категории при
обсуждении,
- всегда может
объяснить свои
реакции.
Вчувствование
в музыкальное
произведение,
сопереживание,
сочувствие
музыкальному
образу:
-
восприимчивость
и
чувствительность
выражены
внешне
(поза и мимика в
процессе
восприятия до и
после),
- вскакивание в
процессе
слушания,
- ребёнок
активен в
обсуждении
характера,
- впечатлителен и
после слушания.
Характерные проявления
ребенка - слушателя
Эмоциональность
и активность
восприятия
музыки –
погружение в
музыку:
- применяет
мимику в процессе
звучания,
- комментирует
услышанное,
- живая реакция на
музыку,
- искренен в своих
реакциях,
- эмоционально
отзывчив,
- адекватная
реакция на
музыкальный
образ,
- яркость
эмоционального
сопереживания
проявляется
внешне в беседе.
Творчество:
- после
восприятия
выражает
впечатления
в слове, игре,
рисунке, в
мимической
импровизации,
- сам процесс
слушания
побуждает
ребёнка к
творчеству,
к созданию
интересного и
нового,
- интерпретация
отличается
новизной
в выборе
средств
выразительност
и.
- Подвижный, активный, яркий, выразительный ребенок.
- Проявляет интерес к детям и взрослым, всегда интересуется, как себя
чувствует подружка, воспитатель, чем помочь, где кто побывал в выходные,
что видел.
- С удовольствием рассказывает сама о своих впечатлениях. Рассказы живые,
интересные, аналитического и повествовательного плана.
- Больше всего девочка любит слушать музыку, огорчается, когда музыка не
звучит в группе или дома.
- Есть любимые произведения; Шутка И.С. Баха, Времена года А. Вивальди,
особенно Лето и Зима, детские песенки, и конечно же, современный
популярный репертуар.
- Очень любит обсуждать музыку (цитата из Алины).
- Привлекает к беседе взрослых и сверстников.
- Когда музыка звучит, эмоциональность ребенка проявляется в полной мере.
Если это веселое, энергичное произведение, то ребенок покачивается, двигает
ногами в такт, на лице улыбка, глаза выразительные.
- Медленные произведения, содержащие грусть, печаль, вызывают у Алины
плавные движения рук, грустное выражение глаз, и сосредоточенность в
кульминационные моменты.
- После звучания музыки ребенок некоторое время пребывает в
задумчивости. Затем, активно вступает в диалог, эмоционально
высказывается о музыке, просто и точно характеризует музыкальные фразы,
соотносит их с личным опытом переживаний, событиями жизни, поступками,
действиями и настроениями людей.
- В ходе обсуждения ребенок начинает фантазировать: «Мне кажется, что эти
гномы не добрые, но и не злые, музыка так подсказала мне... Они какие-то
одинокие, что ли…
- Девочка неоднократно возвращается к музыкальным впечатлениям,
воспроизводит эмоции, которые вызвала музыка через двигательные
фантазии, рисунок, делится открытиями со взрослыми и сверстниками.
Таблица №2
Характерные
проявления
ребёнка - исполнителя
Пример диагностической характеристики на ребёнка - исполнителя.
Артём (6 лет)
Деятельностное
выражение
эмоционального
отношения
к
музыкальному
образу:
- активен в
переходе к
исполнению,
- действует без
показа педагога,
- самостоятельно
ищет средства
выразительности
в исполнении,
- обсуждает
предстоящие
действия с
другими,
- уверен в
Интерпретация
и создание
музыкальных
образов в
разных видах
музыкальной
деятельности:
- стремление
следовать
указаниям
педагога
по созданию
музыкального
образа
с собственным
эмоциональным
отношением,
- разнообразие в
выборе средств
музыкальной
выразительности,
- вдумчиво
Специальные
исполнительские
умения.
Выраженная
продуктивная
успешность
ребёнка:
- в пении,
- в музыкально-
ритмических
движениях,
- в музицировании,
- явно тяготеет к
одному из видов
музыкальной
деятельности,
- хорошо развиты
музыкальные
способности
- демонстрация
высоких
показателей
одного из видов
музыкальной
деятельности,
- может не только
исполнять, но и
импровизировать
в одном из видов
музыкальной
деятельности,
- может помочь
другим детям,
- хорошо
устанавливает
ассоциативные
связи,
- нравится
исполнять в
ансамбле
Понимание
музыкально
го образа:
-
сопереживает
характеру
музыки,
- адекватна
эмоциональн
ая реакция
на характер
произведения
,
- сильно
выражает
эмоции,
- делится
эмоц-ными
впеч-ми
об
услышанной
музыке,
- тонко
чувствует
эмоц-ную
окрашенност
ь
музыкального
Худож-но-
эмоц-ное
восприятие
музыкально
го образа:
-
эмоциональн
о реагирует
на характер
музыки
- самост-но
придумывает
и показывает
свои движения в
процессе
восприятия,
- подпевает без
знания слов,
- слушает
внимательно.
- Активный, яркий ребёнок, лидер. К исполнению переходит сразу после
предложения взрослого. Действует без показа. В тех случаях, когда Артём
следует советам взрослого, обязательно вносит в музыкальный образ своё
отношение, своё видение происходящего, используя при этом различные
средства выразительности точно подобранные, иногда неожиданные. Если
окружающие его взрослые или дети удивляются, не соглашаются с его
вариантом исполнения – обязательно отстаивает свою точку зрения.
Например, обсуждая характер песни «Журавушка», предложил петь её
значительно быстрее, потому, что считает, её совсем не грустной. «На юге
тепло, много красивых мест, журавлику там обязательно понравится. А мы
будем его ждать и радоваться, что ему хорошо…»
- Умело планирует свою творческую деятельность, обсуждая её с педагогом и
со сверстниками.
- С удовольствием участвует в исполнительской деятельности. Чувствует себя
уверенным и успешным как в танцах, так и в пении. Но больше всего любит
певческую деятельность. Предпочтение отдаёт сольному исполнению.
- Вокально-певческие навыки сформированы, во время выступлений
демонстрирует высокие показатели.
Таблица №3
Характерные проявления
ребенка-сочинителя
Пример диагностической характеристики на ребёнка-сочинителя.
Даша (6 лет)
- Больше всего девочка любит создавать художественные образы в рисунках и
Интерес к
сочинительству,
творчеству
- постоянно
сочиняет,
- концентрируется
на созидательных
творческих
задачах,
- поглощён самим
процессом,
что имеет яркую
эмоциональную
выраженность,
- постоянно
напевает,
комбинирует
известные
движения в новый
танец,
- подбор
знакомых
мелодий
в музицировании,
- импровизация в
исполнении
через
комбинирование
знакомых
Направленность
мотивов
музыкальной
деятельности на
её результат
(относительно
новый продукт)
- испытывает
интерес к
результату и
процессу,
- всегда знает
результат
творческого акта,
- варианты
рассказа
разнообразны и
легки ещё в
процессе замысла,
- дирижирует
творческим
процессом,
- целостность,
послед-ность
действий в
достижении
целей,
- с удовольствием
включается в
музыкальную
деятельность
других детей,
рассуждая вслух о
планах, как своих,
так и совместных
с партнёром.
Качество
способов
творческих
действий
- владеет
умениями в
передаче
музыкального
образа
средствами
художественной
выразительности
и
особыми
средствами
музыкальной
выразительности
,
- адекватно
использует их
в передаче
образа,
- самостоятельно
изменяет,
дополняет,
комбинирует
известные
элементы,
- применяет
умения в новых
условиях,
- предлагает
новые варианты
решения
типовых задач,
- формирует
индивидуальный
почерк
творчества,
который всегда
проявляется
в
художественной
деятельности
(рисунки, танец,
Качество
продукции
- субъективная
новизна
продукта в
открытии
нового для
себя и для
других,
- порождает
новое для
своих друзей,
-
элементарност
ь, простота,
-
неповторимост
ь,
- разнообразие,
-
изобразительн
ость продукта
деятельности.
Импровизаци
я
-
высказывания
непосред-ны,
- действия
демонстрирую
т виртуозные
умения,
- творческое
озарение в
звуковых
экспромтах,
-
музыке.
- Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны с опытом
ребенка, несмотря на разницу средств выразительности.
- Созданный на бумаге образ ребенок пытается самостоятельно оживить с
помощью мелодии или песенки, которая рождается в результате голосовой
импровизации.
- Качество создаваемого продукта высокое, наблюдается соответствие
художественного образа в рисунке и художественно-музыкального образа.
- Даша с удовольствием принимает участие в создании оригинальных
мелодических фраз и песенок на предлагаемые музыкальным педагогом
тексты, в самостоятельной деятельности наблюдалась попытка создания
целой серии песен на стихи о временах года, которые дети разучивали к в
группе к празднику.
- Необходимо отметить, что девочка точно знала, какой образ она хочет
создать и как это выразить с помощью музыки и движения.
- Ребенка привлекают музыкальные игры.
- Очень часто она становится организатором в самостоятельной детской
деятельности.
- Свободно придумывает музыкальные образы и сюжетные ходы.
- Подбирает музыку.
Народная мудрость гласит: «талантливый человек талантлив во всём».
Если ребёнок занимает все три позиции в музыкальной деятельности – это
музыкально-одарённый
ребёнок,
который
наделён
музыкальными
способностями,
любит
музыку,
и
желает
участвовать
в
исполнительской
деятельности. А я как педагог вместе с родителями и воспитателями должна
ему в этом помочь.
Проект педагогического сопровождения развития
вокально-одаренного ребёнка 5 лет.
Задачи проекта:
Создать
оптимальные
условия
для
развития
вокальных
данных
на
основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей,
склонностей и потребностей;
Развить
музыкальный
слух,
чувство
ритма,
певческий
голос,
музыкальную
память
и
восприимчивость,
способность
сопереживать,
творческое воображение.
Помочь
ребенку
овладеть
практическими
умениями
и
навыками
в
исполнительской деятельности.
Комплекс мероприятий:
1.Провела
педагогическую
диагностику
вокально-певческих
навыков
(Основная
образовательная
программа
«От
рождения
до
школы»
Н.
Е.
Вераксы,
Т.
С.
Комаровой,
М.
А.
Васильевой),
а
также
педагогическую
диагностику позиций, занимаемых детьми в музыкальной деятельности -
автор Т. А. Евина.
2.Изучила методику выявления одарённости у детей старшего дошкольного
возраста А. И. Савенкова.
3.Подобрала музыкальный репертуар, в том числе распевки для подготовки
артикуляционного
аппарата,
вокальные
упражнения
по
тренировке
правильного дыхания, высоты звука и увеличения голосового диапазона.
4.Составила
календарно-тематический
план
музыкального
развития
вокальных данных ребёнка.
5.Совместно
с
логопедом
веду
работу
по
развитию
и
укреплению
артикуляционного аппарата с целью устранения и коррекции дефектов речи.
6.Проконсультировалась
с
психологом
в
плане
коррекции
психоэмоционального
состояния
(тревожность,
страх
неправильного
исполнения, боязнь сцены).
7.Совместно
с
воспитателями
ведём
дневник
наблюдений,
выделяем
проявление
музыкальных
способностей
в
самостоятельной
творческой
деятельности,
создаем
и
поддерживаем
положительный
эмоциональный
настрой.
8.Совместно
с
родителями
расширяем
музыкальный
кругозор
ребёнка
(походы
в
театр,
прослушивание
аудиозаписей
исполнителей
вокального
жанра, привлечение к участию в конкурсных программах по вокалу).
Планируемый результат.
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-
творческому
самовыражению
(пение
соло,
участие
в
импровизациях,
участие в музыкально-драматических постановках);
сформированность навыков вокальной деятельности (вовремя начинать
и
заканчивать
пение,
правильно
вступать,
умение
петь
по
фразам,
слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения,
четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
наличие
умения
красиво
двигаться
под
музыку,
не
бояться
сцены,
следовать правилам культуры поведения на сцене;
сформированность навыка передачи музыкально – вокального образа,
умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание
во
фразе,
уметь
делать
кульминацию;
мотивация
к
стремлению
совершенствовать свои вокальные способности;
наличие умения исполнять более сложные длительности и ритмические
рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы
двухголосия – подголоски.
На сегодня, девочка приняла участие в городском творческом конкурсе
«Изумрудинка», за что получила дипломы Лауреата 1 степени на районном
этапе и диплом 11 степени в финале конкурса. Девочка была замечена
ведущими педагогами – музыкантами и приглашена в вокально-хоровую
студию Дворца творчества имени Окунева.
Закончить свою речь, хочу словами венгерского психолога Геза Ревеш:
«Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путём развития
и
воспитания
юных
талантов.
Для
этого
же
необходимо
их
ранее
узнавание…».