Автор: Наумова Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ детский сад комбинированного вида №105
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: доклад
Тема: Роль конструктивной деятельности дошкольников в развитии математических способностей.
Раздел: дошкольное образование
Роль конструктивной деятельности дошкольников в развитии
математических способностей.
Математика является «мощным» средством интеллектуального развития ребенка,
формирования его познавательных и творческих способностей. Успех математического
обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того,
насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в
познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования
элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к
математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной
форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с
цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно
выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).
Однако эти умения недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний
кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить
очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой».
В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть
успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы
(счету, вычислениям и т.п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по
развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый
класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только
арифметического, характера.
Таким образом, для выработки определенных математических умений и навыков необходимо
развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать,
анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать
проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.
Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно
подходить к обобщениям.
Вклад конструирования заключается в том, что оно способствует развитию мелкой моторики и
накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий,
творческого воображения и механизмов управления собственным поведением. Именно в
процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений,
так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные
моменты, что близко для детей дошкольного возраста, основано на действенном развитии, а в
формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать
практический метод, сущность которого заключается в организации практической
деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с
предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями и т.д.).
В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких
внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность
мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе
выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними.
Это наиболее соответствует процессу математического развития дошкольников.
В процессе конструирования у детей четвертого и пятого года жизни продолжает развиваться
произвольная память. Если ребенку этого возраста дают какое-либо поручение, то он уже не
мчится сразу выполнять его, как младшие дети, а сначала повторив задание, приступает к
выполнению. У детей постепенно увеличивается объем запоминаемого материала. Ребенок 4-5
лет удерживает в памяти пять-шесть предметов или картинок. Именно в этот период начинают
закладываться элементы опосредованного запоминания. У дошкольников развивается
несколько видов деятельности: игровая, изобразительная, конструктивная и элементы
трудовой. Каждый вид деятельности ставит определенные задачи перед восприятием,
мышлением, речью и личностью ребенка и требует определенного уровня их развития.
Конструирование математических задач, способствует творческому развитию старших
дошкольников. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает
«почву» для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего
развития личности. Оно является практической деятельностью и отвечает интересам и
потребностям старших дошкольников, поэтому при целенаправленной организации обучение
может носить подлинно развивающий характер и влиять на формирование познавательной и
творческой активности.
Конструктивная деятельность важна в общем умственном развитии ребенка, т.к. способствует
становлению наглядного моделирования, развивает способность воспринимать такие внешние
свойства предметного мира, как форма, пространственные и размерные отношения, понимать
некоторые существенные зависимости структуры предмета и его функции, т.е. позволяет
выстраивать логическую цепочку, делать умозаключения, выводы, что важно для
формирования математического развития и в целом умственного развития детей.
Единство математики и конструирования создает благоприятные условия для поиска связей и
отношений между предметами, явлениями, их свойствами и качествами. Математические
представления лучше осмысливаются детьми, закрепляются через конструирование, т.к.
применяются в продуктивной деятельности.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с
явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями
и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам
предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с
изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы,
цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения.
Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со
свойствами имеющегося материала. Формирование элементарных математических
представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями,
сравнение объектов по величине.
В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию
таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения;
способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на
основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между
ними. Это наиболее соответствует процессу математического развития дошкольников.