Автор: Чечихина Ольга Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с
Населённый пункт: г. Губкинский Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: " Развитие музыкальных способностей дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие музыкальных способностей детей».
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы
видеть,
ощущать,
чувствовать
окружающий
мир.
Она
позволила
ему
слышать
все
многообразие
существующих
звуковых
красок.
Из
необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность -
природой данное человеку свойство.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который
при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность
ребенку
достигать
больших
высот
в
своем
развитии.
Создание
условий,
обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их
творческого
потенциала,
является
одной
из
приоритетных
задач
современного
общества,
развития
науки
и
культуры,
всех
областей
производства и социальной жизни.
Детство
-
это
самый
благоприятный
период
для
развития
музыкальных способностей. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной
отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры
человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Если для
музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые
условия,
то
это
дает
значительный
эффект
в
формировании
его
музыкальности.
В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными
способностями подразумеваются обычно следующие три: музыкальный слух,
чувство ритма и музыкальная память. Детское творчество может проявляться
во
всех
видах
музыкальной
деятельности:
пении,
восприятии
музыки,
музыкально-ритмических
движениях,
элементарном
музицировании.
Методика вхождения ребенка в мир любого искусства должна проходить
через «волшебный мост» игры. Игра – это «волшебная «палочка, при помощи
которой
можно
научить
детей
петь,
играть
на
инструментах,
красиво
двигаться и танцевать под музыку, слушать музыку.
Свою задачу как музыкального руководителя
вижу
в
создании
оптимальных
условий
для
развития
интереса,
выявления
задатков,
способностей, которые нужны ребенку для дальнейшей самореализации в
жизни.
Главным направлением своей работы считаю-
высвобождение и
развитие у детей первичной формы креативности через поддержку детского
музыкального творчества в различных формах и видах. На первый план
выдвинуты
творческие
практики,
основанные
на
спонтанной
и
организованной детской импровизации. От разнообразных форм творческой
деятельности - к формированию у детей потребности
в любительском
музицировании
и
слушании
музыки
как
форме
досуга.
Творческое
музицирование обеспечивает естественное всестороннее развитие природной
музыкальности
ребенка
и
креативное
развитие
его
личности.
Творческое
музицирование
обладает
большим
потенциалом
воздействия
и
оказывает
влияние
на
развитие
следующих
личностных
качеств:
способность
к
творчеству
и
импровизации;
навыки
невербального
общения;
умение
сотрудничать и взаимодействовать, творчески решать задачи.
Приобщение
детей
к
игре
на
детских
музыкальных
инструментах
проводится не только на занятиях музыкой, но и на занятиях ритмикой и
танцем. Я включаю детские музыкальные инструменты и в другие виды
деятельности (слушание) как практический метод, помогающий осознанному
восприятию музыки или метод, позволяющий закрепить знания о временном
характере
музыкального
искусства
(метр,
метрическая
пульсация,
ритмический
рисунок).
Ритмические
упражнения
и
импровизации
с
использованием
ударно-шумовых
инструментов
совершенствуют
чувство
ритма, тембровый слух.
В своей работе стремлюсь к целостному игровому подходу, чтобы игра
и творчество пронизывала музыкальную деятельность детей на всех уровнях.
В проведении музыкальных занятий музыкально-творческое взаимодействие
с
группой
детей
организую
на
основе
игрового
сюжета,
например:
«Путешествие в зимний лес», «В гостях у Королевы музыки». и т.д.
Основа
организации
педпроцесса
-
сюрприз,
импровизация
с
использованием
различных
видов
музыкально-
художе ственной
деятельности.
Наиболее актуальными формами являются интегративные
музыкальные образовательные ситуации, построенные на основе какой- либо
ведущей
(доминирующей
)
деятельности
(например,
творческого
музицирования).
Игровые
художественно-творческие
пр о е кт ы ,
организованные
на
основе
освоения
какой-либо
познавательной
темы,
например «В мире звуков», «Музыкальные инструменты).
При освоении
различного по уровню сложности репертуара с детьми, имеющими разный
уровень
способностей,
использую
принцип
«минимакса».(Разноуровневое
музыкальное
развитие
детей-
в
соответствии
со
своими
природными
и
возрастными возможностями).
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что
воспитанники,
имеющие
предрасположенность
и
способности
к
музыкальной деятельности имеют ярко выраженный эмоциональный отклик,
высокую степень заинтересованности, активности и качество выполнения
музыкальных
видов
деятельности.
Дети
испытывают
потребность
в
реализации
своего
творческого
потенциала.
С
радостью
занимаются
в
вокальных
и
танцевальных
кружках,
участвуют
в
подготовке
сольных
номеров, принимают активное участие во всех мероприятиях творческой
направленности. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда,
а не как дополнительная нагрузка.
Целью кружковой деятельности тоже является творческое развитие
личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, но уже с
более музыкально одаренными детьми. В начале учебного года я провожу
диагностику
музыкального
развития
детей.
В
результате
диагностики
определяются
дети
с
наиболее
высокими
показателями
музыкального
развития.
В
проведенном
анкетировании
родителей
выясняю,
насколько
семейная среда способствует развитию музыкальных способностей ребенка.
Провожу
индивидуальные
консультации
с
родителями
по
вопросам
дальнейшего развития способностей их ребенка и направлением
развития
его музыкального воспитания в семье. Задача педагога- включить родителей
в
совместную
педагогическую
работу,
сделать
их
своими
союзниками
и
партнерами.
В нашем ДОУ дополнительно дети могут развивать свои певческие
навыки
(вокальный
кружок
«Сказочка»),
получать
развитие
в
процессе
музыкально-ритмических
движений(
танцевальный
кружок
«Топотушки»),
развивать
свои
творческие, артистические, музыкальные
способности
через
музыкально-фольклорную
деятельность
(фольклорный
кружок
«
Свирелька»).
Рабочая программа
вокального
кружка обучения детей пению
строится на следующем. Сначала мы просто играем звуками своего голоса,
интонациями
речи,
затем
исследуем
возможности
речевого
и
певческого
голоса, после чего переходим к работе над песней, исходя из своих эмоций,
способностей
и
опыта.
Работа
строится
на
речевом
и
певческом
этапах
развития детского голоса.
Речевой
этап
как
подготовительный,
сначала
предшествует,
чуть
опережая, а затем идет параллельно певческому этапу развития детского
голоса. На речевом этапе провожу с детьми артикуляционную гимнастику,
игры
и
упражнения,
развивающие
речевое
и
певческое
дыхание,
развивающие игры с голосом, речевые зарядки, речевые игры и упражнения,
ритмодекламация.
Общая
цель
речевого
этапа
-
легко
и
незаметно
подготовить
голоса
детей
к
пению:
«разогреть»
мышцы
речевого
и
дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, подвести детей к
воспроизведению музыкальных звуков.
На певческом этапе работаю над
формированием
и развитием
певческого дыхания, развитием навыков ясной дикции, формированием и
развитием певческой интонации. Все эти этапы нужны для непосредственной
работы над песней.
Развивая
с
детьми
музыкально-ритмические
движения
в
работе
танцевального кружка мы формируем средствами музыки и ритмических
движений разнообразные умения, способности, качества личности. Занятия
направлены на развитие способности воспринимать музыку, понимать ее
содержание. Педагог дополнительного образования по ритмике развивает в
детях
двигательные качества и умения: ловкость, точность, координацию
движений,
гибкость
и
пластичность.
На
общих
ритмических
занятиях
занятиях
работаем над формированием правильной осанки,
красивой
походки
детей,
развиваем
умение
ориентировки
в
пространстве,
умения
выражать эмоции в мимике и пантомимике. Дети на занятиях любят сами
придумывать движения в соответствии с выбранным музыкальным образами.
Развивая творческое воображение и фантазию,
даем возможность
детям выражать себя в музыкальной импровизации.
Развивая
нравственно
-
коммуникативные
качества
личности
воспитываем умения вести себя в группе во время движения, формируем
чувство такта и культурных привычек в процессе группового общения с
детьми и взрослыми. Итогами работы вокального и танцевального кружков
являются
выступления
детей
на
детских
праздниках,
развлечениях,
концертных площадках города.
Занятия фольклорного кружка знакомят детей с детским музыкальным
фольклором,
народной
песней,
пляской.
Дети
знакомятся
с
игровым
фольклором,
играют
на
детских
музыкальных
инструментах.
Слушание
произведений
музыкального
фольклора,
муз.
дидактические
игры,
пение
русских народных песен с муз. сопровождением и без него. Игры хороводы,
народные муз. игры, театрализованная деятельность. Дидактические сказки
на основе муз. фольклора. Участие в календарных праздниках Ежегодно в ДОУ
проходит
весенняя
ярмарка,
где
дети
показывают
полученные
умения
и
навыки. Праздники и развлечения
Музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной
музыкальности - это не только путь к эстетическому образованию или способ
приобщения
к
ценностям
культуры,
но
и
эффективный
способ
развития
самых разных способностей детей, путь их к одухотворенной
счастливой
жизни
и
самореализации
как
личности.
Приобщение
к
музыке,
самому
тонкому,
духовному
искусству-
вот
один
из
реальных
путей
воспитать
Человека, и на этом пути музыкальный руководитель как проводник, как
помощник и партнер играет огромную роль, от него зависит, откроет ли
ребенок дверь в мир Музыки или она навсегда останется для него закрытой.
Литература
1. Богоявленская Д.Б. Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция
одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, М., 1998.
2. А.И.Буренина « Ритмическая мозаика»-
программа
по ритмической
пластике для детей С-Пб - 2000г.
3.
А.И. Буренина, Т.Э. Тютюнникова « Тутти» - программа музыкального
воспитания
детей
дошкольного
возраста
«
Музыкальная
палитра»
С-Пб.
2012г.
4.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. − М.Просвещение, 1983.
5. М.А. Михайлова « Развитие музыкальных способностей детей»- Ярославль
« Академия развития» 1997г.
6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1985. – Т 1.