Напоминание

"Чему учат сказки?"


Автор: Белова Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №126 д/с "Счастливый"
Населённый пункт: город Брянск Брянской области
Наименование материала: конспект занятия в подготовительной группе
Тема: "Чему учат сказки?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия на тему: “Чему учат сказки?”

в подготовительной группе

Автор: Белова Ольга Васильевна

(МБДОУ №126 д/с «Счастливый» г. Брянск)

Программные задачи:

Закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки. Побуждать детей

осознавать и запоминать сюжеты, персонажей сказок, воспроизводить сцены

из сказок. Учить детей находить сходство и различие в сюжетах сказок. Учить

осмысливать

характер

и

поступки

персонажей.

Способствовать

развитию

эмоционально-образного восприятия содержания сказок.

Активизировать словарь детей по теме “Сказки”. Развивать связную речь,

интонационную выразительность речи детей. Развивать внимание; целостное

восприятие изображения.

Способствовать развитию умения понимать поучительность сказок; значение

пословиц.

Формировать

положительное

отношение

к

общепринятым

нравственным ценностям: к дружбе, трудолюбию, послушанию.

Оборудование: карта «Сказочной страны», магнитная доска, пособия:

«Особенности сказки», «Расколдуй героев», «Измени сказки», «Герои сказок

«Теремок» и «Рукавичка», «Чему учат сказки?»; Игры: «Сложи картинку и

назови»,

«Ступеньки

доброты»;

Фланелеграф;

«волшебная

палочка»,

шкатулка, Музыка-аудиозапись сказочной музыки. Сундучок.

Ход:

Введение в тему В-ль: Ребята, вы любите сказки? (ответы). Хотите побывать

в Стране Сказок? Но попасть в сказочную страну не так просто.

I «Назовите особенности сказки»

В-ль: Откройте «волшебные окошки» и расскажите, что бывает только в

сказке? (Дети поворачивают картинки на доске и называют

особенности сказки)

1.

В сказках животные разговаривают. Они ведут себя так же, как люди.

2.

В сказках есть сказочные герои – добрые и злые.

3.

В волшебных сказках встречаются (есть) волшебные существа: Баба

Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный и др.

4.

В сказках совершается волшебство, чудеса разные.

5.

В сказках есть волшебные предметы (волшебный клубочек, сапоги-

скороходы, ковёр-самолёт и др.). Они помогают героям сказок.

6.

В сказках есть особенные «сказочные слова»

В-ль: Вспомните, как начинаются сказки?

Д. – «Жили-были…». «В Тридевятом царстве, в тридевятом

государстве…»

В-ль: Как заканчиваются сказки?

Д. – «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!». - «С тех пор они

стали жить-поживать, да добра наживать!». - «И устроили они пир на

весь мир!»

В-ль: Какие ещё сказочные слова вы знаете?

Д. – «Утро вечера мудренее». «Вдруг, откуда ни возьмись…».

«… близко ли, далеко ли …». «Красны девицы». «Добрые молодцы»

II «Путешествие по Сказочной стране»

В-ль: Вот мы и в Сказочной стране. А перед нами «Теремок» и «Рукавичка».

Только вот незадача: герои этих сказок забыли, кто где живет.

1. «Верните героев в их сказки, назовите их правильно

Дети (у доски) – В «Теремке» живут:

Мышка-Норушка

Лягушка-Квакушка

Зайчик- Попрыгайчик

Лисичка-Сестричка

Волчок – Серый Бочёк

Медведюшка – батюшка

Дети – В «Рукавичке» живут:

Мышка-Поскребушка

Лягушка-Попрыгушка

Зайчик-Побегайчик

Лисичка-Сестричка

Волк-Зубами щёлк

Кабан-Клыкан

Медведь-Громко реветь

В-ль: Чтобы звери больше никогда не перепутались, расскажите

2 . Чем отличаются сказки «Теремок» и «Рукавичка»?

Дети- В сказке «Рукавичка» больше героев, там есть Кабан-Клыкан.

В сказках звери называются по- разному. Эти сказки по-разному

заканчиваются. В сказке «Теремок» звери строят домик, в котором хватает

места всем, а в сказке «Рукавичка» звери разбегаются, когда рукавичку

находит собака.

3 . Чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка»?

Дети – В этих сказках звери жили мирно, дружно, не ссорились. «В тесноте,

да не в обиде». Это значит, хоть и тесно, зато дружно.

В-ль: Молодцы. А теперь отправимся дальше, и впереди у нас деревня

Патрикеевка. Здесь живут сказочные звери. Их постоянно обманывает Лиса.

Помогите разоблачить Лису.

4. «Соберите части картинок и расскажите о том, какие плохие поступки,

преступления совершила Лиса, в каких сказках»

(Дети собирают части картинок и рассказывают)

Дети:

1.

Лиса съела Колобка.

2.

Лиса в сказке «Кот, Петух и Лиса» украла петуха.

3.

Лиса в сказке «Заюшкина избушка» выгнала зайчика из его домика.

4.

Лиса в сказке «Лисичка со скалочкой» хотела забрать себе девочку.

5.

Лиса украла мальчика Жихарку.

6.

Лиса в сказке «Лиса и Козёл» обманула козла, заманила его в колодец и

по его спине выбралась, а Козёл остался в колодце.

7.

Лиса в сказке «Лисичка-сестричка и Волк» украла рыбу у мужика.

8.

Лиса в этой же сказке обманула волка; сказала ему, что наловила рыбу

хвостом в проруби. Хвост у волка примерз.

5. Беседа по вопросам:

В.-ль – Почему Лиса смогла обмануть Зайчика? Какой он?

Дети – Зайчик доверчивый, добрый, слабый.

В.-ль – Почему Лисе удалось обмануть Волка? Какой Волк в сказке?

Дети – Волк жадный, глупый.

В.-ль – Почему Лиса смогла съесть Колобка? Какой Колобок?

Дети – Колобок хвастливый, глупый (непослушный).

В.-ль – Ребята, какая Лиса в этих сказках?

Дети – Лиса хитрая, злая, коварная, плутовка, обманщица.

В.-ль – Вспомните как Лисичка просилась к Заюшке? Каким голосом?

Дети (Жалобно) – «Заинька, пусти меня к себе пожить. Моя избушка

растаяла».

В.-ль – Что отвечала Лиса, когда её хотели выгнать? Каким голосом?

Дети (Гневно) – «Сейчас как выскочу, как выпрыгну! Пойдут клочки по

закоулочкам!»

В.-ль – Кто в этих сказках смог победить Лису? Почему? Какие это герои?

Дети – Петушок - в сказке «Заюшкина избушка» победил Лису; он смелый,

храбрый, отважный.

Жихарка победил Лису, потому что он ловкий, находчивый; «маленький, да

удаленький».

Кот - в сказке «Кот, Петух и Лиса», потому что он умный, смелый.

Мужик - в сказке «Лисичка со скалочкой», потому что он умный, хитрый.

В.-ль – Да, «что посеешь, то и пожнёшь!» Лиса обманывала всех, а Мужик

обманул в этой сказке Лису.

В.-ль - Ребята, что бы вы сказали героям сказок, чтобы Лиса их больше не

обманула?

Дети – Не верьте Лисе. Не всегда ласковые речи– правдивые. «Доверяй, но

проверяй»

В.-ль: Уберите карточки. И мы снова в пути.

Перед нами «Заколдованная поляна»

Баба-Яга заколдовала сказочных героев.

6. Спасите героев сказок. Узнайте их и спойте их песенку.

(Дети по одному выходят к доске, называют героя, поют его песенку,

переворачивают картинку – «Расколдовывают»)

В.-ль: Кто это?

Ребёнок – Это Колобок, он поёт:

«Я Колобок, Колобок!

По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешан,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл…»

В.-ль: Кто это?

Ребёнок – Это Петух из сказки «Заюшкина избушка» Он поёт:

«Ку-ка-ре-ку!

Иду на ногах

В красных сапогах,

Несу косу на плечах.

Хочу лису посечь!

Ступай, Лиса, с печи!»

В.-ль: Кто это?

Ребёнок – Это Коза из сказки «Волк и 7 козлят» Она поёт:

«Козлятушки-ребятушки,

Отопритесь, отопритесь

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Течёт молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю»

В.-ль: Кто это?

Ребёнок – Это Блин из сказки «Крылатый, Мохнатый да Масляный» Он поёт:

«Прыг-скок, прыг-скок,

Я – Масляный бок,

На сметане мешан,

На маслице жарен,

Прыг-скок, прыг-скок,

Я – Масляный бок»

В-ль: Молодцы, расколдовали всех героев, а сейчас мы превратимся в

сказочных зверей. Встаньте рядом со стульчиками.

III Физкультминутка

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как Лисята,

И как Мишка косолапый,

И как Серый Волк – волчище,

И как Заинька – трусишка.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

В.-ль: Продолжим наше путешествие по сказочной стране

Ребята, Баба Яга перепутала всех героев волшебных сказок.

И теперь неизвестно, кто из них добрый, а кто злой.

IV Расселите героев волшебных сказок на ступеньках доброты.

В.-ль: На волшебной лестнице на голубой, синей, фиолетовой ступеньках

живут злые герои, а на других ступеньках – добрые.

(дети выходят к доске, расставляют героев на «Ступеньках доброты»)

Ребёнок 1 – Это Василиса Премудрая из сказки «Царевна Лягушка». Она

красивая, умная, добрая, рукодельница, волшебница, умница. Я поселю

её … на красную ступеньку.

Ребёнок 2 – Это Иван-царевич из сказки «Царевна Лягушка». Он сильный,

смелый, храбрый, добрый, верный, «добрый молодец». Я поселю его на

… ступеньку.

Ребёнок 3 – Это Хаврошечка. Она трудолюбивая, добрая, ласковая,

заботливая…

Ребёнок 4 – Это Емеля из сказки «По щучьему велению». Он весёлый,

добрый, но ленивый…

Ребёнок 5 – Это Баба Яга. Она злая, хитрая, вредная, страшная…

Ребёнок 6 – Это Змей Горыныч. Он грозный, злой, страшный…

Ребёнок 7 – Это Кощей Бессмертный. Он коварный, хитрый, злой…

В.-ль: Ребята, мы помогли сказочным героям и идём дальше.

Вдруг, откуда ни возьмись, перед нами появилась волшебная шкатулка.

Но открыть шкатулку сможет тот, кто знает

V Чему учат сказки?

В.-ль раскрывает большую книгу сказок с иллюстрациями. Показывает

иллюстрации поочерёдно и спрашивает:

- Какая это сказка?

- Чему она учит?

Ответы детей:

1.

«Репка».

«Только вместе, только дружно можно выполнить трудную работу»

2.

«Крылатый, мохнатый да масляный»

Каждый должен выполнять то дело, которое у него хорошо получается;

жить дружно, не ссориться

3.

«Колосок»

«Кто не работает, тот не ест»

«Труд кормит, а лень портит»

4.

«Пузырь, Соломинка и Лапоть»

В сказке говорится о том, что «Друзья познаются в беде»

В-ль: Хорошими друзьями они были?

(ответы детей)

5.

«Зимовье»

«Дружба помогает победить зло»

«Всем, ребятам, помнить нужно: от беды спасает дружба»

6.

«Умей обождать»

«Прежде, чем что-то сделать, нужно хорошо подумать»

«Нужно слушаться доброго совета, не спешить»

7.

«Гуси-лебеди»

Нужно слушаться старших.

Не привередничать, не капризничать.

Сказка учит помогать другим, тогда и тебе помогут.

В.-ль: Откроем шкатулку

Ребята, в шкатулке - «волшебная палочка». Вы можете превратиться в

«Водшебников».

VI – «Измени сказки»

В.-ль: С помощью «волшебной палочки» измените конец у тех сказок,

которые заканчиваются плохо.

На доску выставляются поочередно иллюстрации к сказкам. Дети

поочередно выходят к доске, придумывают своё решение сложной

ситуации в сказке. Например:

1) Лиса съела Колобка.

В-ль – как спасти Колобка?

Ребёнок – Нужно помочь Колобку спрятаться от Лисы (говорит,

дотрагивается до картинки «волшебной палочкой», переворачивает

картинку. На другой стороне изображены изменения в сказке)

Далее дети придумывают изменения в сказках:

2. «Три Медведя», 3. «Колосок», 4. «Умей обождать», 5. «Пузырь, Соломинка

и Лапоть», 6. «Лиса и Кувшин», 7. «Лиса и Волк»

8. В сказке Снегурочка прыгает через костёр и тает, превращается в облако.

В.-ль: Как изменить сказку?

Ребёнок – Пусть облако полетит на Север, там оно превратится в девочку

Снегурочку. Снегурочка с Дедом Морозом будет приходить к людям на

Новый год.

В.-ль: Ребята, закройте глаза (Звучит сказочная музыка)

VII – Итог:

В.-ль: В мире много сказок,

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

(Дети открывают глаза)

В.-ль: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие по Сказочной стране.

Вы – молодцы! Помогли героям сказок. Они подарили нам сказочный

сундучок. (Читает записку).

В.-ль: Сказки вы не забывайте,

С интересом их читайте,

В гости ждём мы вас, друзья.

Вам будут рады здесь всегда!

(Сладкий сюрприз)



В раздел образования