Автор: Белова Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №126 д/с "Счастливый"
Населённый пункт: город Брянск Брянской области
Наименование материала: конспект занятия в подготовительной группе
Тема: "Чему учат сказки?"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия на тему: “Чему учат сказки?”
в подготовительной группе
Автор: Белова Ольга Васильевна
(МБДОУ №126 д/с «Счастливый» г. Брянск)
Программные задачи:
Закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки. Побуждать детей
осознавать и запоминать сюжеты, персонажей сказок, воспроизводить сцены
из сказок. Учить детей находить сходство и различие в сюжетах сказок. Учить
осмысливать
характер
и
поступки
персонажей.
Способствовать
развитию
эмоционально-образного восприятия содержания сказок.
Активизировать словарь детей по теме “Сказки”. Развивать связную речь,
интонационную выразительность речи детей. Развивать внимание; целостное
восприятие изображения.
Способствовать развитию умения понимать поучительность сказок; значение
пословиц.
Формировать
положительное
отношение
к
общепринятым
нравственным ценностям: к дружбе, трудолюбию, послушанию.
Оборудование: карта «Сказочной страны», магнитная доска, пособия:
«Особенности сказки», «Расколдуй героев», «Измени сказки», «Герои сказок
«Теремок» и «Рукавичка», «Чему учат сказки?»; Игры: «Сложи картинку и
назови»,
«Ступеньки
доброты»;
Фланелеграф;
«волшебная
палочка»,
шкатулка, Музыка-аудиозапись сказочной музыки. Сундучок.
Ход:
Введение в тему В-ль: Ребята, вы любите сказки? (ответы). Хотите побывать
в Стране Сказок? Но попасть в сказочную страну не так просто.
I «Назовите особенности сказки»
В-ль: Откройте «волшебные окошки» и расскажите, что бывает только в
сказке? (Дети поворачивают картинки на доске и называют
особенности сказки)
1.
В сказках животные разговаривают. Они ведут себя так же, как люди.
2.
В сказках есть сказочные герои – добрые и злые.
3.
В волшебных сказках встречаются (есть) волшебные существа: Баба
Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный и др.
4.
В сказках совершается волшебство, чудеса разные.
5.
В сказках есть волшебные предметы (волшебный клубочек, сапоги-
скороходы, ковёр-самолёт и др.). Они помогают героям сказок.
6.
В сказках есть особенные «сказочные слова»
В-ль: Вспомните, как начинаются сказки?
Д. – «Жили-были…». «В Тридевятом царстве, в тридевятом
государстве…»
В-ль: Как заканчиваются сказки?
Д. – «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!». - «С тех пор они
стали жить-поживать, да добра наживать!». - «И устроили они пир на
весь мир!»
В-ль: Какие ещё сказочные слова вы знаете?
Д. – «Утро вечера мудренее». «Вдруг, откуда ни возьмись…».
«… близко ли, далеко ли …». «Красны девицы». «Добрые молодцы»
II «Путешествие по Сказочной стране»
В-ль: Вот мы и в Сказочной стране. А перед нами «Теремок» и «Рукавичка».
Только вот незадача: герои этих сказок забыли, кто где живет.
1. «Верните героев в их сказки, назовите их правильно
Дети (у доски) – В «Теремке» живут:
Мышка-Норушка
Лягушка-Квакушка
Зайчик- Попрыгайчик
Лисичка-Сестричка
Волчок – Серый Бочёк
Медведюшка – батюшка
Дети – В «Рукавичке» живут:
Мышка-Поскребушка
Лягушка-Попрыгушка
Зайчик-Побегайчик
Лисичка-Сестричка
Волк-Зубами щёлк
Кабан-Клыкан
Медведь-Громко реветь
В-ль: Чтобы звери больше никогда не перепутались, расскажите
2 . Чем отличаются сказки «Теремок» и «Рукавичка»?
Дети- В сказке «Рукавичка» больше героев, там есть Кабан-Клыкан.
В сказках звери называются по- разному. Эти сказки по-разному
заканчиваются. В сказке «Теремок» звери строят домик, в котором хватает
места всем, а в сказке «Рукавичка» звери разбегаются, когда рукавичку
находит собака.
3 . Чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка»?
Дети – В этих сказках звери жили мирно, дружно, не ссорились. «В тесноте,
да не в обиде». Это значит, хоть и тесно, зато дружно.
В-ль: Молодцы. А теперь отправимся дальше, и впереди у нас деревня
Патрикеевка. Здесь живут сказочные звери. Их постоянно обманывает Лиса.
Помогите разоблачить Лису.
4. «Соберите части картинок и расскажите о том, какие плохие поступки,
преступления совершила Лиса, в каких сказках»
(Дети собирают части картинок и рассказывают)
Дети:
1.
Лиса съела Колобка.
2.
Лиса в сказке «Кот, Петух и Лиса» украла петуха.
3.
Лиса в сказке «Заюшкина избушка» выгнала зайчика из его домика.
4.
Лиса в сказке «Лисичка со скалочкой» хотела забрать себе девочку.
5.
Лиса украла мальчика Жихарку.
6.
Лиса в сказке «Лиса и Козёл» обманула козла, заманила его в колодец и
по его спине выбралась, а Козёл остался в колодце.
7.
Лиса в сказке «Лисичка-сестричка и Волк» украла рыбу у мужика.
8.
Лиса в этой же сказке обманула волка; сказала ему, что наловила рыбу
хвостом в проруби. Хвост у волка примерз.
5. Беседа по вопросам:
В.-ль – Почему Лиса смогла обмануть Зайчика? Какой он?
Дети – Зайчик доверчивый, добрый, слабый.
В.-ль – Почему Лисе удалось обмануть Волка? Какой Волк в сказке?
Дети – Волк жадный, глупый.
В.-ль – Почему Лиса смогла съесть Колобка? Какой Колобок?
Дети – Колобок хвастливый, глупый (непослушный).
В.-ль – Ребята, какая Лиса в этих сказках?
Дети – Лиса хитрая, злая, коварная, плутовка, обманщица.
В.-ль – Вспомните как Лисичка просилась к Заюшке? Каким голосом?
Дети (Жалобно) – «Заинька, пусти меня к себе пожить. Моя избушка
растаяла».
В.-ль – Что отвечала Лиса, когда её хотели выгнать? Каким голосом?
Дети (Гневно) – «Сейчас как выскочу, как выпрыгну! Пойдут клочки по
закоулочкам!»
В.-ль – Кто в этих сказках смог победить Лису? Почему? Какие это герои?
Дети – Петушок - в сказке «Заюшкина избушка» победил Лису; он смелый,
храбрый, отважный.
Жихарка победил Лису, потому что он ловкий, находчивый; «маленький, да
удаленький».
Кот - в сказке «Кот, Петух и Лиса», потому что он умный, смелый.
Мужик - в сказке «Лисичка со скалочкой», потому что он умный, хитрый.
В.-ль – Да, «что посеешь, то и пожнёшь!» Лиса обманывала всех, а Мужик
обманул в этой сказке Лису.
В.-ль - Ребята, что бы вы сказали героям сказок, чтобы Лиса их больше не
обманула?
Дети – Не верьте Лисе. Не всегда ласковые речи– правдивые. «Доверяй, но
проверяй»
В.-ль: Уберите карточки. И мы снова в пути.
Перед нами «Заколдованная поляна»
Баба-Яга заколдовала сказочных героев.
6. Спасите героев сказок. Узнайте их и спойте их песенку.
(Дети по одному выходят к доске, называют героя, поют его песенку,
переворачивают картинку – «Расколдовывают»)
В.-ль: Кто это?
Ребёнок – Это Колобок, он поёт:
«Я Колобок, Колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешан,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл…»
В.-ль: Кто это?
Ребёнок – Это Петух из сказки «Заюшкина избушка» Он поёт:
«Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах
В красных сапогах,
Несу косу на плечах.
Хочу лису посечь!
Ступай, Лиса, с печи!»
В.-ль: Кто это?
Ребёнок – Это Коза из сказки «Волк и 7 козлят» Она поёт:
«Козлятушки-ребятушки,
Отопритесь, отопритесь
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Течёт молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю»
В.-ль: Кто это?
Ребёнок – Это Блин из сказки «Крылатый, Мохнатый да Масляный» Он поёт:
«Прыг-скок, прыг-скок,
Я – Масляный бок,
На сметане мешан,
На маслице жарен,
Прыг-скок, прыг-скок,
Я – Масляный бок»
В-ль: Молодцы, расколдовали всех героев, а сейчас мы превратимся в
сказочных зверей. Встаньте рядом со стульчиками.
III Физкультминутка
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как Лисята,
И как Мишка косолапый,
И как Серый Волк – волчище,
И как Заинька – трусишка.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
В.-ль: Продолжим наше путешествие по сказочной стране
Ребята, Баба Яга перепутала всех героев волшебных сказок.
И теперь неизвестно, кто из них добрый, а кто злой.
IV Расселите героев волшебных сказок на ступеньках доброты.
В.-ль: На волшебной лестнице на голубой, синей, фиолетовой ступеньках
живут злые герои, а на других ступеньках – добрые.
(дети выходят к доске, расставляют героев на «Ступеньках доброты»)
Ребёнок 1 – Это Василиса Премудрая из сказки «Царевна Лягушка». Она
красивая, умная, добрая, рукодельница, волшебница, умница. Я поселю
её … на красную ступеньку.
Ребёнок 2 – Это Иван-царевич из сказки «Царевна Лягушка». Он сильный,
смелый, храбрый, добрый, верный, «добрый молодец». Я поселю его на
… ступеньку.
Ребёнок 3 – Это Хаврошечка. Она трудолюбивая, добрая, ласковая,
заботливая…
Ребёнок 4 – Это Емеля из сказки «По щучьему велению». Он весёлый,
добрый, но ленивый…
Ребёнок 5 – Это Баба Яга. Она злая, хитрая, вредная, страшная…
Ребёнок 6 – Это Змей Горыныч. Он грозный, злой, страшный…
Ребёнок 7 – Это Кощей Бессмертный. Он коварный, хитрый, злой…
В.-ль: Ребята, мы помогли сказочным героям и идём дальше.
Вдруг, откуда ни возьмись, перед нами появилась волшебная шкатулка.
Но открыть шкатулку сможет тот, кто знает
V Чему учат сказки?
В.-ль раскрывает большую книгу сказок с иллюстрациями. Показывает
иллюстрации поочерёдно и спрашивает:
- Какая это сказка?
- Чему она учит?
Ответы детей:
1.
«Репка».
«Только вместе, только дружно можно выполнить трудную работу»
2.
«Крылатый, мохнатый да масляный»
Каждый должен выполнять то дело, которое у него хорошо получается;
жить дружно, не ссориться
3.
«Колосок»
«Кто не работает, тот не ест»
«Труд кормит, а лень портит»
4.
«Пузырь, Соломинка и Лапоть»
В сказке говорится о том, что «Друзья познаются в беде»
В-ль: Хорошими друзьями они были?
(ответы детей)
5.
«Зимовье»
«Дружба помогает победить зло»
«Всем, ребятам, помнить нужно: от беды спасает дружба»
6.
«Умей обождать»
«Прежде, чем что-то сделать, нужно хорошо подумать»
«Нужно слушаться доброго совета, не спешить»
7.
«Гуси-лебеди»
Нужно слушаться старших.
Не привередничать, не капризничать.
Сказка учит помогать другим, тогда и тебе помогут.
В.-ль: Откроем шкатулку
Ребята, в шкатулке - «волшебная палочка». Вы можете превратиться в
«Водшебников».
VI – «Измени сказки»
В.-ль: С помощью «волшебной палочки» измените конец у тех сказок,
которые заканчиваются плохо.
На доску выставляются поочередно иллюстрации к сказкам. Дети
поочередно выходят к доске, придумывают своё решение сложной
ситуации в сказке. Например:
1) Лиса съела Колобка.
В-ль – как спасти Колобка?
Ребёнок – Нужно помочь Колобку спрятаться от Лисы (говорит,
дотрагивается до картинки «волшебной палочкой», переворачивает
картинку. На другой стороне изображены изменения в сказке)
Далее дети придумывают изменения в сказках:
2. «Три Медведя», 3. «Колосок», 4. «Умей обождать», 5. «Пузырь, Соломинка
и Лапоть», 6. «Лиса и Кувшин», 7. «Лиса и Волк»
8. В сказке Снегурочка прыгает через костёр и тает, превращается в облако.
В.-ль: Как изменить сказку?
Ребёнок – Пусть облако полетит на Север, там оно превратится в девочку
Снегурочку. Снегурочка с Дедом Морозом будет приходить к людям на
Новый год.
В.-ль: Ребята, закройте глаза (Звучит сказочная музыка)
VII – Итог:
В.-ль: В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
(Дети открывают глаза)
В.-ль: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие по Сказочной стране.
Вы – молодцы! Помогли героям сказок. Они подарили нам сказочный
сундучок. (Читает записку).
В.-ль: Сказки вы не забывайте,
С интересом их читайте,
В гости ждём мы вас, друзья.
Вам будут рады здесь всегда!
(Сладкий сюрприз)