Напоминание

"Пение, как способ развития речи детей с ОНР"


Автор: Наставшева Татьяна Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МА ДОУ ЦРР детский сад №18
Населённый пункт: Кумертау
Наименование материала: статья
Тема: "Пение, как способ развития речи детей с ОНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Наставшева Татьяна Николаевна,

музыкальный руководитель,

МАДОУЦРР №18 «Светлячок», г.Кумертау, Республика Башкортостан.

«Пение, как способ развития речи детей с ОНР».

Дети

с

нарушениями

речевого

развития

это

особая

категория

детей

с

отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть нарушения речи,

влияющие

на

формирование

других

сторон

психики.

Не

редко,

у

таких

детей

отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень

понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи,

низкий уровень контроля за собственной деятельностью.

Речевые

недостатки

сказываются

на

психофизическом

развитии

ребенка,

затрудняют обучение. Недоразвитие речи – это аномалия, при которой нарушается

формирование

всех

компонентов

речевой

системы:

произношения,

словарного

запаса, грамматического строя, понимания.

Борьба

с

дефектами

речи

у

детей

актуальная

проблема.

Распознавание

речевых нарушений не представляет особых трудностей. Родители чаще обращают

внимание на чистоту звукопроизношения у детей, а нарушение словарного запаса и

грамматического строя остаются не всегда замеченными. Считают, что недоразвитие

речи может исчезнуть с возрастом, самопроизвольно. Однако такое ожидание не

всегда оправдывается. Речевые дефекты нередко с возрастом лишь закрепляются.

Как

известно,

у

многих

детей

с

речевыми

нарушениями,

в

том

числе

и

негрубыми

фонетическими,

часто

возникают

нарушения

эмоционально-волевой

сферы – эмоциональная лабильность, недостаточная стрессоустойчивость, когда в

стрессовой ситуации или просто новой, необычной ситуации у ребенка возникает

некое

блокирование

психических

функций

и

волевых

действий.

В

результате

ребенок не отвечает на вопрос, даже если знает на него ответ, не выполняет задание

в

присутствии

постороннего

человека,

хотя

только

что

выполнял

его

в

более

комфортной

для

себя

обстановке.

Именно

такие

дети

долго

не

могут

автоматизировать поставленные звуки в спонтанной речи, испытывает трудности с

коммуникацией. И это то, что не может не беспокоить и заставляет искать каких-то

новых подходов к таким детям, чтобы обеспечить комфортность их пребывания в

социуме. Поскольку эти дети обучаются в массовых группах, они кажутся уже как

бы заведомо включенными в процесс инклюзивного образования. Но все дело в том,

что по-настоящему инклюзивный подход подразумевает не просто механическое

включение детей с нарушениями в группу с детьми без нарушений, этого явно

недостаточно, а предполагает целенаправленное воздействие на абсолютно каждого

ребенка, с тем, чтобы его пребывание было комфортным и способствовало бы его

самореализации.

Любой

человек,

имеющий

дефект

развития,

может

при

соответствующих

условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в

материальном отношении и быть полезным обществу.

Музыкальную

терапию

широко

применяют

во

многих

странах

мира

для

лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии,

эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита,

спинно-мозговых

травм,

психосоматических

заболеваний,

внутренних

болезней,

психических отклонений.

Лечебное

применение

музыки

имеет

многовековую

историю.

Эмоции,

динамика

которых

всегда

приводит

к

определённым

гормональным

и

биохимическим

изменениям,

опосредованно

начинают

оказывать

влияние

на

интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы,

тонус головного мозга, кровообращение и др.

В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка

может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения

внутренней гармонии.

Полезность музыкотерапии в работе с детьми с нарушением речи в том, что она:

помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

помогает

ускорить

прогресс

речеобразования,

так

как

внутренние

переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим

осознание;

Основной вид музыкотерапии для детей с нарушением речи, это конечно

Пение.

Активная

исполнительская

музыкальная

деятельность,

способствует

избавлению

от

дефектов

речи,

так

как

пение

–это

комплексная

работа

над

звукоизвлечением, постановкой дыхания и правильной дикции.

Детям школьного возраста очень близка народная манера пения. Характерные

черты

народной

манеры

пения

у

детей:

естественность

звукоизвлечения,

взаимосвязь певческого звуковедения с разговорно-речевой интонацией - доступно

для детского голоса.

Звукоизвлечение, звукообразование является важнейшей проблемой для детей

с еще не окрепшим, а развивающимся, растущим организмом. Прежде всего, следует

отметить, что должна быть мягкая атака звука, спокойное дыхание. Дыхание в целом

бесшумное, незаметное.

В освоении верного звукообразования обычно большое место занимает работа

над отдельными звеньями певческого акта. В виде отдельных мышечных приемов

осваивается, например, как надо вздохнуть, как открыть рот, положить язык и т. п.

Все эти подводящие, частичные движения, отрабатываемые отдельно, потом должны

быть соединены в единой координации. Это части будущего общего навыка.

Распространенным

и

эффективным

в

вокальной

педагогике

является

специальный метод обучения – фонетический (формируется на речевой основе).

Фонетический метод основан на активной работе артикуляционных органов – части

голосового

аппарата,

наиболее

подчиненной

сознанию.

Принимая

во

внимание

речевую

составляющую

вокального

звука,

целесообразным

представляется

применение

упражнений

в

виде

разговорных

распевок. Упражнения

в

рамках

подобного метода могут предусматривать решение следующих задач:

определить

гласные,

на

которых

удобно

и

полезно

развивать

голосовой

аппарат;

соединить гласные звуки с согласными;

развить беглость и гибкость голоса.

Безусловно,

полезны

в

практике

занятий

с

детьми

советы

выдающегося

педагога Н.К. Мешко которая рекомендует для выработки разговорного положения

рта при пении:

1.

проговаривать желаемую фразу в разговорной манере.

2.

проговаривать эту фразу нараспев в 2раза медленнее, следя за артикуляцией.

3.

пропевать эту фразу на одном звуке в ритме песни.

4.

петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звука.

Особенное внимание следует обращать на трудные для произношения в пении

согласные, как, например, к, п, ,т, ф, х, а также с, ш, ц, г, щ. Первые из них в

наибольшей степени прерывают вокальную линию и должны быть произносимы

очень крепко и очень кратко; вторым свойственна особая характерность, резко

выделяющая их среди других согласных; коротко и осторожно произносить следует,

в особенности, шипящие согласные с и ш.

Согласные в конце слов должны быть всегда отчетливы и ясны. Если слог

оканчивается на согласную, то она относится к последнему слогу: “но-чка те-мная”,

“ся-де-тсо-лнце”

и

т.п.

Большое

стечение

согласных

в

одном

слоге

следует

произносить скоро, легко и четко.

Активная,

четкая,

правильная

и

согласованная

работа

артикуляционных

органов создает отчетливую, хорошую дикцию. Вялость и несогласованность в

работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. В этом случае

страдает содержание, становится трудно понять смысл того, о чем поют.

Вокальная

речь

имеет

свои

особенности.

Гласные

в

выпеваемом

слоге удлиняются. Они занимают почти всю длительность интонируемого звука (в

обычной речи произношение гласных и согласных равно по времени.). Согласные

максимально укорачиваются, но произносятся предельно четко и ясно. Это очень

удобно для учеников имеющих проблемы с речью.

Причиной невнятного произношения может быть вялость, малоподвижность

языка, губ, зажатость нижней челюсти, неправильное открытие рта, скованность

мышц шеи и лица. Для тренировки артикуляционного аппарата рекомендуются

такие упражнения:

Вытянуть губы вперед и совершать ими вращательные движения.

При

сомкнутых

губах

развести

верхнюю

и

нижнюю

челюсть,

языком

“колоть” щеки.

Для раскрепощения нижней челюсти использовать гласный “а” и слоги с

ним.

Для активизации губ – упражнения с губными согласными “б”, “п”, м”, с

гласными “о”, “у”, “и” (очень хорошо сочетание “и-у”).

При вялости языка – слог «ля», «яли-яли-яли» (внимание на кончик языка),

Полезно выразительно читать текст произведения в заданном музыкальным

материалом ритме.

Выделять в тексте особо трудные слова, прочитывать их с утрированием.

Использовать для тренажа различные скороговорки (например - Бри-брэ-

бро-бру-бра), или дикционные распевки.

«Дразнилки» - Упражнение для активизации работы языка. Пара учеников

становится друг против друга и быстро, первый без перерывов повторяет «да,да,да»,

а второй «нет,нет,нет..»

Многократно

произносить

"ДЗЗз",

при

этом

губы

поочередно

вытягивая

вперед, а затем разводя в полуулыбке.

Работа

над

скороговорками

преследует

важную

цель

-

научить

легко,

непринужденно

преодолевать

встречающиеся

в

речи

дикционные

трудности,

сложные звукосочетания. Начинать работу над скороговорками надо в медленном

темпе.

Нельзя

бессмысленно

«пробалтывать»

текст.

Очень

полезно

поначалу

тренироваться в беззвучном произношении скороговорки в медленном темпе. Потом

темп постепенно ускорять и выговаривать текст вслух.

Пение в ансамбле, в хоре очень полезно для детей, поскольку создает для них

необычную, новую обстановку, и дети учатся приспосабливаться к изменениям

обстановки.

Одной

из

форм

реализации

инклюзивного

подхода

могут

быть

и

совместные

музыкальные

занятия

детей

с

речевыми

нарушениями

и

детей

без

нарушений. Это могут быть, например Музыкальные спектакли в форме игровой

деятельности.

Интересными получаются и совместные занятия по развитию интонационной

выразительности речи. Как известно, у детей с дизартрией, с общим недоразвитием

речи и другими речевыми нарушениями наблюдается и бедность интонационной

стороны речи. Но оказывается, что и дети без явных признаков речевых нарушений

также испытывают проблемы с мелодической организацией речи.

Так некоторые из детей не могут воспринять и воспроизвести изменение

высоты тона голоса, которое является неотъемлемым компонентом мелодического

рисунка фразы. Поэтому такие совместные занятия полезны не только детям с

речевыми нарушениями в плане инклюзивного подхода, но и очень полезны и

необходимы в ряде случаев в том числе и детям без явных речевых нарушений. И

так же, совместные занятия крайне важны и с точки зрения развития у всех детей

коммуникативных навыков, предполагающих взаимодействие, доброе отношение

друг к другу.

Дети видят, что у каждого из них могут быть проблемы – кто-то звуки не умеет

правильно

произносить,

а

кто-то

умеет,

зато

с

выразительностью

речи

у

него

проблемы.

Совместные, музыкальные занятия, репетиции – приносит много радости и

детям и взрослым. Для многих детей это как раз та деятельность, в процессе которой

они и не только получают новые для себя навыки – в области сценической речи,

сценического

движения

и

т.д.,

и

развивают

свои

способности,

но

и

учатся

постепенно в чем-то преодолевать себя, справляться с теми трудностями, которые у

них имеются, – и в плане речи, и в плане коммуникации, и в плане эмоций, т.е.

происходит коррекция психо-эмоционального фона и развитие личности ребенка.

Таким образом, организация работы детей с нарушениями и без них создает

психологически

комфортную

обстановку,

в

которой

каждый

из

детей

имеет

возможность и преодолеть имеющиеся у него проблемы, и в максимальной степени

проявить

и

развить

имеющиеся

у

него

способности. Репертуар

для

вокальных

занятий с обычной группой детей и где есть ученики с нарушением речи, должен

побираться

с

учетом

возраста,

так

же

необходимо

учитывать

психологическое

состояние и голосовые данные. Для детей хорошо подходят русские народные,

детские, игровые и шуточные песни. В народных песнях как правило простые слова,

не

сложная

мелодия

и

понятный

смысл.

Исполнение

таких

песен,

безусловно,

помогает детям, раскрыть свой творческий потенциал, войти в роль, почувствовать

себя в своей «Детской» среде.

Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей

пению способствует развитию музыкальных способностей, устранению речевых

недостатков и положительно влияет на общее развитие ребенка.



В раздел образования