Автор: Наставшева Татьяна Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МА ДОУ ЦРР детский сад №18
Населённый пункт: Кумертау
Наименование материала: статья
Тема: "Пение, как способ развития речи детей с ОНР"
Раздел: дошкольное образование
Наставшева Татьяна Николаевна,
музыкальный руководитель,
МАДОУЦРР №18 «Светлячок», г.Кумертау, Республика Башкортостан.
«Пение, как способ развития речи детей с ОНР».
Дети
с
нарушениями
речевого
развития
—
это
особая
категория
детей
с
отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть нарушения речи,
влияющие
на
формирование
других
сторон
психики.
Не
редко,
у
таких
детей
отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень
понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи,
низкий уровень контроля за собственной деятельностью.
Речевые
недостатки
сказываются
на
психофизическом
развитии
ребенка,
затрудняют обучение. Недоразвитие речи – это аномалия, при которой нарушается
формирование
всех
компонентов
речевой
системы:
произношения,
словарного
запаса, грамматического строя, понимания.
Борьба
с
дефектами
речи
у
детей
–
актуальная
проблема.
Распознавание
речевых нарушений не представляет особых трудностей. Родители чаще обращают
внимание на чистоту звукопроизношения у детей, а нарушение словарного запаса и
грамматического строя остаются не всегда замеченными. Считают, что недоразвитие
речи может исчезнуть с возрастом, самопроизвольно. Однако такое ожидание не
всегда оправдывается. Речевые дефекты нередко с возрастом лишь закрепляются.
Как
известно,
у
многих
детей
с
речевыми
нарушениями,
в
том
числе
и
негрубыми
фонетическими,
часто
возникают
нарушения
эмоционально-волевой
сферы – эмоциональная лабильность, недостаточная стрессоустойчивость, когда в
стрессовой ситуации или просто новой, необычной ситуации у ребенка возникает
некое
блокирование
психических
функций
и
волевых
действий.
В
результате
ребенок не отвечает на вопрос, даже если знает на него ответ, не выполняет задание
в
присутствии
постороннего
человека,
хотя
только
что
выполнял
его
в
более
комфортной
для
себя
обстановке.
Именно
такие
дети
долго
не
могут
автоматизировать поставленные звуки в спонтанной речи, испытывает трудности с
коммуникацией. И это то, что не может не беспокоить и заставляет искать каких-то
новых подходов к таким детям, чтобы обеспечить комфортность их пребывания в
социуме. Поскольку эти дети обучаются в массовых группах, они кажутся уже как
бы заведомо включенными в процесс инклюзивного образования. Но все дело в том,
что по-настоящему инклюзивный подход подразумевает не просто механическое
включение детей с нарушениями в группу с детьми без нарушений, этого явно
недостаточно, а предполагает целенаправленное воздействие на абсолютно каждого
ребенка, с тем, чтобы его пребывание было комфортным и способствовало бы его
самореализации.
Любой
человек,
имеющий
дефект
развития,
может
при
соответствующих
условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в
материальном отношении и быть полезным обществу.
Музыкальную
терапию
широко
применяют
во
многих
странах
мира
для
лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии,
эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита,
спинно-мозговых
травм,
психосоматических
заболеваний,
внутренних
болезней,
психических отклонений.
Лечебное
применение
музыки
имеет
многовековую
историю.
Эмоции,
динамика
которых
всегда
приводит
к
определённым
гормональным
и
биохимическим
изменениям,
опосредованно
начинают
оказывать
влияние
на
интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы,
тонус головного мозга, кровообращение и др.
В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка
может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения
внутренней гармонии.
Полезность музыкотерапии в работе с детьми с нарушением речи в том, что она:
помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
помогает
ускорить
прогресс
речеобразования,
так
как
внутренние
переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим
осознание;
Основной вид музыкотерапии для детей с нарушением речи, это конечно
Пение.
Активная
исполнительская
музыкальная
деятельность,
способствует
избавлению
от
дефектов
речи,
так
как
пение
–это
комплексная
работа
над
звукоизвлечением, постановкой дыхания и правильной дикции.
Детям школьного возраста очень близка народная манера пения. Характерные
черты
народной
манеры
пения
у
детей:
естественность
звукоизвлечения,
взаимосвязь певческого звуковедения с разговорно-речевой интонацией - доступно
для детского голоса.
Звукоизвлечение, звукообразование является важнейшей проблемой для детей
с еще не окрепшим, а развивающимся, растущим организмом. Прежде всего, следует
отметить, что должна быть мягкая атака звука, спокойное дыхание. Дыхание в целом
бесшумное, незаметное.
В освоении верного звукообразования обычно большое место занимает работа
над отдельными звеньями певческого акта. В виде отдельных мышечных приемов
осваивается, например, как надо вздохнуть, как открыть рот, положить язык и т. п.
Все эти подводящие, частичные движения, отрабатываемые отдельно, потом должны
быть соединены в единой координации. Это части будущего общего навыка.
Распространенным
и
эффективным
в
вокальной
педагогике
является
специальный метод обучения – фонетический (формируется на речевой основе).
Фонетический метод основан на активной работе артикуляционных органов – части
голосового
аппарата,
наиболее
подчиненной
сознанию.
Принимая
во
внимание
речевую
составляющую
вокального
звука,
целесообразным
представляется
применение
упражнений
в
виде
разговорных
распевок. Упражнения
в
рамках
подобного метода могут предусматривать решение следующих задач:
определить
гласные,
на
которых
удобно
и
полезно
развивать
голосовой
аппарат;
соединить гласные звуки с согласными;
развить беглость и гибкость голоса.
Безусловно,
полезны
в
практике
занятий
с
детьми
советы
выдающегося
педагога Н.К. Мешко которая рекомендует для выработки разговорного положения
рта при пении:
1.
проговаривать желаемую фразу в разговорной манере.
2.
проговаривать эту фразу нараспев в 2раза медленнее, следя за артикуляцией.
3.
пропевать эту фразу на одном звуке в ритме песни.
4.
петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звука.
Особенное внимание следует обращать на трудные для произношения в пении
согласные, как, например, к, п, ,т, ф, х, а также с, ш, ц, г, щ. Первые из них в
наибольшей степени прерывают вокальную линию и должны быть произносимы
очень крепко и очень кратко; вторым свойственна особая характерность, резко
выделяющая их среди других согласных; коротко и осторожно произносить следует,
в особенности, шипящие согласные с и ш.
Согласные в конце слов должны быть всегда отчетливы и ясны. Если слог
оканчивается на согласную, то она относится к последнему слогу: “но-чка те-мная”,
“ся-де-тсо-лнце”
и
т.п.
Большое
стечение
согласных
в
одном
слоге
следует
произносить скоро, легко и четко.
Активная,
четкая,
правильная
и
согласованная
работа
артикуляционных
органов создает отчетливую, хорошую дикцию. Вялость и несогласованность в
работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. В этом случае
страдает содержание, становится трудно понять смысл того, о чем поют.
Вокальная
речь
имеет
свои
особенности.
Гласные
в
выпеваемом
слоге удлиняются. Они занимают почти всю длительность интонируемого звука (в
обычной речи произношение гласных и согласных равно по времени.). Согласные
максимально укорачиваются, но произносятся предельно четко и ясно. Это очень
удобно для учеников имеющих проблемы с речью.
Причиной невнятного произношения может быть вялость, малоподвижность
языка, губ, зажатость нижней челюсти, неправильное открытие рта, скованность
мышц шеи и лица. Для тренировки артикуляционного аппарата рекомендуются
такие упражнения:
Вытянуть губы вперед и совершать ими вращательные движения.
При
сомкнутых
губах
развести
верхнюю
и
нижнюю
челюсть,
языком
“колоть” щеки.
Для раскрепощения нижней челюсти использовать гласный “а” и слоги с
ним.
Для активизации губ – упражнения с губными согласными “б”, “п”, м”, с
гласными “о”, “у”, “и” (очень хорошо сочетание “и-у”).
При вялости языка – слог «ля», «яли-яли-яли» (внимание на кончик языка),
Полезно выразительно читать текст произведения в заданном музыкальным
материалом ритме.
Выделять в тексте особо трудные слова, прочитывать их с утрированием.
Использовать для тренажа различные скороговорки (например - Бри-брэ-
бро-бру-бра), или дикционные распевки.
«Дразнилки» - Упражнение для активизации работы языка. Пара учеников
становится друг против друга и быстро, первый без перерывов повторяет «да,да,да»,
а второй «нет,нет,нет..»
Многократно
произносить
"ДЗЗз",
при
этом
губы
поочередно
вытягивая
вперед, а затем разводя в полуулыбке.
Работа
над
скороговорками
преследует
важную
цель
-
научить
легко,
непринужденно
преодолевать
встречающиеся
в
речи
дикционные
трудности,
сложные звукосочетания. Начинать работу над скороговорками надо в медленном
темпе.
Нельзя
бессмысленно
«пробалтывать»
текст.
Очень
полезно
поначалу
тренироваться в беззвучном произношении скороговорки в медленном темпе. Потом
темп постепенно ускорять и выговаривать текст вслух.
Пение в ансамбле, в хоре очень полезно для детей, поскольку создает для них
необычную, новую обстановку, и дети учатся приспосабливаться к изменениям
обстановки.
Одной
из
форм
реализации
инклюзивного
подхода
могут
быть
и
совместные
музыкальные
занятия
детей
с
речевыми
нарушениями
и
детей
без
нарушений. Это могут быть, например Музыкальные спектакли в форме игровой
деятельности.
Интересными получаются и совместные занятия по развитию интонационной
выразительности речи. Как известно, у детей с дизартрией, с общим недоразвитием
речи и другими речевыми нарушениями наблюдается и бедность интонационной
стороны речи. Но оказывается, что и дети без явных признаков речевых нарушений
также испытывают проблемы с мелодической организацией речи.
Так некоторые из детей не могут воспринять и воспроизвести изменение
высоты тона голоса, которое является неотъемлемым компонентом мелодического
рисунка фразы. Поэтому такие совместные занятия полезны не только детям с
речевыми нарушениями в плане инклюзивного подхода, но и очень полезны и
необходимы в ряде случаев в том числе и детям без явных речевых нарушений. И
так же, совместные занятия крайне важны и с точки зрения развития у всех детей
коммуникативных навыков, предполагающих взаимодействие, доброе отношение
друг к другу.
Дети видят, что у каждого из них могут быть проблемы – кто-то звуки не умеет
правильно
произносить,
а
кто-то
умеет,
зато
с
выразительностью
речи
у
него
проблемы.
Совместные, музыкальные занятия, репетиции – приносит много радости и
детям и взрослым. Для многих детей это как раз та деятельность, в процессе которой
они и не только получают новые для себя навыки – в области сценической речи,
сценического
движения
и
т.д.,
и
развивают
свои
способности,
но
и
учатся
постепенно в чем-то преодолевать себя, справляться с теми трудностями, которые у
них имеются, – и в плане речи, и в плане коммуникации, и в плане эмоций, т.е.
происходит коррекция психо-эмоционального фона и развитие личности ребенка.
Таким образом, организация работы детей с нарушениями и без них создает
психологически
комфортную
обстановку,
в
которой
каждый
из
детей
имеет
возможность и преодолеть имеющиеся у него проблемы, и в максимальной степени
проявить
и
развить
имеющиеся
у
него
способности. Репертуар
для
вокальных
занятий с обычной группой детей и где есть ученики с нарушением речи, должен
побираться
с
учетом
возраста,
так
же
необходимо
учитывать
психологическое
состояние и голосовые данные. Для детей хорошо подходят русские народные,
детские, игровые и шуточные песни. В народных песнях как правило простые слова,
не
сложная
мелодия
и
понятный
смысл.
Исполнение
таких
песен,
безусловно,
помогает детям, раскрыть свой творческий потенциал, войти в роль, почувствовать
себя в своей «Детской» среде.
Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей
пению способствует развитию музыкальных способностей, устранению речевых
недостатков и положительно влияет на общее развитие ребенка.