Автор: Володичева Ольга Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №51
Населённый пункт: Московская область.Раменское (г)
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников с учетом гендерного подхода по ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
1
Дошкольное детство — возрастной этап, в решающей степени опре-
деляющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период
рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил
ребенка,
становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребенка
является
освоение
игровой
деятельности.
Замена
игры
другими
видами
деятельности
обедняет
личность
дошкольника,
препятствуя
развитию
воображения
дошкольника,
которое
признано
важнейшим
возрастным
новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со
взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребенка.
Игра представляет собой особую деятельность, которая формируется в
детские годы
и
сопровождает
человека
на
протяжении
всей
его
жизни.
Л.С. Выготский считал игру «девятым валом» в развитии ребенка (в игре он
становится на голову
выше себя). Психолог писал: «Отношение игры к
развитию – это отношение обучения к развитию. Игра – источник развития и
создает зоны ближайшего развития.»
1
В игре развиваются новые психические
прогрессивные
образования
и
возникает
мощный
познавательный
мотив,
являющийся основой возникновения у младшего школьника стимула к учебе.
Именно
игра
выполняет
наиважнейшую
роль
в
процессе
получения
жизненного опыта и знаний.
Игра
–
это
исторически
сложившаяся
деятельность, основанная
на
воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра - один
из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях
воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами,
способам
и
средствам
общения.
Сущность
игры
как
ведущего
вида
деятельности, указывает С.Л.
Рубинштейн
2
,
заключается в
том,
что
дети
отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений
1
Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка //Вопросы
психологии. – 1966. – № 6 – С. 63
2
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер,
2009. - 713 с.
2
взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Детские
игры – явление неоднородное. Они разнообразны по своему содержанию,
степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:
игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма
воспитания.
В
процессе
игры
происходит
формирование
детского
интеллекта,
психики,
коммуникативных
умений
и
навыков.
Играя,
дети
познают
окружающий мир, учатся общаться между собой и взаимодействовать со
взрослыми.
В
процессе
игровой
деятельности
существует
уникальная
возможность
у
ее
участников
«придумать»
сюжет,
распределить
роли,
договориться
о
правилах
взаимодействия.
Игра
—
это
деятельность,
в
которой
ребенок
воссоздает
другие
виды
человеческой
деятельности.
Например, как мама ухаживает за ребенком, как доктор лечит зверей, как
артист показывает спектакль, как воин защищает добро и борется со злом.
Принимая
на
себя
разные
социальные
роли,
ребенок
осваивает
в
игре
сложную систему человеческих отношений. Именно в игровой практике
ребенок
начинает понимать,
что
люди
любят
друг
друга
и
проявляют
заботу, защищают друг друга и помогают. Если соответствующая игровая
практика
не
накоплена
в
дошкольном
детстве,
социальное
развитие
ребенка может быть осложнено.
Однако,
в
последние
годы
многие
ученые
и
практики
с
тревогой
говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем
дошкольном возрасте. Руководство играми дошкольников в детском саду
несет на себе отпечаток излишнего дидактизма и осуществляется по аналогии
с
проведением
учебных
занятий,
часто
на
устаревшем
и
неинтересном
современным детям содержании в строго регламентированной предметно-
игровой
среде.
Следовательно,
игровая
деятельность
не
становится
источником
самореализации
внутренних
сил
ребенка.
Это
приводит
к
необратимым потерям в развитии психики дошкольника.
3
Введенная
концепция
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
(ФГОС
ДО),
выдвигает
ряд
остросовременных задач
и
подходов
к
образовательному
процессу в дошкольных учреждениях. Программа ФГОС ДО ориентирует
педагогов
на
создание
условий
процесса
обучения
дошкольников
через
игровую деятельность детей, т.е. игра должна стать основной формой работы
с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности.
Требование
ФГОС
дошкольного
образования
–
организовывать
психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях игровой
деятельности на основе индивидуализации образовательного процесса
Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее
педагогическое значение нежели учебное занятие по типу школьного урока.
Выделим основные принципы формирования игры с ориентиром по
ФГОСДО [1]:
-
игра
должна
носить
двухчастный
характер:
совместная
игра
и
самостоятельная игра детей;
-
реализация
игры
должна
происходить
в
совместной
игре,
где
взрослый является равным партнером;
- игра должна включать формирование у детей не только игровых
способностей, но и игрового действия.
Необходимо отметить, что в настоящее время среди исследователей
детской игры нет единого подхода к вопросу классификации детских игр.
Чаще всего используется следующие классификации.
4
5
К играм с правилами относят: подвижные, спортивные, интеллекту-
альные,
музыкальные
(ритмические,
хороводные,
танцевальные),
кор-
рекционные, шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые.
Дидактическая
игра
делает
процесс
обучения
эмоциональным,
действенным, позволяет ребенку получить собственный опыт. Дидактическая
игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как
она
доступна
ребенку
и
интересна
3
.
Дидактические
игры
развивают
зрительное, слуховое и тактильно-двигательное восприятие.
Дидактическая игра это, в первую очередь, средство обучения, при
этом данный вид игры имеет определенную структуру:
•
Обучающая (дидактическая) задача.
•
Игровые правила.
•
Игровые действия.
Дидактическая
игра
должна
использоваться
в
образовательного
процессе современного ДО, но не должна быть ведущим видом игр детей
дошкольного возраста.
Режиссерские игры, в которых развитие сюжета со многими ролями
происходит через роли, передаваемые ребенком игрушкам. В такой игре
ребенок
разговаривает
от
имени
разных
игрушек,
передвигает
их
и
одновременно комментирует происходящее в игре. Вначале режиссерская
игра появляется как индивидуальная деятельность ребенка. Самые ранние
ее проявления приходятся на 3-й год жизни. К старшему дошкольному
возрасту режиссерская игра становится совместной деятельностью детей.
Но при этом у дошкольников сохраняются и индивидуальные режиссерские
игры.
Театрализованные
игры
ориентированы
на
зрителя,
который
оце-
нивает результат. Это игры на основе готовых литературных сюжетов. В
3
Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в
условиях дидактической игры. - М.: Просвещение, 1976.-С.19
6
них дети занимают позицию актера. Театрализованные игры являются по
своей природе одним из видов творческой игры детей дошкольного возраста.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных
событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность
глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованные игры
прививают
ребенку
устойчивый
интерес
к
родной
культуре,
литературе,
театру.
Театрализованные
игры
представляют
собой
разыгрывание
в
лицах
литературных
произведений
(сказки,
рассказы,
специально
написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся
действующими
лицами,
а
их
приключения,
события
жизни,
измененные
детской фантазией, - сюжетом игры. Творческое разыгрывание ролей в
театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ро-
левой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении
особенностей
ролевого
поведения:
мама
может
быть
доброй,
суровой,
заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ
героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием
произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении
персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так
поступает, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его
внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения.
Работу
по
развитию
театрализованных
игр
дошкольников
необходимо
планировать в соответствии с программными требованиями, возрастными
особенностями детей. Обязательно надо проводить предварительную работу
с детьми, со старшими дошкольниками планировать изготовление и ремонт
театров и реквизитов для разыгрывания сценок и спектаклей.
Особое значение в развитии данного вида игры имеет развивающая
предметно
-
пространственная
среда.
Наличие
разного
вида
театров,
доступность, грамотное их расположение в пространстве является одним из
условий освоения детьми театрализованных игр.
7
Кукольный театр – это один из самых близких для восприятия ребенку
- дошкольнику видов театра. В спектаклях кукольного театра внешность и
действия
персонажей
изображаются
и/или
обозначаются,
как
правило,
объемными, полуобъемными (барельефными или горельефными) и плоскими
куклами. Куклы-актеры обычно управляются и приводятся в движение людь-
ми,
актерами-кукловодами,
а
иногда
автоматическими,
механическими
устройствами.
Настольный
театр
картинок.
Персонажи
и
декорации
–
картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение
передается
интонацией
играющего.
Персонажи
появляются
по
ходу
действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей. Для
детей настольный театр интересен потому, что можно самим изготовить
кукол
для него, например, из бумажных конусов, цилиндров, коробочек
различной высоты, это так называемые конусные игрушки.
Освоение видов настольного театра начинается во 2 младшей группе со
следующих видов: настольного театра игрушек, настольного плоскостного
театра.
В
среднем
дошкольном
возрасте
дети
осваивают
такие
виды
настольного театра, как мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр,
театр
народной
игрушки
и
плоскостных
фигур. В
старшем
дошкольном
возрасте дети самостоятельно могут организовывать и играть в настольный
театр.
Еще одним из видов кукольного театра, который активно используется
в
практике
дошкольной
образовательной
организации,
является
теневой
театр. Театр теней - форма визуального искусства, зародившаяся свыше двух
тысяч лет назад. Он основан на использовании плоских кукол и декораций,
которые находятся в пространстве между источником света и экраном или
накладываются на него. Куклы обычно делаются из картона, кожи, дерева,
специальной цветной пленки. Фигуры освещаются сзади - контражуром - в
результате
чего
на
экране
появляется
черно-белое
или
цветное
изображение.
Теневой театр показывают детям уже с младшей группы,
8
однако как вид театрализованной игры он доступен только детям старшего
дошкольного возраста.
Обучение театрализованным играм с театром кукол начинается со
среднего дошкольного возраста, но наиболее доступен такой вид игры
детям старшего дошкольного возраста. Уже в старшей группе дети играют с
использованием марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.
Пальчиковый театр – головы кукол – героев спектакля находятся на
пальцах
актера.
Атрибуты
ребенок
надевает
на
пальцы.
Он
«играет»
за
персонажа,
изображение
которого
находится
на
руке.
По
ходу
разворачивания
сюжета
действует
одним
или
несколькими
пальцами,
проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или
свободно передвигаясь по комнате.
Обучение пальчиковому театру начинается еще в первой младшей
группе. Это один из самых доступных видов театра для детей.
Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя
роли, который при этом может использовать куклы или персонажи, одетые
на
пальцы.
Ребёнок
или
взрослый
в
этом
случае
играет
сам,
преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию,
мимику и пантомимику.
Своеобразие игр-драматизаций определяется сюжетом, заранее при-
думанным
автором
литературного
произведения.
От
содержания
драма-
тизируемого произведения зависит состав участников игры, слова, которые
они
произносят,
последовательность
происходящих
событий,
создание
определенной декорации, атрибутов, подбор музыкального сопровождения и
т.д.
Обучение
играм-драматизациям
происходит
уже
с
младшего
дошкольного возраста. В этом возрасте с детьми разыгрываются однотемные
игры-драматизации
с
несколькими
персонажами
по
народным
сказкам,
например, «Колобок». «Репка».
9
В
среднем
дошкольном
возрасте
происходит
усложнение
игр-
драматизаций.
Игры-драматизации
становятся
многоперсонажными
по
текстам 2-3 волшебных сказок. Для детей этого возраста доступны и игры -
драматизации по рассказам о детях, животных, о труде взрослых.
В
старшем
дошкольном
возрасте
игра-драматизация
достигает
наивысшего
расцвета
в
театрализованной
игре.
Дети
не
только
ставят
спектакли под руководством взрослых, но и самостоятельно.
Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-
импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные
постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких
литературных
произведений.
Например,
«Путешествие
по
сказкам
А.С.
Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр.
Таким образом, театрализованная деятельность включает в себя разные
виды
театрализованных
игр.
При
организации
театрализованных
игр
необходимо учитывать принцип доступности, то есть играть с детьми в те
виды театрализованных игр, которые доступны детям в соответствии с их
возрастом. Наиболее сензитивным периодом овладения разными видами
театрализованных
игр
является
старший
дошкольный
возраст.
Старшие
дошкольники не только могут играть в такие игры вместе со взрослыми, но и
организовывают их самостоятельно.
Особое
внимание
педагоги
должны
обратить
на
педагогическое
сопровождение сюжетно-ролевой игрой. Сюжетно-ролевая игра для ребенка
–
это
особый
мир,
где
есть
возможность
реализации
своих
интересов,
желаний,
предпочтений,
фантазий,
обретения
опыта
взаимодействия
с
представителями
обоего
пола,
свободы
выбора,
инициативности,
самостоятельности, творчества. Игра позволяет ребенку примерить самые
разные социальные роли, взаимоотношения (игровые и реальные), получить
массу
положительных
эмоций,
впечатлений,
незабываемых,
радостных
моментов.
Сюжетно-ролевая
игра
рассматривается
как
основной
вид
игры
10
дошкольника (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б.
Эльконин и др.). Основа сюжетно-ролевой игры — воображаемая ситуация, в
ней наиболее явно выражено разделение действительности на реальную и
символическую. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и
связанные
с
ней
действия.
В
роли
в
единстве
предстают
аффективно-
эмоциональная и операционно-техническая стороны деятельности.
Сюжет — та сторона действительности, которая находит отражение в
игре (Д. Б. Эльконин). В сюжете выражено отношение ребенка к миру. Это
предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых
событий,
их
совокупность,
способ
развертывания
темы
игры
(Н.
Я.
Михайленко, Н. А. Короткова).
Сюжет игры всегда узнаваем — дети играют «во что-то», «в кого-то»
— и в то же время неопределен. Неопределенность сюжета связана с его
неожиданными
поворотами,
которые
диктуются
высокой
эмоцио-
нальностью и ассоциативностью, нарушениями логической и временной
связи.
Детский
сюжет
отражает
мир
странно
и
точно,
незнакомо
и
узнаваемо. Отражается не только видимое и реальное, но и нравственный
смысл происходящего.
С точки зрения содержания наиболее распространенными сюжетами
являются (С. А. Шмаков):
•
профессиональные;
•
военизированные
(«стрелялки»,
«догонялки»,
по
мотивам
мульт
фильмов);
•
созидательные (строительство);
•
поиска и открытия (путешествия, «космос»);
•
связанные с искусством («цирк», «театр»);
•
сказочные;
•
фантастические;
•
этнографические («в индейцев»).
Сюжеты игр стареют и отмирают, теряя свою актуальность и привле-
11
кательность. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети,
в них
играющие,
накапливают
опыт социальных
отношений
людей,
опыт
со-
циальных переживаний.
Роль — образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по
договоренности
с
другими
играющими.
Принимаемая
роль
часто
соответствует идеалу ребенка. С точки зрения физиолога И. М. Сеченова,
сливая себя с любым образом, ребенок начинает любить его свойства, здесь
вся моральная сторона человека. Выбор роли в игре — это выбор мотива
поведения. Роли могут быть самыми разнообразными (С. А. Шмаков):
•роль
конкретного
взрослого
человека
или
персонажа
фильма,
книги;
•роль-профессия обобщенного типа (учитель, врач);
•семейная роль (мама, папа, дочка);
•этнографические роли (индеец);
•сказочные, карнавальные роли (Дед Мороз, Волшебник, Пират, Баба
Яга);
•
роль животного.
В дошкольном детстве ребенок овладевает целой гаммой отношений
с людьми, которая и находит отражение в игровой деятельности. Ребенок
выступает в игре как родитель, который заботится о «детях», вступает в
отношения партнерства, уважения, лидерства, подчинения,
В самодеятельных играх наиболее свободно реализуются желания,
интересы и способности детей. Иногда ребенок в игре исполняет роль
желаемую, но запретную в реальной жизни. Принцип психологической
комфортности
как
основа
любой
свободной
игры
позволяет
ребенку
освободиться от чувства одиночества, соразмерить и оценить свои возмож-
ности,
познать
радость
общения,
содружества
и
сотрудничества
и
тем
самым обрести веру в себя, найти позитивную позицию по отношению к
другим людям и окружающему миру в целом.
12
Самоценность сюжетных игр детей свидетельствует о том, что они
должны занимать одно из главных мест в педагогическом процессе детского
сада. Расцвет сюжетно-ролевой игры приходится на возраст от 3-х до 5-ти
лет. Однако, в последнее время дети все меньше играют в сюжетно-ролевые
игры, отдавая предпочтение компьютерным играм. Такое положение дел
оказывает неблагоприятное влияние на психическое развитие дошкольника.
Педагоги
ДОУ
должны
уметь
поддерживать
интерес
детей
к
сюжетно-
ролевой игре, используя разные приёмы и методы.
Это
требует
применения
особых
педагогических
технологий,
основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка.
Основами такого взаимодействия является изучение особенностей освоения
игровой
деятельности
детьми
в
ходе
педагогической
диагностики.
Результаты
педагогической
диагностики
позволяют
воспитателю
гибко
выбирать
тактику
педагогического
взаимодействия
с
детьми,
занимая
позиции партнера по детским играм, координатора возникающих у детей
замыслов и их взаимоотношений, наблюдателя и консультанта.
Особое внимание во время педагогического сопровождения сюжетно-
ролевой игры педагог должны обратить на гендерные различия в игре детей.
Гендер (англ. Gender)
— это система культурных и социальных норм,
предписываемых
современным
обществом
для
выполнения
каждым
человеком в соответствии с его биологическим полом.
В
сюжетной
игре
происходит
усвоение
детьми
гендерного
поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается,
как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того
чтобы
игра
стала
эффективным
средством
гендерного
воспитания,
необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей
мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье.
Гендерные стили поведения детей в период разделения интересов
девочек
и
мальчиков
иногда
вызывают
у
взрослых
тревогу,
желание
немедленно внести коррективы.
13
Выделим
особенности
педагогического
сопровождения
игрового
поведения детей с учетом гендерного воспитания.
Сюжетно-ролевые
игры
детей
отражают
бытующий
в
обществе
взгляд на социальные роли мужчин и женщин, поэтому девочки в своих
свободных играх обустраивают дом, воспитывают детей, ухаживают за
больными, ведут хозяйство, приглашают в гости, готовят обед и во всех
этих ситуациях охотно общаются с подружками и куклами. В свободных
играх
закладываются
и
развиваются
основы
нравственности
девочек:
верность,
доброжелательность,
терпеливость,
уважение
к
мальчикам
(мужчинам).
Сюжеты
игр
усложняются,
они
становятся
похожи
на
маленькие спектакли. Девочки, как и мальчики, разыгрывают прочитанные
сказки, увиденные кино- и мультфильмы, услышанные новости и, разуме-
ется,
то,
что
вызвало
интерес
в
повседневной
жизни,
в
бытовых
и
образовательных
ситуациях.
Отличие
состоит
в
том,
что
мальчиков
увлекает сам сюжет и, в первую очередь, действия героев, а для девочек
наибольший интерес и несомненную ценность представляют отношения
между
героями
и
обустройство
игрового
пространства
в
мельчайших
деталях, воспроизводящих бытовую и эмоциональную атмосферу. Сначала
сюжеты точно соответствуют своему источнику, но постепенно дети на-
чинают вносить в него свои идеи, придумывают неожиданные повороты
событий и последовательности игровых действий.
Самодеятельные игры девочек зарождаются в маленьких, «близких»
группах.
Девочки
совершенствуют
навыки
общения,
учатся
дополнять
друг друга, взаимодействовать через игровой предмет (игрушку, игровой
атрибут и материал). В таких играх практически отсутствует повод для
возникновения конфликтов, а правила настолько универсальны, что их
трудно нарушить. Вместе с тем, девочки оценивают правила как хорошие
и начинают им следовать лишь в том случае, если они принимаются всеми
играющими и не вызывают конфликтов. При этом девочки более терпимы
к
исключениям
из
правил
и
игровым
нововведениям.
Они
активно
и
14
охотно общаются с ровесниками (и детьми других возрастов) как своего,
так и другого пола.
Педагогам и родителям следует иметь в виду, что даже самые ак-
тивные
девочки
охотно
уступают
мальчикам
главные
роли
и
право
устанавливать игровые правила, если оказываются в смешанной игровой
команде. Свободные игры девочек менее интересны для мальчиков, чем
наоборот, поскольку девочки довольно охотно принимают приглашение
мальчиков в совместную игру. Вероятно, это следствие сформированной в
нашем обществе маскулинной культуры.
Игры девочек ориентированы на так называемое ближнее зрение: они
раскладывают
перед
собой
куклы,
посуду,
располагают
их
аккуратно.
Ограниченное пространство для игры им кажется наиболее удобным и
комфортным.
«Для
счастья»
им
порой
вполне
достаточно
маленького
отгороженного
уголка.
Игры
девочек
развивают
способность
к
сотрудничеству. Игры в дочки-матери или в куклы являются ролевыми
играми,
в
которых
отсутствуют
элементы
соревнования.
А
в
соревновательных
играх,
например
в
классы,
девочки
совершенствуют
скорее личные качества, нежели навыки группового общения.
Девочки в группе обращают внимание, прежде всего, на то, кто и как
к
кому
относится.
Разговор
используется
ими
для
установления
социальных связей, для усиления сплоченности группы и поддержания
добрых отношений. У девочек всегда две задачи - быть «положительными»
и в то же время поддерживать как можно более хорошие отношения с
подругами, чтобы с их помощью достигать собственных целей. Девочки
прокладывают путь, повышая уровень согласия в группе, избегая трений и
акцентируя внимание на собственном превосходстве.
Девочки в своих играх направлены на «обживание» и обустройство
небольшого
пространства.
Самодеятельные
игры
девочек,
как
правило,
ориентированы
на
использование
ближнего
зрения
и
обустройство
ближнего пространства, в котором они любовно и аккуратно расставляют
15
игрушечную мебель, раскладывают одежду, посуду и другие кукольные
принадлежности. Замкнутое и небольшое по объему игровое пространство
(отгороженный
ширмой
или
занавесом
угол
комнаты,
накрытый
по-
крывалом или скатертью стол) девочки находят более привлекательным,
уютным и комфортным. Девочки старшего дошкольного возраста очень
любят мелкие игрушки, для которых они создают миниатюрное жилое
пространство и своими руками обустраивают быт: мастерят лоскутные
(объемные) и силуэтные (плоскостные) куколки, шьют или вырезают из
бумаги
кукольную
одежду,
готовят
аксессуары
из
бусинок,
бисера,
пуговиц, природного материала (ягод рябины, желудей, крылаток клена,
ракушек). Все эти мелочи девочки считают очень важными для «жизни»
своих игрушек и развития игровых сюжетов. При этом сам кукольный
домик
может
быть
создан
из
чего
угодно
—
из
картонной
коробки,
маминой хозяйственной сумки, выдвижного ящика стола, расстеленного на
полу платка или полотенца.
Ролевые
действия
девочек
более
последовательны,
обдуманы,
предсказуемы
и
стабильны,
чем
у
мальчиков.
Они
тяготеют
к
много-
кратным повторам с небольшими вариациями, поэтому уровень развития
игровых умении у девочек несколько ниже, а диапазон сюжетов уже, чем у
мальчиков.
Игры девочек более вербальны (словесны), в то время как игры
мальчиков более действенны и предметны. Девочки играют в «Семью»,
«Дочки-матери»,
«Детский
сад»,
«Больницу»,
«Аптеку»,
«Кафе»,
«Школу»,
«Магазин»,
«Центр
красоты»,
«Супермаркет»,
«Ювелирную
мастерскую», «Конкурс красоты», «Показ мод» и т.д.
Дадим
характеристику
гендерного
ролевого
стереотипа,
фор-
мирующегося у мальчиков уже в дошкольном детстве: мужчин принято
оценивать
по
профессиональным
успехам;
предпочитаемая
область
деятельности
-инструментальная
сфера,
созидательный
труд;
мужчины
обладают такими качествами как сила, уверенность, надежность, ответ-
16
ственность, забота о слабых, умение ставить цели и достигать их даже в
трудных обстоятельствах.
Важно
сформировать
у
мальчиков
адекватное
представление
о
мужественности как нравственной твердости, которая проявляется в таких
истинно
мужских
качествах
как
ответственность,
умение
преодолевать
страх, надежность, умение взять на себя трудности и защитить слабого.
Необходимо дать мальчикам представление о том, как мужественность
проявляется в семье и в различных ситуациях вне семейного общения.
Игры мальчиков более действенны и предметны, чем у девочек. Они
выбирают конструктор и зодчество из строительного материала, игрушки,
изображающие транспорт и технику, а также сборно-разборные игрушки
(трансфор-меры), состоящие из заменяемых частей и деталей, заготовки и
полуфабрикаты
для
игрушек-самоделок,
наборы
различных
материалов
для создания рукотворных игрушек. Мальчиков привлекает конструкция
игрушки,
возможность
ее
трансформации
и
многоаспектного
использования.
Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Поэтому они бегают
друг за другом, бросают предметы в цель, используют все предоставленное
им пространство. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то
они осваивают вертикальную плоскость: забираются на шкаф, лестницу,
лезут «на стенку» в прямом и переносном смысле этого слова. Мальчикам
для
полноценного
психического
развития
вообще
требуется
большее
пространство,
чем
девочкам.
Пространство,
содержащее
предметы,
представляющие
интерес
для
мальчиков,
практически
не
ограничено
-
поэтому они раньше и больше интересуются транспортом, техникой, даль-
ними странами.
Мальчик охотно выстроит целый город со сложными транспортными
коммуникациями,
ограничившись
весьма
условным
обозначением
строений и предметов, и лишь в последнюю очередь задастся вопросом,
нужны ли в нем жители.
17
Сюжетно-ролевые
игры
детей
отражают
бытующий
в
обществе
взгляд на социальные роли мужчин и женщин, поэтому сюжетами своих
свободных
игр
мальчики
избирают
строительство,
ремонтные
и
плот-
ницкие
работы,
спорт,
технику,
войну,
путешествия,
в
которых
пред-
почитают не говорить, а действовать. В таких играх мальчики осмысленно
и
добровольно
принимают
на
себя
мужские
роли.
Они
играют
в
«Слесарную мастерскую», «Авто салон», «МЧС», «Пожарные», «Такси»,
«Стройку»,
«Службу
спасения»,
«Салон
сотовой
связи»,
«Магазин
бытовой техники», «Журналистов и фоторепортеров», «Фотоцентр» и др.
Тематика
сюжетно-ролевых
игр
мальчиков
носит
технический
и
об-
щественный характер.
Наиболее удачное время сформировать верное отношение ребенка к
половым ролям — старший дошкольный возраст. Вот почему родителям и
воспитателям необходимо включать тендерные технологии в целостный
педагогический процесс.В реализации проблемы гендерного воспитания
дошкольников
необходима
психологопедагогическая
поддержка
всех
участников данного направления.
Воспитатели должны вести просветительскую работу с родителями о
необходимости
игр
со
своими
детьми.
Вести
консультации
и
беседы,
помогать в выборе сюжетов и тем для игр, постоянно говорить родителям
об успехах их детей в групповых играх со сверстниками.
Родителям
необходимо
знать,
что
совместные
игры
обогащают
внутрисемейные
отношения,
расширяют
круг
интересов
семьи,
эмоционально удовлетворяют взрослых и детей,дают возможность более
глубоко понимать ребёнка, целенаправленно осуществлять его развитие.
Роль близкого взрослого заключается в том, чтобы, с одной стороны,
обеспечить,
а
с
другой
стороны
—
показать
детям
весь
спектр
возможностей окружающего пространства с целью максимально полного
использования
его
элементов
в
разных
видах
детской
деятельности
с
учетом индивидуальных интересов мальчиков и девочек.
18
Рассматривая
вопрос
о
педагогическом
сопровождении
игровой
деятельности детей с учетом гендера, следует обратить особое внимание на
такое неотъемлемый атрибут сюжетно- ролевой игры, как игрушка. Сейчас в
продаже
очень
много
разных
игрушек,
в
том
числе
и
по
гендерному
принципу.
Игра
и
игрушка
—
две
грани
одного
целого.
Игрушка
нередко
вызывает к жизни игру, а игра, по мере своего развития, нуждается во все
новых и новых игрушках и игровых атрибутах.
Игрушки
оживляют
детские
представления,
вызывают
различные
ассоциации, пробуждают настоящие чувства, активизируют деятельность.
Но для того чтобы ребенок мог перенести накопленный социальный опыт
в игру, к игрушке предъявляются определенные требования. Она должна:
1.
Отвечать как внутренним замыслам детей, так и идее о досто
верном отражении окружающегомира.
2.
«Обслуживать»
разнообразные
игры,
включаться
в
разнооб
разное тематическое содержание.
3.
Как можно больше походить на настоящую вещь для воссозда
ния разных событий из жизни.
4.
Соответствовать объему личного и игрового опыта.
Однако. часто такие игрушки не только не полезны для развития игры
детей, но и даже вредны с психологической точки зрения. Почему то в наше
время
практически
не
используется
игрушки,
которые
сделаны
своими
руками.
А
вот
они,
как
раз,
обладают
огромным
педагогическим
потенциалом. Игрушка, которая сделана своими руками уникальна сама по
себе, она не только поддерживает у детей
интерес к игре, но и часто
становится вообще своего рода «инициатором» игры.
Безусловно,
ведущая
роль
в
создании
рукотворной
игрушки
принадлежит взрослому, так как ребенку сами ещё сложно что- то создать, но
он должен является со творцом игрушки, с которой будет играть. И в этом
плане совместное изготовление игрушек - это один из наиболее действенных
19
методов
педагогического
сопровождения.
Рукотворные
игрушки
можно
делать в ДОУ вместе с детьми в режимные моменты.
А можно предложить это сделать родителям с детьми.. В этом случае
создание
рукотворной
игрушки
будет
выполнять
очень
важную
роль-
гармонизацию
детско-
родительских
отношений.
Но
для
того,
чтобы
создание игрушки не прекратилось в негативный процесс как для родителей,
так
и
детей,
воспитатель
должен
помочь
родителям,
рассказать,
какие
игрушки можно сделать вместе с детьми с учетом гендера. Воспитатель
должен подсказать, из каких материалов можно сделать игрушки.
Сами воспитатели могут найти такую информацию в книгах одного из
ведущих
отечественных
специалистов
в
области
развития
детей
Ирины
Лыковой. В издательстве Цветной мир вышли две книги «Играют девочки» и
«Играют мальчики», в которых не только представлены сюжетно- ролевые
игры с учетом гендерного подхода, но и даны пошаговые рекомендации по
созданию рукотворных игрушек.
И.
А. Лыкова
в
этих
книгах
очень
рекомендует
использовать
при
изготовлении рукотворных игрушек бросовый материал.
Я в своей группе провела работу с родителями по данным книгам. В
моей презентации хочу показать вам какие игрушки можно сделать из
бросового материала для обогащения пространственной среды группы.
И фото отчёт- как родители со своими детьми делалирукотворные
игрушки.
20