Напоминание

"Занимательные логические игры как средство предматематической подготовки детей старшего дошкольного возраста".


Авторы: Тягненко Татьяна Ивановна, Усманова Елена Александровна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБОУДС №67 "Умка"
Населённый пункт: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Занимательные логические игры как средство предматематической подготовки детей старшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занимательные логические игры

как средство предматематической подготовки

детей старшего дошкольного

возраста.

Тягненко Татьяна Ивановна,

Воспитатель

высшей квалификационной категории,

МДОУ ДСКВ №65 «Озорница»

г. Нижневартовск,

2009 год.

Предматематическая подготовка дошкольников по своему содержанию не

исчерпывается развитием представлений о числах и простейших

геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию,

измерению. Не менее важным является развитие математического мышления

дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать

правильность выполненных действий.

Основной смысл моей работы заключается в выявлении оптимальных

условий для формирования логического мышления, т.е. подготовки

мышления старших дошкольников к применяемым в математике способам

рассуждений.

Необходимым считаю развитие обучающих функций игровой деятельности,

т.к. обучение через логико-математические игры способствует постепенному

переносу интереса и увлечённости с игровой на учебную деятельность.

(слайд 2)

Всё вышесказанное определило выбор темы

моего творческого отчета:

«Занимательные

логические

игры

как

средство

предматематической

подготовки детей старшего дошкольного возраста.»

Новизна работы заключается в проектировании педагогической технологии,

которая

позволит

создать

оптимальные

условия

для

обеспечения

достаточно высокого уровня развития логического мышления у старших

дошкольников

посредством

использования

в

специально-организованной,

совместной и самостоятельной деятельности системы логических игр и

занимательного математического материала.

П р а кт и ч е с ка я

з н ач и м о с т ь

р а б от ы определяется

возможностью

использования

занимательного

игрового

материала

математического

содержания, консультаций для родителей, методических рекомендаций для

воспитателей,

профильных

специалистов

в

целях

совершенствования

образовательной работы с детьми и в качестве ориентира для творчества

педагогов.

(слайд3)

Этапы творческой работы

Определение цели и задачи творческой работы

Определение объекта и предмета

Анализ психолого-педагогической литературы

Констатирующий эксперимент. Анализ результатов.

Разработка и проведение формирующего эксперимента

Констатирующий эксперимент. Анализ результатов.

Разработка и проведение формирующего эксперимента

(слайд 4)

Цель работы

дать теоретическое и практическое обоснование положительного влияния

системы логико-математических игр на формирование элементарных

математических представлений и развитие существенных элементов

математического мышления: математической инициативы,

сообразительности, логичности, гибкости ума детей старшего

дошкольного возраста

Объект - процесс мыслительной деятельности детей старшего

дошкольного

возраста при решении логико- математических задач.

Предмет : математический занимательный материал, как одно из

средств влияния на освоение мыслительных операций, логических форм

мышления и формирования представлений детей о величине, ориентировки

во времени, пространстве, количественных представлений у старших

дошкольников.

(слайд 5)

Задачи

1. Осуществить теоретический анализ проблемы развития математической

логики у старших дошкольников.

2. Определить и обосновать комплекс педагогических условий, при которых

развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста будет

осуществляться путём вовлечения в содержательное, активное и

развивающее общение в специально организованной, в самостоятельной

игровой и практической деятельности вне занятий.

3. Разработать и апробировать систему логико-математических игр,

занимательного игрового материала, способствующих развитию у старших

дошкольников математической логики.

(слайд6)

Педагогический коллектив МДОУ ДСКВ № 65 реализует базисную программу

«Истоки» (авторский коллектив

сотрудников Центра «Дошкольное детство» им.

А.В Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л.А.Парамоновой).

Программа

«Истоки»

включает

раздел

«Математические

представления»,

где

отражено содержание образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте программой предусмотрено обучение детей

вычислительной деятельности, измерению с помощью условных мер, делению

предмета на части. Выделены следующие задачи предматематической подготовки

детей

старшего

дошкольного

возраста:

количество

и

счёт,

величина,

форма,

ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.

Однако программа не обеспечена методическими и учебными пособиями по

формированию

элементарных

математических

представлений.

В

ней

не

рассматривается

задача

развития

логического

мышления

средствами

математических игр,

но вместе с тем

игровые методы обучения считаются

приоритетными.

Авторский

коллектив

программы

«Истоки»

даёт

педагогам

возможность

творчески

использовать

другие

учебно-методические

пособия

с

учётом

собственного

профессионального

опыта

и

возможностей,

а

также

запроса

родителей воспитанников.

(Слайд 7)

Для

определения

исходного

уровня

развития

компонентов

логического

мышления

у

моих

воспитанников

мою

был

использован

диагностический

инструментарий

авторов

Г.А.Урунтаевой

,

Ю.А.

Афонькиной

и

О.М.Поповой

(Приложение № 1).

Таблица 1.

Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента.

Диагностический

показатель.

Оптимальный

уровень

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Классификация

-

-

5

%

13

%

6

%

Обобщение

-

-

9

%

10

%

5

%

Транзитивность

отношений между

предметами.

-

-

-

-

3

%

21

%

7

Анализ результатов диагностики показал, что ни один ребёнок самостоятельно

не справился со всеми заданиями. Задания на классификацию самостоятельно

решили 5 детей. Однако они в большинстве заданий не могли обосновать своё

решение.

Это

связано

с

отсутствием

умения

выделять

и

устанавливать

существенные

признаки

отличия

и

сходства,

которые

состоят

в

видах,

форме,

расположении и т.п. С заданием на транзитивность отношений между предметами

без

опоры

на

наглядность

дети

испытывали

большие

затруднения.

3

ребёнка

справились

с

заданием

данного

типа

лишь

при

использовании

наглядного

материала.

Необходимо

отметить,

что

у

подавляющего

большинства

детей

проявляется

интерес

выполнению

задания,

но

и

отмечается

некоторая

неуверенность в рассуждениях.

Таким образом, результат диагностики определил следующие задачи:

- Создать предметно-развивающую среду.

- Разработать

перспективное

планирование

по

введению

в

образовательную

деятельность

занимательного

математического

материала

(развивающих

игр

и

заданий).

Слайд 8

Принимая во внимание то, что дети большую часть времени находятся в стенах

детского сада, считаю, что необходимым компонентом собственной педагогической

системы развития является рационально организованная предметная среда.

Основными

задачами

организации

предметно-развивающей

среды

или

специально отведённых и соответственно оформленных мест являются:

1.

Целенаправленное

формирование

у

детей

старшего

дошкольного

возраста к элементарной математической деятельности.

2.

Воспитание у детей потребности

занимать своё свободное время не

только

развлекательными,

но

и

требующими

умственного

напряжения,

интеллектуального усилия играми.

Пространство строилось следующим образом:

Мини-среда

«Игротека». Обеспечивает

ребёнку

освоение

практических

и

интеллектуальных способов познания мира в совместной деятельности – общении

сверстников друг с другом. Она представлена магнитной доской, фланелеграфом и

дидактическими играми математического содержания различного вида, контурами,

знаками,

символами,

схемами,

моделями,

счётными

палочками,

цветными

полосками, лабиринтами

и т.п. они позволяют ребёнку постигать различные

способы

и

варианты

познания

мира,

созидания

его

и

переконструирования,

проявить собственное творчество.

Основными

способами

являются

практические:

игровая

деятельность,

изменение схем, конструкций, экспериментирование.

Мини-среда

«Знай-ка». Представлена в виде альбомов с игровыми заданиями

математического содержания: найди недостающую в ряду фигуру (Приложение №

5) фигуру, продолжи ряд фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой

(Приложение № 6) т.е. на нахождение закономерностей.

Мини-среда

«Школа

Пифагора» предполагает

формирования

навыков

составления

по

образцу

и

собственному

замыслу

интересные

фигуры-силуэты

(Приложение

7).

Она

представлена

наборами

игр

«Колумбово

яйцо»,

«Монгольская игра», «Танграм» и др.

Мною

создавались

такие

условия,

при

которых

ребёнок

проявлял

бы

самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у

него потребностей.

При

отборе

игрового

математического

материала

мы

руководствовались

следующими педагогическими требованиями

(Слайд 9)

Для успешного решения задач формирования

элементарных математических

представлений строю свою педагогическую работу не как простую тренировку, а

как

целостную

систему,

органически

вписывающуюся

в

повседневную

жизнедеятельность

ребёнка,

т.е.

реализую

деятельностный

подход

в

тактике

педагогического воздействия.

Принципы нашей системы педагогической работы (организации деятельности

на

программное

обучение,

от

простого

к

сложному,

учёта

объёма

и

степени

разнообразия

материала)

отражены

в

перспективном

плане

работы

по

формированию

элементарных

математических

представлений

у

старших

дошкольников (Приложение № 2).

(слайд 10)

Система

логико-математических

обучающих

игр

для

предматематической

подготовки состоит из отдельных серий. Каждая серия игр предназначается для

формирования определённых логических структур или подготовки к усвоению

определённой математической идеи. Внутри каждой серии игры располагаются в

определённой последовательности, в которой постепенно усложняются решаемые

в процессе игровой деятельности задачи.

Занимательные игры включаются непосредственно в содержание занятия как

одно из средств реализации программных задач. Место игры в структуре занятия

по

формированию

элементарных

математических

представлений

определяется

целью, назначением, содержанием занятия.

Широкое применение в педагогической системе нашли и игровые упражнения.

Главное отличие их от типичных учебных задач и упражнений – необычность

постановки

задачи

(найти,

догадаться),

неожиданностью

преподнесения

её

от

имени

сказочного

персонажа.

От

дидактической

игры

игровое

упражнение

отличается структурой, назначением и детской самостоятельностью. Упражнение

включает не все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача,

правила, действия). Назначение их заключается в выработке умений, навыков.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток (Приложение № 3), головоломок,

логических упражнений. Ребёнку становится интересна конечная цель: сложить,

найти нужную фигуру, преобразовать.

При

этом

дети

пользуются

двумя

видами

поисковых

проб:

практическими

(действия

в

перекладывании,

подборе)

и

мыслительными

(обдумывание

хода,

предугадывание результата, предположение решения)

Показателем

рациональности

поиска

является

уровень

самостоятельности,

характер производимых проб.

(Слайд 11)

(Слайд 12)

Строю

образовательную

работу

с

воспитанниками

так,

чтобы

решение

познавательной

задачи

происходило

в

ситуации

игры.

Например,

увлечённо

рассказываю детям, что в сказочном лесу нашли зашифрованное письмо с картой

пиратских сокровищ и нужно помочь его расшифровать. Это можно сделать, если

решить определённые задачи. Каждая решённая задача позволяет открыть один из

секторов карты. Дети решают поставленные задачи с увлечением и быстро. Они

знают, что если решить задание неверно, то письмо останется нерасшифрованным

и клад не будет найден. Игровая ситуация окрашивает умственную деятельность и

активизирует

их,

позволяет

сосредоточить

произвольное

внимание

и

добиться

хороших результатов.

Также

предоставляю

детям

возможность

самостоятельно

оценивать

правильность выполнения задания и самостоятельно исправлять ошибки. В работе

с детьми использую два вида самоконтроля и самооценки: по образцу и словесной

инструкции. Данные виды используются в чередовании.

Одним из частных приёмов, повышающих эффективность работы по развитию

логического мышления использую также и предложенный Л.А. Венгером приём

ситуации «ловушки»: искусственно создаваемые ошибки воспитателя дети тут же

поправляют, доказывая правильность ответа, и в своих высказываниях не боятся

допустить ошибку.

Необходимо отметить возникающие трудности у детей при решении некоторых

игровых заданий. В частности, при решении задач-шуток. Педагогический опыт и

изучение особенностей восприятия и понимания детьми старшего дошкольного

возраста задач-шуток показало, что успех их решения зависит от того, насколько

дети понимают шутку, умеют ли выделять её в литературных произведениях. В

противном случае дети подходят к решению задач-шуток с позиции арифметики,

начинают

производить

вычисления.

Положительный

результат

зависит

от

жизненного

опыта

ребёнка,

уровня

развития

представлений

об

окружающем,

умения видеть и наблюдать, замечать необычное в обычном.

Понять смысл задачи-шутки помогает создание ситуации аналогичной той, о

которой

говорится

в

задаче

и

практическая

проверка

и

доказательство

правильности отгадки.

(Слайд 13)

Важным компонентом в моей работе с детьми явилось вовлечение родителей

воспитанников.

Часто

родители

ориентируются

на

верхние

пределы,

на

сверхдостижения без учёта индивидуальных возможностей ребёнка. Поэтому своей

задачей

в

работе

с

родителями

ставила

задачи

повышения

педагогической

грамотности,

компетентности

в

вопросах

формирования

элементарных

математических

представлений

у

детей

старшего

дошкольного

возраста,

информированности

об

особенностях

развития.

Для

этого

в

группе

создана

библиотека для родителей. Постоянно действует выставка книг, педагогических

журналов, посвящённых проблеме предматематической подготовки детей, а так же

наиболее

актуальным

проблемам

дошкольного

возраста.

Родители

имеют

возможность

взять

на

дом

интересующую

их

литературу.

Так

же

родителям

предлагаются

для

ознакомления

и

тематические

консультации:

«Роль

занимательного

математического

материала

в

подготовке

детей

к

школе»,

«Домашняя школа математических наук» и др. (Приложение № 8 )

Однако наибольший интерес родителей и детей вызывало совместное участие в

досуговых

мероприятиях

математического

содержания

(Приложение

9).

Математический материал включался в вечер досуга с учётом степени сложности,

развивающего значения и интереса детей и взрослых. Данный подход обеспечил

совершенствование

математических

представлений

и

умений,

развитию

умственных способностей.

Моя задача, как педагога, на данном этапе работы, заключалась в стимуляции

ребёнка

к

активному

взаимодействию

со

средой,

наблюдении

за

внешними

проявлениями детей и определении внутреннего уровня их развития, быстром

реагировании развивающими методиками, организуя тем самым деятельность или

ситуацию как условие перспективного развития ребёнка.

Результатом моей работы с воспитанниками была итоговая диагностика, целью

которой

явилось

определение

эффективности

использования

разработанного

содержания образования, технологии и форм его реализации с детьми старшего

дошкольного

возраста

и

проводилась

по

программе,

аналогичной

исходной

диагностики. Нами была проведена сравнительная диагностика уровня развития

показателей мыслительной деятельности у детей.

Данный этап показал, что в целом получена положительная динамика развития

показателей логического мышления у детей. Сформировано умение найти главный

признак отличия одного предмета от остальных и самостоятельно аргументировать

своё решение.

(слайд 14)

Таблица 2. Сравнительный анализ результатов

контрольного и констатирующего этапов эксперимента.

Диагностический

показатель.

Эт а п

Оптимальны

й

уровень

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

%

%

%

%

Классификация

Контр.

0

-

5

21,2

13

55,2

6

23,6

Конст.

11

45,8

9

36,6

4

15,2

0

-

Обобщение

Контр.

0

-

9

36,6

10

41,6

5

20,8

Конст.

9

30,4

12

50

3

12,5

0

-

Транзитивность

отношений между

предметами.

Контр.

0

-

0

-

3

12,5

21

87,5

Конст.

5

21,2

15

63,6

4

15,2

0

-

(слайд 15)

Таблица № 3.

Таблица сравнительных показателей контрольного и констатирующего

эксперимента.

Уровень

Контр.

Конст.

Динамика

Количественный

показатель

Оптимальный

0

9

Положительная

37,5 %

Высокий

7

12

Положительная

28,8 %

Средний

10

3

Отрицательная

29,4 %

Низкий

7

0

Отрицательная

29,4 %

Как видно из таблицы № 3, итоговая диагностика показала, что организация

образовательного

процесса

представленная

выше

выявила

положительную

динамику процесса формирования элементарных математических представлений.

Дети

овладели

различными

практическими

способами

сравнения,

группировки

предметов по количеству, величине, форме, пространственному положению, что

фактически заложило основы логического мышления. В процессе формирования

математических

представлений

у

дошкольников

развилось

умение

применять

опосредованные способы для оценки различных свойств предметов (счёт – для

определения

количества,

измерение

для

определения

величин

и

т.д.),

предвосхищать результат, по результату судить об исходных данных, понимать не

только

видимые

внешние

связи

в

зависимости,

но

и

некоторые

внутренние,

наиболее существенные. Определённым итогом обучения дошкольников является

способность

к

аналитико-синтетической

и

классифицирующей

деятельности,

абстрагированию и обобщению. Произведённый системный отбор логических игр

математического

содержания

и

рациональное

педагогическое

руководство

положительно повлиял и в целом на воспитание интереса к математике, к логике и

доказательности

рассуждений,

желания

проявлять

умственное

напряжение,

сосредотачивать внимание на проблеме.

Заключение.

Построенная

концептуальная

модель

предматематической

подготовки

детей

старшего

дошкольного

возраста

средствами

занимательных

логических

игр

позволила обеспечить когерентность в развитии основных компонентов мышления

в их взаимосвязи.

Разработка

и

апробация

педагогической

технологии

позволили

избежать

односторонности

и

обеспечить

целостность

в

овладении

элементарными

математическими

представлениями.

Разработанный

комплекс

педагогических

условий является необходимым и достаточным для развития процесса становления

логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Педагогически

целесообразный

математический

материал

способствует

развитию

логического

мышления,

наблюдательности,

находчивости,

быстроты

реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов

к решению любой задачи. Вместе с тем занимательный математический материал

обеспечил постоянную тренировку умения думать, воспринимать новые знания,

принимать решения.

Разработанные методические рекомендации по использованию занимательного

математического

материала

(Приложение

10)

помогут

педагогам

повысить

интерес детей к занятиям математикой и развить у них логические способности.

Можно

с

уверенностью

предположить,

что

сформированный

у

детей

устойчивый интерес к умственной деятельности будет способствовать развитию

природных

способностей,

даст

возможность

почувствовать

вкус

к

интеллектуальному труду не только в начальных, но и в старших классах.

Выводы

исследования

не

могут

претендовать

на

исчерпывающее

решение

данной проблемы. Дальнейшее развитие и углубление рассматриваемой проблемы

может

быть

связано

с

теоретико-методологическим

исследованием

опыта

преемственности в системе «ДОУ- начальная школа».



В раздел образования