Автор: Черноморченко Анна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида №46
Населённый пункт: Московская область, Раменский район, п. Спартак
Наименование материала: Сценарий экологического праздника
Тема: "Зелёный патруль"
Раздел: дошкольное образование
МДОУ Детский сад комбинированного вида №46
Сценарий экологического праздника
«Зелёный патруль».
Авторы: Агеева Т.Б (музыкальный руководитель),
Мандрыкина О.А. (воспитатель),
Черноморченко А.С. (воспитатель)
Московская область
Раменский район
п. Спартак
июнь 2017 год
Экологическое воспитание в настоящее время становится важнейшим
направлением педагогики детства.
В нашем дошкольном учреждении формированию экологической культуры
воспитанников через различные виды деятельности способствовало
мероприятие «Зелёный патруль», организованное музыкальным
руководителем Агеевой Т.Б., которое проходило 16 июня. В нем приняли
участие заведующая Карасева В.В., учитель-логопед Круковская Т.Ю.,
медсестра Абрамова Т.В., воспитатели - Мандрыкина О.А., Пушина Т.В.,
Черноморченко А.С., а так же воспитанники старших групп «Смешарики» и
«Умнички».
Лейтмотивом мероприятия стала идея, что планета Земля – большой общий
дом, который необходимо беречь. Ведь детские души как растения: упадет в
землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко – и семечко
проросло! На экологическом празднике дети играли в игры, исполняли песни,
танцевали, участвовали в эстафетах, помогая найти нарушителей порядка.
Кульминацией экопраздника стало вручение ребятам дипломов Юных экологов!
Ни для кого не секрет, что ребенок, которому свойственна бодрая, веселая
настроенность, большей частью благожелательно расположен к окружающим и
деятелен. Если наряду с этой бодрой настроенностью постепенно развивается
способность любить песню, стихи, любоваться природой, то это признаки
обогащенной внутренней жизни ребенка. Забота об окружающем, тепло,
доброта, уважение и милосердие – это уже проявление экологической культуры.
А как это нужно и птицам, и животным, и всем людям!
Цель мероприятия:
Доставить детям радость от участия в празднике, закрепить у детей знания о
правилах поведения в природе; учить бережному отношению к окружающему и
друг к другу.
Действующие лица:
Ведущие – Круковская Т.Ю. (учитель-логопед), Черноморченко А.С.
(воспитатель)
Агеева Т.Б. (музыкальный руководитель)
Земля – Карасева В.В. (заведующий МДОУ)
Водомут – Абрамова Т.В. (медсестра)
Крепкосвист – Пушина Т.В. (воспитатель)
Птицегуб – Мандрыкина О.А. (воспитатель)
Атрибуты:
Телеграмма от Лесовичка, свисток, рогатка, рюкзак с мусором,
сундучок, открытка с загадками о природе, картинки с изображением
птиц, знаки о том, как нельзя вести себя в природе: запрещающий
ломать ветки деревьев, разводить в лесу огонь, разорять муравейники,
птичьи гнёзда, оставлять мусор в природе, шуметь в лесу; корзина,
свидетельства «Юный эколог», лейка, лопата, грабли, угощение для
детей.
Под музыку дети входят и встают полукругом.
Ведущие. Здравствуйте дорогие ребята! Дорогие дети, уважаемые
гости! Сегодня в нашем детском саду замечательное событие – мы
празднуем День Земли. Это праздник всех, кто защищает Землю и
заботится о её здоровье.
Просмотр видеозарисовки «Уголок России – отчий дом»
- Здравствуй, наша планета Земля!
Здравствуйте, океаны, реки, моря, озёра!
Здравствуйте, насекомые, звери и птицы!
Здравствуйте, луга, леса, поляны, рощи!
Земля – наш общий дом. И люди, и звери, и птицы – все вместе в нём
живём.
Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно: «Раз, два, три!»
Откроем праздник – День Земли!
- А вот и к нам сама пожаловала матушка Земля!
Выходит Земля с большим шаром (макет земли)
Земля: - Здравствуйте ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Как я
рада всех вас видеть сегодня на нашем празднике!
Ребёнок. Здравствуй, планета! Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья!
Отныне мы вместе – большая семья:
Цветы и деревья, птицы и я!
Земля: - Всех детей благодарю, всем «Спасибо!» говорю!
Вторя песням соловья, здесь спою для вас и я!
Песня «Земля – наш общий дом» (музыка Насуленко).
Земля: - Ребята, а вы хотите поиграть с моим макетом Земли –
глобусом?
Проводится игра с мячом.
Земля задаёт вопрос и бросает мяч:
- Кто живёт на земле? (Животные, насекомые, цветы.)
- Кто живёт под землёй? (Червяки, кроты, жуки.)
- Кто летает над Землёй? (Птицы, насекомые.)
- Когда на улице светло? (Днём.)
- Зачем нужна вода? (Пить, купаться, поливать растения.)
- Для чего нужен воздух? (Необходим для дыхания.)
- Что делают пчёлы? (Собирают нектар.)
- Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)
- Какая птица лечит деревья? (дятел)
- Когда на солнце белый снег сверкает? (зимой)
- Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)
- Как называется домик для птиц, сделанный руками человека?
(скворечник)
- Кто в лесу плетет паутину? (паук)
- Как одним словом называются животные, которые живут в лесу?
(дикие)
- Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
- Когда сосулька капает и тает? (весной)
- Когда вода на речках замерзает? (зимой)
- У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
- Как называется дом муравьев? (муравейник)
- Когда над полем бабочка летает? (летом)
Земля: - Вы, ребята, молодцы! Всё про меня знаете.
Ведущая: Ребята природа должна радовать нас своей красотой.
Лес не только для нашей забавы,
Он богатство России.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой
Может вырасти дуб в три охвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж, сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтёшь!
Сердцу любо, коль знать, что за год
В сосняке разрослась молодёжь.
Звучит радиосообщение: «Внимание! Внимание! Посылаем срочное
сообщение во все детские сады! В природе нашего края появились
опасные вредители – нарушители порядка! Просим всех знающих и
любящих природу оказать помощь в поисках опасных вредителей».
Ведущая. Тревожное сообщение. Природа в опасности! Что же
делать? Ведь мы даже не знаем, кто эти опасные вредители!
Радиосообщение (говорят Крепкосвист, Водомут и Птицегуб): «Ха-
ха-ха! Внимание, внимание! Это как раз мы. Опасные, ужасные,
вредные: Водомут, Крепкосвист и Птицегуб. Это вы нас хотите
изловить? Ха-ха-ха! Даже по радио сообщение передали. Не найдёте
вы нас! Мы, знаете, какие хитрые! Помешать нам вы не сможете!
Понятно, защитнички природы?! Ха-ха-ха!
Ведущая. Ребята, да это же настоящие хулиганы! Вы слышали, чем
они занимаются? Они губят птиц. Нарушают тишину лесов,
загрязняют воду. Они надеются, что мы их никогда не найдём и они
безнаказанно будут вредить лесам, рекам, озёрам, полям. Как же
продолжать наш праздник – День Земли, если природа в опасности?
Что же делать? Итак, нам нужно найти хулиганов и помешать им. С
чего же начать поиски?
В зал вносят срочную телеграмму от старичка Лесовичка:
«Я – старичок Лесовичок.
В лесу оставил сундучок.
В том сундучке мои задания,
Смекалки требуют и знаний, и старания.
Желаю вам с заданьем справиться,
Тогда природа от беды избавится.
Внимательно смотри вокруг –
Поймёшь тогда, кто враг, кто друг.
Поторопись, дружок, отправься в путь
И песню добрую с собою не забудь!»
Ведущая. Вспомним песню о доброте, которая так и называется
«Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского
Под звуки марша в зале появляется «Зелёный патруль» - хулиганы под видом
защитников природы.
Зелёный патруль. Мы – защитники природы! По радио сообщение
слышали?
Ведущая. Да, мы слышали, что появились нарушители тишины и
порядка лесов и водоёмов.
Зелёный патруль. А чего сидите? Надо спешить на помощь!
Ведущая.
(спрашивает у Крепкосвиста
) А что это у вас? (
показывает на
свисток
).
Крепкосвист. Свисток. Никогда не видели, что ли?
Ведущая. А зачем же свисток в лесу?
Крепкосвист. Как зачем? Тишину в лесу охраняю, нарушителей
пугаю.
Ведущая. (
спрашивает у Птицегуба
) А рогатка вам зачем?
Птицегуб. Да-а-а, она не настоящая! Так, мальчишек пугать, а то
любят они птичьи гнёзда разорять!
Ведущая. (
спрашивает у Водомута
) А зачем вам всё это в карманах?
Это же, кажется, мусор!
Водомут. По лесной тропинке шёл и собрал. Наверное, туристы
разбросали! А выбросить не успел – работы много. Пришлось всё в
карманы положить. Вон, ещё и целый рюкзак набил!
Ведущая. Молодцы, зелёный патруль! Ну что ж, ребята, пора
отправляться в лес. Тем более что мы теперь не одни – у нас есть
друзья!
Зелёный патруль. Да, да, мы ваши друзья!
Крепкосвист. Мы вам поможем!
Птицегуб. Дорогу подскажем!
Водомут. Найдёте своих хулиганов, не беспокойтесь! (
повернувшись к
зрителям
) Кажется поверили, ловко мы их обхитрили!
Ведущая. В путь!
Дети маршируют под песню «Вместе весело шагать», муз. В. Шаинского,
сл. М. Матусовского.
Ведущая. Вот мы и в лесу. Мы пришли правильно. Вот и сундучок, о
котором сообщил в телеграмме Лесовичок.
Крепкосвист прячет сундочок.
Ведущая. Ой! А где же сундучок? Был только что здесь. (
видит
сундучок у Крепкосвиста)
Ты зачем наш сундучок взял? Да ещё и
прячешь его?
Крепкосвист. Да ничего я не прячу! Вот он, заберите! Это я просто
хотел побыстрее вам его отдать.
Ведущая. Откроем сундучок, посмотрим, что в нём.
Открывает сундучок, достаёт открытку, читает:
Мои милые ребятки, отгадайте-ка загадки! Давайте не будем
торопиться. Хорошенько подумаем, прежде чем ответить. А зелёный
патруль нам поможет. Они ведь знатоки леса!
Зелёный патруль. Да, да! Мы всё знаем! Загадывайте ваши загадки.
1. Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку
И по снежку, и по цветку. (весна)
2. Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (лес)
3. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (река)
4. Красная девица по небу ходит. (солнце)
Ведущая. А мы как раз знаем зарядку про солнце. Земля поможешь
нам провести её.
Дети исполняют зарядку
«Солнышко лучистое».
Ведущая достаёт из сундучка вторую открытку.
Ведущая. А вот и второе задание от старичка Лесовичка. Знаете ли
вы пословицы и поговорки о земле, о родной стороне?
Дети называют пословицы:
Журавль прилетел и теплынь принёс.
Без хозяина земля круглая сирота.
Земля – тарелка, что положишь, то и возьмёшь.
Всякому мила своя сторона.
Ведущая. Да, действительно, ничего дороже родной стороны у
человека нет.
А как называется наша с вами родная сторона?
Дети. Россия.
Ведущая. Совершенно верно.
Ведущая. Смотрите, ребята, в сундучке картинки. Кто на картинках?
(Птицы). Лесовичок, наверное хотел, чтобы мы поиграли в игру «Не
сорока, не ворона».
Ведущая быстро показывает карточку с изображением птицы любому игроку
и при этом говорит:
Не сорока, не ворона и не чайка,
А какая это птица? Отгадай-ка!
Ответ ребёнка должен быть полным:
Не сорока, не ворона, а снегирь!
Спрашивает не только у детей, но и у Зелёного патруля. Они отвечают
невпопад.
Последней показывает карточку с изображением скворца.
Ведущая. А знаете, как ласково называют скворца? (скворушка). В
любое время года мы слышим его весёлую песенку.
Ведущая. Ребята, наши помощники подозрительно себя ведут. Ни
загадок, ни пословиц не знают и отвечают невпопад. Давайте
получше за ними понаблюдаем. Смотрите, что-то ещё приготовил для
нас Лесовичок. Это знаки. Они напоминают нам о том, как нельзя
вести себя в природе. Например, этот.
Показывает знак, запрещающий ломать ветки деревьев.
Птицегуб. Я знаю! Я люблю в лесу гулять:
На полянку прибегу,
Под кусточком полежу,
Веточку сломаю,
Птиц перепугаю.
Дети исправляют ошибку. Ведущая показывает знак, запрещающий разводить
в лесу огонь.
Водомут. Теперь я буду отвечать.
Если холодно в лесу,
Дождь прошёл недавно,
Большой костёр я разведу
И обогреюсь славно.
Дети исправляют ошибку. Ведущая показывает знак, запрещающий разорять
муравейники.
Крепкосвист. На поляне, под кусточком –
В лесу везде такие кочки.
Их надо палкой разгрести,
Коль не дают они пройти.
Дети исправляют ошибку.
Ведущая. Что-то запутались вы совсем. Отвечали невпопад, только
сбивали нас. А ведь обещали помогать, подсказывать. Сейчас мы с
ребятами поиграем в
игру «Лесная фигура», а вы посмотрите и угадайте, кого из лесных
обитателей изобразят дети.
Проводится игра.
А теперь пусть наши друзья поиграют. Хотите? А мы посмотрим, кто
кого перехитрил. Начинаем игру.
Водомут замирает с ботинком , Птицегуб – с рогаткой, Крепкосвист – со
свистком.
Ведущая. (
обращается к нарушителям
). Закройте глаза – так интереснее
играть.
Ведущая переворачивает таблички с надписями «Зелёный патруль», которые
надеты на Птицегубе, Крепкосвисте и Водомуте. На обратной стороне
написаны их имена.
Ведущая.
(обращается к нарушителям).
Игра окончена. Открывайте
глаза.
Обращается ко всем.
Смотрите-ка, ведь это не зелёный патруль, а
как раз те, кого мы ищем. Это – Крепкосвист и свисток тебе нужен
вовсе не для того, чтобы нарушителей пугать, а самому шуметь и
свистеть. Это – Птицегуб со своей рогаткой, между прочим, самой
настоящей. А это – Водомут, и в карманах у него мусор для того,
чтобы засорять всё вокруг. Не смогли вы нас перехитрить. С
помощью Лесовичка и ваших знаний, ребята, находчивости мы
смогли найти нарушителей.
Птицегуб. Подумаешь, с вами неинтересно! Кто тут смелый, кто тут
меткий? У меня рогаток много, на всех хватит. Айда в лес, по птичкам
стрелять. А кто не умеет, я научу.
Раздаёт рогатки. Дети отказываются. Птицегубу дарят знак, запрещающий
разорять птичьи гнёзда.
Водомут. Не хотите в лесу птиц стрелять – побежали на речку! Там
такое устроим! У меня полно всего припасено
(гремит банками
):
консервные банки, рваные пакеты, старые ботинки, битые бутылки,
пенопласт и ещё много замечательных вещей. Воду так замутим – дна
не видно будет! Хотите со мной дружить?
Дети отказываются. Водомуту дарят знак, запрещающий оставлять мусор в
природе.
Крепкосвист. А я вас научу шуметь, свистеть, кричать. А то в лесу
такая тишина – скукотища! Магнитофон принесём, веселье устроим!
– Сейчас мы проверим,
как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в
игру «Если я приду в лесок». Я буду озвучивать вам свои действия,
а вы
отвечать: если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то
все вместе
кричим «нет»! Открываю свою лесную книгу.
- Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (Да)
Если разведу костёр,
А тушить не буду? (Нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Да)
Дети дарят Крепкосвисту знак, запрещающий шуметь в лесу.
Ведущая. Как ни старайтесь, а в нашем детском саду вы друзей не
найдёте. Из-за таких, как вы, повреждены деревья, загрязнены леса и
водоёмы, гибнут птицы. А ну-ка, выбрасывайте всю эту гадость!
Водомут весь мусор из рюкзака высыпает в большую корзину.
Проводится конкурс «Кто быстрее уберёт мусор».
Ведущая. Из-за таких, как вы, даже природа плачет. Вот послушайте,
что по
Этому поводу споют наши ребята.
Четыре ребёнка исполняют
«Экологические страдания»
на мелодию
песни
«Ярославские ребята».
1.
До чего ж природу жалко!
Не губи её красу!
Человек, не делай свалку
Рядом с городом в лесу!
2.
Сколько мусора везде,
Нет нигде цветочка,
Даже солнышко сквозь лес
Не пробьёт окошко.
3.
То бросаем, то уроним
На дороге, на траве.
Мы все в мусоре утонем,
Если мусор в голове.
4.
Лес зелёный охраняй,
Никого не обижай!
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
Водомут. Это нельзя, то нельзя. А вы-то чего хотите?
Каждый ребёнок говорит по одной строке из стихотворения Е. Коргановой:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на травушке роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы весною лил весёлый дождь.
Все трое. Ребята, простите, мы больше не будем! Мы, честное слово,
больше не будем. Мы уже поняли… Если бы вы нас приглашали на
свои праздники, мы бы не делали так. Это мы от скуки.
Ведущая. Простим их? (
дети соглашаются
). И давайте поиграем
вместе.
Проводится игра.
Ведущая. Ребята давайте ещё раз вспомним Лесные правила.
«Лесные правила»
Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и гуляй. Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ветки ели не ломай! Никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять! Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают - ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу - всего лишь гость, здесь хозяин - ель и лось.
Их покой побереги! Ведь они нам не враги!
Муравейник не топчи, лучше ты похлопочи –
Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверёк, будь то ласка, иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба, скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»
Земля. Ребята вы теперь знаете «Лесные правила». А я ведь в разное
время
года бываю разной.
Земля задаёт вопросы детям:
- Отгадайте: Когда я бываю белой? (Зимой.)
А жёлтой, красной, оранжевой? (Осенью.)
Когда я бываю зелёной? (Весной.)
А когда разноцветной? (Летом.)
Ведущая. – Да, прекрасна наша Земля и зимой, и весной, и летом, и
осенью.
Земля – это общий для всех дом. Живя в этом доме, человек должен
быть
добрым, должен заботиться о всех живых существах. А кто они такие,
живые существа?
- Рыбы, птицы, звери в душу людям смотрят.
Как будто просят нас: люди, не убивайте зря!
Ведь море без рыб – не море,
Ведь небо без птиц – не небо,
Земля без зверей – не земля,
А нам без земли нельзя!
Земля: — Кто может ответить на мой вопрос: «Какой должна быть
планета?»
Ребенок: — Давайте будем беречь планету!
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи, и дым —
В обиду её ни кому не дадим!
Украсим всю землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам всем с вами!
Земля: — Да, я согласна, будем наводить красоту на моей планете.
Только как?
Ведущий: — Матушка Земля, мы тебя просим, открой коробки, и
сама все увидишь! (Открывает первую коробку — цветы.)
Земля. (Открывает первую коробку — цветы.) Конечно, они
обязательно должны быть на моей планете!
(Открывает вторую коробку — бабочки.) Эти сказочные насекомые
не проживут без цветов.
(Открывает третью коробку — птицы.) Конечно, без пения птиц,
моя планета будет грустной и печальной.
(Открывает четвертую коробку — рыбы.) Пусть эти золотые рыбки
всегда исполняют ваши желания. Запускайте их в моря и океаны!
Ведущая.— Посмотрите-ка, друзья.
Как прекрасна ты, земля!
Земля:— Спасибо вам, ребята. Мне так было с вами интересно.
Давайте будем беречь планету –
Во всей вселенной похожей нету,
Во всей вселенной только одна
Для жизни и дружбы всем вам я дана!
Ведущая. День Земли отмечается на всей планете, всеми людьми,
которые любят планету-дом, любят природу, любят свой край. В
детском саду подрастают дети, которые очень любят природу и не
дадут её в обиду, когда станут взрослыми. За все эти достижения
детям, вручается свидетельство «Юный эколог». Это награда и
память на всю жизнь. Это напутствие и дальше любить природу и
заботиться о ней.
Детям вручаются свидетельства.
Все трое. А нам дипломы?
Ведущая. А вам дипломы вручать ещё рано, да и не за что. Сначала
потрудитесь, как наши дети, научитесь любить природу и заботиться
о ней. Но просто так мы вас не отпустим. Вас надо перевоспитывать!
Вручает лейку, лопату и грабли.
Ведущая. Приглашаем вас на участок детского сада трудиться вместе
с детьми.
Водомут. Мы на вас не обижаемся, за то, что вы решили нас
перевоспитывать. Я даже вытащу из карманов всё, что в них
осталось.
Ведущая. Нашим новым друзьям предстоит долгий путь, прежде чем
они смогут получить звание Юных экологов. А вам, дорогие ребята, я
желаю нести своё почётное звание с гордостью и всегда любить и
беречь Землю – наш общий дом. Земля: — Славно мы повеселились.
Очень крепко подружились.
Поплясали, поиграли.
Все вокруг друзьями стали.
Мне пора уже прощаться —
С вами буду расставаться. — До свидания!
Все трое. Нам тоже пора. Мы всё поняли спасибо вам ребята и до
свидания.
Праздник заканчивается под фонограмму песни Ю. Чичкова на сл. М.
Пляцковского
«Это называется природа».