Автор: Платонова Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад №5
Населённый пункт: г. Тольятти,Самарской обл.
Наименование материала: Конспект НОД в средней группе "Тропинки здоровья"
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
«ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ»
Дети с ОВЗ требуют к себе особого внимания, при этом задача педагога постоянно
самосовершенствоваться. Ведь обучать и воспитывать детей – это скорее искусство. Работая с
детьми, имеющими задержку психического и физического развития, нужно уметь найти подход к
каждому ребёнку, выслушать и понять, проникнуться его проблемами, учитывая при этом
возрастные и индивидуальные особенности каждого. В начале учебного года задумываешься, как
организовать коррекционно-профилактическую работу по физическому воспитанию детей с ОВЗ,
чтобы она соответствовала уровню современных требований, а физкультурные занятия стали
любимыми для детей и важными для родителей. Эффективность коррекционнофизкультурной
работы определяется несколькими факторами: 1. Подбор грамотных форм и методов
коррекционной работы. 2. Заинтересованность ребёнка. 3. Взаимодействие инструктора по
физической культуре с педагогами и родителями воспитанников.
Образовательная программа в нашем детском саду разработана на основе ФГОС. В своей работе я
использую адаптированную образовательную программу дошкольного образования в группах
компенсирующей направленности для детей с ЗПР, которая включает коррекционно-развивающую
программу С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» и
методики: «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с
задержкой психического развития» Е.М. Мастюковой, «Здоровье и физическое развитие детей в
дошкольных образовательных учреждениях» Т.И. Оверчук., «Комплексы упражнений и подвижных
игр на свежем воздухе для детей логопедических групп с 3 до 7 лет» Ю.А. Кириллова,
«Физкультурные занятия в детском саду» Л.И.Пензулаева. В основу моего опыта положены
методические разработки и рекомендации, направляющие педагога на физическое развитие и вос
ПЕДРАЗВИТИЕ
41
питание детей с ограниченными возможностями здоровья. Идея опыта основана на
научнопрактическом пособии Е.М. Мастюковой - коррекционно - педагогическая работа по
физическому воспитанию. Поэтому во время физкультурных, индивидуальных занятий с детьми 5-
7 лет, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с задержкой психического
развития, ставится цель, в ходе реализации которой решаются конкретные задачи. Цель:
стимулировать физическое развитие детей. Для достижения этой цели проводится
систематическая работа, в ходе которой решаются следующие задачи: - Формирование начальных
представлений о здоровом образе жизни; - Забота об охране и укреплении здоровья детей,
закаливание; - Улучшение функций нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхания и др.,
укрепление опорнодвигательного аппарата; - Развитие общей и речедвигательной моторики; -
Развитие пространственнокоординационных и ритмических способностей; - Формирование
умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции;
- Обогащение познавательной сферы; - Развитие коммуникативной инициативы и активности.
Особенности в коррекционноразвивающей работе с детьми с ЗПР состоят в необходимости
индивидуального и дифференцированного подхода, снижение темпа обучения, структурной
простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к уже изученному материалу,
развития самостоятельности и активности детей. Коррекционно-развивающая работа с
дошкольниками с ЗПР строится с использованием игровых технологий и, в основном, представляет
собой игровую деятельность. Поэтому активными методами обучения в практической работе
инструктора по физической культуре с дошкольниками, имеющими задержку психического и
речевого развития, являются игровые методы, как очень гибкие для достижения образовательных
целей. Мотивационный потенциал игры направлен на более эффективное освоение
дошкольником коррекционно-образовательной программы. В норме в старшем дошкольном
возрасте у детей должен произойти плавный переход от одного вида ведущей деятельности к
другому, т.е. от игровой к учебной. У детей с ЗПР такого перехода в этом возрасте не происходит, и
ПЕДРАЗВИТИЕ
42
длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в её элементарных
формах, даже более сложные формы игровой деятельности (игры с правилами, запретами) часто
им недоступны. Поэтому коррекционнообразовательная работа строится на использовании
ведущих мотивов общения детей (игровых, личностных, деловых), основными приёмами можно
назвать следующие: - игровые приёмы; - смена партнёров по движению; - принятие ребёнком на
себя роли «педагога», который обучает детей правильно и чётко выполнять движения, или
обучает правилам новой игры и является ведущим этой игры. Методы, используемые в работе по
физической культуре с детьми ОВЗ: - объяснительно-наглядный (объяснение (беседа) в
сочетании с наглядностью - главные методы такого обучения, зрительное запоминание), -
репродуктивный (неоднократный показ педагогом движений и показанных способов действий), -
коммуникативный, информационно-коммуникационный (обучение общению друг с другом); -
методы контроля, - самоконтроля и взаимоконтроля. В работе по развитию двигательных навыков
и умений следу
ет придерживаться следующих условий: 1.Практическая деятельность на занятии должна быть
разнообразной. 2.Следует стимулировать двигательную деятельность детей, создавая атмосферу
напряжённой работы. 3.Движения должны быть трудными, но посильными. 4.Чем больше новый
материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем более он интересен для него. 5.Учёт
индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. 6.Эмоциональность педагога, его
умение поддержать и направить интерес к выполнению задания. Данный опыт работы
предусматривает создание наиболее эффективного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья, основываясь на системности, целостности и
конкретности выбранных форм и методов, что позволит скорректировать отклонения в их
физическом развитии. В ходе работы (2011 – 2015 гг.) опробована система работы по физическому
воспитанию детей с задержкой психического развития. Необходимо было найти пути
формирования двигательных навыков средствами адаптации физкультурных занятий для детей с
ЗПР; по плану лексических тем, разработанных учителем - лого
ПЕДРАЗВИТИЕ
43
педом: физкультминуток, подвижных игр на свежем воздухе, коррекционно-оздоровительной
гимнастики, оздоровительный дозированный бег, тренирующие игровые дорожки,
оздоровительной гимнастики после дневного сна, дыхательной гимнастики. Главное в моей
работе помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к
здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту. Для осуществления
поставленной цели мною была проведена следующая работа: 1. Изучена и проанализирована
педагогическая и психологическая литература по данной теме. 2. Составлен план мероприятий по
данной теме (НОД, досуги, развлечения). 3. Разработаны педагогические рекомендации для
родителей и педагогов. Педагогам известно, что основная нагрузка в плане физического развития
детей ложится на непосредственно образовательную деятельность. Что же нужно сделать, чтобы
физкультура стала более интересной, увлекательной и эффективной для детей. Ведь порой одного
профессионализма, эмоциональности педагога недостаточно для побуждения интереса у
дошкольников к физической культуре. Л.Н. Толстой подчеркивал,
что ребенок занимается охотно тогда, когда ему это интересно. В связи с этим на физкультурных
занятиях мною используются: игровая мотивация, релаксация. Это способствует увеличению
моторной и общей плотности физкультурных занятий (с 62 до 80 % и с 70 до 92 % соответственно),
а также улучшению устойчивости внимания у детей на занятиях, повышению физических качеств
(быстрота, ловкость, сила, выносливость), развитию движений у детей, лучше сформировать
двигательные навыки. Разработанная и опробованная мною система работы на базе группы
компенсирующей направленности «Островок» для детей с ограниченными возможностями
здоровья (5-7 лет) включает в себя 3 взаимосвязанных блока: проективный, содержательный,
контрольно-учетный. Контрольно-учетный блок включает в себя диагностический комплекс
психолого - медикопедагогического обследования детей с ограниченными возможностями
здоровья, состоящий из 11 показателей физической подготовленности и развития). Проективный
блок включает в себя цель физического воспитания, которая заключается в осуществлении
комплексной оздоровительной и коррекционно развивающей работы с детьми 5-7
ПЕДРАЗВИТИЕ
44
лет, имеющими ОВЗ, на основе компенсаторных возможностей организма. В задачи физического
воспитания введены коррекционный, интеллектуальный и социально-психологический
компоненты. Планирование работы по физическому воспитанию детей с ОВЗ строится по 6
основным этапам. Последовательность и содержание этих этапов раскрыты в таблице
(приложение № 2). Представленная модель рассчитана на двухгодичный цикл работы.
Содержательный блок представлен набором специальных средств физического воспитания,
содержанием физкультурных знаний, перечнем физических упражнений для детей 5-7 лет с ОВЗ.
Результаты наблюдений показали, что на физкультурных занятиях дети с ОВЗ не способны
выдерживать нагрузку в течение 20 - 30 мин из-за быстрой утомляемости, низкой
работоспособности, отставания в уровне развития координационных, скоростно - силовых и
скоростно-координационных способностей, гибкости, общей выносливости. В связи с этим в
соответствии с программой и пособием мною был разработан перспективный план работы с
детьми с ОВЗ на основе «Пособия коррекционно-педагогической работы по физическому
воспитанию дошкольников с задержкой психического развития» Е.М. Мастюко
вой. Проведение физкультурных занятий с детьми, имеющими ОВЗ, включает в себя специальные
коррекционные упражнения для профилактики сколиоза и плоскостопия, развития общей и
мелкой моторики, функции равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной
координации движений, так как данная категория детей зачастую имеет нарушения двигательно-
моторной сферы. Для успешного проведения физкультурных занятий с детьми, имеющими ОВЗ,
движения выполняются детьми по подражанию, далее по словесной инструкции в сочетании с
показом, на заключительном этапе - по словесной инструкции. Использую схемы-модели для
детей с ОВЗ 67 лет, замещающих инструкции (при переключении от одного вида ходьбы или бега к
другому, принятии исходного положения и др.), что способствует развитию у детей внимания,
мышления, ориентировки в пространстве. Для осуществления эффективной коррекционно-
развивающей работы необходимы четкие координированные действия всех специалистов ДОУ на
основе их взаимодействия, обеспечение сотрудничества в триаде "Педагог - ребенок с ОВЗ -
семья". Мною разработаны, на основе наблюдений во время физкультурных занятий, для
педагогов групп ком
ПЕДРАЗВИТИЕ
45
пенсирующей направленности рекомендации по развитию у детей с ОВЗ основных видов
движения. Для детей чрезвычайно важно овладеть разнообразными движениями, в первую
очередь основными их видами – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых
нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом.
Усвоение детьми навыков этих движений, овладение правильными способами их выполнения
обогащает двигательный опыт в разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. Упражнения в
основных видах движений расширяют диапазон двигательных способностей детей, облегчают в
дальнейшем усвоение школьной программы по физической культуре. Интенсивная работа
большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к
основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее
влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной
систем, укрепляется опорнодвигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и
ряда других физиологических процессов. При активных движениях, а особенно цикличе
ских, дыхание углубляется, улучшается лёгочная вентиляция. Используя в своей работе
целенаправленное обучение тем или иным основным видам движения, дети реже допускают те
ошибки, которые возникают при первых попытках овладения новым, подчас довольно сложным
для них движением. Быстрее исчезает скованность, напряжённость при выполнении ходьбы и
бега, чётче выступает координация движения рук и ног при выполнении прыжков, лазанья и т.д.
Таким образом, предложенная система работы в данном опыте работы в сочетании с
применением здоровьесберегающих технологий позволяет осуществлять коррекционно-
педагогическую работу с детьми с задержкой психического развития по физическому развитию,
способствуя преодолению вторичных отклонений в развитии и обеспечить положительные
условия для успешной подготовки ребёнка с особыми возможностями здоровья к дальнейшему
обучению в общеобразовательной школе. Данный опыт работы может быть использован не
только инструктором по физической культуре, но и педагогами в группах общеразвивающей и
компенсирующей направленности, а также родителями для выполнения обучающих заданий с
детьми дома.