Напоминание

Технология развития критического мышления


Автор: Чернявская Юлия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №40
Населённый пункт: Свердловская область, город Нижний Тагил
Наименование материала: Методы инновационного обучения
Тема: Технология развития критического мышления
Раздел: полное образование





Назад




Портфолио

учителя русского языка и литературы

Чернявской Юлии Николаевны

Структура портфолио

1.

Общие сведения

2.

Самообразование

3.

Инновационные подходы к обучению.

( Что такое инновационное обучение? В чем его особенности как метода? Методы

инновационного обучения – вот основной круг проблем, поднимаемых автором.

Описывая технологии развития критического мышления, большое внимание

уделяется таким приемам, как дискуссия, чтение с остановками и вопросы Блума,

кластер, эссе, метод проектов. Среди нетрадиционных уроков выделяются урок –

семинар,

урок-исследование,

урок-практикум,

урок-зачет,

урок-игра.

Также

делается

акцент

на

использование

нестандартных,

творческих

элементов

традиционного урока, на нетрадиционные формы домашнего задания.)

3.1.

Критическое мышление

3.2.

Метод проектов

3.3.

Проблемное обучение

3.4.

Дифференцированные индивидуальные задания

3.5.

Применение информационных технологий

3.6.

Использование тестовой технологии

4.

Внеурочная деятельность

5.

Научно-методическая деятельность

6.

Достижения

7.

Методическая копилка

Общие сведения

ЧЕРНЯВСКАЯ

ЮЛИЯ

НИКОЛАЕВНА

учитель

русского

языка

и

литературы

30

октября

1983

года

рождения

;

Образование

высшее

:

НТГСПА

,

окончила

в

2005

году

;

Стаж

работы

в

МАОУ

СОШ

40 -16

лет

;

Первая

квалификационная

категория

;

Преподаёт

в

общеобразовательных

классах

и

классах

для

детей

с

ОВЗ

: 11

В

, 9

Б

, 5

Г

, 5

Д

, 6

Д

.

2.

Самообразование

В межаттестационный период учащиеся под моим руководством добились

высоких результатов. Принимали активное участие в предметных олимпиадах и

творческих конкурсах различного уровня: «Серебряное перышко» (2014г., призёр,

Диплом I степени), «В начале было слово» (2012 - 2015гг., призёры и победители);

«Поэтический марафон», посвящённый 70-летию Победы в Великой

Отечественной войне (2015г., призёр); конкурс сочинений в рамках городской

поисково-краеведческой игры «Мы живём на Урале» (2016г., грамота); Городской

конкурс творческих работ (стихи, сочинения) «Самоцветы земли уральской»

(2016г., дипломы).

Активное

участие

принимают

ученики

в

городских,

региональных,

всероссийских, международных олимпиадах и конкурсах: «Русский медвежонок

– языкознание для всех» (2012 – 2015гг., 5 призёров); общероссийский конкурс

«Альбус» (2012г., призёр); «Олимпус. Зимняя сессия» (2013-2014гг., 2 призёра);

общероссийская олимпиада «Олимпусик» (2014г., дипломы).

Уделяла

особое

внимание

повышению

своей

педагогической

и

технологической компетентности через самообразование, участие в работе ШМО

учителей

русского

языка

и

литературы,

педагогических

советов,

посещала

образовательные

программы

МИМЦ,

ИРО.

В

рамках

методических

дней

и

предметных

недель

делилась

опытом

работы

с

педагогами

школы

и

города,

проводила

открытые

уроки:

учебный

творческий

проект

«Следы

прошлого»

(2013г.); урок-путешествие «Усадьба Г.Р. Державина» (образовательная экскурсия,

2014г.).

В межаттестационный период активно представляла профессиональный опыт

педагогической общественности. С целью повышения педагогического мастерства

посещаю педагогические советы («Воспитательно-образовательная работа с детьми

по экологическому воспитанию»), конференции, открытые занятия. Все это

способствует самообразованию, расширению сферы знаний, повышению

профессионализма. Стараюсь накапливать, передавать, реализовать опыт

гуманистической педагогики и демократизма, чтобы воспитанники могли в

процессе обучения получить возможность формирования в себе общекультурного

потенциала, а также способности конструктивно и созидательно мыслить,

допускать множество истин, уважать позицию другого.

В школе созданы условия для педагогического творчества и роста. Стараюсь

постоянно обмениваться опытом со своими коллегами, особенно часто это

происходит на школьных методических объединениях. Пополняю свои знания

чтением новой методической литературы, изучаю опыт коллег.

Принимала

участие

в

городских

и

окружных

семинарах:

городской

семинар

«Использование

новых

педагогических

технологий

на

уроках

в

условиях

опережающего

введения

ФГОС»,

2013г;

Окружной

экспертно-аналитический

семинар

«Результативность

ценностно-ориентированной

модели

внеурочной

деятельности», 2014г.

Обобщая опыт работы, приняла заочное участие в VII Всероссийской научно-

практической конференции «Речевая культура в разных сферах общения», 2013

год; в VIII Всероссийской научно-практической конференции, 2015 год. По

результатам участия опубликовала статьи в электронном сборнике материалов ГАН

РАО ИНПИОФЭР «Наука и образование»(2013г., 2015г.)

В

2012

2016гг.

принимала

активное

участие

в

Областном

фестивале

творчества специалистов системы образования «Грани таланта» (1, 2 места в

городе).

3.

Инновационные подходы к обучению.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой

суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка ученика как самостоятельного

субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит

активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию

творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться

самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что

студенту урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или

игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза

слушающего о глаза говорящего».

Вспомним определение педагогической технологии.

Педагогическая технология — это:

- содержательно-операционная деятельность по обеспечению педагогического

процесса;

- систематическое и последовательное воплощение на практике заранее

спроектированного учебно-воспитательного процесса;

- совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для

организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными

качествами;

- деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня

образованности личности;

- рационально организованная деятельность по обеспечению достижения целей

педагогического процесса.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества

самостоятельной творческой деятельности.

В условиях введения ФГОС урок литературы должен быть направлен на

формирование метапредметных и личностных результатов.

Основными целями инновационного обучения являются:

- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих

способностей студентов;

- формирование личностных качеств у студентов;

- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на

уровень продуктивного творчества;

- развитие различных типов мышления;

- формирование качественных знаний, умений и навыков.

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество);

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитее критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного

обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении

русскому языку и литературе успешно применяю следующие приемы:

ассоциативный ряд,

опорный конспект,

ИНСЕРТ

(интерактивная

система

записи

для

эффективного

чтения

и

размышления),

мозговая атака,

групповая дискуссия,

чтение с остановками,

кластеры,

синквейн,

эссе,

перепутанные логические цепочки,

медиапроекты,

дидактическая игра,

лингвистические карты,

лингвистическая аллюзия (намек),

исследование текста,

работа с тестами,

нетрадиционные формы домашнего задания.

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах,

используемых мною на уроках

3.1.

В работе с учащимися общеобразовательных классов и классов для детей с

ОВЗ использую современные педагогические технологии: проблемное обучение,

дифференцированные индивидуальные задания, технологию критического

мышления, метод проектов, позволяющие обеспечить целостное восприятие

художественного слова и образа при изучении русского языка и литературы.

Применение информационных технологий, различных электронных ресурсов

позволило осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации,

обеспечить условия для формирования языковой мыслящей личности.

Критическое

мышление

это

точка

опоры

для

мышления

человека,

это

естественный

способ

взаимодействия

с

идеями

и

информацией.

Мы

и

наши

ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо

умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить,

применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны

уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных

точек

зрения,

делая

выводы

относительно

точности

и

ценности

данной

информации.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии.

Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия

позволяет:

актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или

проблеме;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной

деятельности;

сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

получить новую информацию;

осмыслить ее;

соотнести с уже имеющимися знаниями;

искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

целостное осмысление, обобщение полученной информации;

присвоение нового знания, новой информации учеником;

формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому

материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка,

интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или

группах.

Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее

приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. –

исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия — одна из

весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная

подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с

правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребята

выражать свои мысли.

Основные задачи дискуссии:

обмен первичной информацией;

выявление противоречий;

переосмысления полученных сведений;

сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями,

доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

уважение к различным точкам зрения ее участников;

совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и

анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может

использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в

первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий,

а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение

собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма

групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения,

становлению самостоятельности мышления.

Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками и вопросы

Блума (условное название методического приема организации чтения с

использованием разных типов вопросов).

Подготовительная работа:

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном

случае теряется смысл и логика использования приема);

- Динамичный, событийный сюжет;

- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где

следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая

остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на

развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками,

внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия

может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии

текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда

ученики уже имеют определённые навыки содержательного анализа текста.

3. Наличие теоретической базы педагогического опыта

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической

педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах

общего и профессионального образования в 29 странах мира.

Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей

стране являются: идеи гуманизации профессионального образования

(Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова),

индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г.

Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин),

групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К.

Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов);

4. Ведущая педагогическая идея

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую

навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на

освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие

качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное

взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в

образовательной сфере.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности

человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания,

объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Как же можно определить критическое мышление? Д. Клустер предлагает пять

пунктов, определяющих данное понятие.

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие

строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи,

оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически

за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление

может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.

Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и

самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом

критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не

может мыслить критически. В своей познавательной деятельности ученики и

учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому

обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс

познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и

продуктивным.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения

проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей

природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое. Однако

подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется

стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие

из его собственных интересов и потребностей.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и

подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает,

что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что

выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая

мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим,

читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы

уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие

в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях

всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и

дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. В

конечном итоге любой критический мыслитель работает в некоем сообществе и

решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной

личности.

Можно выделить следующие цели и задачи технологии «Развития критического

мышления»:

- формирование нового стиля мышления, для которого характерны

открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности

позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;

- развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,

рефлективность, коммуникативность, креативность, мобильность,

самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и

результаты своей деятельности;

- развитие аналитического, критического мышления;

- формирование культуры чтения, включающей в себя умение

ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями

чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения

ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания,

делать выводы и обобщения;

- стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности,

запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую

атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают,

сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом

обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые

идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

По мнению исследователей, основные особенности технологии РКМ можно

сформулировать следующим образом:

Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то,

как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом

присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в

процессе обучения.

Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый,

интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также

«партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная

оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы,

неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию

стереотипов.

Слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщенные предположения типа

«Учителя не понимают детей», «Молодежь не уважает стариков» и другие

подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует

употреблять слова «некоторые», «иногда», «порой», «зачастую».

Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков

и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.

Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными

слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они

усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с

другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным

языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные

связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в

этом подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации,

проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры

для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и

последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического

мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и

познавательной деятельности.

Технология развития критического мышления предлагает определенные методы,

приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной

деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.

О результатах говорит уровень успеваемости и уровень качества знаний учащихся

по литературе и русскому зыку. По литературе успеваемость составляет 100%,

качество знаний учащихся в среднем – ? По русскому языку качество - ?

успеваемость -100%.

Применение технологии ТРКМ позволяет развить у детей умения конструировать

текст, умения ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных

запросов учащихся.

Проведенные исследования показали, что данные умения и навыки у учащихся

после применения ТРКМ значительно более развиты, чем у учащихся,

занимающихся в традиционном режиме.

Применение

элементов

технологии

критического

мышления

дает

возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как:

умение работать в группе;

умение

графически

оформить

текстовый

материал;

умение

творчески

интерпретировать имеющуюся информацию;

умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение

обобщить полученные знания;

формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в

источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно

понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности,

«отсеивать»

второстепенную,

критически

оценивать

новые

знания,

делать

выводы и обобщения.

(РАЗРАБОТКА УРОКА – см.приложение)

3.2.

Метод проектов

Проектная технология на уроках русского языка и литературы

Работа по методу проектов является педагогической деятельностью высокого

уровня сложности, предполагающего профессионализм учителя. Если

большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь

традиционных компонентов учебного процесса: учителя, ученика (или группы

учеников) и учебного материала, то для реализации учебного проекта этого не

достаточно. Наиболее значимым принципом метода проектов является

восприятие мира с учетом детской психологии. Учитель задает направление

развития ученика, показывает и рассказывает о том, что есть интересного и

познавательного в окружающем нас мире, помогает фантазии ученика раскрыться в

полной мере.

Метод проектов на уроках решает следующие задачи:

развитие познавательных навыков учащихся;

развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;

развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;

развитие критического и творческого мышления.

При реализации проектного метода необходимо наличие социально значимой

задачи (проблемы): информационной, практической, исследовательской.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. Одна из

наиболее трудных подготовительных задач, которые приходится решать учителю,

руководителю проекта вместе с учащимися - это поиск интересной и общественно

значимой проблемы. Реализация проекта начинается с планирования действий по

разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и типа

презентации. Ядром проекта является исследовательская работа учащихся. Таким

образом, отличительная черта проекта - поиск информации, которая затем будет

обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы. Результатом

работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт, который

разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

На завершающем этапе проект требует презентацию своего продукта. Каждый этап

работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются

общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки

оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности

достойно представлять и защищать свой проект.

На своих уроках, во внеклассной работе по предметам метод проектов реализую в

полной мере, позволяю учащимся создавать качественные и интересные проекты,

как в групповой, так и в индивидуальной форме. Считаю, что проектная

деятельность - один из лучших способов для совмещения современных

информационных технологий, личностно-ориентированного обучения

и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно

на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении

новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при

закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов,

презентаций).

Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше

реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. Задачи, решаемые в

ходе выполнения проекта, можно разделить на 4 группы: коммуникативные,

образовательные, воспитательные и развивающие. Обеспечение урока,

необходимое для успешной реализации и результативности проекта, предполагает

наличие литературы по теме, словарей, электронных носителей текстовой и

иллюстративной информации, доступа к Internet и списка адресов сайтов по теме,

грамматических таблиц.

При проведении урока по методу проекта в рамках подготовительного этапа

следует провести консультационную беседу для всего класса. Так как результаты

проекта будут оформлены в единый документ. Класс делится на четыре - пять

групп, работу каждой из них организует, направляет и оценивает консультант. В

ходе подготовительного этапа консультанты знакомятся с темой, целью, задачами и

планом работы. С помощью учителя консультанты готовят перечень вопросов,

требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада каждого в конечных

результат проекта. Предлагаемый проект имеет значительную ценность и

обеспечивает достижение поставленных целей.

Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом

может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к

предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей,

презентацию, публикацию, веб - сайт страницу, рекламный проспект и т.д.

Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как

человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными

технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать

позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно,

критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это

развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения

поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных

исследований, поисков методов, ориентированных на реальный практический

результат, значимый для ученика, учителя, а с другой стороны, - целостную

разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия ее решения и

реализации результатов. Как правило, в основе проекта лежит какая – то проблема.

Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными

умениями:

интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск

информации, анализировать информацию, делать выводы);

творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество

вариантов решения задачи, проблемы, умения прогнозировать последствия

тог или иного явления);

коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать

собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли,

находить компромисс с собеседником).

Основные требования к использованию методов проектов:

- наличие значимой проблемы;

- практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов;

- исследовательская, творческая (самостоятельная, групповая) деятельность;

- структурирование содержательной части;

распределение ролей и указание поэтапных результатов;

- использование исследовательских методов проектирования.

В литературе выделяются следующие этап разработки проектов:

а) обсуждение ситуаций, выявление проблемы;

б) выдвижение гипотез решения проблемы;

в) выявление возможных источников информации;

г) обсуждение оформления результатов;

д) работа в группах над поиском фактов и аргументов;

е) обсуждение методов;

ж) корректировка выводов;

з) рефлексия, выдвижение новых проблем.

Исходя из опыта работы по использованию проектного метода, могу отметить

достоинства этой технологии:

повышение мотивации учащихся в учебе;

получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой

информации;

повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной

работы;

предоставление каждому возможностей самореализации;

развитие творческих способностей;

развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;

получение навыков презентации себя и своей работы в различных форм:

устной, письменной с использованием новейших технологических средств.

Итак, из всего сказанного выше, очевидна необходимость использования

существующих возможностей для применения информационных технологий уже

сейчас.

Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном

процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет

обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами

и приемами обучения. Компьютерные технологии дают самые широкие

возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может

научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только

игрушка и средство общения с друзьями.

Сейчас в распоряжении учителя появилось много образовательных программ на

CD с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами,

тренировочными упражнениями. Работая на компьютере с тестами, выполняя

задания на интерактивной доске, дети проявляют неподдельный интерес, а элемент

новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения

школьников.

3.3.

Проблемное обучение.

Один из наиболее активных исследователей в области проблемного обучения И.Я.

Лернер утверждал, что «проблемное обучение не может и не должно стать ни

единственной, ни преобладающей системой обучения. Если бы школа стала на этот

путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти

значительную часть пути познания тяжести своей истории. Проблемное обучение

строится в зависимости от того, насколько это допускает учебный материал». По

мнению ученого, «основная масса знаний и умений передается учащимся не

проблемным путем. Но применять усвоенные знания и умения ученик должен

научиться творчески, и их применение, поэтому неизбежно строится проблемно».

Приемы создания проблемной ситуации (ПС).

Методических приемов создания проблемных ситуаций множество:

учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти

способ его разрешения;

сталкивает противоречия практической деятельности;

излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций,

сопоставлять факты;

ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию,

логику рассуждения;

определяет проблемные теоретические и практические задания;

ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными

данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми

данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем

решения.

Специфика проектирования проблемного урока.

Урок возник около четырехсот лет назад и всегда являлся и является

основополагающим элементом образовательной системы. Существуя несколько

столетий, урок не мог не трансформироваться. Структура урока претерпевает

изменения, учитывая современные подходы к обучению. На основе полученных

знаний о технологии проблемного обучения можно выстроить следующую

структуру урока:

Цель

урока

Этапы урока

Творческие звенья деятельности учащихся

З

Н

А

Н

И

Е

введение

Постановка – формулирование вопроса учебной

проблемы или темы урока

Поиск решения – открытие субъективно нового

знания

воспроизведениеВыражение – выражение нового знания решения в

доступной форме

Реализация – представление продукта продукта

учителю и классу

Ученик проходит четыре этапа: введение знаний – постановку проблемы и поиск

решения, воспроизведение – выражение решения и реализация проекта.

Постановка учебной проблемы.

Тип ПС

Тип противоречия

Приемы создания ПС

Cудивлением между двумя (или более)

положениями

1. Одновременно предъявить

противоречивые факты,

теории или точки зрения

2. Столкнуть разные мнения

учеников вопросом или

практическим заданием

между житейским

представлением учащихся и

научным фактом

3. Шаг 1. Обнажить житейское

представление учащихся

вопросом или практическим

заданием “на ошибку”

Шаг 2. Предъявить научный

факт сообщением,

экспериментом или

наглядностью

C

затруднением

между необходимостью и

невозможностью выполнить

задание учителя

4. Дать практическое задание, не

выполнимое вообще

5. Дать практическое задание, не

сходное с предыдущими

6. Шаг 1. Дать невыполнимое

практическое задание, сходное с

предыдущими

Шаг 2. Доказать, что задание

учениками не выполнено

* Учебную проблему можно поставить тремя методами.

Первый – побуждающий от проблемной ситуации диалог (он представляет собой

отдельные фразы, для сильных детей).

Второй -подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, то есть

логическая цепочка, для слабых детей).

Третий – сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к

формулированию учебной

проблемы

Прием 1 о фактах: Что вас удивило? Что

интересного заметили? Какие вы видите

факты?

О теориях: Что вас удивило? Сколько

существует теорий (точек зрения)?

Прием 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Прием 3. Вы сначала как думали? А как на

самом деле?

Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какова будет тема урока?

затруднение?

Прием 5. Вы смогли выполнить задание?

Почему не получается? Чем это задание не

похоже на предыдущее?

Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания

применили? Задание выполнено?

Побуждающий к гипотезам диалог.

Структура

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее

побуждение

к любым гипотезам: Какие есть

гипотезы?

к аргументу / контраргументу:

согласны с этой гипотезой?

Почему?

к плану

проверки:

Как можно

проверить эту

гипотезу?

Подсказка

к решающей гипотезе

к аргументу / контраргументу

к плану

проверки

Сообщение

решающей гипотезы

аргумента / контраргумента

плана

проверки

Сравнительная характеристика диалогов.

Побуждающий

Подводящий

Структураотдельные вопросы и побудительные

предложения, подталкивающие

мысль ученика

система посильных ученику

вопросов и заданий, подводящих

его к открытию мысли

Признаки

– мысль ученика делает скачок к

неизвестному

– переживание учеником чувства

риска

– возможны неожиданные ответы

учеников

– прекращается с появлением

нужной мысли ученика

– пошаговое, жесткое ведение

мысли ученика

– переживание учеником

удивления от открытия в конце

диалога

– почти не возможны

неожиданные ответы учеников

– не может быть прекращен, идет

до последнего вопроса на

обобщение

Результат развитие творческих способностей развитие логического

мышления

* Итак, на уроке возможны три метода поиска решения УП:

1) побуждающий к гипотезам диалог, который развивает творческие способности и

речь учеников;

2) подводящий диалог, который разворачивается от сформулированной УП – он

развивает логическое мышление и речь;

3) подводящий диалог, который разворачивается без УП – он развивает логическое

мышление и речь.

Таким образом, лучший способ обеспечить выдвижение и проверку гипотез на

уроке – это побуждающий диалог.

Реакция на неожиданные формулировки.

При развитии диалога возможно появление неточных или ошибочных

формулировок. Важно, чтобы учитель отреагировал нейтрально – кивком головы,

словом “так” – и предложил учащимся переформулировать проблему.

Принятие неожиданной → ТАК

формулировки

Побуждение к переформулированию → Кто

думает иначе?

Проблемный урок изучения нового материала.

Если схематически сопоставить традиционный урок и урок по тех и урок по

технологии проблемного обучения, то можно наглядно увидеть, что на проблемном

уроке больше возможностей для развития речи, мышления, творческих

способностей учащихся.

Этапы и звенья урока

Проблемный урок

Проблемные методы

Традиционны

й урок

Методы

Введение

знаний

Постановк

а учебной

проблемы

побуждающи

й от

проблемной

ситуации

диалог

Подводящи

й к теме

диалог

сообщение

темы с

мотивирующи

м приемом

сообщение

темы

Поиск

решения

Побуждающи

й к гипотезам

диалог

подводящий

от

проблемы

диалог

подводящий

без проблемы

диалог

сообщение

знания

Продуктивные задания

Воспроизведени

е знаний

Выражение

решения

формулирование

темы, вопросов

составление

опорного

Художественные

задания

повтори

сигнала

выучи

перескажи

Реализация

продукта

Позитивные результаты по преподаваемым предметам.

Обобщая работу по использованию проблемной технологии на уроках литературы

и русского языка, могу сделать вывод, что отношение детей к изучаемому предмету

изменилось в лучшую сторону:

Для основной части учащихся характерно положительное отношение к

предмету;

У многих появилась положительная реакция не только на новый материал

(новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на

способ решения новой задачи;

На уроке формируется благоприятный психологический климат,

позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке;

Ученики с увлечением включаются в работу, охватывая все большие объемы

материала;

Отмечается повышение качества знаний учащихся: при 100% успеваемости;

Развиваются творческие способности.

Данный опыт может быть использован учителями-словесниками в любом

образовательном учреждении, так как не требует дополнительных материальных

затрат, приемлем для всех видов действующих программ.

ДИАГРАММА

Проектная часть.

На основе выстроенных алгоритмов были разработаны проблемные задачи,

ситуации по русскому языку и литературе , а также уроки по данной технологии.

(См.приложение)

3.4. дифференцированные индивидуальные задания

Исходя из опыта педагогической работы в обучении учащихся русскому языку и

литературе считаю, что индивидуальным подходом в работе мы занимаемся, не

задумываясь, и постоянно. Как нет одинаковых внешне детей, так и нет учащихся,

которые

одинаковы

в

обучающем

уровне.

До

одного

ребенка

быстро

доходит

объяснение

учителя.

Другому

потребуются

сравнительные

тексты

и

слова.

А

третий

поймет

только

через

несколько

дней,

и

то

при

условии

тщательного

изучения

и

консультации.

Отсюда,

с

одними

ученики

она

вынуждена

долго

толкаться на месте, чтобы обучить языковым и орфографическим стандартам.

Другим же должна предоставить дополнительный материал. В качестве такового

являются следующие:

-

карточки

индивидуального

опроса,

которым

в

современном

мире

найдена

обновленная форма, а именно, ЦОРы;

-

разнотемные

тексты

художественных

произведений

для анализов

или

проведения творческих работ и содержательной работы на уроках;

-

кроссворды для проведения орфографических, лингвистических и творческих

диктантов;

- тексты к урокам по развитию речи (включая « Продолжи…»);

- карточки для индивидуальной работы;

- другие.

В методике преподавания применяю дифференцированный подход. Так,

некоторым

детям

достаточно

зрительного

восприятия

орфограммы.

Иные

же

требуют

ряда

закрепительных

упражнений.

А

есть

группа

людей,

которым

помогает параллельное ассоциативная связь, которую не все применяют. Примеры

некоторых параллелей:

гаЛерея-ГаЛя, стОмАтолог- с тОмАтом, вИнЕгрет- в вИнЕгрет и др.

Например, при запоминании лиц глагола использует рисование лиц -

мордочек. Такое запоминание является более эффективным. Дети впоследствии

придумывают

запоминание

местоимений.

Например,

местоимения 3 лица дети

стали ассоциировать со словом « зона». А в прошлом году Швец Георгий придумал

«запоминалку»

местоимений

2

лица:

ТЫкВЫ.

Это

после

того,

как

учитель

предложила вспоминать местоимения 1 лица по ответу на вопрос: « Что мешает

водителю

на

дорогах?» Ответ

не

заставляет

себя

ждать:

Я-

МЫ.

Вот

такое

запоминание, учитывающее индивидуальные особенности.

Большее

предпочтение

отдаю

технологии

разноуровневого

(дифференцированного) обучения. Ведь успешность усвоения учебного материала,

темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся

нашей школы зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных

возможностей

и

способностей

учащихся,

которые

обусловлены

многими

факторами,

в

том

числе

особенностями

восприятия,

памяти,

мыслительной

деятельности,

физическим

развитием.

На

всех

этапах

урока

старается

давать

разноуровневые

задания.

При

изучении

нового

материала

и

его

практическом

применении для учащихся слабых даёт такие задания:

- воспроизвести учебный материал,

- ответить на вопрос,

- выбрать правильный ответ,

- заполнить таблицу примерами из правила,

- выполнить упражнение по образцу.

Для учащихся среднего и высокого уровней развития такие:

- вопросы, позволяющие анализировать изученный материал, сравнить его с ранее

изученным,

показать

сходство

(например,

правописания

одной и

двух

НН

в

суффиксах

прилагательных,

причастий

и

наречий)

и

различие

(например,

обособление распространенный определений и обстоятельств),

- составить схему, заполнить сравнительную таблицу,

- выполнить упражнение на применение изученного материала,

- доказать, объяснить,

- придумать слово или предложение к данной схеме,

- подобрать или составить задание на орфограмму или пунктограмму,

-написать мини-сочинение на уроке и другие.

То есть, даются уже задания исследовательского уровней. Каждый ученик

стремится полностью самореализоваться. Если ранее в классе не практиковалась

такая форма работы, то достаточно сложно организовать ее на первых уроках. Но

когда дети поймут, что к каждому относятся как личности, что он успешен на

уроке,

тогда

«уходит»

дискомфортность

у

слабых

учащихся,

связанная

с

ощущением своей «неполноценности» по сравнению с другими детьми.

На своих уроках стараюсь поставить учащихся в такие условия, чтобы они

ощутили

необходимость

прикладывать

определенные

усилия

в

процессе

образования. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ребенка, обеспечить

условия

для

дальнейшего

продвижения

вперед,

а

для

слабых

детей

старается

создать ситуацию, где бы они показали свою успешность.

Одна из проблем по русскому языку – это невыполнение домашних заданий.

Если ребенок не выполнил письменное упражнение, то тогда он однозначно не

изучал теоретический материал. Приходится большее время уделять на изучение

правил во время уроков. И тут ярко выражен индивидуальный подход. Одни только

знакомятся с новыми нормами. Другие уже придумывают и записывают слова.

Третьим, уже удается какая – то сравнительная работа.

Организация процесса обучения в условиях дифференциации позволяет

формировать

у

учащихся

положительную

познавательную

мотивацию,

способствует их развитию и повышению уровня обученности.

Акцентирую внимание на практической направленности обучения русскому

языку и литературе. В зависимости от темы и целей урока стараюсь выбрать

оптимальную форму проведения занятия, практикуя такие уроки: традиционный,

урок-исследование, диспут, урок-соревнование, КВН, зачет, семинар, кроссворд.

Использую

формы

работы:

индивидуальную,

работу

в

парах,

в

группах,

фронтальную, самостоятельную, сочинения разных жанров, работу с учебником и

справочной

литературой

(энциклопедии,

словари),

тестирование

в

старших

классах.

Это

позволяет

разнообразить

уроки,

создать

ситуацию

успеха,

мотивировать учащихся на добывание знаний.

Наличие эффективных форм работы, индивидуального подхода к учащимся

приводят к успешности обучения русскому языку и литературе.

(ВСТАВИТЬ ДИАГРАММУ)

3.5. Применение информационных технологий

Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной

деятельности учащихся является использование информационных технологий в

образовательном и самообразовательном процессе. ИКТ - обобщающее понятие,

описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки

информации.

Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы,

деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий

потенциал личности.

ИКТ интенсифицирует процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает

долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у

всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести

дифференцированную работу с каждым учеником.

ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала

(демонстрационно - энциклопедические программы), закреплении изложенного

материала (тренинг - разнообразные обучающие программы), в системе контроля и

проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), для

самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии,

развивающие программы), при возможности отказа от классно-урочной системы:

проведение интегрированных уроков по методу проектов, для тренировки

конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление).

Использование информационных технологий является одной из актуальных

проблем современной методики преподавания филологических дисциплин.

Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках

русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют

совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно

организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения,

повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют

познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы в школе

применяю компьютерные технологии в обучении этих предметов по нескольким

направлениям как в урочной, так и во внеурочной деятельности: как банк

справочного материала, как средство управлением учением ученика, динамическое

средство условной наглядности, средство организации проблемной ситуации,

способствующее исследовательской работе учащихся. Компьютерные технологии

способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной

исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим

конференциям, семинарам.

Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать

специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку

и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений

и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного

языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование

общеучебных умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию

основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний

учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера

предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе,

выявить знание и незнание обучающегося. Этот способ организации учебного

процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки

информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать

ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные

компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее

время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся

к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос,

дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках,

но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

3.6. Использование тестовой технологии

В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и

учеником. Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной

программе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать

наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом

проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с

каждым учеником в отдельности.

Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается

за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога

школьника с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на

контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы,

подсказать или замедлить темп обучения. При проведении контрольных работ,

тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и

самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая,

объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что

отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и

умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и

качество своих знаний.

Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно,

сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.

Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля

преимущественно на уроках русского языка. На основе полученных данных

выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом.

Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем

знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном

корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний -

контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках

и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности. В

приведенном примере итогового электронного тестирования явно просматривается

контролирующая функция.

Дата

Тема

Форма представления результата, на

каком уровне

2011-

2014

Применение современных

педагогический технологий в

процессе обучения.

Нетрадиционные формы

обучения.

Открытый урок «Сочинение по картине»

Региональный семинар«Развитие

творческой активности

обучающихся на уроках русского языка и

литературы»

2014-

2015

Применение современных

технологий на уроках русского

языка

«Использование педагогических

технологий в процессе

преподавания» (выступление)

Презентация методического пособия

«Старшекласснику при подготовке к

ГИА по русскому языку»

Мастер-класс «Применение ИКТ

на уроках русского языка»

2015-

2016

Применение проектной

деятельности на уроках

русского языка

Кустовой семинар «Применение

современных педагогических технологий

в процессе преподавания»

Наиболее результативными оказались следующие приёмы работы с

учащимися: самостоятельная интерпретация, проблемное изложение материала,

дискуссии, инсценировки, чтение в лицах.

групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на

стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача - обмен первичной

информацией, выявление противоречий, а во втором - это возможность

переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения

проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии

способствует развитию диалогичности общения, становлению

самостоятельности мышления.

Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками и

вопросы. Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда

ученики уже имеют определённые навыки содержательного анализа текста.

Статистика подсчитала, что в среднем ученик в течение 5 уроков говорит 3-5

минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят

задуматься над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки —

диспуты, дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку

ложится на плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление

плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на

уроках литературы.

4.

Внеурочная деятельность

Творчество и творческая деятельность

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека,

поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только

теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы школы в

настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс

обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует

творческую личность и готовит ее к творческой познавательной деятельности.

Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в

большей степени от методов обучения, которые использует учитель как на уроке,

так и во внеурочное время .

Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной

частью профессиональной деятельности учителя.

Формы организации внеклассной работы по русскому языку разнообразны:

беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и

устные журналы, олимпиады и т. д. Многие из этих форм к настоящему времени

перестали считаться пригодными лишь для внеклассной работы, и в практике

преподавания русского языка все чаще учителя проводят уроки-игры, уроки-

путешествия, уроки-конференции, уроки-сказки и т. д., апробированные сначала во

внеклассной работе по предмету.

Внеклассная работа может быть организована в школе по-разному. Это и

эпизодические мероприятия, проводимые в отдельных классах, и общешкольные

мероприятия, и систематические занятия, например, кружка, клуба.

Значение цели и задачи внеклассной работы по русскому языку

Внеклассные занятия по русскому языку – это неотъемлемая часть всей

учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа, в отличие от

дополнительной работы, проводится постоянно. Организуется она для развития

творческих способностей учащихся в области русского языка. Здесь учащиеся, как

и на уроке, получают новые знания о языке, работают над культурой своей речи.

Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и

формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить,

что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить учащихся

грамотных, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной

форме. В то же время внеурочная работа по русскому языку имеет свои цели:

- развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту;

- привить любовь к великому русскому языку;

- повысить общую языковую культуру.

Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку:

- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые

учащимися на уроках русского языка;

- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками,

подбирать материал на нужную тему;

- сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в

стенной печати, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные

пособия);

- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также

воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность

преодолеть отставание по русскому языку.

Виды и формы внеклассной работы по русскому языку

Формы и виды внеклассной работы по русскому языку

В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется

многообразием форм и видов.

Выделяются следующие формы внеклассной работы: по способу подачи

языкового материала — устные и письменные; по частоте проведения —

систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству

участников — индивидуальные, групповые, массовые.

Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов, которые

отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого

языкового материала, характером участия школьников в работе.

Во внеклассной работе по русскому языку преобладают, особенно в младших

классах, устные формы, что объясняется оперативностью устной речи и задачей

развития в первую очередь устной речи.

К письменным формам внеклассной работы по русскому языку относятся

стенная газета, листки русского языка, стенды. Все они характеризуются

массовостью: вывешенные на видном месте, они становятся достоянием учащихся

всей школы. Все остальные виды внеклассной работы по русскому языку

проводятся в устной форме. По охвату учащихся они могут быть

индивидуальными, групповыми и массовыми. К индивидуальным видам

внеклассной работы относятся; заучивание наизусть стихотворений и прозаических

отрывков, работа над ролью (при подготовке инсценировок к утреннику), подбор

языкового материала (эта работа выполняется преимущественно в письменной

форме), чтение детских книг, сказок на русском языке и некоторые другие. Все эти

виды индивидуальной работы являются по существу подготовительным этапом к

проведению групповых и. массовых внеклассных мероприятий.

К групповым относятся следующие виды работы: кружок русского языка,

экскурсии (в библиотеку, на природу, на производство и т. д.), викторины и

некоторые другие. Среди них наиболее приемлемым видом работы на начальном

этапе обучения русскому языку является работа в кружке.

К массовым видам внеклассной работы относятся: утренники русского языка,

праздники (например, праздник сказки, праздник детской книги, праздник поэзии),

выставки (например, выставка детских книг, выставка лучших тетрадей, детских

рисунков), конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую письменную

работу, на лучшего чтеца), радиопередачи на русском языке, олимпиады, дни

русского языка, кукольный театр и некоторые другие.

Все перечисленные и другие индивидуальные, групповые и массовые виды

внеклассной работы по русскому языку тесно связаны между собой. При

планировании внеклассной работы необходимо учитывать частоту проведения, а

также методику подготовки тех или иных видов мероприятий. Планировать работу

следует так, чтобы она не создавала перегрузки учащихся и в то же время

обеспечивала их равномерную, регулярную работу над овладением русским языком

в течение всего периода обучения в школе.

Виды внеклассной работы по русскому языку необычайно многообразны. Они

делятся на две большие группы:

- постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, клубы, журналы, стенная

печать, информационный стенд), работающие в течение всего учебного года;

- эпизодические (викторины, конкурсы, вечера, олимпиады, КВНы, экскурсии).

В практику моей внеклассной работы прочно вошло проведение различных

праздников, посвященных русскому языку. Для праздников более характерны

мероприятия массового, иногда даже развлекательного характера. Здесь учащиеся

представляют сообщения по определенным научным темам, инсценировки, стихи.

Во внеурочное время провожу также индивидуальную работу с сильными

учащимися, которая требует от ученика творчества, инициативы, содержащая

элементы исследования.

На внеклассных занятиях стараюсь разнообразить виды работ по развитию

речи. Владение грамотной речью является непременным условием активного

творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в

будущем в производственной и общественной жизни.

Неделя Русского языка – это не случайный набор форм и видов внеклассных

мероприятий. А заранее продуманная и подготовленная система мероприятий,

преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса

к предмету "русский язык ". Это неделя творчества детей, своеобразный праздник.

Этот праздник имеет свой план – причем, довольно строгий, он предполагает

активность всех участников.

Проведение недели русского языка – давняя традиция в нашей школе, цель

которой – вызвать живой интерес к этому предмету, способствовать проявлению и

развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей.

Неделя русского языка предполагала проведение смотра-конкурса на лучшую

тетрадь, конкурса чтецов и сочинений на лингвистическую тему, конкурсного

диктанта повышенной трудности с шуточным содержанием, инсценировки

фрагментов русских народных сказок

В конце недели подводим итоги каждого конкурса, победителей награждаем

на школьных линейках.

Мне, кажется, что проведение предметной недели формирует и развивает

творческую активность учащихся, повышает заинтересованность в обучении даже

слабоуспевающих учеников.

Если на уроках русского языка используется метод работы с учебником, то на

внеклассных занятиях учу детей работать с научно-популярной литературой. Они

составляют план, тезисы, пишут рефераты, доклады. Таким образом, использую те

же приемы, что и на уроке, но объем работы становится больше.

Пример задачи:

а) какой частью речи является слово "ученый" в следующих выражениях: письмо

ученого соседа; Левин отец, ученый временем, молча слушал?

б) предлог О употребляется и в виде ОБ, если существительное начинается с

гласного. Правильно ли говорят и пишут: О елке, о яблоке, о юбилее, о Егоре?

в) можно ли сказать о живущем во дворе щенке, что он живучий? Почему? Можно

ли употребить слово мозги вместо слова мозг?

г) могут ли двое лосей выйти из леса?

Познавательные задачи использую в викторинах, КВНах, факультативах, на

занятиях кружка.

Именно на внеклассных занятиях использую, наряду с частично-поисковыми,

полностью исследовательский метод. Например, ученик получает задание собрать

местные названия улиц, историю их названия или провести исследование об

исторических корнях возникновения своей фамилии.

Для развития творческих способностей учащихся в 5–7-х классах использую

дидактические игры: – это игры-задачи, игры-инсценировки, игры-загадки.

Содержание дидактических игр помогает закрепить и расширить предусмотренные

школьной программой знания, умения и навыки учащихся.

Игры-задачи. К играм-задачам можно отнести грамматические и орфографические

лото, домино.

Игры-соревнования. Их девизы: “Кто быстрее?”, “Кто больше?” (на выполнение

такой работы дается задание и отводится определенное время). Например: кто

быстрее и кто больше составит слов с суффиксом – -от- ?

Игры-инсценировки. Учащиеся могут самостоятельно составить сказку, басню на

определенную тему, а затем сыграть их по ролям. Такая работа способствует

развитию творческого воображения, чувства ритма, слова. У детей есть творческие

тетради. В них они учатся сочинять не только сказки, но и стихи, загадки,

частушки. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают себя, развивают

свои потенциальные способности. “Через сказку, фантазию, игру, через

неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу каждого ребенка”, –

утверждал В. А. Сухомлинский.

Игры-загадки. К ним относятся метаграммы, например:

Когда я с “д”, меня сорвут,

Когда я с “г” на мне плывут.

(Плод-плот).

Логогрифы – это загадка, по условиям которой из заданного слова путем

добавления, отбрасывания или вставки нового звука (или буквы, слога) получается

новое слово. Логогрифы могут быть стихотворными и прозаическими. Например:

целое слово – часть дерева, без одной буквы река, без двух местоимение, без трех

предлог (крона – рона – она – на).

Подобный дидактический материал помогает мне решать серьезные задачи:

повторить части речи, признаки частей речи

Работая по данной проблеме, учитываю конкретные условия работы школы и

особенности своих классов. Вот почему для внеклассной работы по русскому языку

не может быть какой-то универсальной программы, предполагающей определенное

содержание.

Говоря о развитии у школьников познавательного интереса к русскому языку,

об определении содержания внеклассной работы, нельзя не учитывать то, что

интересует в языке и его преподавании самих учащихся, какие проблемы

привлекают их больше всего. Вся система работы учителя с учащимися должна

быть построена таким образом, чтобы внеклассные мероприятия являлись

естественным продолжением уроков. Интерес учащихся к приобретению и

дальнейшему совершенствованию знаний по русскому языку должен быть

пробужден учителем еще на уроках.

Я думаю, что этого никогда нельзя забывать ни одному учителю, а особенно

словеснику, который должен привить любовь к родному слову, языку,

литературному произведению,который должен научить грамотно, точно отражать

свои мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в процессе

внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут почувствовать потребность в

расширении и углублении своих знаний во внеурочное время

В рамках новых образовательных стандартов на базе школы через внеурочную

деятельность возможно создать условия, в которых дети, через игры, дискуссии и

упражнения,

открывают

закономерности

и

особенности

взаимоотношений,

общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества

и умения. Одной из главных отличительных особенностей организации внеурочной

деятельности

является

свободный

выбор

каждым

ребенком

образовательной

области; признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе; личностно-

деятельностный

характер

обучения;

личностно-ориентированный

подход

к

ученику; создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения

личности.

Для организации применяю совокупность методов:

метод педагогического наблюдения;

метод личного примера;

метод эмоционального воздействия на учащихся;

метод убеждения;

метод упражнений;

метод диагностики;

метод изучения литературы по интересующему вопросу;

метод проектов.

Наиболее

результативными

оказались

следующие

приёмы

работы

с

учащимися: самостоятельная интерпретация, проблемное изложение материала,

дискуссии,

инсценировки,

чтение

в

лицах. В процессе

взаимодействия

ученик

раскрывается,

что

позволяет

увидеть

его

личностные

качества,

как

они

формируются

и

развиваются.

Работа

в

парах

поможет

формированию

умения

слышать друг друга, понимать услышанное, считаться с мнением партнера, уважать

его

мнение,

отстаивать

свою

точку

зрения.

Ребята

учатся

договариваться,

развивается речь, обогащается словарный запас.

Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приёмов,

соответствующих педагогической ситуации и особенностям учащихся.

Коммуникативные приёмы.

Организаторские приёмы (связаны с организаторской деятельностью

педагога, направленные на существование ситуации вокруг ребенка).

Для

положительной

реализации

рекомендаций

следует

использовать

такие формы работы, как

игры (игры на знакомство, сплочение коллектива, сюжетно-ролевые,

социально-ролевые, деловые, интеллектуальные);

коллективные творческие дела;

общешкольные

мероприятия

(конкурсы,

олимпиады,

научно-

практические конференции, КВНы, спортивные соревнования, посещения музеев,

кинотеатров, походы в цирк, экскурсии);

индивидуальную

работу

(беседы,

контроль

успеваемо сти,

анкетирование и анализ результатов);

работу

с

родителями

(повышение

психолого-педагогических

знаний

родителей,

вовлечение

родителей

в

учебно-воспитательный

проце сс,

индивидуальные консультации, анкетирование).

Внеклассная работа по предмету способствует становлению свободной творческой

личности и является средством повышения мотивации к изучению русского языка и

литературы,

способствует

развитию

речевых

и

коммуникативных

навыков

учащихся.

Традиционно

занимаюсь

организацией

праздников:

Рождество,

Масленица,

День

Матери,

Пушкинский

день.

В

рамках

праздников

провожу

спектакли

и

интеллектуальные

игры,

в

которых

мои

воспитанники

принимают

самое активное участие: «История жизни» (Н.В. Гоголь «Шинель»); «Поединок»

(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).

Приёмы работы по формированию коммуникативных навыков

1. Построение рассуждений по схеме.

2. Составление текстов с включением оценочных высказываний.

Какая красота!

Как он красив!

Какое счастье!

Какая радость!

3. Продолжите ряд:

Вода (в реке): чистая, прозрачная, мутная, …, …;

шумит, бурлит, плещется, …, ….

Дождь: сильный, проливной, крупный, …., …;

Небо: синее, голубое, прозрачное, хмурое, …, …;

розовеет, хмурится, покрыто облаками, …, ….

4. Языковые игры. «Кто больше?»

Играющие делятся на две команды. Ведущий предлагает слово. Например,

мягкий.

Участники

игры

должны

составить

устно

как

можно

больше

к о р о т к и х

п р е д л о ж е н и й ,

в ы с к а з ы в а н и й

с

э т и м

с л о в о м .

Как вариант этой игры является составление предложений на определенную

тему, например, «Лето».

5. Коррекционные речевые упражнения

Упражнение № 1. «Ролевое общение».

Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые

берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кто он будет (спортсмен,

бизнесмен, президент и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на

вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключении обсуждают: Легко

ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания, мысли

возникали во время выполнения упражнения? Что помогало оно понять?

Упражнение № 2. «Передача чувств».

Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается

ко

второму

и

передать

ему

мимикой

какое-либо

чувство

(радость,

гнев,

печаль, удивление), второй человек должен передать следующему это же

чувство

и

т.д.

у

последнего

спрашивают

какое

чувство

он

получил

и

сравнивают

с

тем,

какое

чувство

было

послано

вначале,

и

как

каждый

у ч а с т н и к

п о н и м а л

п о л у ч е н н о е

и м

ч у в с т в о .

Упражнение № 3. «Сильные стороны».

Цель упражнения: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию

можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.

Инструкция: участники

делятся

на

пары:

первый

член

пары

в

течение

минуты рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй,

выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти

сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать об этом.

Потом роли меняются. После выполнения упражнения группа обсуждает: все

ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера? Кому было трудно

это сделать, почему?

Упражнение № 4. «Эмпатия».

Инструкция: все члены в кругу слушают одного из участников, который

говорит эмоционально окрашенную фразу. Каждый, по очереди, называет то

ч у в с т в о ,

ко т о р о е

п о

е го

м н е н и ю

и с п ы т ы в а е т

г о в о р я щ и й .

Упражнение №5. «Через стекло».

Назначение

упражнения: формирование

взаимопонимания

партнеров

по

общению на невербальном уровне. Один из участников передает текст как бы

через стекло, т.е. мимикой и жестами: другие называют понятое. Степень

совпадения

переданного

и

понятого

текста

свидетельствует

об

умении

устанавливать невербальные контакты.

Ролевая игра «Трудное решение».

Детям предлагается для обсуждения та или иная ситуация. Например: «У

тебя есть очень близкий друг. Ты познакомился еще с одним мальчиком

(девочкой), который не понравился твоему другу, но очень понравился тебе.

Что же делать в такой ситуации. Как объяснить своему другу, что твой новый

товарищ совсем не плохой человек?»

Ролевая игра «Карусель».

Назначение:

- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;

-

р а з в и т и е

э м п а т и и

и

р е ф л е к с и и

в

п р о ц е с с е

о б у ч е н и я .

В игре осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком.

Задание:

легко

войти

в

контакт,

поддержать

разговор

и

проститься.

Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и

образуют

два

круга:

внутренний

неподвижный

и

внешний

подвижный

Примеры ситуаций:

- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не

видели. Вы рады этой встрече...

-

Перед

вами

не знакомый

человек.

Познакомьте сь

с

н и м . . .

- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и

успокойте его.

- После длительной разлуки вы встречаете друга (подругу), вы очень рады

встрече...

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем

ведущий

дает

сигнал,

и

участники

тренинга

сдвигаются

к

следующему

участнику.

Применяя

данные

упражнения,

можно

формировать

коммуникативные

умения.

5.

Достижения

Владею

современными

информационно-коммуникационными

технологиями,

умело применяю метод проектных работ, результативно использую современные

педагогические

технологии

через

Интернет-ресурсы,

организовываю

с

обучающимися научно-исследовательскую деятельность. Мои ученики ежегодно

принимают

участие

в

научно-практических

конференциях

школьного

и

муниципального

уровней: «Серебряное

перышко»

(2014г.,

призёр,

Диплом I

степени),

«В

начале

было

слово»

(2012

-

2015гг.,

призёры

и

победители);

«Поэтический

марафон»,

посвящённый

70-летию

Победы

в

Великой

Отечественной войне (2015г., призёр); конкурс сочинений в рамках городской

поисково-краеведческой игры «Мы живём на Урале» (2016г., грамота); Городской

конкурс

творческих

работ

(стихи,

сочинения)

«Самоцветы

земли

уральской»

(2016г., дипломы).

Активное

участие

принимают

ученики

в

городских,

региональных,

всероссийских, международных олимпиадах и конкурсах: «Русский медвежонок

– языкознание для всех» (2012 – 2015гг., 5 призёров); общероссийский конкурс

«Альбус» (2012г., призёр); «Олимпус. Зимняя сессия» (2013-2014гг., 2 призёра);

общероссийская олимпиада «Олимпусик» (2014г., дипломы).

Стараюсь

добиваться

высокого

качества

знаний,

прививаю

интерес

обучающимся

к

русскому

языку

и

литературе,

учу

вдумчивому

чтению,

самостоятельной работе с дополнительной литературой: в 5-ых и 6-ых классах

обучающиеся

ведут

читательские

дневники,

старшеклассникам

даю

домашние

задания, для выполнения которых требуется привлечение справочной литературы.

Через интерес к предметам стараюсь убедить обучающихся, что лучшая форма

обучения – учёба без принуждения. Развиваю, обучаю через игры: путешествие,

викторину, кроссворд, интегрированные уроки; чаще использую комбинированный

тип уроков, так как формы и методы ведения их разнообразны. Использую средства

обратной связи: перфокарты, тесты, справочники, словари и т.п. Всегда поощряю

школьников, проявляющих интерес, что

является своеобразным стимулом.

Как

классный

руководитель

много

внимания

уделяю

эстетическому

и

нравственному

воспитанию.

На

классных

часах

провожу

беседы

«Этикет

общения», «Этикет поведения в общественных местах», «Этикет внешнего вида»,

«Этикет телефонных разговоров» и др.

Работала в профильных классах разного типа: в основном в классах с детьми

ОВЗ

Вношу

личный

вклад

в

повышение

качества

образования

на

основе

совершенствования

методов

обучения

и

воспитания.

Обучение

детей

осуществляю

в

тесной

связи

с

современностью.

К своей профессиональной

деятельности отношусь творчески, так как творческий подход помогает сделать

процесс

преподавания

насыщенным

и

интересным.

Уделяла особое внимание

повышению

своей

педагогической

и

технологической

компетентности

через

самообразование, участие в работе ШМО учителей русского языка и литературы,

педагогических советов, посещала образовательные программы МИМЦ, ИРО. В

рамках методических дней и предметных недель делилась опытом работы с

педагогами школы и города, проводила открытые уроки: учебный творческий

проект «Следы прошлого» (2013г.); урок-путешествие «Усадьба Г.Р. Державина»

(образовательная экскурсия, 2014г.).

В межаттестационный период активно представляла профессиональный опыт

педагогической

общественности.

Принимала

участие

в

городских

и

окружных

семинарах: городской семинар «Использование новых педагогических технологий

на

уроках

в

условиях

опережающего

введения

ФГОС»,

2013г;

Окружной

экспертно-аналитический

семинар

«Результативность

ц е н н о с т н о -

ориентированной модели внеурочной деятельности», 2014г.

Обобщая опыт работы, приняла заочное участие в VII Всероссийской научно-

практической конференции «Речевая культура в разных сферах общения», 2013

год; в VIII Всероссийской научно-практической конференции, 2015 год. По

результатам участия опубликовала статьи в электронном сборнике материалов ГАН

РАО ИНПИОФЭР «Наука и образование»(2013г., 2015г.)

Я работаю в тесном контакте со школьным психологом, социальным педагогом,

библиотекарем. Знания психологии позволяют мне находить общий язык с детьми

и их родителями. Все классы, в которых я работала классным руководителем,

отличались примерным поведением, хорошим воспитанием, вежливым отношение

к старшим, отзывчивостью к чужой беде.

В этом учебном году я являюсь классным

руководителем 5Д класса.

Я имею стабильные положительные результаты в учебной работе:

Результаты

2009-2010г.

2010-

2011г.

2011-

2012г.

1

Качество

русский

язык (45%)

литература

(55%)

русский

язык

(48%)

литература

(60%)

русский

язык

(50%)

литература

(60%)

2

Успеваемость

русский

язык

(100%)

литература

(100%)

русский

язык

(100%)

литература

(100%)

русский

язык

(100%)

литература

(100%)

3

Уровень

обученности

русский

язык (60%)

литература

(63%)

русский

язык

(61%)

литература

(68%)

русский

язык

(61%)

литература

(71%)

Итоги ГИА

Год

Предмет

Качество знаний

Успеваемость

Уровень

обученности

2010-2011

Русский язык

47,6 %

100 %

54,4%

Итоги олимпиад

Год

Предмет

Ф.И. участника

Класс

Место

Уровень

олимпиа

ды

2011-

2012

Русский язык

III

муници

пальный

II

муници

пальный

2012-

2013

Русский язык

II

муници

пальный

Год

Название мероприятия

Участники

Место

2012 - 2015гг

Ш ко л ь н ы е театральные

ф е с т и в а л и «История

жизни»

(Н.В.

Го го л ь

«Шинель»);

«Поединок»

( А . С .

П у ш к и н

«Капитанская дочка»).

1 1 В ,

9 Б

классы

I

I

(в школе)

2014г.,

«Серебряное перышко»

Шапошникова

Мария

призёр, Диплом I

степени

2012 - 2015гг

«В начале было слово»

11В,

9Б,

5Г,

5Д, 6Д.

призёры и

победители

2015г.,

«Поэтический

марафон»,

посвящённый

70-летию

П о б е д ы

в

В е л и к о й

Отечественной войне

11В,

9Б,

5Д,

6Д.

призёр

2016г

конкурс

сочинений

в

р а м к а х

г о р о д с к о й

поисково-краеведческой

игры

«Мы

живём

н а

Урале»

6Д.

грамота

2016г

Го р о д с к о й

к о н к у р с

творческих

работ

(стихи,

сочинения)

«Самоцветы

земли уральской»

11В, 9Б, 5Г

дипломы

2 0 1 2

2015гг

Игра-конкурс

«Русский

медвежонок-

языкознание для всех»

11В, 9Б

5 призёров

2012г.,

общероссийский

конкурс

«Альбус»

призёр

2013-2014гг

Всероссийский

конкурс

« О л и м п и у с » Зимняя

сессия»

2 призёра

2014г.,

общероссийская

олимпиада «Олимпусик»

дипломы



В раздел образования