Напоминание

Игра как средство воспитания и обучения детей раннего возраста


Автор: Игзакова Рузиля Наилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Салават Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Игра как средство воспитания и обучения детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра как средство воспитания и обучения детей раннего возраста

Содержание

Введение

2

1 Игровая деятельность

3

1.

Значение игры в развитие ребёнка

2.

Организация предметной среды для игр

2 Общение воспитателя с детьми через игру

4

1.1 Роль педагога в игре с ребёнком

1.2 Расширение круга игровых предметов и действий

1.3 Обогащение игровых сюжетов

1.4 Выстраивание последовательности игровых действий

3 Классификация игр

6

1.1 Развитие сюжетно ролевой игры в раннем возрасте

1.2 Дидактические игры в раннем возрасте

1.3 Приобщение детей раннего возраста к театрализованной деятельности

Заключение

9

Список используемой литературы

10

Введение

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется

взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным

действиям с предметами, способам и средствам общения.

Игра- это такой вид деятельности, в которой в значительной мере

формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни,

друг к другу.

Цель контрольной работы: Раскрыть значение игры в развитии детей

раннего возраста.

Задачи:

-уделять внимание формированию у ребёнка поло-ролевой идентификации;

-формировать у детей социальные навыки.

Структура контрольной работы:

Введение 3 параграфа

Заключение

Список используемой литературы

2

1 Игровая деятельность

1.1 Значение игры в развитие ребёнка

Для социально-личностного развития ребёнка большое значение имеет

игра. В народной педагогике игра использовалась для воспитания и

обучения детей. Детей нужно приобщать к игре. От того какое

содержание взрослый вложит в предлагаемые детям игры, зависит успех

передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи,

тех процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о

воспитании гармоничной личности.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной

направленности её содержания. Например: в играх - потешках, в песенках

сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей

привлекают простота и лёгкость действий, атмосфера радости от

совместной игре взрослого и дитя. Содержание такого рода игр доступно и

понятно малышам, они легко заучиваются, охотно воспроизводятся детьми.

В разнообразных детских играх сочетаются легкость и удовлетворение, с

которыми ребёнок подражает действиям взрослого, и развивающий эффект,

заложенный в игровых сюжетах и игрушках.

В современной педагогике выделяются: игры-забавы, дидактические игры,

игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации.

Часто разные виды игр сочетаются между собой. Например, дидактическая

игра может включить в себя элементы сюжетной игры. Игры-драматизации

часто переплетаются с имитационными играми и так далее. Все они могут

быть подвижными и спокойными, индивидуальными и групповыми.

Значение игры в развитии ребёнка трудно переоценить. Каждая вносит

определённый вклад в его развитие и с этой точки зрения выполняет

дидактическую функцию. В играх-забавах, подвижных играх у детей

развивается эмоциональная сфера, двигательная активность ребёнка.

Сюжетные игры и игры-драматизации способствуют социальному

развитию детей. Практически все игры способствуют развитию внимания,

восприятия, мышления, воображения, речи. Из сказанного следует:

3

-элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога

с детьми;

-игра должна быть основной формой организации разных видов

деятельности;

-в течении дня должно выделятся время для разнообразных игр.

1.2Организация предметной среды для игр

Предметная среда в группе должна быть организована так, чтобы

побуждать детей к игре. Групповая комната должна быть оснащена

разными видами игрушек. На игровых столах расставляется игрушечная

посуда; обустраиваются уголки для приготовления еды, купания и

укладывания спать игрушек. В определённых местах размещаются

машинки, строительный материал, наборы игрушек для игр в «больницу»,

«парикмахерскую», «магазин». Игровое пространство должно быть

удобным для детей, давать им возможность играть по одиночки и в

небольшие группы. Все игрушки должны быть доступны. Игра – свободная

деятельность, и каждый ребёнок имеет право играть там, где ему нравится.

2 Общение воспитателя с детьми через игру

1.1 Роль педагога в игре с ребёнком

Качество игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и само развитие

детской игры зависит от характера взаимоотношений партнёров. Чтобы

пробудить интерес ребёнка к игре, взрослый должен установить с ним

эмоционально-положительный контакт.

Важно помнить, игра- не формальное значение, она должна доставлять

ребёнку удовольствие. Воспитателю сможет вовлечь малыша в игру тогда,

когда он сам будет вовлечён в неё. Проявляя в игре фантазию, воспитатель

создаёт благоприятную атмосферу для игры с малышом. В ходе игры

между дитём и взрослы, должны быть равноправные отношения, даже с

самым маленьким.

Наблюдая за игрой, воспитатель проявляет интерес к действию малыша,

поощряя его, радуясь тому, как он играет. Доброжелательное внимание

стимулирует игровую инициативу детей. При пробуждении игровой

активности ребёнка ил её разнообразии, используйте косвенные методы

4

воздействия на малыша.

Например: «Твоя кукла уже искупалась?», «Может бать она хочет спать?» и

т.п.

Если малыш впервые пришёл в сад и совсем не умеет играть, инициатива в

организации игры полностью принадлежит педагогу. С помощью

сюжетных игрушек он вовлекает его в воображаемую игровую ситуацию.

Если малыш принимает игровые попытки со стороны взрослого и сам

совершает игровые действия, то взрослый поддерживает его и поощряет.

1.2 Расширение круга игровых предметов и действий

Играя вместе с ребёнком, при помощи наводящих вопросов, педагог

стимулирует малыша на использование или поиск необходимых игрушек.

Используя разнообразные игровые сюжетные игрушки, ребёнок

расширяет свои представления об окружающем мире; его игра становится

более содержательной и интересной.

1.3 Обогащение игровых сюжетов

Смена сюжетов так же способствует увеличению длительности игры, делая

её интересной. Используя в игре жизненные ситуации, ребёнок вступает в

ролевые взаимоотношения с игровыми персонажами: становится

заботливой мамой, врачом, продавцом и т.д. Реализация сюжетов

подразумевает расширение круга предметов, с помощью которых он

играет.

1.4 Выстраивание последовательности игровых действий

Для того, что бы игра стала содержательной, необходимо помогать малышу

«строить» её как целостную ситуацию. В ситуации всё взаимосвязано и

выполняется в логической последовательности. Воспитатель помогает

малышу выстроить ряд цепочек игровых действий («давай сначала сварим

кашу, а потом покормим Машу»). Подводим завершающий итог(« суп

сварился», «кукла погуляла»).

Это помогает ребёнку лучше осознать смысл своих действий, учиться

планировать их, развивать игровой сюжет.

5

3 Классификация игр

1.1 Развитие сюжетно ролевой игры в раннем возрасте

Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой.

Ребёнок играет не и ради получения какого-то конкретного результата, а

потому что ему хочется играть.

Игра - создавая зону ближайшего развития ребёнка, является ведущей

деятельностью в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра ребёнка в

самом развитии проходит несколько стадий: ознакомительная игра,

отобразительная игра, сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, игра-

драматизация.

Ознакомительная игра

По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки,

она представляет собой предметно-игровую деятельность. Содержание -

действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования

предмета. Эта деятельность малыша меняет своё содержание:

обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки

и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

Отобразительная игра

Отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг

действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и

на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это

заключительный момент развития психологического содержание игры в

раннем детстве. Именно он создаёт почву для формирования у ребёнка

соответствующей предметной деятельности.

Сюжетно – отобразительная игра

Ребёнок раннего возраста направляет свои действия на выполнение

условной цели, т.е. появляется воображаемый результат. Меняется

психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно

опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета

по назначению.

Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра

6

Д.Б.Эльконин называл сюжетно ролевой игрой деятельность творческого

характера, где дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и

отношения взрослых. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет её

кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что

игровые задачи ребенок решает на высоком интеллектуальном уровне.

Игра – драматизация

В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов,

стишков.

1.2 Дидактические игры в раннем возрасте

В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет:

слово, наглядность, сюжет.

Раннее детство– это период энергичного освоения детьми различных

общественно – выработанных действий. В этом возрасте дидактические

игры учат детей:

- развивать умение сравнивать предметы по внешним признакам,

группировать их;

-составлять из части целое, закреплять представление о свойствах

предметов.

-совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей;

- развивается наблюдательность и внимание.

Дидактическая игра имеет определённую структуру: обучающая и

воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Задачи дидактических игр по развитию предметной деятельности

- сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска,

пространственного расположения);

- развитие способности обобщения и элементарного конструктивного

мышления;

- развитие речи (умение понимать и называть предметы, качества,

действия);

- развивать умения учиться у взрослого: воспринимать наглядно –

действенный показ взрослого и следовать ему;

7

- развитие сосредоточенности, целенаправленности, активности,

бережного пользования игрушками, аккуратности.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений ем, что

выполнение игровых правил контролируется, направляется игровыми

действиями.

Основная цель игр – воспитывать у детей с помощью взрослого качества,

которые не могут быть сформированы в процессе самостоятельной игры.

Воспитательница с помощью слова направляет, регулирует внимание

детей. Например: на занятии используем красный и синий шарики.

Сначала берём шарик одного цвета и говорим: «Шарик, красный шарик.

Покатай красный шарик». Или: «Дай красный шарик». Также говорим о

синем шарике. Путем неоднократного повторения «красный» или «синий»

поддерживается внимание детей к цвету, предупреждается возможное

отвлечение на что-либо другое, в данном случае второстепенное. Без

направляющего слова воспитателя восприятие детей рассеивается.

Поиграем на занятии в «Чудесный мешочек». Вынимая из мешочка,

игрушечную машину, называемее, возим по столу и говорим: «Машина

едет». Дети получили наглядное словесное обозначение - «Машина»,

«Машина едет». Ответная реакция- дети называли игрушку, движение не

назвал ни кто. Лишь когда они повозили её по столу и поиграли с ней,

многие стали называть предмет и действие. Дети не только смотрели,

слушали, но и действовали, наблюдали, и поэтому образовалась прочная

связь.

1.3 Приобщение детей раннего возраста к театрализованной

деятельности

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует

освоению коммуникативных навыков, развитию способности к

сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши

знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. Во

время выразительного чтения стихов и сказок взрослые должны

использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо

предмет или событие. Например, увидев ворону, скажем: "Посмотрите,

какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидя на ветке

каркает, с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже

поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона".

8

Можно использовать разнообразные кукольные театры (пальчиковый,

настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям

стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.).

Привлекать детей к участию в инсценировках.

Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью,

поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами

действия персонажей. Например: обыгрывая сказку "Репка"- дети тянут

её, обыгрывая сказку "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы,

показывают, как мышка хвостиком махнула.

Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и

действовать кукольными персонажами. В ходе таких игр-инсценировок,

малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов. Важно

само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его

эмоциональное состояние.

Взрослый призван помогать ребёнку, приобщать его к доступным видам

художественно-эстетической деятельности.

Заключение

Делая вывод можно сказать, что одним из важных занятий детей раннего

возраста является игра. С детьми данного возраста проводятся игры-

занятия, в которых усвоение материала протекает не заметно для малышей

в практической деятельности. Предметно-игровая деятельность оказывает

особое влияние на разностороннее развитие ребёнка, обогащает опыт

малыша, учит мыслить.

Игра - определяет дальнейшее психическое развитие ребёнка. Дети в игре

наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что они

знают и могут самостоятельно делать. В игре совершенствуется

восприятие, память, воображение, мышление и другие способности.

Детские игры имеют различные темы, роли.

Правильно выбранные игры помогают преодолевать отклонения в

поведении детей, предупреждать проявления неблагоприятных форм

поведения.

В игре легче всего преодолеваются и устраняются самые разные детские

страхи. Игра, игры – занятия, помогают сделать обычные занятия и

прогулки с ребёнком полезными и интересными.

9

Список используемой литературы

1Соляник Е.Н. Развивающие игры.- Санкт-Петербург.: ДЕТСТВО –

ПРЕСС, 2010. – 76с.

2Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2005. -222с.

3Махаева М.Д. Игровые занятия. – М.: Творческий Центр, 2005. – 87с.

4Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Я.: АКАДЕМИЯ-

РАЗВИТИЯ, 1997. -223с.

5Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,

1991. – 158с.

10



В раздел образования