Напоминание

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников


Автор: Малахова Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 11"Олененок"
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская облать
Наименование материала: статья
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:  воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;  формирование бережного отношения к природе и всему живому;  воспитание уважения к труду;  развитие интереса к русским традициям и промыслам;  формирование элементарных знаний о правах человека;  расширение представлений о городах России;  знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);  развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;  формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Для создание у детей практического общественного поведения используются следующие методы : метод приучения, упражнений , пример взрослых, показ действия , организация деятельности , труд, игра Для формирования у дошкольников нравственно-патриотических представлений и суждений проводятся беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, рассматривание картин, просмотр диафильмов, телепередач. Так же используется методы убеждения, положительного примера взрослых, оценка взрослых и похвала. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Дошкольникам, особенно детям старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, к родной улице, к родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений. При этом очень важно, чтобы в каждом дошкольном учреждении обобщался и систематизировался педагогический опыт, направленный на нравственное воспитание. Существенную помощь в организации системы патриотического воспитания может оказать действующий на базе детского сада музей патриотического воспитания дошкольников. Все материалы, экспозиции музея должны быть предоставлены в доступной форме. Это даёт детям возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества. Для эффективной работы по данной теме должна присутствовать совместная деятельность воспитателя с детьми, так как воспитание чувств это процесс, который невозможно уложить в жёсткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели должны широко использовать дидактические игры, а также подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, которые, опираясь на основной вид деятельности детей в этом возрасте – игровой, помогают формировать соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность необходимо включать беседы о родном крае, городе, селе, деревне; о животных родного края. Можно рассматривать тематические альбомы, иллюстрации, организовывать выставки предметов детского творчества. Наиболее эффективно воздействовать на ребёнка средствами эстетического воспитания, проводить изобразительную деятельность, прослушивать литературные и музыкальные произведения. Именно литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное воспитание ребёнка. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Следует серьёзно задуматься над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств у детей, которые могут выражаться в соответствующих поступках и поведении, в уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, к героям труда, в оказании им посильной помощи. В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью страны, её героями, героическими событиями, которые происходили в родном городе. Требованием к отбору содержания патриотического воспитания детей дошкольного возраста является включение в него культурного, исторического, духовного, эстетического, эколого- краеведческого компонентов, а также знание истории и традиций Отечества.


В раздел образования