Автор: Хапачева Саида Махмудовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №9"
Населённый пункт: Город Майкоп, Республика Адыгея
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Программа этнографического мини-музея в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
ПРОГРАММА
Мини – музея в детском саду
«ХЬАКIЭЩ» - ГОСТИННАЯ на учебный год
Направление: этнография, адыгское народное творчество.
Пояснительная записка
Этнография (от греческого слова « этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции
определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически
сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».
Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов,
проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего,
прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое
место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став
элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или
явления традиционно – бытовой культуры.
Мини - музей «Хьак1эщ» в ДОУ был создан с целью: осуществлять воспитание, обучение,
развитие и социализация воспитанников ДОУ.
Задачи:
- включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению
мини-музея;
- способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
- ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения адыгских народных традиций;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту адыгского быта;
- повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.
Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:
Наглядность.
Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:
- адыгская печка – «Хьаку», посуда, утварь,
- изделия народных промыслов: пхъэк1ыч, 1анэ, цыпхэ.
- прялка, ручное плетение, золотое шить, национальные костюмы;
- адыгские народные инструменты: пщынэ, камыл, пхъэк1ыч;
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных
произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его
различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Интерактивность. В музее адыгского быта воссоздана уютная обстановка «Адыгэ ун».
Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы
педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
Содержанием работы музея адыгского быта является:
проведение тематической НОД для дошкольников;
посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;
организация экскурсий для детей и их родителей.
Темы экскурсий: «Устройство АДЫГЭ УН», «Старинная посуда и предметы обихода»,
«Знакомство с адыгским народным ремеслом: золотое шитье», «народный досуг в избе:
посиделки, вечерки, календарные праздники», и др.;
оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм»,
«Обитатели избы (мужская половина дома, женская половина дома) – их место», «Домашние
животные – их роль в жизни адыгского крестьянина», «Женское ремесло» и другие;
организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.
Формы деятельности музея адыгского быта:
- НОД в комнате адыгского быта (знакомство с предметами);
- работа в комнате адыгского быта как часть НОД (создание образов, погружение в
атмосферу старины);
- тематические досуги в комнате адыгского быта («Адыгские народные посиделки-
«ЧЭЩДЭС», «Мэш1ошъхьачэт», «Кушъэхапх», «Лъэтегъэуцу» и др.).
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.
1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания
ребенка» (музыкальный руководитель).
2. Изготовление родителями настольных игр «По адыгским сказкам» (родители детей второй
младшей группы).
3. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Золотое шитье –
ПОДЧАСНИК, КИСЕТ,
ВЕЕР
».
4. Создание мини-музеев (совместно с педагогами)
5. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия»
Консультация для педагогов
1. Показ открытого занятия по ознакомлению детей с народными инструментами для
педагогов ДОУ «Пхъэк1ыч и пщынэ – в жизни народа».
2. Консультация «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные голосовые
упражнения – основа для закрепления произношения звуков у дошкольника».
3. Открытый показ занятия для педагогов района «Адыгея – Родина моя»
Типы НОД тематические, интегрированные:
- демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды, репродукции,
фотографии, музыкальное сопровождение);
- обыгрывание обрядов и традиций народных праздников;
- продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, шитье и декорирование).
КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:
Использовать в активной речи потешек, прибауток, пословиц и поговорок, загадок, считалок,
образных выражений.
Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными предметами и
делать соответствующие умозаключения.
Знает былинных (Нартский эпос) и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях
изобразительного искусства.
Принимает осмысленное и активное участие в адыгских народных праздниках.
Знает названия народных праздников и умеет объяснять, что это за праздник и когда он
бывает.
Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
Знает историю адыгского народного костюма, различает головные уборы (женские, мужские).
Имеет представление о народных промыслах (Золотое шитье, ручное плетенье, плетенье
циновок).
Имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью. В украшении головных уборов
национальным орнаментом, изготовлении тряпичных кукол.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ:
Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения использует в речи.
Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.
Знает названия некоторых народных праздников и принимает в них активное участие.
Знает адыгские подвижные игры и умеет объяснять правила другим.
Знает элементы адыгского народного костюма и различает головные уборы.
Имеет практическое умение по работе с тестом, может сделать тряпичную куклу.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:
Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы педагога использует
их в речи.
Знает народные приметы.
Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие или с
инициативы педагога.
Знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним.
Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью.