Напоминание

"Программа этнографического мини-музея в детском саду"


Автор: Хапачева Саида Махмудовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №9"
Населённый пункт: Город Майкоп, Республика Адыгея
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Программа этнографического мини-музея в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОГРАММА

Мини – музея в детском саду

«ХЬАКIЭЩ» - ГОСТИННАЯ на учебный год

Направление: этнография, адыгское народное творчество.

Пояснительная записка

Этнография (от греческого слова « этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции

определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически

сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».

Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов,

проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего,

прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое

место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став

элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или

явления традиционно – бытовой культуры.

Мини - музей «Хьак1эщ» в ДОУ был создан с целью: осуществлять воспитание, обучение,

развитие и социализация воспитанников ДОУ.

Задачи:

- включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению

мини-музея;

- способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

- ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

- формировать чувство любви к Родине на основе изучения адыгских народных традиций;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту адыгского быта;

- повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.

Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:

Наглядность.

Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:

- адыгская печка – «Хьаку», посуда, утварь,

- изделия народных промыслов: пхъэк1ыч, 1анэ, цыпхэ.

- прялка, ручное плетение, золотое шить, национальные костюмы;

- адыгские народные инструменты: пщынэ, камыл, пхъэк1ыч;

Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных

произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его

различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Интерактивность. В музее адыгского быта воссоздана уютная обстановка «Адыгэ ун».

Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы

педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

Содержанием работы музея адыгского быта является:

проведение тематической НОД для дошкольников;

посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;

организация экскурсий для детей и их родителей.

Темы экскурсий: «Устройство АДЫГЭ УН», «Старинная посуда и предметы обихода»,

«Знакомство с адыгским народным ремеслом: золотое шитье», «народный досуг в избе:

посиделки, вечерки, календарные праздники», и др.;

оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм»,

«Обитатели избы (мужская половина дома, женская половина дома) – их место», «Домашние

животные – их роль в жизни адыгского крестьянина», «Женское ремесло» и другие;

организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.

Формы деятельности музея адыгского быта:

- НОД в комнате адыгского быта (знакомство с предметами);

- работа в комнате адыгского быта как часть НОД (создание образов, погружение в

атмосферу старины);

- тематические досуги в комнате адыгского быта («Адыгские народные посиделки-

«ЧЭЩДЭС», «Мэш1ошъхьачэт», «Кушъэхапх», «Лъэтегъэуцу» и др.).

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.

1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания

ребенка» (музыкальный руководитель).

2. Изготовление родителями настольных игр «По адыгским сказкам» (родители детей второй

младшей группы).

3. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Золотое шитье –

ПОДЧАСНИК, КИСЕТ,

ВЕЕР

».

4. Создание мини-музеев (совместно с педагогами)

5. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия»

Консультация для педагогов

1. Показ открытого занятия по ознакомлению детей с народными инструментами для

педагогов ДОУ «Пхъэк1ыч и пщынэ – в жизни народа».

2. Консультация «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные голосовые

упражнения – основа для закрепления произношения звуков у дошкольника».

3. Открытый показ занятия для педагогов района «Адыгея – Родина моя»

Типы НОД тематические, интегрированные:

- демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды, репродукции,

фотографии, музыкальное сопровождение);

- обыгрывание обрядов и традиций народных праздников;

- продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, шитье и декорирование).

КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:

Использовать в активной речи потешек, прибауток, пословиц и поговорок, загадок, считалок,

образных выражений.

Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными предметами и

делать соответствующие умозаключения.

Знает былинных (Нартский эпос) и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях

изобразительного искусства.

Принимает осмысленное и активное участие в адыгских народных праздниках.

Знает названия народных праздников и умеет объяснять, что это за праздник и когда он

бывает.

Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.

Знает историю адыгского народного костюма, различает головные уборы (женские, мужские).

Имеет представление о народных промыслах (Золотое шитье, ручное плетенье, плетенье

циновок).

Имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью. В украшении головных уборов

национальным орнаментом, изготовлении тряпичных кукол.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ:

Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения использует в речи.

Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.

Знает названия некоторых народных праздников и принимает в них активное участие.

Знает адыгские подвижные игры и умеет объяснять правила другим.

Знает элементы адыгского народного костюма и различает головные уборы.

Имеет практическое умение по работе с тестом, может сделать тряпичную куклу.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:

Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы педагога использует

их в речи.

Знает народные приметы.

Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие или с

инициативы педагога.

Знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним.

Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью.



В раздел образования