Напоминание

Взаимодействие и преемственность в работе учителя и воспитателя группы продленного дня, как одно из важных условий эффективности учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ.


Автор: Блистанова Татьяна Васильевна
Должность: Воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ 76
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие и преемственность в работе учителя и воспитателя группы продленного дня, как одно из важных условий эффективности учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ.
Раздел: начальное образование





Назад




Взаимодействие и преемственность в работе учителя и воспитателя группы

продленного дня, как одно из важных условий эффективности учебно-

воспитательного процесса детей с ОВЗ.

«Воспитатели и учителя должны знать,

кого им нужно воспитывать или выучить,

знать не только тот педагогический материал,

который сидит или бегает под их руководством, но и тот

умственный и нравственный идеал,

к которому они обязаны приближать эти вверенные им

маленькие живые будущности».

В.О. Ключевский

Одним из важнейших вопросов организации продленного дня является взаимодействие

между учителем и воспитателем группы продленного дня. От степени

скоординированности их усилий зависит качество учебно-воспитательного процесса,

уровень успеваемости и воспитанности учащихся.

Каковы же формы взаимодействия учителя и воспитателя?

Во-первых, это совместная работа воспитателя и учителя по воспитанию коллектива,

планированию и проведению внеурочной учебно-воспитательной работы, ведению

психолого-педагогических наблюдений, взаимопосещение занятий, участие в

методической работе и работа с родителями.

Во-вторых, это обмен информацией между учителем и воспитателем. При этом

средствами обмена служат классные журналы, журналы групп продленного дня, дневники

учащихся и их тетради.

Самоподготовка в группе – самая основная грань проблемы преемственности в работе

учителя и воспитателя. Вот почему так необходимо тесное взаимодействие учителя и

воспитателя, в ходе которого отрабатывается единый подход к проведению

самоподготовки. Учителю целесообразно сосредоточить свои усилия на отборе

содержания и объема тех знаний, умений и навыков, которые ребята должны приобрести

или углубить во время самоподготовки, а воспитателю – на отборе целесообразных для

этого форм организации познавательной деятельности (например, работа с книгой,

творческие работы).

Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения,

осуществляемого учителем. Взаимодействие в работе учителя и воспитателя группы

продленного дня предполагает поддержание постоянной взаимосвязи. Одним из видов

такой взаимосвязи, способствующим успеху в руководстве самоподготовкой, является

заблаговременное информирование воспитателей обо всех домашних заданиях,

задаваемых учителями. С этой целью помимо классного журнала с 1 по 4 классы может

быть введена специальная тетрадь (тетрадь взаимосвязи, «сигнальная тетрадь», дневник

взаимосвязи), в которой учитель заранее фиксирует домашнее задание и при

необходимости дает краткие методические указания для воспитателя. Располагая этими

сведениями заблаговременно, воспитатель получает возможность заранее познакомиться

по каждому учебному предмету с системой домашних заданий ряда уроков. Более того,

воспитатель получает время для подготовки к занятиям. При этом воспитатель может

высказать учителю свое мнение, касающееся отдельных заданий, внести поправки, если

задание подобрано неудачно, предотвратить такие крайности, когда в одни дни задания

оказываются слишком легкими, а в другие дни учащиеся перегружены ими.

В процессе самоподготовки ярко выступает отношение учащегося к учебному предмету,

его старание и прилежание, умения и навыки при выполнении самостоятельной работы.

Воспитатель, который руководит самоподготовкой, ежедневно практически оценивает

объем и соотношение заданий друг с другом, видит, какая нагрузка падает на учащихся по

всем предметам. Давая задание по своему предмету, учитель обязан помнить, что

учащиеся получают их и по другим предметам. О согласованности заданий может

позаботиться и классный руководитель. Так, например, если по литературе учащимся

задано написать сочинение, то классный руководитель может поставить об этом в

известность всех учителей-предметников данного класса. О своих наблюдениях

воспитатель может сообщить учителю, который примет к сведению полученную

информацию. Настоящее содружество между учителем и воспитателем устанавливается

тогда, когда они оба имеют в виду преемственность между уроком и подготовкой

домашних заданий, учитывают особенности каждой из этих форм организации учебного

процесса. При отсутствии записи в специальной тетради воспитатель может

воспользоваться классным журналом или дневником лучшего учащегося.

Для успешной работы воспитателю нужна полная ясность: что задано, как выполнять

задания, что сделать дополнительно, кому из учеников нужна помощь и т. д.. Постоянный

контакт учителя и воспитателя, беседы, обсуждение отдельных вопросов, совместная

деятельность в методическом объединении, взаимная информация делают их работу более

эффективной, позволяют в короткий срок сформировать у учащихся навыки

самостоятельного и рационального учебного труда.

Навыки самостоятельной работы учащиеся приобретают постепенно, в процессе

практики. Организуя выполнение домашних заданий, воспитатели группы продленного

дня приучают детей к определённому порядку приготовления уроков, к рациональному и

эффективному использованию времени, отведенного для их выполнения, к их четкому,

аккуратному выполнению, к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до

конца, держать в порядке, удобном для использования, необходимые учебные пособия.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее:

уровень общеучебных умений и навыков учащихся; уровень навыков самостоятельной

работы; возрастные и индивидуальные особенности детей.

Самоподготовка органически связана с уроками образовательными, развивающими и

воспитательными целями, содержанием, элементами методики умственного труда. И

внешне, организационно, самоподготовка бывает очень похожа на ситуацию урока. Порой

приходится наблюдать, что воспитатель даже опасается вводить что-либо, отличающее

самоподготовку от урока. Это происходит чаще всего в тех случаях, когда воспитатель

чувствует свою второстепенность по сравнению с учителем, полностью зависит от его

требований и установок. Особенно опасно, когда такое неравенство учителя и воспитателя

замечают дети. Уже одно это обстоятельство подрывает авторитет воспитателя, нарушает

систему единых требований, лишает его возможности строить правильные

воспитывающие отношения с детским коллективом.

Вот почему статус воспитателя в классе или группе продленного дня необходимо

поднимать прежде всего за счет углубления, обогащения, а порой и создания

специфических воспитательных основ самоподготовки.

Результативность самостоятельной учебной работы школьников во время самоподготовки

прямо зависит от содержания, объема задания, данного учителем, и от методики подачи

его на уроке. Вот почему сотрудничество с учителем, взаимосвязь учителя и воспитателя

— одно из важнейших условий успешной организации самоподготовки. Если

самоподготовку в классе продленного дня ведет сам учитель, он в не меньшей степени

должен учитывать особенности взаимосвязи урока и самоподготовки.

Урок в классе должен обязательно включать совместную с учителем коллективную работу

по обсуждению справочного аппарата изучаемой темы, который потом будет использован

на самоподготовке, объяснение, комментирование алгоритмов, памяток. Учитель

определяет основную дидактическую цель самоподготовки, разрабатывает и подбирает

конкретные задания, в которых будет реализована эта цель, материал для

дифференцированной работы, готовит консультантов.

Согласованность действий воспитателя и учителя по развитию навыков самостоятельной

работы учащихся необходима и в планировании, и в советах для правильного выполнения

домашнего задания, и при оказании помощи отстающим или слабоуспевающим ученикам

в процессе самоподготовки. Поскольку учеников, посещающих группу продленного дня,

на дополнительные занятия не оставляют, учителям приходится заниматься с ними во

время самоподготовки, это дает возможность воспитателю уделить больше внимания

другим школьникам. Для подобных занятий, кроме классной комнаты, могут быть

использованы кабинеты, рекреации, школьные коридоры, библиотека и другие

помещения.

Навыки и умения, приобретаемые учащимися в процессе самоподготовки, продолжают

свое развитие при работе на уроке. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и

учителя может способствовать улучшению качества предстоящего урока,

совершенствованию самоподготовки школьников.

Иногда учителя дают учащимся большие и сложные задания, считая, что с помощью

воспитателя они с ними справится. Такие действия нельзя признать правильными с

педагогической точки зрения. Учитель и воспитатель должны хорошо знать нормативные

требования в определении трудности и объема домашнего задания. Самоподготовка

учащихся в I—II классах должна занимать не более 1 ч, в III—IV классах — 1,5—2 ч.

(Указанное время отводится для выполнения домашних заданий и не предполагает

никаких разминок перед их выполнением - устного счета, общегруппового повторения

правил и т. д., дополнительных объяснений и инструктажей со стороны воспитателя по

выполнению домашних заданий.)

За самоподготовку в равной степени несут ответственность как воспитатель, так и

учитель, хотя он не всегда на ней присутствует.

Установлению преемственности способствует такой порядок, когда учитель и воспитатель

периодически посещают занятия друг друга. Прежде всего, это – взаимопосещение уроков

и самоподготовок в их системе, планирование и совместная организация воспитательных

мероприятий познавательного характера (обсуждение книг, телепередач, итогов экскурсий,

открытые занятия по интересам, творческие конкурсы), беседы, консультации, выработка

единых требований к организации индивидуальной познавательной деятельности

школьников.

Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя

на уроке. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой учеников в условиях

классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель, в свою очередь,

приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность

дозировки домашних заданий, доступность их для учащихся, узнать о трудностях, с

которыми школьники встречаются при самостоятельной работе.

При посещении уроков воспитатель уясняет систему и методику изложения материала

учителем, наблюдает, как дается задание на дом и какой при этом проводится инструктаж.

Вместе с тем воспитатель на уроке видит результаты своей деятельности, своего

руководства над самостоятельной работой учащихся. Не менее важно и посещение

учителем-предметником часов самоподготовки учащихся. При этом он оценивает по

существу характер и объем своего задания на дом, выясняет, какие затруднения

испытывают учащиеся при выполнении задания. Кроме того, при необходимости учитель

может использовать это время для индивидуальной работы с отдельными учащимися.

Посещение воспитателем уроков учителя в том классе, учащимися которого

укомплектована группа, а учителем самоподготовки - одно из важных условий усиления

педагогической взаимосвязи. Взаимопосещение педагогами уроков и самоподготовок

широко вошло в практику работы школы. Анализ показал, что в процессе

взаимопосещения занятий учитель и воспитатель обогащаются педагогическим опытом,

выявляют недостатки в своей работе и в итоге совершенствуют учебно-воспитательный

процесс. Таким образом, взаимопосещение занятий дает возможность осуществить

единство требований, а также проводить творческий обмен мнениями по всем вопросам

учебно-воспитательной работы в данном классе. Одной из таких форм обмена мнениями

может быть совместное заседание методического объединения воспитателей, учителей-

предметников и классных руководителей. На этих совместных заседаниях обсуждаются

вопросы, касающиеся индивидуального подхода к детям, домашних заданий, а также

самостоятельной работы учащихся.

Взаимопосещаемость и другие формы совместной работы дают возможность разработать

единые требования в учащимся. Внимательно наблюдая за работой учеников на уроках и

во время самоподготовки, воспитатель совместно, с учителем обсуждает, кого из

воспитанников надо больше контролировать, кому предоставить больше

самостоятельности, с кем следует поработать индивидуально.

При согласованной работе учителя и воспитателя последний внимательно просматривает

тематическое планирование по предметам, выясняет: какие темы наиболее трудны для

учащихся, в чем именно; какие планируются практические работы, связанные с

подготовкой домашних заданий (например, прогулки и экскурсии в природу с указанием

цели и конкретными пометками о том, на что обратить внимание у наблюдаемого объекта

и по дороге к нему). Все эти данные могут найти отражение в календарном плане

воспитателя.

Таким образом, взаимодействие и преемственность в работе учителя и воспитателя

группы продленного дня – одно из важных условий эффективности учебно-

воспитательного процесса в школе.

Использованная литература:

1. Баранцев С.А., Береуцин Г.В., Берсуцкий Н.Л. и др. Учебно-воспитательная и

оздоровительная работа в школах и группах продленного дня. – М.: Просвещение,1988. –

С. 16.

2. Визгерд Я.А. Учебно-воспитательная работа в школе. –М.: Просвещение, 1962. – С. 102.

3. Кобзарь Б.С. Учебно-воспитательный процесс в школах и группах продленного дня. –

Киев: «Радянська школа», 1982. –С. 52.

4. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Избранные произведения. – Т.2. – Киев, 1976.

– С. 566.



В раздел образования