Автор: Блистанова Татьяна Васильевна
Должность: Воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ 76
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие и преемственность в работе учителя и воспитателя группы продленного дня, как одно из важных условий эффективности учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ.
Раздел: начальное образование
Взаимодействие и преемственность в работе учителя и воспитателя группы
продленного дня, как одно из важных условий эффективности учебно-
воспитательного процесса детей с ОВЗ.
«Воспитатели и учителя должны знать,
кого им нужно воспитывать или выучить,
знать не только тот педагогический материал,
который сидит или бегает под их руководством, но и тот
умственный и нравственный идеал,
к которому они обязаны приближать эти вверенные им
маленькие живые будущности».
В.О. Ключевский
Одним из важнейших вопросов организации продленного дня является взаимодействие
между учителем и воспитателем группы продленного дня. От степени
скоординированности их усилий зависит качество учебно-воспитательного процесса,
уровень успеваемости и воспитанности учащихся.
Каковы же формы взаимодействия учителя и воспитателя?
Во-первых, это совместная работа воспитателя и учителя по воспитанию коллектива,
планированию и проведению внеурочной учебно-воспитательной работы, ведению
психолого-педагогических наблюдений, взаимопосещение занятий, участие в
методической работе и работа с родителями.
Во-вторых, это обмен информацией между учителем и воспитателем. При этом
средствами обмена служат классные журналы, журналы групп продленного дня, дневники
учащихся и их тетради.
Самоподготовка в группе – самая основная грань проблемы преемственности в работе
учителя и воспитателя. Вот почему так необходимо тесное взаимодействие учителя и
воспитателя, в ходе которого отрабатывается единый подход к проведению
самоподготовки. Учителю целесообразно сосредоточить свои усилия на отборе
содержания и объема тех знаний, умений и навыков, которые ребята должны приобрести
или углубить во время самоподготовки, а воспитателю – на отборе целесообразных для
этого форм организации познавательной деятельности (например, работа с книгой,
творческие работы).
Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения,
осуществляемого учителем. Взаимодействие в работе учителя и воспитателя группы
продленного дня предполагает поддержание постоянной взаимосвязи. Одним из видов
такой взаимосвязи, способствующим успеху в руководстве самоподготовкой, является
заблаговременное информирование воспитателей обо всех домашних заданиях,
задаваемых учителями. С этой целью помимо классного журнала с 1 по 4 классы может
быть введена специальная тетрадь (тетрадь взаимосвязи, «сигнальная тетрадь», дневник
взаимосвязи), в которой учитель заранее фиксирует домашнее задание и при
необходимости дает краткие методические указания для воспитателя. Располагая этими
сведениями заблаговременно, воспитатель получает возможность заранее познакомиться
по каждому учебному предмету с системой домашних заданий ряда уроков. Более того,
воспитатель получает время для подготовки к занятиям. При этом воспитатель может
высказать учителю свое мнение, касающееся отдельных заданий, внести поправки, если
задание подобрано неудачно, предотвратить такие крайности, когда в одни дни задания
оказываются слишком легкими, а в другие дни учащиеся перегружены ими.
В процессе самоподготовки ярко выступает отношение учащегося к учебному предмету,
его старание и прилежание, умения и навыки при выполнении самостоятельной работы.
Воспитатель, который руководит самоподготовкой, ежедневно практически оценивает
объем и соотношение заданий друг с другом, видит, какая нагрузка падает на учащихся по
всем предметам. Давая задание по своему предмету, учитель обязан помнить, что
учащиеся получают их и по другим предметам. О согласованности заданий может
позаботиться и классный руководитель. Так, например, если по литературе учащимся
задано написать сочинение, то классный руководитель может поставить об этом в
известность всех учителей-предметников данного класса. О своих наблюдениях
воспитатель может сообщить учителю, который примет к сведению полученную
информацию. Настоящее содружество между учителем и воспитателем устанавливается
тогда, когда они оба имеют в виду преемственность между уроком и подготовкой
домашних заданий, учитывают особенности каждой из этих форм организации учебного
процесса. При отсутствии записи в специальной тетради воспитатель может
воспользоваться классным журналом или дневником лучшего учащегося.
Для успешной работы воспитателю нужна полная ясность: что задано, как выполнять
задания, что сделать дополнительно, кому из учеников нужна помощь и т. д.. Постоянный
контакт учителя и воспитателя, беседы, обсуждение отдельных вопросов, совместная
деятельность в методическом объединении, взаимная информация делают их работу более
эффективной, позволяют в короткий срок сформировать у учащихся навыки
самостоятельного и рационального учебного труда.
Навыки самостоятельной работы учащиеся приобретают постепенно, в процессе
практики. Организуя выполнение домашних заданий, воспитатели группы продленного
дня приучают детей к определённому порядку приготовления уроков, к рациональному и
эффективному использованию времени, отведенного для их выполнения, к их четкому,
аккуратному выполнению, к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до
конца, держать в порядке, удобном для использования, необходимые учебные пособия.
При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее:
уровень общеучебных умений и навыков учащихся; уровень навыков самостоятельной
работы; возрастные и индивидуальные особенности детей.
Самоподготовка органически связана с уроками образовательными, развивающими и
воспитательными целями, содержанием, элементами методики умственного труда. И
внешне, организационно, самоподготовка бывает очень похожа на ситуацию урока. Порой
приходится наблюдать, что воспитатель даже опасается вводить что-либо, отличающее
самоподготовку от урока. Это происходит чаще всего в тех случаях, когда воспитатель
чувствует свою второстепенность по сравнению с учителем, полностью зависит от его
требований и установок. Особенно опасно, когда такое неравенство учителя и воспитателя
замечают дети. Уже одно это обстоятельство подрывает авторитет воспитателя, нарушает
систему единых требований, лишает его возможности строить правильные
воспитывающие отношения с детским коллективом.
Вот почему статус воспитателя в классе или группе продленного дня необходимо
поднимать прежде всего за счет углубления, обогащения, а порой и создания
специфических воспитательных основ самоподготовки.
Результативность самостоятельной учебной работы школьников во время самоподготовки
прямо зависит от содержания, объема задания, данного учителем, и от методики подачи
его на уроке. Вот почему сотрудничество с учителем, взаимосвязь учителя и воспитателя
— одно из важнейших условий успешной организации самоподготовки. Если
самоподготовку в классе продленного дня ведет сам учитель, он в не меньшей степени
должен учитывать особенности взаимосвязи урока и самоподготовки.
Урок в классе должен обязательно включать совместную с учителем коллективную работу
по обсуждению справочного аппарата изучаемой темы, который потом будет использован
на самоподготовке, объяснение, комментирование алгоритмов, памяток. Учитель
определяет основную дидактическую цель самоподготовки, разрабатывает и подбирает
конкретные задания, в которых будет реализована эта цель, материал для
дифференцированной работы, готовит консультантов.
Согласованность действий воспитателя и учителя по развитию навыков самостоятельной
работы учащихся необходима и в планировании, и в советах для правильного выполнения
домашнего задания, и при оказании помощи отстающим или слабоуспевающим ученикам
в процессе самоподготовки. Поскольку учеников, посещающих группу продленного дня,
на дополнительные занятия не оставляют, учителям приходится заниматься с ними во
время самоподготовки, это дает возможность воспитателю уделить больше внимания
другим школьникам. Для подобных занятий, кроме классной комнаты, могут быть
использованы кабинеты, рекреации, школьные коридоры, библиотека и другие
помещения.
Навыки и умения, приобретаемые учащимися в процессе самоподготовки, продолжают
свое развитие при работе на уроке. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и
учителя может способствовать улучшению качества предстоящего урока,
совершенствованию самоподготовки школьников.
Иногда учителя дают учащимся большие и сложные задания, считая, что с помощью
воспитателя они с ними справится. Такие действия нельзя признать правильными с
педагогической точки зрения. Учитель и воспитатель должны хорошо знать нормативные
требования в определении трудности и объема домашнего задания. Самоподготовка
учащихся в I—II классах должна занимать не более 1 ч, в III—IV классах — 1,5—2 ч.
(Указанное время отводится для выполнения домашних заданий и не предполагает
никаких разминок перед их выполнением - устного счета, общегруппового повторения
правил и т. д., дополнительных объяснений и инструктажей со стороны воспитателя по
выполнению домашних заданий.)
За самоподготовку в равной степени несут ответственность как воспитатель, так и
учитель, хотя он не всегда на ней присутствует.
Установлению преемственности способствует такой порядок, когда учитель и воспитатель
периодически посещают занятия друг друга. Прежде всего, это – взаимопосещение уроков
и самоподготовок в их системе, планирование и совместная организация воспитательных
мероприятий познавательного характера (обсуждение книг, телепередач, итогов экскурсий,
открытые занятия по интересам, творческие конкурсы), беседы, консультации, выработка
единых требований к организации индивидуальной познавательной деятельности
школьников.
Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя
на уроке. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой учеников в условиях
классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель, в свою очередь,
приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность
дозировки домашних заданий, доступность их для учащихся, узнать о трудностях, с
которыми школьники встречаются при самостоятельной работе.
При посещении уроков воспитатель уясняет систему и методику изложения материала
учителем, наблюдает, как дается задание на дом и какой при этом проводится инструктаж.
Вместе с тем воспитатель на уроке видит результаты своей деятельности, своего
руководства над самостоятельной работой учащихся. Не менее важно и посещение
учителем-предметником часов самоподготовки учащихся. При этом он оценивает по
существу характер и объем своего задания на дом, выясняет, какие затруднения
испытывают учащиеся при выполнении задания. Кроме того, при необходимости учитель
может использовать это время для индивидуальной работы с отдельными учащимися.
Посещение воспитателем уроков учителя в том классе, учащимися которого
укомплектована группа, а учителем самоподготовки - одно из важных условий усиления
педагогической взаимосвязи. Взаимопосещение педагогами уроков и самоподготовок
широко вошло в практику работы школы. Анализ показал, что в процессе
взаимопосещения занятий учитель и воспитатель обогащаются педагогическим опытом,
выявляют недостатки в своей работе и в итоге совершенствуют учебно-воспитательный
процесс. Таким образом, взаимопосещение занятий дает возможность осуществить
единство требований, а также проводить творческий обмен мнениями по всем вопросам
учебно-воспитательной работы в данном классе. Одной из таких форм обмена мнениями
может быть совместное заседание методического объединения воспитателей, учителей-
предметников и классных руководителей. На этих совместных заседаниях обсуждаются
вопросы, касающиеся индивидуального подхода к детям, домашних заданий, а также
самостоятельной работы учащихся.
Взаимопосещаемость и другие формы совместной работы дают возможность разработать
единые требования в учащимся. Внимательно наблюдая за работой учеников на уроках и
во время самоподготовки, воспитатель совместно, с учителем обсуждает, кого из
воспитанников надо больше контролировать, кому предоставить больше
самостоятельности, с кем следует поработать индивидуально.
При согласованной работе учителя и воспитателя последний внимательно просматривает
тематическое планирование по предметам, выясняет: какие темы наиболее трудны для
учащихся, в чем именно; какие планируются практические работы, связанные с
подготовкой домашних заданий (например, прогулки и экскурсии в природу с указанием
цели и конкретными пометками о том, на что обратить внимание у наблюдаемого объекта
и по дороге к нему). Все эти данные могут найти отражение в календарном плане
воспитателя.
Таким образом, взаимодействие и преемственность в работе учителя и воспитателя
группы продленного дня – одно из важных условий эффективности учебно-
воспитательного процесса в школе.
Использованная литература:
1. Баранцев С.А., Береуцин Г.В., Берсуцкий Н.Л. и др. Учебно-воспитательная и
оздоровительная работа в школах и группах продленного дня. – М.: Просвещение,1988. –
С. 16.
2. Визгерд Я.А. Учебно-воспитательная работа в школе. –М.: Просвещение, 1962. – С. 102.
3. Кобзарь Б.С. Учебно-воспитательный процесс в школах и группах продленного дня. –
Киев: «Радянська школа», 1982. –С. 52.
4. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Избранные произведения. – Т.2. – Киев, 1976.
– С. 566.