Автор: Хаткевич Наталья Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ СОШ ТЦО Дошкольное отделение №3
Населённый пункт: ГП Токсово В\Г 61
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Коллекция семян"
Раздел: дошкольное образование
«КОЛЛЕКЦИЯ СЕМЯН»
ГРУППА
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
СТАРШАЯ РАЗНОВОЗРОСТНАЯ ГРУППА С 5-7 ЛЕТ
КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Цель: закрепить у детей системы знаний о разнообразии и
взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития
растений из семян.
"Коллекция семян" для изучения с детьми и их
самостоятельного рассматривания.
Для развития навыков классификации мы решили создать в
группе коллекцию семян. Ведь коллекционирование развивает в
ребёнке внимательность, наблюдательность, учит любить и
беречь окружающую природу, расширяет кругозор.
Все эти семена можно потрогать, поменять, брать в руки и
рассматривать. Ребенок здесь - соавтор творец экспозиции, и
не только ребенок, но и родители. Родители приняли активное
участие в создании коллекции.
Все эти семена мы в дальнейшем можем использовать на других
занятиях в качестве наглядного материала.
Дети вместе с родителями не выкидывали косточки от арбуза
или яблони, а промывали их, посушили и потом приносили в
детский сад.
Коллекция состоит из карточек, на которых изображено
растение как оно растет в природе, его плоды и семена. В
коллекцию вошли множество растений, с которыми дети
сталкиваются в повседневной жизни, такие как яблоко, огурец,
помидор, редиска, морковь и т. д. Карточки из коллекции можно
использовать как в индивидуальной работе с детьми, так и в
групповой работе на занятиях. Коллекция предусматривает и
свое дальнейшее пополнение новыми карточками, семенами
новых растений.
Альбом с семенами и картинками растений, которые
вырастает из семени. Всё это может быть использовано
детьми как в образовательной деятельности, например в
образовательной области «Художественное творчество» для
изготовления поделок, так и для свободного изучения и
рассматривания и экспериментировании.
Помимо овощей и фруктов коллекцию можно дополнять и
семенами цветов, высаживаемых на участке с детьми,
например: петуния, астра, бархатцы.
"Коллекцию семян" можно использовать и для проведения
некоторых дидактических игр, например "Вершки и корешки",
"Во саду ли, в огороде", «Детки с ветки», «Выложи цепочку»,
«Подбери картинку»
Мною были использованы такие формы работы с детьми:
1) занятия-экскурсии
2) исследовательская деятельность
3) продуктивная деятельность
4) самостоятельная деятельность
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧЬИ СЕМЕНА»
Цель: познакомить детей с видами семян различных плодов
растений
Ход игры:
Сначала знакомим детей с различными видами семян, объясняем
у какого овоща или фрукта такие семена. Учим их обращать
внимание, чем похожи семена и чем отличаются. И только
потом, дети могут сами играть, под наблюдением взрослых.
1 вариант. Ребенок должен определить, с какого плода эти
семена и поместить данный пакетик к картинке с
изображением нужного овоща или фрукта.
2 вариант. Можно загадывать загадку, а ребенок должен
отгадку найти и показать.
Игра «С какого дерева плод?”
Цель: закрепить знания детей, о разнообразии фруктовых
деревьев.
Задачи: Активизировать словарь. Развивать память,
наблюдательность, внимание. Воспитывать познавательный
интерес. Упражнять в счёте.
Материалы и оборудование: карточки с изображением
различных фруктовых деревьев и соответствующие этим
деревьям семена(плоды).
Игровое правило: Игрокам раздаются карточки (по одной или
несколько, в зависимости от играющих). Ведущий достаёт из
коробочки плод фруктового дерева. Кто из детей находит у себя
на карточке соответствующее дерево, тот называет плод и
даёт его описание. Выигрывает, тот из участников, кто
первым закроет контуры плодов на своём дереве.
Усложнение: сосчитать сколько плодов на дереве.
-назвать какой сок, варенье, морс и т. д. можно приготовить из
плодов изображенных на картинке.
Игра «Вершки и корешки»
Цель: закрепить с детьми названия растений, внешний вид
наземной и подземной части
Задачи: развивать внимание, наблюдательность, память;
воспитывать познавательный интерес.
Материалы и оборудование: реальные «вершки» и «корешки»
овощей или картинки с их изображением.
Игровое правило: 1-й вариант. Педагог делит детей на две
группы. Одной из них он раздает «корешки» (лук, репа., морковь,
картофель и др., другой — «вершки» этих растений. Все
«вершки» и «корешки» перемешались. По сигналу педагога: «Раз,
два, три — свою пару найди!» все дети подбирают себе пару.
2-й вариант. «Корешки» стоят на месте. По площадке бегают
«вершки». По команде педагога они должны встать так, чтобы
ботва и корень составили одно целое. Правильность
выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (двое
детей) или сам педагог.
Дидактическая игра «Плоды и семена»
Цель игры: закрепить умения детей узнавать растения по
характерным признакам
Задачи: Рассматривая листья деревьев, найти плоды и
семена данного дерева.
Расширять знания детей о растениях.
Искать в природе такие же растения.
На столе разложить картинки с изображением листьев,
плодов и семян деревьев. Сначала ребенок должен выбрать один
лист и подобрать к нему плод или семена. Потом берется
второй лист и тоже подбирается плод. По ходу игры
выясняется название растения, где растет, есть ли такое
растение на территории детского сада. Играя в следующий раз
можно разложить листья в ряд и сразу подбирать плоды ко
всем листьям.
Дидактическая игра: «Составь узор»
Цель игры: Развитие мелкой моторики рук, воображения,
творческих способностей, упражнение в счете, закрепление
знаний о геометрических фигурах, закрепление знаний цветов.
Материалы: баночки с крупными семенами, карточки с
контурами рисунков, пустые карточки, карточки с
незаконченными рисунками.
Вариантов игры множество, вот некоторые из них.
Ход игры.
1) Воспитатель предлагает ребятам карточки с контурами
рисунков и дает задание выложить их семенами (можно
выложить по контуру, можно заполнить всю картинку).
Задание можно усложнить, предложив детям выложить
рисунок на столе, глядя на карточку. Еще один усложненный
вариант - это выкладывание совсем небольшого рисунка, где
ребята должны сами подобрать нужного размера семена.
2) Предлагаются детям карточки с незаконченными
рисунками. Их нужно самостоятельно завершить.
3) Предложить ребятам самостоятельно выложить из
семян картинку на любую тему.
4) Используя семена можно закреплять математические
понятия. Например, предложить ребятам закончить бусы,
составленные с помощью определенного чередования семян, а
так же выложить семенами цифры или геометрические фигуры
на карточке или заполнить семенами предложенные задания.
Еще один вариант- выложить на карточку столько семян, какая
цифра на ней написана. Можно каждое задание усложнять
путем выкладывания семян определенного цвета или
чередования несколько цветов.